Автор: Копайцева Галина Дмитриевна
Должность: преподаватель географии и экологии
Учебное заведение: ФГБОУ ОмГУПС - СП СПО ОТЖТ
Населённый пункт: город Омск, Омская область
Наименование материала: статья
Тема: "Методическая система педагога"
Раздел: среднее профессиональное
Копайцева Галина Дмитриевна
Методическая
системы
педагога
автор
:
Копайцева
Галина
Дмитриевна
,
Преподаватель
географии
,
экологии
,.
СП
СПО
ОТЖТ
УДК. 378.114
Моя методическая система направлена на формирование ценностного
отношения к здоровью, и сформировалась в течение последних пяти лет.
Актуальность
применения
такой методической
системы
обусловлена
наблюдениями
психологов,
физиологов,
педагогов,
статистическими
данными показывающими, что уровень состояния здоровья (физического и
психоэмоционального) у обучающихся разного возраста ежегодно падает.
Причин
этому
много,
в
том
числе,
увеличение
умственной
нагрузки
и
уменьшение
возможности
для
двигательного
и
эмоционального
отдыха.
Поэтому
на
сегодняшний
день
проектирование
здоровьесберегающей
образовательной среды рассматривается в качестве важнейшего элемента
работы по сохранению и укреплению здоровья обучащихся. Подготовить
студента к самостоятельной жизни, значит сформировать у него адекватные
механизмы адаптации – физиологической, психологической, социальной. На
получение
этого результата
у обучающихся, нацелена моя методическая
система.
Целью
своего
профессионального
развития
в
рамках
методической
системы считаю:
-
систематизацию
методических
приёмов
для
разных
типов
занятий
способствующих уменьшению утомляемости обучающихся;
- освоение современных образовательных технологий обучения и воспитания
имеющих наиболее оптимальные возможности формирования ценностного
отношения к здоровью;
-
отбор
и
систематизацию
релаксационных
пауз
и
психогимнастических
упражнений;
- освоение методик профилактической гимнастики и самомассажа точек по
Уманской, которые можно применять на занятиях
Работа
с
учебным
содержанием
предметов
экологии
и
биологии
заключалась
в
систематизации
учебных
тем
здоровьеформирующей
направленности,
обогащении
учебного
содержания
информацией
из
дополнительных источников способствующей профилактике заболеваний и
глубокому
пониманию
зависимости
состояния
здоровья
человека
от
комплекса факторов воздействующих на него. Наличие банка источников
информации
подобранного
к
большинству
тем
здоровьесберегающей
направленности дает педагогу возможность вести предметный разговор на
уроках
о
способах
сохранения
здоровья,
воспитывать
культуру
здоровья,
Копайцева Галина Дмитриевна
разрабатывать компетентностно-ориентированные задания и привлекать к их
выполнению обучающихся на занятиях и вне его.
Основные методы, используемые при организации обучения частично-
поисковый, проблемный и проектный используются для:
- стимулирования познавательного интереса;
- создания условий для овладения теоретическим стилем мышления;
-
формирования
готовности
к
саморазвитию,
к
самостоятельному
конструированию и интегрированию знаний;
- развитию навыка защиты продукта собственной деятельности;
- развитию критического мышления.
Использование
этих
методов
требует
от
преподавателя
комплекса
педагогических компетенций:
- в разработке рабочих программ, методических, дидактических материалов и
принятия педагогических решений;
- в организации педагогической деятельности на уроке;
- в постановке целей и задач педагогической деятельности с вовлечением
обучающихся;
- в мотивировании обучающихся;
- в обеспечении информационной основы педагогической деятельности;
- в области личностных качеств,
а также
системного подхода к использованию данных методов с целью
получения стойкого результата, проявляющегося в принятии здоровья как
наивысшей ценности и снижения уровня заболеваемости детей (хотя этот
факт зависит также и от ряда других условий).
Средствами, обеспечивающими эффективную организацию процесса
обучения и принятия здоровья как ценности являются:
- технологизация процесса обучения с учётом возрастных особенностей и
соответствия
содержанию
учебного
материала
(ТРКМ,
РИТС,
игровая
технология, проблемно-диалогического обучения, проектного обучения);
-
повышение
доли
учебного
времени
отведённого
для
самостоятельной
работы при наличии уровневой дифференциации заданий;
- использование средств ИТ (мультимедийные презентации, флеш-анимации
и др.) для облегчения восприятия большого объёма информации;
- включение в каждый урок мотивация на ведение здорового образа жизни,
примеров
для
воспитания
культуры
здоровья,
создание
условий
для
личностного осознания ценности здоровья;
- использование
-
регулярное
проведение
психогимнастических
упражнений
для
профилактики утомления: обращение к притчам, байкам, нетрадиционным
комплексам
гимнастики.
Данные
приемы
позволяют
преодолевать
психологический
коммуникативный
барьер
с
обучающимися
любого
возраста.
Основной организационной формой является занятие. Но структура
занятий
зависит
от
выбранной
технологии
для
овладения
учебным
Копайцева Галина Дмитриевна
содержанием
и
формируемых
компетенций.
Типология
занятий
рекомендуемых в рамках методической системы следующая:
Для изучения нового материала:
- занятие изучения нового материала
с учетом особенности технологии
развития
критического
мышления
–
стадия
вызова,
стадия
осмысления,
стадия рефлексии;
- занятие-практикум;
- занятие -исследование;
-путешествие-путешествие;
- занятие-проект.
Для закрепления и обобщения материала:
- деловая игра;
- занятие-экскурсия (реальная или виртуальная);
- занятие-дискуссия;
- занятие -взаимообучения;
- занятие с информационным материалом.
Для контроля знаний:
-
занятие-тестирования
(открытые
тесты
с
выбором
одного
верного
или
одного неверного ответа);
- занятие комплексной проверки знаний с использованием тестов различных
типов,
биологического
и
географического
диктанта,
работы
с
биологическими рисунками и пр.;
- занятие защиты проектов.
Диагностический
компонент
является
неотъемлемой
частью
методической системы и обеспечивает обратную связь. Выявление уровня
сформированности
ценностного
отношения
здоровья
может
быть
произведено
как
через
прямую
диагностику,
так
и
косвенно
в
процессе
педагогического наблюдения, так как данный процесс включает в себя три
«кита»:
обучение
вопросам
здоровья,
воспитание
культуры
здоровья,
использование
ЗОТ,
как
основного
инструмента
педагогической
работы.
Вместе
взятые
эти
компоненты
составляют
единое
целое
–
дорогу
к
здоровью. Фундаментальный принцип педагогической тактики при этом
состоит
в
том,
что
не
преподаватель
должен
«навязывать»
студенту
информацию (в любой форме - фактов, правил, закономерностей, советов,
нравоучений), а студент должен запросить ее у преподавателя и получить
требуемый
ответ.
То
есть
задача
педагога
– научить
обучающегося
спрашивать.
А
для
этого
необходимо
сформировать
у
него
интерес,
мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что именно он хочет
узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос – данная работа
направлена как на главную цель методической системы педагога, так и на
формирование
коммуникативной
компетенции.
Частично
показателем
сформированнлсти данной компетенции и достижения поставленной цели
является наблюдаемая потребность детей в поиске ответов на вопросы: как
добиться успеха в жизни, как укрепить свое здоровье, как не стать жертвой
алкоголя или наркотиков. Если за ответами на все эти вопросы студент
Копайцева Галина Дмитриевна
обращается
к
преподавателю,
то
полученная
от
него
информация
имеет
максимальные шансы быть использованной на практике в ходе выполнения
творческих
исследовательских
работ
в
рамках
научного
общества
обучающихся.
Творческий
характер
образовательного
процесса – крайне
необходимое
условие
здоровьесбережения.
Включение
студентов
в
творческий процесс не только природосообразно, но служит реализации той
поисковой
активности,
от
которой
зависит
развитие
человека,
его
адаптационный потенциал. А в целом способствует достижению основной
цели моей работы – развитию личности обучающихся и снижает вероятность
наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без
творческого заряда – неинтересно, а значит, в той или иной степени, является
насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как
через формирование усталости, так и само по себе.
Принятие обучающимися здоровья как наивысшей ценности является
показателем
сформированно сти
таких
лично стных
УУД,
ка к
самоопределение
и
нравственно-этическое
оценивание.
Достижения
принятия ценности здоровья большинством позволяет включить в процесс
взаимного
общения
всех
учащихся,
репродуктивные
задания
заменять
решением творческих учебных и практических задач, при этом
внешние
мотивы
вытесняются
формированием
осознанного
личного
мотива
на
сохранение здоровья.
Для подтверждения действенности методической системы педагогом
дважды проводилась диагностика обучающихся: в 2015-2016 и в 2016-2017
учебном году.
Для диагностирования им было предложено выполнить одно задание:
«Распределите человеческие ценности, расположив их в том порядке, в каком
они
для
вас
значимы,
начиная
с
наиболее
значимого:
дружба
со
сверстниками, успешная учёба, сохранение личного здоровья, возможность
заниматься любимым делом, жизнь, здоровье родных, любовь».