Напоминание

"Методическая система педагога"


Автор: Копайцева Галина Дмитриевна
Должность: преподаватель географии и экологии
Учебное заведение: ФГБОУ ОмГУПС - СП СПО ОТЖТ
Населённый пункт: город Омск, Омская область
Наименование материала: статья
Тема: "Методическая система педагога"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Копайцева Галина Дмитриевна

Методическая

системы

педагога

автор

:

Копайцева

Галина

Дмитриевна

,

Преподаватель

географии

,

экологии

,.

СП

СПО

ОТЖТ

УДК. 378.114

Моя методическая система направлена на формирование ценностного

отношения к здоровью, и сформировалась в течение последних пяти лет.

Актуальность

применения

такой методической

системы

обусловлена

наблюдениями

психологов,

физиологов,

педагогов,

статистическими

данными показывающими, что уровень состояния здоровья (физического и

психоэмоционального) у обучающихся разного возраста ежегодно падает.

Причин

этому

много,

в

том

числе,

увеличение

умственной

нагрузки

и

уменьшение

возможности

для

двигательного

и

эмоционального

отдыха.

Поэтому

на

сегодняшний

день

проектирование

здоровьесберегающей

образовательной среды рассматривается в качестве важнейшего элемента

работы по сохранению и укреплению здоровья обучащихся. Подготовить

студента к самостоятельной жизни, значит сформировать у него адекватные

механизмы адаптации – физиологической, психологической, социальной. На

получение

этого результата

у обучающихся, нацелена моя методическая

система.

Целью

своего

профессионального

развития

в

рамках

методической

системы считаю:

-

систематизацию

методических

приёмов

для

разных

типов

занятий

способствующих уменьшению утомляемости обучающихся;

- освоение современных образовательных технологий обучения и воспитания

имеющих наиболее оптимальные возможности формирования ценностного

отношения к здоровью;

-

отбор

и

систематизацию

релаксационных

пауз

и

психогимнастических

упражнений;

- освоение методик профилактической гимнастики и самомассажа точек по

Уманской, которые можно применять на занятиях

Работа

с

учебным

содержанием

предметов

экологии

и

биологии

заключалась

в

систематизации

учебных

тем

здоровьеформирующей

направленности,

обогащении

учебного

содержания

информацией

из

дополнительных источников способствующей профилактике заболеваний и

глубокому

пониманию

зависимости

состояния

здоровья

человека

от

комплекса факторов воздействующих на него. Наличие банка источников

информации

подобранного

к

большинству

тем

здоровьесберегающей

направленности дает педагогу возможность вести предметный разговор на

уроках

о

способах

сохранения

здоровья,

воспитывать

культуру

здоровья,

Копайцева Галина Дмитриевна

разрабатывать компетентностно-ориентированные задания и привлекать к их

выполнению обучающихся на занятиях и вне его.

Основные методы, используемые при организации обучения частично-

поисковый, проблемный и проектный используются для:

- стимулирования познавательного интереса;

- создания условий для овладения теоретическим стилем мышления;

-

формирования

готовности

к

саморазвитию,

к

самостоятельному

конструированию и интегрированию знаний;

- развитию навыка защиты продукта собственной деятельности;

- развитию критического мышления.

Использование

этих

методов

требует

от

преподавателя

комплекса

педагогических компетенций:

- в разработке рабочих программ, методических, дидактических материалов и

принятия педагогических решений;

- в организации педагогической деятельности на уроке;

- в постановке целей и задач педагогической деятельности с вовлечением

обучающихся;

- в мотивировании обучающихся;

- в обеспечении информационной основы педагогической деятельности;

- в области личностных качеств,

а также

системного подхода к использованию данных методов с целью

получения стойкого результата, проявляющегося в принятии здоровья как

наивысшей ценности и снижения уровня заболеваемости детей (хотя этот

факт зависит также и от ряда других условий).

Средствами, обеспечивающими эффективную организацию процесса

обучения и принятия здоровья как ценности являются:

- технологизация процесса обучения с учётом возрастных особенностей и

соответствия

содержанию

учебного

материала

(ТРКМ,

РИТС,

игровая

технология, проблемно-диалогического обучения, проектного обучения);

-

повышение

доли

учебного

времени

отведённого

для

самостоятельной

работы при наличии уровневой дифференциации заданий;

- использование средств ИТ (мультимедийные презентации, флеш-анимации

и др.) для облегчения восприятия большого объёма информации;

- включение в каждый урок мотивация на ведение здорового образа жизни,

примеров

для

воспитания

культуры

здоровья,

создание

условий

для

личностного осознания ценности здоровья;

- использование

-

регулярное

проведение

психогимнастических

упражнений

для

профилактики утомления: обращение к притчам, байкам, нетрадиционным

комплексам

гимнастики.

Данные

приемы

позволяют

преодолевать

психологический

коммуникативный

барьер

с

обучающимися

любого

возраста.

Основной организационной формой является занятие. Но структура

занятий

зависит

от

выбранной

технологии

для

овладения

учебным

Копайцева Галина Дмитриевна

содержанием

и

формируемых

компетенций.

Типология

занятий

рекомендуемых в рамках методической системы следующая:

Для изучения нового материала:

- занятие изучения нового материала

с учетом особенности технологии

развития

критического

мышления

стадия

вызова,

стадия

осмысления,

стадия рефлексии;

- занятие-практикум;

- занятие -исследование;

-путешествие-путешествие;

- занятие-проект.

Для закрепления и обобщения материала:

- деловая игра;

- занятие-экскурсия (реальная или виртуальная);

- занятие-дискуссия;

- занятие -взаимообучения;

- занятие с информационным материалом.

Для контроля знаний:

-

занятие-тестирования

(открытые

тесты

с

выбором

одного

верного

или

одного неверного ответа);

- занятие комплексной проверки знаний с использованием тестов различных

типов,

биологического

и

географического

диктанта,

работы

с

биологическими рисунками и пр.;

- занятие защиты проектов.

Диагностический

компонент

является

неотъемлемой

частью

методической системы и обеспечивает обратную связь. Выявление уровня

сформированности

ценностного

отношения

здоровья

может

быть

произведено

как

через

прямую

диагностику,

так

и

косвенно

в

процессе

педагогического наблюдения, так как данный процесс включает в себя три

«кита»:

обучение

вопросам

здоровья,

воспитание

культуры

здоровья,

использование

ЗОТ,

как

основного

инструмента

педагогической

работы.

Вместе

взятые

эти

компоненты

составляют

единое

целое

дорогу

к

здоровью. Фундаментальный принцип педагогической тактики при этом

состоит

в

том,

что

не

преподаватель

должен

«навязывать»

студенту

информацию (в любой форме - фактов, правил, закономерностей, советов,

нравоучений), а студент должен запросить ее у преподавателя и получить

требуемый

ответ.

То

есть

задача

педагога

– научить

обучающегося

спрашивать.

А

для

этого

необходимо

сформировать

у

него

интерес,

мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что именно он хочет

узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос – данная работа

направлена как на главную цель методической системы педагога, так и на

формирование

коммуникативной

компетенции.

Частично

показателем

сформированнлсти данной компетенции и достижения поставленной цели

является наблюдаемая потребность детей в поиске ответов на вопросы: как

добиться успеха в жизни, как укрепить свое здоровье, как не стать жертвой

алкоголя или наркотиков. Если за ответами на все эти вопросы студент

Копайцева Галина Дмитриевна

обращается

к

преподавателю,

то

полученная

от

него

информация

имеет

максимальные шансы быть использованной на практике в ходе выполнения

творческих

исследовательских

работ

в

рамках

научного

общества

обучающихся.

Творческий

характер

образовательного

процесса крайне

необходимое

условие

здоровьесбережения.

Включение

студентов

в

творческий процесс не только природосообразно, но служит реализации той

поисковой

активности,

от

которой

зависит

развитие

человека,

его

адаптационный потенциал. А в целом способствует достижению основной

цели моей работы – развитию личности обучающихся и снижает вероятность

наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без

творческого заряда – неинтересно, а значит, в той или иной степени, является

насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как

через формирование усталости, так и само по себе.

Принятие обучающимися здоровья как наивысшей ценности является

показателем

сформированно сти

таких

лично стных

УУД,

ка к

самоопределение

и

нравственно-этическое

оценивание.

Достижения

принятия ценности здоровья большинством позволяет включить в процесс

взаимного

общения

всех

учащихся,

репродуктивные

задания

заменять

решением творческих учебных и практических задач, при этом

внешние

мотивы

вытесняются

формированием

осознанного

личного

мотива

на

сохранение здоровья.

Для подтверждения действенности методической системы педагогом

дважды проводилась диагностика обучающихся: в 2015-2016 и в 2016-2017

учебном году.

Для диагностирования им было предложено выполнить одно задание:

«Распределите человеческие ценности, расположив их в том порядке, в каком

они

для

вас

значимы,

начиная

с

наиболее

значимого:

дружба

со

сверстниками, успешная учёба, сохранение личного здоровья, возможность

заниматься любимым делом, жизнь, здоровье родных, любовь».



В раздел образования