Напоминание

"Логические блоки Дьенеша - как эффективное средство формирования логико-математических представлений у дошкольников"


Автор: Злобина Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 12"
Населённый пункт: г. Урай, ХМАО-Югры
Наименование материала: методический семинар
Тема: "Логические блоки Дьенеша - как эффективное средство формирования логико-математических представлений у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12»

Методический семинар

«Логические блоки Дьенеша - как эффективное средство формирования

логико-математических представлений у дошкольников»

Воспитатель: Злобина Людмила Николаевна

I квалификационная категория

г. Урай, 2018

Добрый день уважаемые коллеги, члены жюри!

Рецепт счастья

Возьмите чашу терпения.

Налейте туда же полное сердце любви.

Бросьте две пригоршни щедрости.

Плесните туда же юмора.

Посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и все это хорошо

перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вами жизни и

предлагайте всем кого встретите на своем пути!!!

Делиться всегда приятно, и сегодня я хочу поделиться с вами частичкой

своего опыта, своей души, своего сердца.

(слайд 1 с темой семинара)

Уважаемые коллеги, кто из вас использует в своей практике учебно-

методическое пособие «Логические блоки Дьенеша»?

- Как вы относитесь к данному пособию?

- Любят ли ваши дети играть с блоками?

Замечательно. Мне тоже понравилось использовать его в своей работе. На

мой взгляд, этот замечательный материал специально разработан для

подготовки мышления детей к усвоению математики. Блоки Дьеныша

действительно универсальный материал, он способен удовлетворить

потребности каждого ребенка.

Суть этого подхода в том, что математические

знания дети получают, не решая многочисленные примеры в тетрадках и

читая скучные учебники, а играя. В последнее время этот материал

завоевывает все большее признание у педагогов и родителей нашей страны.

(слайде 2

ФОТО .Золтан

Дьенеш

всемирно

известный

венгерский

педагог

и

математик,

профессор.

Основатель

игрового

подхода

к

развитию

детей

«Новая

математика» ("new mathematics"), идея которого заключается в освоении детьми

математики посредством увлекательных логических игр)

Автор

этих

уникальных

Блоков

-

Золтан

Дьенеш.

Многие

годы

Золтан

посвятил исследованиям, преподаванию математики детям в разных странах

и в итоге выяснил, что используя, творческий потенциал ребенка, можно

привить любовь к математике и добиться реальных успехов в изучении этой

науки.

Я

убедилась

на

практике,

что

логические

блоки

Дьенеша

волшебным

образом вобрали в себя черты и конструктора, и развивающей игры для

маленьких

математиков. Огромным

плюсом

является

то,

что

их

можно

применять в обучении детей с самого раннего возраста (начиная с 2-х лет).

( С л а й д

3 Классическим

вариантом

логических

блоков

Дьёныша

является

набор

из

48

различных

фигур:

четырех

форм

(круглые,

треугольные, квадратные, прямоугольные); трех цветов (красные, синие,

желтые); двух разных видов и размеров (большие и маленькие, толстые

и тонкие)

В чем же их специфика?

Логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрические

фигуры

(круг,

квадрат,

равносторонний

треугольник,

прямоугольник)

и

являются прекрасным средством ознакомления детей с формами предметов и

геометрическими

фигурами.

Данные

свойства

и

различия

дети

легко

распознают и называют.

К

набору

с

блоками

всегда

прилагается

инструкция,

которая

достаточно

подробно

знакомит

с

методикой

Дьенеша.

Также

существуют

различные

пособия

и

альбомы,

карточки-символы.

В

набор

также

может

входить

комплект

логических

кубиков,

на

гранях

которых

изображены

символы

свойств

блоков

Дьенеша

(толщина,

величина,

форма,

цвет)

и

символы

отрицания этих же свойств. Логические кубики используют в комплекте с

блоками

Дьенеша

и

карточками

-

символами.

Своеобразие

логических

кубиков

-

возможность

«случайного»

выбора

свойств

(подбрасыванием

кубика), а это всегда нравится детям.

(Слайд 4 Система игр и упражнений с логическими блоками Дьеныша:

«Давайте поиграем»

под редакцией А.А.Столяра., а также «Логика и

математика для дошкольников» под редакцией З.А.Михайловой)

В настоящее время можно найти множество готовых игр и упражнений с

блоками,

а

можно

придумывать

их

самостоятельно.

Интеллектуальное

путешествие будет более увлекательным и радостным для детей, если, во-

первых, всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным

участником игр или упражнений, и во-вторых, если не спешить указывать

детям на ошибки, а предоставлять им возможность исправлять их самим.

Интересно то, что использование данных блоков в играх с детьми позволяет

моделировать

важные

понятия,

как

математики,

так

и

информатики:

алгоритмы,

кодирование

информации,

логические

операции.

Такие

игры

способствуют развитию у детей простейших логических структур мышления

и

математических

способностей,

оказывают

благотворное

влияние

на

овладение детьми основами математики в детском саду и информатики в

школе.

(Слайд 5 Мои фото с детьми)

Уважаемые коллеги!

Я

рекомендую

вам

использовать

логические

блоки

Дьенеша

в

образовательной деятельности дошкольников. Комплект логических блоков

дает возможность вести детей в их развитии от простого, к сложному.

Начала свою работу во второй младшей группе (3-4 года). Использовала

материал как конструктор для создания изображений. Для первого знакомства

взяла сначала 24 блока и только большие. С большим интересом малыши

строили «дорожки» для сказочных героев. Затем дети на выбор с большим

удовольствием

накладывали

цветные

блоки

на

цветные

изображения,

наблюдая, как под его руками плоскостное изображение превращается в

объемное изображение.

В средней группе (4-5 лет) продолжила свою работу. Дети учились выполнять

разнообразные

предметные

действия:

группировали

по

признаку,

познакомились с карточками-символами, выкладывали

ряды по заданному

алгоритму.

Также

использовала

логические

блоки

Дьенеша

для

развития

творческих

способностей

детей.

Вместе

с

детьми

сделали

аппликацию

«Зимняя сказка», потом дети сочинили по этой картине свою сказочную

историю (показываю).

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) использовала командные игры.

Например, игра - выставка «Времена года», игра «Выкладываем дорожки»,

игра «Найди три ошибки», п/и «Кошки-мышки», где использовались схемы,

карточки

символы

с

изображением

свойств,

логические

кубики

с

изображением символов свойств блоков.

Родители воспитанников заметили, что дети быстро ознакомились с формой,

цветом, размером и толщиной объектов, с

математическими представлениями и с интересом получали начальные

знания по информатике. Отметили, что развиваются мыслительные операции,

логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы.

Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша способствовали

развитию речи: научились строить высказывания с союзами "и", "или",

частицей "не" и др. Повысились коммуникативные умения: дети научились

работать в парах, подгруппах, стали договариваться между собой. Используя

данное учебно-методическое пособие в своей практике, я пришла к выводу,

что логические блоки Дьенеша однозначно оказывают положительное

влияние на всестороннее развитие детей.

Давай те сейчас все вместе попробуем определить, что именно развивает у

ребенка использование данного пособия

СИЛУЭТ ЧЕЛОВЕКА

На

слайде

:1.

Блоки

Дьенеша

знакомят

детей

с

основными

геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.

2.

Блоки

Дьенеша

способствуют

развитию

у

малышей

логического

мышления,

комбинаторики,

аналитических

способностей,

формируют

начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать

логические задачи.

3. Блоки Дьенеша помогают развить у дошкольников умение выявлять в

объектах

разнообразные

свойства,

называть

их,

адекватно

обозначать

словами

их

отсутствие,

абстрагировать

и

удерживать

в

памяти

одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые

объекты по одному или нескольким свойствам.

4. Блоки Дьенеша дают детям первое представление о таких сложнейших

понятиях

информатики

как

алгоритмы,

кодирование

информации,

логические операции.

5. Блоки Дьенеша способствуют развитию речи: малыши строят фразы с

союзами «и», «или», частицей «не» и т.д.

6. Блоки Дьенеша помогают развивать психические процессы дошкольников:

восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.

7.

Блоки

Дьенеша

развивают

творческое

воображение

и

учат

детей

креативно мыслить.

И в заключении хочется сказать, что в дошкольной дидактике применяются

разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в

комплексе

все

важные

для

умственного

развития,

и

в

частности

математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного

обучения дана не во многих. Наиболее эффективным пособием являются

представленные вам логические блоки Дьеныша.

Используйте данный материал в своей работе!



В раздел образования