Напоминание

"Формирование регулятивных УУД на уроках русского языка в начальной школе"


Автор: Антонова Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Лицей № 101 Выборгского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование регулятивных УУД на уроках русского языка в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Учитель нач.кл.

Антонова И.А.

ГБОУ Лицей ? 101

Важнейшей

задачей

современной

системы

образования

является

формирование

универсальных

учебных

действий,

обеспечивающих

младшим

школьникам

умение

учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Умение учиться

– это

фактор повышения эффективности освоения учащимися

предметных

знаний,

в

том

числе

знаний

по

русскому

языку.

Фактор,

позволяющий

формировать

умения

и

компетенции,

видение

образа

мира

и

ценностно-смысловых

оснований

личностного

морального

выбора

[ 1 ] . Универсальные

учебные

действия

проявляется в том, что они:

1) носят надпредметный и метапредметный характер;

2) обеспечивают преемственность всех ступеней учебного процесса;

3) позволяют организовать и регулировать деятельность учащегося независимо от ее

специально-предметного содержания;

4

) обеспечивают

этапы

усвоения

учебного

содержания

и

формирования

психологических способностей учащегося;

5 ) обеспечивают

целостность

общекультурного,

личностного

и

познавательного

развития и саморазвития личности.

Жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения

конкретного

предмета

нет

и

быть

не

может.

Однако,

возможен

перенос

акцентов.

Остановимся

на

формировании

регулятивных

универсальных

действий,

которые

направлены

на

управление

познавательной

и

преобразовательной

деятельностью

[2].

Освоение

данного

вида

УУД

позволит

школьнику

регулировать

свою

деятельность:

ставить цель с учетом изученного и усвоенного;

составлять план и последовательность

своих действий;

прогнозировать уровень усвоения,

результата,

необходимого времени;

контролировать с целью установления отклонений; корректировать (вносить дополнения),

оценивать

качество

усвоения;

стремиться

преодолевать

препятствия

(волевая

саморегуляция).

Ведущее место в начальном обучении занимает учебный предмет «Русский язык»,

поскольку

направлен

на

формирование

функциональной

грамотности

младших

школьников. Неоспоримо и то, что успехи в изучении русского языка определяют качество

подготовки ребенка по другим школьным предметам.

На уроках русского языка есть

возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию

познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий, подготовить

почву для личностного восприятия.

Важное

место

в

формировании

умения

учиться

занимают

регулятивные

универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию

учебной деятельности.

Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него

есть внутренняя потребность и мотивация. Мыслить человек начинает тогда, когда у него

появляется потребность что-то понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса,

удивления или недоумения.

Возникает проблемная ситуация.

Только в этом случае она

является мощным источником мотивации познавательной деятельности,

активизирует и

направляет

мышление.

Значит

необходимо

создавать

условия

для

формирования

у

учащихся положительной мотивации,

чтобы ученик понял,

что он знает и чего не знает,

чтобы

захотел

это

узнать.

На

уроках

надо

научить

учащихся

самих

ставить

цель,

составлять

план

для

достижения

этой

цели.

Исходя

из

этого,

ученики

должны

предположить каких результатов, они могут достигнуть, определять и формулировать цель

деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи).

Функция регулятивных УУД -

научить детей организовать учебную деятельность,

уметь её регулировать.

Регулятивные

действия

обеспечивают

учащимся

организацию

их

учебной

деятельности

[5]. К

ним

относятся:

целеполагание;

планирование;

прогнозирование;

контроль; коррекция; оценка; саморегуляция.

По

замыслу

авторов

стандарта

«в

сфере

регулятивных

универсальных

учебных

действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий,

включая способность

принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию (в том числе во

внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие

коррективы в их выполнение».

Перед

учителем

встаёт

проблема

отбора

методических

приёмов

формирования

регулятивных

универсальных

учебных

действий.

Решению

задачи

формирования

регулятивных

УУД

на

уроках

русского

языка

в

начальных

классах

способствует

постоянная новизна на уроке или в содержании,

или в деятельности учеников,

или в

организационных формах, или в отношениях ученик – учитель, ученик – ученик, ученик –

группа [4].

Основными в системе задач формирования регулятивных УУД являются приёмы

целеполагание и планирование. Рассмотрим подробнее данные приёмы.

Целеполагание

как

осмысление

предложенной

цели

важно

для

организации

учебной деятельности.

Цель урока,

которую ставит перед собой учитель,

и цель урока,

сообщаемая детям,

созвучны,

но не одинаковы.

Цель урока для учителя – есть проекция

образовательного результата,

с более развёрнутой формулировкой.

Когда дети научатся

читать, они могут прочитать цель урока, объяснить её своими словами. Не менее важным

моментом

целеполагания

наряду

с

пониманием

цели

является

её

принятие,

то

есть

видение

актуальности

цели

для

конкретной

личности.

Важно

ответить

на

вопросы:

«Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?» «Ребята,

зачем

это нужно знать?»

Перечислим приёмы организации принятия цели, выделенные к. п. н., доцентом З. А.

Кокаревой [3]:

– опора на личный жизненный опыт обучающихся;

– использование занимательного игрового материала;

– создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;

– выбор цели из предложенных учителем формулировок,

обоснование

выбора

цели;

– моделирование цели урока, введение понятия «учебная задача»;

– постановка цели,

в том числе и на длительный период времени с помощью карты

знаний, маршрута движения.

Формирование УУД планирования происходит с понятия «план» . Это порядок,

последовательность действий; знакомство с картинным планом сказки, словесным планом

произведения,

планом (алгоритмом,

инструкцией) известных детям действий (заправить

кровать,

полить цветы,

рассказать сказку). Постепенно обучающиеся научатся составлять

план своих действий для решения учебной задачи. Прослеживается интеграция с другими

предметами.

План решения учебной задачи может быть предложен учителем в устной форме:

познакомимся с новым звуком; узнаем букву этого звука; научимся читать слова с новой

буквой.

Для

формирования

УУД

планирования

собственной

учебной

деятельности

эффективны следующие приёмы:

обсуждение готового плана решения учебной задачи;

работа с деформированным планом решения учебной задачи;

использование плана с

недостающими или избыточными пунктами;

составление своего плана решения учебной

задачи

и

др.

Для

первоклассников

уместен

графический

план

урока

из

условных

обозначений учебника.

Отметим,

что план урока или его этапа должен быть рабочим:

необходимо по надобности возвращаться к плану,

отмечать выполненное,

определять

следующий этап и дальнейшие действия,

контролировать ход решения учебной задачи,

корректировать и оценивать свои действия.

Планирование своих действий способствует развитию осознанности выполняемой

деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их

коррекции.

Не менее важные компоненты учебной деятельности – контроль и оценка. Согласно

мнению Д.Б.

Эльконина,

под контролем следует понимать,

прежде всего,

контроль за

правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий.

Дети должны научиться обнаруживать совпадение,

сходство,

различие.

Научиться

договариваться о выборе образца для сопоставления.

Постепенно переходить от очень

детального поэлементного сопоставления к менее детальному.

Оценка

напрямую

связана

с

действием

контроля.

Самооценка

— ребенок

сам

участвует в производстве оценки — в выработке ее критериев, в применении их к разным

конкретным

ситуациям

под

руководством

учителя,

взрослых.

Но

если

ребенок

не

допущен

к

производству

оценочных

критериев,

он

несамостоятелен

в

оценке.

Сотрудничество

с

учителем

в

выборе

критериев

оценки

направлено

на

развитие

у

школьников

способностей

и

умений

самооценивания

как

важнейшей

составляющей

самообучения.

В

учебниках

по

русскому

языку

достаточно

часто

используется

графическая

символика,

схемы для проведения различного вида анализа слов (выделение гласных,

согласных,

слогов)

и

текста

(выделение

членов

предложения,

разбор

по

составу) . В

учебниках

для

начальной

школы

основное

содержание

компонентов

учебного

моделирования должно не просто вводиться,

а отрабатываться через систему заданий.

Должны широко вводиться разные формы представления учебного содержания и учебных

задач

(символы,

графики,

схемы,

таблицы,

алгоритмы)

. Для

отработки

действия

моделирования

необходима

организация

деятельности

учащихся.

С

учётом

возраста

наиболее эффективным способом создания мотивации является использование сказок и

текстов, отражающих близкие опыту ребёнка реальные жизненные ситуации. Кроме того,

важно включать в описание задания ориентировку (памятку), которая обеспечит ребёнку

его выполнение.

Работа с текстом открывает возможности для формирования логических

действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в

морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и

предложения,

графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических

действий – замещения, моделирования, преобразования модели.

Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать

регулятивными действиями,

т.е.

уметь ставить себе конкретную цель,

планировать свою

жизнь,

прогнозировать возможные ситуации.

Из общения и саморегуляции вырастает

способность ребенка регулировать свою деятельность.

Формирования регулятивных УУД

позволяют вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться.

Список литературы:

1 . Виды

универсальных

учебных

действий//Как

проектировать

учебные

действия

в

начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. – М., 2010.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к

мысли: пособие для учителя/ Под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

3

. Кокарева

З.А.

Постановка

целей

и

задач

с

позиции

педагогической

технологии. //Источник. – 2002. – ?3.

4 . Современные образовательные технологии и их роль в развитии личности младших

школьников: Сборник материалов научно-практической конференции. Череповец, 12 мая

2010 года / Гл. ред. Т.Н. Караганова. - Вологда, 2011.

5

. Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

начального

общего

образования второго поколения. – М., 2009г.



В раздел образования