Как предотвратить психоэмоциональное напряжение у детей раннего возраста.
Автор: Шишкина Валентина Вячеславовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Д/С № 5 Населённый пункт: Приморский край, с.Черниговка Наименование материала: статья Тема: Как предотвратить психоэмоциональное напряжение у детей раннего возраста. Раздел: дошкольное образование
Как предотвратить психоэмоциональное напряжение у детей раннего
возраста.
«У вас будет ребенок! Посмотрите, какой хорошенький! Сказал: «Мама!». Сделал
первый шаг! Как хорошо играет с другими малышами!» (и следующее высказывание
предсказуемо) «Малыш, пойдем в детский сад!». Так можно охарактеризовать первые
ступени становления малыша от рождения до детского сада.
Что для ребенка детский сад? Как малышу будет в нем? Не рано ли отдавать?
А
если
будет
плакать?
Извечно
тревожные
вопросы
и
размышления
родителей.
Итак, «С добрым утром, малыш! Привет, малыш! Здравствуй, малыш!».Начинается новая
жизнь! Жизнь в детском садике! Счастливого пути в страну «Детства».
При поступлении в ДОУ все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные
возможности ребенка в возрасте от одного до трех лет ограничены, поэтому резкий
переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии
могут
привести
к
эмоциональным
нарушениям.
Малыши
эмоциональны
и
впечатлительны, они заряжаются как сильными положительными, так и отрицательными
эмоциями
взрослых
и
сверстников.
Большое
значение
в
п роф и ла кт и ке
психоэмоционального
напряжения
у
детей
раннего
возраста
имеет
работа
с
семьей,
знакомство с которой начинается задолго до того момента ,как малыш переступит порог
детского сада.
В
сознании
значительной
части
современных
родителей
еще
не
укоренилось
представление о том, что для воспитания нужны специальные знания: медицинские,
психологические,
педагогические...
Многие,
часами
сидя
в
интернете
(в
социальных
сетях), не удосужатся «продвинуться» в области воспитания своего чада. Поэтому, детский
сад знакомит родителей с подготовкой к поступлению в ДОУ. Рекомендует:
- максимально приблизить домашний режим к режиму детского сада;
- в питании включать блюда из меню ДОУ, использовать набор продуктов по
возрасту, прививать навыки самостоятельной еды;
- учить ребенка самостоятельно выполнять гигиенические процедуры;
- закаливать с рекомендацией врача соответственно группе здоровья;
- особое внимание уделить развитию двигательной (гимнастика, физические
упражнения) и игровой активности (умению занять себя).
Родители, желающие привести ребенка в детский сад, знакомятся с памятками:
«Психологические особенности детей раннего возраста»;
«Адаптация ребенка к ДОУ».
Получают анкеты:
«Готовность ребенка к поступлению в ДОУ»;
«Анкета-знакомство»;
«Анкета-опрос».
Учет психического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем
современной
образовательной
практики,
которая
призвана
обеспечить
физическое
и
психическое здоровье подрастающего поколения, что в свою очередь, является ведущей
целью программы «От рождения до школы», разработанной на основе ФГОС.
Дошкольный
возраст
относится
к
критическим
периодам
в
жизни
ребенка.
В данном возрастном периоде (по мнению академика Ю. Е. Вельтищева) происходит
нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной
деятельности.
Нервные
процессы
отличаются
быстрой
истощаемостью,
поэтому
эмоциональные
перегрузки
сопряжены
с
ростом
частоты
пограничных
состояний
и
невротических реакций. Именно в этом возрасте заметны такие проявления в поведении
детей,
как
частая
смена
настроения,
плаксивость,
повышенная
раздражительность,
быстрая
утомляемость.
Специалисты
отмечают
вираж
нервно-психического
развития
(временное отступление от уже достигнутого уровня).
В чем заключается деятельность ДОУ по обеспечению сохранности физического и
психического здоровья детей раннего возраста?
в
лечебно-профилактиче ской
работе
(масс аж,
ф и т о т е р а п и я ,
витаминотерапия,
закаливание,
сон,
тщательный
уход
за
детьми
и
воспитание у них привычек здорового образа жизни);
в
обеспечении
психологической
безопасности
личности
ребенка
(многовариантный
режим
комфортной
для
малыша
жизнедеятельности,
строгое дозирование интеллектуальных и физических нагрузок);
в оздоровительной направленности образовательного процесса (система мер,
не травмирующих нервную систему во время НОД);
в
социально-педагогической
и
психологической
поддержки
детей
из
проблемных семей (организация работы с семьями группы риска и детьми,
находящимися по той или иной причине в ситуации риска (при тяжелой
степени адаптации).
Когда воспитателю приступать к профилактике психоэмоционального напряжения
детей? Сразу после прихода малыша в детский садик. Именно в этот момент он пребывает
в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, появлением незнакомых
взрослых, большим количеством детей, непривычной обстановкой.
«Руководство к действию»
Шаг 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком, побуждать его выполнять
простую инструкцию: «Принеси мне куклу». Создать теплую эмоциональную атмосферу,
положительное
отношение
к
ситуации
пребывания
в
детском
саду.
Вызвать
у
детей
совместные эмоциональные переживания в подвижных играх, забавах.
Шаг 2. Закрепить желание и готовность к совместной деятельности со взрослым.
Учить подражать выразительным движениям и мимике взрослого в игровых ситуациях,
сочетающихся со словесной инструкцией и без нее. Обучать детей взаимодействию в
играх с одним предметом (прокатывание машинки друг другу).
Шаг 3. Учить совместной деятельности со взрослым во время индивидуальных игр,
занятий,
бытовых
хлопот.
Побуждать
к
речевому
общению,
обучать
имитации
артикуляционных движений. Побуждать детей к взаимодействию, организовывая «игры
рядом».
Шаг 4. Расширять диапазон совместной со взрослым деятельности в сюжетных
играх. Совершенствовать навыки выразительных движений. Учить обращаться друг к
другу
по
имени
и
общаться
в
ходе
игровой
деятельности
«дай»,
«на»,
«спасибо».
Объединять детей в играх и вводить элементы сюжета.
Наряду с этим важно обеспечить комфортную для психологического состояния
детей организацию режимных процессов. Использовать средства физического воспитания:
массаж, оздоровительные игры, вызывающие положительные эмоции, водные процедуры.
Путем
подбора
специальных
аромамасел
(с
учетом
индивидуальных
особенностей),
фитотерапии, цветотерапии влиять на психоэмоциональное состояние малыша. Отлично
отвлекает от неприятных эмоций работа с природным материалом: камешки, ракушки,
шишки,
желуди,
песок
(непосредственно
в
группе
очень
удобно
использовать
«кинетический» цветной песок), вода, глина. А если все это, да еще и под музыку!
Музыкальная
терапия
-
неотъемлемая
составная
устранения
психоэмоционального
напряжения. Игра на музыкальных инструментах, подборка композиций для разных видов
деятельности благоприятно отразится на состоянии малыша. И, конечно же, грамотно
организованная предметно-развивающая среда не только группы, но и всего дошкольного
учреждения. Не забываем регулировать психоэмоциональные и физические нагрузки,
контролировать самочувствие и настроение ребенка, своевременно их корректировать.
И ,вот теперь надеемся услышать от Малыша, тянущего маму за руку: «М-а-ма!
Идем скорее в с-а-а-дик!».