Напоминание

Как предотвратить психоэмоциональное напряжение у детей раннего возраста.


Автор: Шишкина Валентина Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С № 5
Населённый пункт: Приморский край, с.Черниговка
Наименование материала: статья
Тема: Как предотвратить психоэмоциональное напряжение у детей раннего возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Как предотвратить психоэмоциональное напряжение у детей раннего

возраста.
«У вас будет ребенок! Посмотрите, какой хорошенький! Сказал: «Мама!». Сделал первый шаг! Как хорошо играет с другими малышами!» (и следующее высказывание предсказуемо) «Малыш, пойдем в детский сад!». Так можно охарактеризовать первые ступени становления малыша от рождения до детского сада. Что для ребенка детский сад? Как малышу будет в нем? Не рано ли отдавать? А если будет плакать? Извечно тревожные вопросы и размышления родителей. Итак, «С добрым утром, малыш! Привет, малыш! Здравствуй, малыш!».Начинается новая жизнь! Жизнь в детском садике! Счастливого пути в страну «Детства». При поступлении в ДОУ все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка в возрасте от одного до трех лет ограничены, поэтому резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям. Малыши эмоциональны и впечатлительны, они заряжаются как сильными положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников. Большое значение в п роф и ла кт и ке психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста имеет работа с семьей, знакомство с которой начинается задолго до того момента ,как малыш переступит порог детского сада. В сознании значительной части современных родителей еще не укоренилось представление о том, что для воспитания нужны специальные знания: медицинские, психологические, педагогические... Многие, часами сидя в интернете (в социальных сетях), не удосужатся «продвинуться» в области воспитания своего чада. Поэтому, детский сад знакомит родителей с подготовкой к поступлению в ДОУ. Рекомендует: - максимально приблизить домашний режим к режиму детского сада; - в питании включать блюда из меню ДОУ, использовать набор продуктов по возрасту, прививать навыки самостоятельной еды; - учить ребенка самостоятельно выполнять гигиенические процедуры; - закаливать с рекомендацией врача соответственно группе здоровья; - особое внимание уделить развитию двигательной (гимнастика, физические упражнения) и игровой активности (умению занять себя). Родители, желающие привести ребенка в детский сад, знакомятся с памятками:  «Психологические особенности детей раннего возраста»;  «Адаптация ребенка к ДОУ». Получают анкеты:  «Готовность ребенка к поступлению в ДОУ»;  «Анкета-знакомство»;  «Анкета-опрос». Учет психического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения, что в свою очередь, является ведущей целью программы «От рождения до школы», разработанной на основе ФГОС. Дошкольный возраст относится к критическим периодам в жизни ребенка. В данном возрастном периоде (по мнению академика Ю. Е. Вельтищева) происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной
деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью, поэтому эмоциональные перегрузки сопряжены с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций. Именно в этом возрасте заметны такие проявления в поведении детей, как частая смена настроения, плаксивость, повышенная раздражительность, быстрая утомляемость. Специалисты отмечают вираж нервно-психического развития (временное отступление от уже достигнутого уровня). В чем заключается деятельность ДОУ по обеспечению сохранности физического и психического здоровья детей раннего возраста?  в лечебно-профилактиче ской работе (масс аж, ф и т о т е р а п и я , витаминотерапия, закаливание, сон, тщательный уход за детьми и воспитание у них привычек здорового образа жизни);  в обеспечении психологической безопасности личности ребенка (многовариантный режим комфортной для малыша жизнедеятельности, строгое дозирование интеллектуальных и физических нагрузок);  в оздоровительной направленности образовательного процесса (система мер, не травмирующих нервную систему во время НОД);  в социально-педагогической и психологической поддержки детей из проблемных семей (организация работы с семьями группы риска и детьми, находящимися по той или иной причине в ситуации риска (при тяжелой степени адаптации). Когда воспитателю приступать к профилактике психоэмоционального напряжения детей? Сразу после прихода малыша в детский садик. Именно в этот момент он пребывает в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, появлением незнакомых взрослых, большим количеством детей, непривычной обстановкой. «Руководство к действию» Шаг 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком, побуждать его выполнять простую инструкцию: «Принеси мне куклу». Создать теплую эмоциональную атмосферу, положительное отношение к ситуации пребывания в детском саду. Вызвать у детей совместные эмоциональные переживания в подвижных играх, забавах. Шаг 2. Закрепить желание и готовность к совместной деятельности со взрослым. Учить подражать выразительным движениям и мимике взрослого в игровых ситуациях, сочетающихся со словесной инструкцией и без нее. Обучать детей взаимодействию в играх с одним предметом (прокатывание машинки друг другу). Шаг 3. Учить совместной деятельности со взрослым во время индивидуальных игр, занятий, бытовых хлопот. Побуждать к речевому общению, обучать имитации артикуляционных движений. Побуждать детей к взаимодействию, организовывая «игры рядом». Шаг 4. Расширять диапазон совместной со взрослым деятельности в сюжетных играх. Совершенствовать навыки выразительных движений. Учить обращаться друг к другу по имени и общаться в ходе игровой деятельности «дай», «на», «спасибо». Объединять детей в играх и вводить элементы сюжета. Наряду с этим важно обеспечить комфортную для психологического состояния детей организацию режимных процессов. Использовать средства физического воспитания: массаж, оздоровительные игры, вызывающие положительные эмоции, водные процедуры.
Путем подбора специальных аромамасел (с учетом индивидуальных особенностей), фитотерапии, цветотерапии влиять на психоэмоциональное состояние малыша. Отлично отвлекает от неприятных эмоций работа с природным материалом: камешки, ракушки, шишки, желуди, песок (непосредственно в группе очень удобно использовать «кинетический» цветной песок), вода, глина. А если все это, да еще и под музыку! Музыкальная терапия - неотъемлемая составная устранения психоэмоционального напряжения. Игра на музыкальных инструментах, подборка композиций для разных видов деятельности благоприятно отразится на состоянии малыша. И, конечно же, грамотно организованная предметно-развивающая среда не только группы, но и всего дошкольного учреждения. Не забываем регулировать психоэмоциональные и физические нагрузки, контролировать самочувствие и настроение ребенка, своевременно их корректировать. И ,вот теперь надеемся услышать от Малыша, тянущего маму за руку: «М-а-ма! Идем скорее в с-а-а-дик!».


В раздел образования