Напоминание

"Система помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья"


Автор: Алпатикова Светлана Васильевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: Северо-Кавказский Федеральный Университет
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: "Система помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Система помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья

Алпатикова Светлана Васильевна, магистрант

Северо-Кавказский федеральный университет (г. Ставрополь)

На сегодняшний день ранняя помощь детям с ОВЗ является ведущей проблемой

инклюзивного и специального образования. Один из факторов – увеличение числа детей,

которые нуждаются в ранней помощи.

Доля здоровых новорожденных детей снизилась в течении последних лет с 48% до

26%. А по результатам научных исследований не более 4% детей подросткового возраста и

не более 10% дошкольного можно считать полностью здоровыми [2].

В

настоящее

время

действующая

система

ранней

помощи

опирается

на

отечественные теории, а также заимствуется опыт некоторых зарубежных стран.

К числу отечественных принадлежат:

теория о роли деятельности в развитии ребенка и ведущих видах

деятельности в раннем возрасте (Выготский Л. С., Леонтьев А. Н. и др);

теория о синкретичности психомоторного развития в раннем

возрасте (Выготский Л. С., Запорожец А. В., и др)

теория о роли и развитии общения в раннем возрасте (Лисина

М.И. и её ученики, Эльконин Д. Б. и др [1].

Проблема

социальной

адаптации

детей

с

ОВЗ

в

инклюзивном

образовании

рассматривалась в психолого-педагогических и социальных аспектах, многие логопеды,

социальные

педагоги,

дефектологи

и

учителя

изучали

проблемы,

возникающие

при

обучении

и

воспитании

детей

с

нарушенным

развитием

в

общеобразовательных

учреждениях.

В научно-исследовательских и практических работах многие авторы изучали этот

вопрос. Белова И.Н., Голубевой А.В., Загуменнова Ю.Л., Поникарова В.Н. и другие, в

своих работах рассматривали социальные, педагогические, психологические и правовые

проблемы, вопросы воспитания и обучения, создание равных возможностей для всех

учащихся в инклюзивном образовании.

Образовательный процесс при инклюзивном подходе рассматривали Адольф В.И.

и Шандыбо С.В. , которые отмечали, что в инклюзивном обучении акцент смещается с

адаптации

детей-инвалидов

и

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

к

нормальной общественной жизни на изменение самого социума. Инклюзивное обучение

даёт возможность детям развивать социальные отношение через непосредственный опыт и

основной

задачей

является

введение

в

культуру

ребенка,

по

разным

причинам

выпадающего из нее. Для преодоления «социального вывиха» и введения ребенка в

культуру

используют

особым

образом

построенное

образование,

выделяющего

специальные задачи, разделы содержания обучения, а так же методы, приемы и средства

достижения тех или иных образовательных задач [3].

В научно-практической работе Найданова О.С. и Халимова Н.М. рассматривают

особенности социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в

условиях

инклюзивного

образования.

В

данном

труде

была

проведена

опытно-

экспериментальная работа по социальной адаптации детей с особыми образовательными

потребностями.

В

работе

они

описывали

две

группы

детей

с

ОВЗ

с

которыми

они

проводили обследование по диагностике и формированию уровня социальной адаптации.

Они выявили серьезные проблемы в адаптации к обучению, дети с ОВЗ показывали

неумение общаться при выраженной высокой неудовлетворенной потребности в общении,

высокую зависимость от окружающих, неразвитую речь и коммуникативные навыки в

целом, и потребность в помощи [4].

Одной из приоритетных областей деятельности образования, социальной защиты и

здравоохранения во всем мире стала ранняя помощь семьям и детям.

Взаимодействие с родителями – является важным фактором, который влияет на

развитие ребенка раннего возраста. Поэтому в важной задачей в системы ранней помощи в

нашем учреждении является вовлечение родителей в процесс абилитации своего ребенка,

для чего необходима целостная система сопровождения семьи специалистами.

Необходимо

организовывать

взаимодействие

родителя

и

специалиста

сопровождения.

Это

обеспечит

получение

необходимых

навыков

для

установления

контакта

с

ребенком,

позитивных

отношений

и

воспитание.

Следует

максимально

оптимизировать взаимоотношения и общение детей и родителей.

Сначала родитель присутствует на занятиях с ребенком, специалист объясняет

какая цель у занятия и на что следует обращать внимание в процессе проведения. В конце

занятия проводится анализ методов и приемов обучения ребенка. После чего родитель

начинает включаться в процесс занятия и взаимодействует с ребенком, принимает участие

в играх, в дальнейшем, родитель может самостоятельно провести занятие или его часть.

На

формирование

у

родителей

установки

к

продуктивным

и

положительным

формам общения с ребенком необходимо включение всех членов семьи во взаимодействие

с педагогом и ребенком.

Благодаря этому реализуются следующие задачи:

1.

Родители получают необходимые теоретические знания по вопросам

воспитания и развития ребенка;

2.

Расширение представлений о возможностях использования

различных

педагогических

технологий,

а

также,

обучение

практическим

технологиям

для

взаимодействия с ребенком;

3.

Специалистом разрабатываются рекомендации по созданию

адекватных

условий

и

игрового

пространства

для

ежедневной

стимуляции

развития

ребенка;

4.

Проведение и организация семейного досуга (праздники, игры и

пр.), творческой и трудовой деятельности.

Для родителей занятия проводятся в форме бесед, консультаций и дискуссий. В

процессе работы у родителей постепенно изменяется их позиция, представления о ребенке

и ожидания, устраняются и сглаживаются негативные реакции, происходит значительный

рост компетентности родителей в области решения проблем воспитания, происходит

гармонизация отношений в семье.

Следовательно, механизм взаимодействия по оказанию ранней помощи детям с

проблемами в развитии и их семьям позволяет максимально раскрыть возможности и

реабилитационный потенциал семьи в оказании помощи своему ребенку. Это открывает

для

значительной

части

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

дорогу

к

инклюзии

в

дошкольном

возрасте,

что

впоследствии

исключает

потребность

в

образовании в специализированной школе.

Литература

1.

Лазуренко С. Б. Психическое развитие детей с нарушениями здоровья в

раннем возрасте. Монография. М.: ЛОГОМАГ, 2014. 266 с.

2.

Приходько О. Г. Междисциплинарный подход к диагностике и

коррекции отклонений в развитии детей первых лет жизни // Ранняя комплексная помощь

в

современном

образовательном

пространстве

/

Материалы

международной

научно-

практической конференции. М.: Русская Речь, 2012. С.3-6.



В раздел образования