Автор: Алпатикова Светлана Васильевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: Северо-Кавказский Федеральный Университет
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: "Система помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: дошкольное образование
Система помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
Алпатикова Светлана Васильевна, магистрант
Северо-Кавказский федеральный университет (г. Ставрополь)
На сегодняшний день ранняя помощь детям с ОВЗ является ведущей проблемой
инклюзивного и специального образования. Один из факторов – увеличение числа детей,
которые нуждаются в ранней помощи.
Доля здоровых новорожденных детей снизилась в течении последних лет с 48% до
26%. А по результатам научных исследований не более 4% детей подросткового возраста и
не более 10% дошкольного можно считать полностью здоровыми [2].
В
настоящее
время
действующая
система
ранней
помощи
опирается
на
отечественные теории, а также заимствуется опыт некоторых зарубежных стран.
К числу отечественных принадлежат:
теория о роли деятельности в развитии ребенка и ведущих видах
деятельности в раннем возрасте (Выготский Л. С., Леонтьев А. Н. и др);
теория о синкретичности психомоторного развития в раннем
возрасте (Выготский Л. С., Запорожец А. В., и др)
теория о роли и развитии общения в раннем возрасте (Лисина
М.И. и её ученики, Эльконин Д. Б. и др [1].
Проблема
социальной
адаптации
детей
с
ОВЗ
в
инклюзивном
образовании
рассматривалась в психолого-педагогических и социальных аспектах, многие логопеды,
социальные
педагоги,
дефектологи
и
учителя
изучали
проблемы,
возникающие
при
обучении
и
воспитании
детей
с
нарушенным
развитием
в
общеобразовательных
учреждениях.
В научно-исследовательских и практических работах многие авторы изучали этот
вопрос. Белова И.Н., Голубевой А.В., Загуменнова Ю.Л., Поникарова В.Н. и другие, в
своих работах рассматривали социальные, педагогические, психологические и правовые
проблемы, вопросы воспитания и обучения, создание равных возможностей для всех
учащихся в инклюзивном образовании.
Образовательный процесс при инклюзивном подходе рассматривали Адольф В.И.
и Шандыбо С.В. , которые отмечали, что в инклюзивном обучении акцент смещается с
адаптации
детей-инвалидов
и
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
к
нормальной общественной жизни на изменение самого социума. Инклюзивное обучение
даёт возможность детям развивать социальные отношение через непосредственный опыт и
основной
задачей
является
введение
в
культуру
ребенка,
по
разным
причинам
выпадающего из нее. Для преодоления «социального вывиха» и введения ребенка в
культуру
используют
особым
образом
построенное
образование,
выделяющего
специальные задачи, разделы содержания обучения, а так же методы, приемы и средства
достижения тех или иных образовательных задач [3].
В научно-практической работе Найданова О.С. и Халимова Н.М. рассматривают
особенности социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в
условиях
инклюзивного
образования.
В
данном
труде
была
проведена
опытно-
экспериментальная работа по социальной адаптации детей с особыми образовательными
потребностями.
В
работе
они
описывали
две
группы
детей
с
ОВЗ
с
которыми
они
проводили обследование по диагностике и формированию уровня социальной адаптации.
Они выявили серьезные проблемы в адаптации к обучению, дети с ОВЗ показывали
неумение общаться при выраженной высокой неудовлетворенной потребности в общении,
высокую зависимость от окружающих, неразвитую речь и коммуникативные навыки в
целом, и потребность в помощи [4].
Одной из приоритетных областей деятельности образования, социальной защиты и
здравоохранения во всем мире стала ранняя помощь семьям и детям.
Взаимодействие с родителями – является важным фактором, который влияет на
развитие ребенка раннего возраста. Поэтому в важной задачей в системы ранней помощи в
нашем учреждении является вовлечение родителей в процесс абилитации своего ребенка,
для чего необходима целостная система сопровождения семьи специалистами.
Необходимо
организовывать
взаимодействие
родителя
и
специалиста
сопровождения.
Это
обеспечит
получение
необходимых
навыков
для
установления
контакта
с
ребенком,
позитивных
отношений
и
воспитание.
Следует
максимально
оптимизировать взаимоотношения и общение детей и родителей.
Сначала родитель присутствует на занятиях с ребенком, специалист объясняет
какая цель у занятия и на что следует обращать внимание в процессе проведения. В конце
занятия проводится анализ методов и приемов обучения ребенка. После чего родитель
начинает включаться в процесс занятия и взаимодействует с ребенком, принимает участие
в играх, в дальнейшем, родитель может самостоятельно провести занятие или его часть.
На
формирование
у
родителей
установки
к
продуктивным
и
положительным
формам общения с ребенком необходимо включение всех членов семьи во взаимодействие
с педагогом и ребенком.
Благодаря этому реализуются следующие задачи:
1.
Родители получают необходимые теоретические знания по вопросам
воспитания и развития ребенка;
2.
Расширение представлений о возможностях использования
различных
педагогических
технологий,
а
также,
обучение
практическим
технологиям
для
взаимодействия с ребенком;
3.
Специалистом разрабатываются рекомендации по созданию
адекватных
условий
и
игрового
пространства
для
ежедневной
стимуляции
развития
ребенка;
4.
Проведение и организация семейного досуга (праздники, игры и
пр.), творческой и трудовой деятельности.
Для родителей занятия проводятся в форме бесед, консультаций и дискуссий. В
процессе работы у родителей постепенно изменяется их позиция, представления о ребенке
и ожидания, устраняются и сглаживаются негативные реакции, происходит значительный
рост компетентности родителей в области решения проблем воспитания, происходит
гармонизация отношений в семье.
Следовательно, механизм взаимодействия по оказанию ранней помощи детям с
проблемами в развитии и их семьям позволяет максимально раскрыть возможности и
реабилитационный потенциал семьи в оказании помощи своему ребенку. Это открывает
для
значительной
части
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
дорогу
к
инклюзии
в
дошкольном
возрасте,
что
впоследствии
исключает
потребность
в
образовании в специализированной школе.
Литература
1.
Лазуренко С. Б. Психическое развитие детей с нарушениями здоровья в
раннем возрасте. Монография. М.: ЛОГОМАГ, 2014. 266 с.
2.
Приходько О. Г. Междисциплинарный подход к диагностике и
коррекции отклонений в развитии детей первых лет жизни // Ранняя комплексная помощь
в
современном
образовательном
пространстве
/
Материалы
международной
научно-
практической конференции. М.: Русская Речь, 2012. С.3-6.