Напоминание

"НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ"


Автор: Древко Елена Вячеславовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: город Липецк
Наименование материала: статья
Тема: "НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ"
Раздел: среднее образование





Назад




Древко Елена Вячеславовна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Гимназия №1»,г.Липецк

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

На

сегодняшний

день

основной

целью

обучения

является

подготовка

школьников как самостоятельных субъектов образовательной деятельности.

Современное

образование

основывается

на

активности

обеих

сторон

учебного процесса, а именно ученика и учителя. В результате удаётся воспитать

творческую и активную личность способную к самостоятельному обучению,

самосовершенствованию. Одним из базовых предметов школьной программы

является русский язык, для решения озвученных задач педагоги применяют

нестандартные подходы к организации уроков.

В

целях

повышения

эффективности

деятельности

учащихся

на

уроках

русского

языка

в

последнее

время

учителями

активно

используются

нетрадиционные

формы

работы

в

виде

целого

комплекса

познавательно-

развивающих

упражнений,

призванных

стимулировать

интерес

учащихся

к

предмету и повышать степень мотивации учеников в овладении родным языком.

Чем же характеризуется нетрадиционный урок?

Этот урок, который не относится ни к одной из известных классификаций,

ему присуща большая вариативность структуры, он основан на творчестве,

импровизации,

на

воздействии

ученика

и

учителя,

при

их

увлеченности

совместной творческой деятельностью. И, наконец, он основан на том, что

ученик есть не только объект, но и субъект учебной деятельности.

Нетрадиционный урок – это учебное занятие, имеющее нетрадиционную

структуру. Такой урок включает в себя приемы и методы различных форм

обучения.

Он

основан

на

совместной

деятельности

учителя

учащихся,

совместном поиске, апробировании новых форм работы, что в конечном итоге

влияет

на

активизацию

познавательной

активности

учащихся

на

уроках

и

повышение эффективности преподавания.

Необязательно

весь

урок

должен

быть

нетрадиционным,

возможно

вкрапление в него отдельных элементов, которые направлены на активизацию

обучения. Это могут быть уроки с использованием компьютерных технологий и

проектной методики, нестандартных форм тестирования.

Что дает применение таких уроков в учебном и воспитательном процессе?

Как показывает практика, нетрадиционные формы обучения предполагают:

- использование коллективных форм работы;

- привитие интереса к предмету;

- развитие умений и навыков самостоятельной работы;

- активизацию деятельности учащихся;

-

осуществление

практической,

воспитательной,

образовательной

и

развлекающей целей обучения.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков

типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о

целях, задачах, методике проведения таких занятий.

К

наиболее

распространенным

типам

нестандартных

уроков

русского

языка относятся:

– уроки «погружения»

– уроки - соревнования

– уроки - творческие отсчеты

– уроки- конференции

– интегрированные уроки

– уроки семинары

– межпредметные уроки

– уроки- экскурсии и др.

Рассмотрим теоретическое содержание нескольких нетрадиционных форм

различных уроков.

И д е я интеграции

стала

в

последнее

время

предметом

интенсивных

теоретических

и

практических

исследований

в

связи

с

начавшимися

процессами

дифференциации

в

обучении.

Интеграция

дает

возможность,

с

одной

стороны,

показать

учащимся

«мир

в

целом»,

а

с

другой

высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного

осуществления профильной дифференциации.

Иначе говоря, интеграция предполагает усиление межпредметных связей,

снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации

учащимися, подкрепления мотивации обучения.

Основу урока-соревнования составляют состязания команд при ответах на

вопросы и решении чередующихся заданиях, предложенных учителем. Форма

проведения

таких

уроков

самая

различная.

Это

поединок,

бой,

эстафета,

соревнования,

построенные

по

сюжетам

известных

игр.

Для

каждого

конкретного урока эта структура детализируется в соответствии с содержанием

используемого материала и особенностей сюжета состязаний.

Работа

с

текстом

относится

к

основополагающим

требованиям

при

обучении русскому языку. В связи с этим является использование такой формы

обучения,

как исследование.

В

его

основе

лежит

исследование

языковых

материалов,

опираясь

на

текстовые

задания.

Осуществляя

подготовку

к

занятию, учитель тщательно выбирает тексты, составляет план их анализа,

создаёт

творческие

группы,

уделяет

внимание

дифференцированному

распределению отрывков.

Немаловажным

является

защита

исследования,

для

чего

уделяется

внимание

подготовки

группы

к

представлению

текста

и

лингвистическому

анализу

отрывков

с

последующим

обсуждением,

рецензированием

анализа

проведённого группой. В завершении проводится оценка работы учеников и

поясняется домашнее задание, так как эта инновационный подход, то не все

смогут в рамках школьного урока усвоить материал.

Ещё одной нестандартной формой занятия является урок-практикум, он

направлен

на

проведение

подготовительной

работы,

помогающей

самостоятельно

написать

сочинение.

Необходимо

пояснить

ученикам,

что

написание

сочинения

это

мыслительный

процесс,

подразумевающей

проведение анализа увиденного. Школьники учатся обращать внимание, на то,

что происходит вокруг них, выделяя необычные детали в обыденных вещах.

Такой

урок

может

включать

экскурсию

на

природе,

практическое

ознакомление

с

изобразительными

и

выразительными

средствами

с

последующим

обсуждением

того,

что

они

увидели.

Нельзя

забывать

и

творческой

работе,

включающей

чтение

сочинений

с

последующим

обсуждением

и

рецензированием

творческих

работ

их

исправлением

и

доработкой. Всё это направлено на улучшение усвоения материала.

Нестандартные

уроки

целесообразнее

использовать

как

итоговые

при

обобщении

и

закреплении

знаний,

умений

и

навыков

учащихся.

Слишком

частое

обращение

к

подобным

формам

организации

учебного

процесса

неоправданно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к

учебному предмету и процессу учения.

Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и

в

первую

очередь

разработка

системы

конкретных

целей

обучения

и

воспитания. Говоря о результатах использования уроков нестандартного типа,

хочется отметить высокую степень их эффективности.

Место нестандартных уроков определяется учителем в зависимости от

конкретных условий, содержания материала и индивидуальных особенностей

самого учителя.

Список литературы:

1.

Власенков

А.И.

Развивающее

обучение

русскому

языку.

М.:

Просвещение, 2005.

2. Караваев А. Игровые уроки в старших классах // Учитель. 2006. № 1.

3.

Котельникова

С.А.

Творческие

работы

нетрадиционных

жанров

//

Русский язык в школе. 2005. № 1.

4. Шипачева Л.А. Нестандартные задания на уроках русского языка //

Русская словесность. 2000. № 5.



В раздел образования