Напоминание

Подвижные игры


Автор: Намакаева Гелсиря Абдулкаюмовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Шыгырданский детский сад "Сандугач"
Населённый пункт: ЧР,Батыревский район,село Шыгырдан
Наименование материала: Статья
Тема: Подвижные игры
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация подвижной игры в старшем дошкольном возрасте.

Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка,

характеризующаяся

точным

и

своевременным

выполнением

заданий,

связанных с обязательными для всех играющих правилами. Подвижные игры

детей дошкольного возраста являются обязательным элементом свободного и

научно-организованного воспитания детей.

В настоящее время проблема состояния здоровья и физического

развития

дошкольников

приобрела

особую

актуальность

и

социальную

значимость.

Нервно-психические

и

соматические

заболевания,

а

также

различные функциональные расстройства ведут к нарушениям моторного

развития детей и замедлению темпа их психического развития.

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования

всех органов и систем организма и сензитивным периодом психического

развития. Именно в этом возрасте развиваются те двигательные качества,

навыки

и

умения

ребенка,

которые

служат

основой

его

нормального

физического и психического развития.

Игровая деятельность интересовала ученых во все времена как в нашей

стране,

так

и

за

рубежом.

К

ним

относятся:

К.

Д.

Ушинский,

А.

С.

Макаренко,

Д.

Б.

Эльконин,

Л.

С.

Выготский,

А.

Н.

Леонтьев,

К. Гроос, Ж. Пиаже, А. Адлер, П. Ф. Лесгафт. Игра является неотъемлемой

частью

развития

ребенка

и

является

ведущим

типом

деятельности

в

дошкольном возрасте.

Первым в истории развития научных исследований игры должно быть

названо имя Карла Грооса. В книгах К. Грооса, посвященных играм человека

и

играм

животных,

впервые

был

систематизирован

и

обобщен

большой

конкретный материал и поставлена проблема биологической сущности и

значения игры.

Особенности детской динамики Бойтендайк сводит к четырем основным

чертам: а) ненаправленности движений; б) двигательной импульсивности; в)

«практическому» отношению к действительности, под которым он понимает

отношение,

противоположное

«интеллекту»

и

характеризующееся

непосредственной аффективной связью с окружающим миром; г) особой

робости,

боязливости,

выражающихся

в

амбивалентном

отношении

к

действительности, в одновременном движении к предмету и от него.

Многие

исследователи

стояли

на

точке

зрения

биологического

происхождения игры. Различие заключается лишь в том, какие инстинкты

или глубинные влечения проявляются в игре: инстинкты власти, борьбы и

попечения

(В.

Штерн,

А.

Адлер),

сексуальные

влечения

(3.

Фрейд),

врожденные

влечения

к

освобождению,

объединению

и

повторению

(Ф.

Бойтендайк).

По

мысли

В.

Штерна,

изменчивость

сюжетов

игр

под

влиянием

условий

жизни

является

лишь

проявлением

неизменной

биологической, инстинктивной природы игры. Такова точка зрения не только

В. Штерна.

Д. Б. Эльконин выделял четыре линии влияния игры на психическое

развитие ребенка:

1)

развитие мотивационно-потребностной сферы;

2)

преодоление познавательного «эгоцентризма» ребенка;

3)

развитие идеального плана;

4)

развитие произвольности действий.

Характеризуя сущность комплексного метода руководства развитием

игры, Е.В. Зворыгина отмечает, что для формирования игры на каждом этапе

необходимы не только особые приемы, а единый комплекс обязательных

педагогических мероприятий, вытекающих из природы игры [14]. Компоненты

комплексного метода следующие:

планомерное обогащение жизненного опыта детей;

совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на

передачу детям игрового опыта, игровых умений;

своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося

жизненного и игрового опыта;

активизирующее

общение

взрослого

с

детьми

в

процессе

их игры,

направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых

способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

Передача игрового опыта может быть организована двумя формами: 1)

специальные

обучающие игры

(показы-инсценировки,

разнообразные

театрализованные

игры;

игры-занятия,

рекомендованные Р. И. Жуковской;

сюжетно-дидактические и сюжетные подвижные и музыкальные игры); 2)

игра воспитателя с детьми, когда участие педагога может быть длительным

или фрагментарным.

Целью нашего исследования явилось определение уровня и

особенностей игровых умений у детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации поставленных задач были применена Методика Н. Я.

Михайленко.

Исследование проводилось на базе МБДОУ «Шыгырданский детский

сад «Сандугач» Батыревского района Чувашской Республики. В эксперименте

учувствовали 10 детей 5-6 лет.

Для

оценки

игровых

умений

детей

были

выделены

критерии,

разработанные Торренсом и Гилфордом:

- умение предложить новый замысел для игры;

- умение быстро адаптироваться в сложившейся ситуации;

- умение предложить новое использование для известного объекта;

-вариативность, т. е. умение предложить различные идеи в той или

иной ситуации.

Для аналитической обработки результатов исследования нами были

выделены три уровня игровых умений у дошкольника: низкий, средний,

высокий.

Для определения выше указанных уровней проявления игровых умений

мы предложили детям следующие задания:

Задание №1. Цель: определить умение определить умение предложить

новое использование для известного объекта, умение быстро адаптироваться

в сложившейся ситуации, обыгрывая игрушку.

В группу вносилась игрушка «лиса Алиса» и воспитатель предлагал

ребенку обыграть ее. Например: «К нам сегодня в гости пришла лиса Алиса.

Ей очень скучно и она хотела бы поиграть с тобой».

Задание № 2. Цель: определить умение предложить новый замысел для

игры, вариативность, т. е. умение предложить различные идеи в той или иной

ситуации.

Детям предлагалось придумать сюжет по условию: «Как бы ты играл,

если в твою семью приехал доктор Айболит?».

Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что

большая

часть

детей

контрольной

и

экспериментальной

группы

имеет

средний и низкий уровень сформированности игровых умений.

Наблюдения за организацией игровой деятельности детей в старшей

группе показали, что ролевые действия детей не всегда согласованны, часто

нарушается

логика

творческого

воссоздания

жизненного

мотивированных

связей. Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений

играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами,

отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел.

Игровые умения детей дошкольного возраста характеризуются низким

уровнем

развития.

Это

задерживает

сюжетосложение

как

перспективного

уровня развития игры. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение

участников

игры

характеризуется

отсутствием

новизны,

вариативности.

Игровые задачи дети решают привычными способами.

В играх дошкольников редки ролевые диалоги, которые предполагают

общение детей из своей роли. В предложенных заданиях: «Способность

оригинально обыграть игрушку» и «Придумай сюжет по условию» дети в

основном используют сюжет, предложенный взрослым и другими детьми;

редко предлагают новые варианты игры, новое использование для известного

объекта; не всегда реализуют свой замысел деятельности. Лишь некоторые

дети самостоятельно выбирают тему; способны домысливать предложенный

вариант

сюжета;

могут

увлечь

своими

идеями

остальных

детей;

быстро

адаптироваться к игровой задаче; могут предложить не один вариант сюжета.

В

результате

проведенной

работы

на

констатирующем

этапе

исследования нами было отмечено, что 10% детей действуют самостоятельно

в проигрываемых нами играх, придумывают новые сюжеты, фантазируют,

комбинируя свои знания из окружающего мира со своими фантазиями. Эти

дети проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему

продуктивной

игровой

деятельности,

продумать

содержание

работы,

способны

домысливать

предложенный

вариант

сюжета,

с

легкостью

реализуют свои замыслы, придумывая что-то необычное, оригинальное. Они

могут

увлечь

своими

идеями

остальных

детей

группы,

поэтому

мы

их

отнесли к высшему уровню развития игровых умений. К среднему уровню

игровых

умений

было

отнесено

50%

из

всех

детей,

задействованных

в

эксперименте. Эти дети эпизодически могут выбирать тему, продуктивной,

игровой деятельности, но чаще принимают тему детей – лидеров, взрослого;

в

своей

самостоятельной

деятельности

они

могут

заимствовать

сюжеты

известных

сказок,

фильмов,

мультфильмов;

не

всегда

реализуют

свой

замысел деятельности.

И к низкому уровню мы отнесли 40% дошкольников. Эти дети мало

общительны,

почти

все

время

играют

по

одному.

Они

затрудняются

в

придумывании темы, сюжета продуктивной игровой деятельности, не могут

дополнить предложенный вариант, редко изъявляют желание самостоятельно

заниматься

продуктивной

игровой

деятельностью.

У

них

отсутствует

способность фантазировать, придумывать что-то необычное, оригинальное.

Без интереса принимают предложенную тему и часто не доводят ее до конца.

Как видно, формирование игровых умений у детей требует создания

специальных условий.

Следовательно, в ходе проведенного нами исследования, можно сделать

вывод о том, что имеются трудности при адаптации к новой игровой задаче.

Данные

исследуемые

требуют формирование игровых умений и создания

специальных условий.



В раздел образования