Автор: Доровская Лидия Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ОСОШ № 2"
Населённый пункт: п. Октябрьский Устьянский район, Архангельская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование конструктора Лего на уроках математики в начальной школе
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 2»
Мастер – класс по теме: « Использование конструктора
Лего на уроках математики в начальной школе»
Подготовила: Доровская Л.Г.
п. Октябрьский, 2018 год
Учитель в своей педагогической деятельности должен учитывать то, что
среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является
познавательный интерес, возникающий в процессе обучения. Ребёнку легче
учиться, усваивать материал, когда ему учиться интересно! Такой
познавательный интерес формируется разными способами на уроках и во
внеурочной деятельности. В младшем школьном возрасте ведущим видом
деятельности является учебная деятельность, но стоит не забывать, что
переход к этой деятельности осуществляется с игровой. Поэтому в первом
классе я решила сделать уроки интереснее за счет игр.
Ещё в настоящий момент мы учителя начальных классов сталкиваемся с
проблемой недоразвития мелкой моторики рук. Стоит отметить, что в этот
возрастной период у младшего школьника преобладает наглядно –
действенное мышление. Поэтому учитывая эти факты я решила, что
необходимо использовать такие приёмы, которые будут решать эти
трудности. Выход я нашла в использование ЛЕГО конструктора
.Конструктор ЛЕГО удобен в обращении и помогает ребенку
фантазировать, раскрывать творческий потенциал, развивает связную речь и
мелкую моторику рук, мышление и логику.
Конструктор ЛЕГО служит удобным инструментом, позволяющим легко
преодолевать ряд типичных трудностей при изучении учебного материала
учащимися начальной школы. Применение ЛЕГО-кирпичиков даёт
положительные результаты при усвоении учебного материала, помогают
овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиску средств её осуществления, способствуют освоению
способов решения проблем творческого и поискового характера. Кирпичики
ЛЕГО являются наглядно – образными и наглядно - действенными моделями
тех интеллектуальных операций, которые учащиеся производят в ходе
учебной деятельности.
Мое знакомство с конструктором Лего произошло в прошлом учебном
году, когда я начала вести кружок «Робототехника». На тот момент у меня
были первоклассники. Я подумала, а почему бы не попробовать конструктор
и в урочной деятельности. Решила попробовать заниматься с конструктором
на уроках математики, хотя Лего можно использовать и на уроках обучения
грамоте, технологии, окружающего мира, но я остановилась на математике.
Использование ЛЕГО-поддержки на уроках математики позволяет мне:
-показать как образуются числа, сравнивать их;
-
знакомить
учащихся
с
арифметическими
действиями
и
способствует
формированию вычислительных навыков;
- познакомить с составом числа и закреплять его;
- формировать и развивать умение составлять и решать задачи изученных
видов;
-показать как образуются числа второго десятка, раскрыть особенности их
названий и порядок следования при счете;
- знакомить с геометрическим материалом (фигуры, периметр, площадь);
- изучение долей и дробных чисел и многие другие темы;
Приведу несколько примеров того, как мы используем конструктор ЛЕГО на
уроках математики.
Пример. 1
В саду было 3 скворечника. Прилетели птички и заселились по одной в
скворечники. Двум птичкам не хватило домиков. Сколько было птичек?
Чего больше скворечников или птичек? На сколько?
-О чем речь в задаче? (о скворечниках и птичках)
-Сколько скворечников? 3. – выкладываем эти домики, используя
ЛЕГО (используем ЛЕГО одного цвета). Слайд щелчок
Что известно про птичек? Заселились по 1 в каждый домик.
-Сажаем на каждый выложенный домик птичку (ЛЕГО другого цвета).
-Что еще сказано про птичек? Двум не хватило цветов.
-Выкладываем еще двух птичек, но уже без домиков.
-Какое требование в задаче?
При такой краткой записи, сразу видно, сколько домиков, птичек и чего
больше.
Пример 2
Дети читают задачу « На первой полке стояло 6 книг, а на второй полке на 3
книги меньше. Сколько книг стояло на второй полке? Сколько книг было
всего в книжном шкафу?» После разбора задачи мы иллюстрируем условие,
или
позже
ребята
сами
уже
во
время
разбора
выкладывают
кирпичики
соответственно условию.слайд щелчок На парте появляется первый столбик
кирпичиков - количество книг на первой полке, затем выставляют рядом
столько
же,
но
убирают
3
кирпичика,
это
помогает
им
выбрать
арифметическое действие. Затем дети отвечают на второй вопрос задачи,
соединяя столбики в один. Осталось записать решение и проверить.
Для развития пространственного ориентирования, памяти, внимания
можно использовать
Математический диктант с ЛЕГО
На белом листе бумаги (если есть у всех плато, то лучше использовать его)
дети выкладывают кирпичики, слушая мои команды.
Например: слайд щелчок
-Из верхнего правого угла по горизонтали влево положите 2 кирпичика с 4
пуговками.
- От последнего кирпичика -2 кирпичика вниз по вертикали.
- 1 кирпичик вправо по горизонтали от последнего.
- 2 кирпичика вниз по вертикали.
- Положите 1 кирпичик влево по горизонтали
- Какую фигуру вы получили? (цифру 5)
Много вариантов работы можно использовать при изучении состава числа до
10.
-
Я
задумала
числа,
если
их
сложить,
то
получится
число
8.
Проиллюстрируйте
эти
2
слагаемых.
Дети
выкладывают
кирпичики
с
возможными вариантами получения числа 8, 6 и т.д.
Использование ЛЕГО при изучении таблицы умножения
•
Так как таблица умножения объемная, то целесообразнее всего
использовать мелкое ЛЕГО.
•
В качестве примера изучение табличного умножения числа 4.
•
Нам понадобятся кирпичики ЛЕГО с 4-мя пуговками.
Берем 1 кирпичик с 4 пуговками : 4 взяли 1 раз
Берем 2 кирпичика с 4 пуговками : 4 взяли 2 раза
Берем 3 кирпичика с 4 пуговками : 4 взяли 3 раза и т.д.
Такая работа детям очень нравится, никто не остаётся без дела, без внимания.
Учитель при такой работе видит результат усвоения изученного материала и
сразу видно тех детей у которых есть трудности в изучении темы.
Так же я использую Лего для нахождения площади и периметра фигуры. Для
того, чтобы найти площадь фигуры на плато выкладываем фигуру в данном
случае
квадрат,заполненный
кубиками
Лего.
-
1
кубик
с
4
пуговками
равняется 1 кв.см. При изучении темы площади фигуры ребята узнают, что 1
кубик с 4 пуговками равняется 1 кв. см После этого закладываем наш квадрат
кубиками с 4 пуговками, сколько кубиков затратили тому и равна площадь. В
данном случае 16 кв. см
Таким
образом
дети
наглядно
могут
пронаблюдать,
что
такое
площадь
фигуры.
Для нахождения периметра составляем на плато контур прямоугольника .
После этого выкладываем все стороны прямоугольника в один ряд, линейкой
измеряем длину получившейся линии. Сколько см получится это и будет
периметром нашего прямоугольника, в данном случае 12 см в квадрате.
Конструктор Лего является большим помощником в уроках математики, его
очень легко использовать, дети видят все наглядно.