"Подготовка учащихся к изучению химии средствами пропедевтического курса "Введение в химию"
Автор: Алексеева Надежда Петровна Должность: учитель химии Учебное заведение: МБОУ "Булгунняхтахская СОШ имени С.П Ефремова Населённый пункт: с. Булгунняхтах, Хангаласский улус, Республика Саха (Якутия) Наименование материала: статья Тема: "Подготовка учащихся к изучению химии средствами пропедевтического курса "Введение в химию" Раздел: среднее образование
Алексеева Н.П. –
учитель химии МБОУ Булгунняхтахская СОШ
имени С.П.Ефремова
Подготовка учащихся к изучению химии средствами пропедевтического
курса «Введение в химию»
Введение.
Всё познание реального мира
исходит из опыта и завершается им.
А. Эйнштейн
Модернизация российского образования призвана обеспечить доступность образования,
повысить его качество и эффективность. Химия считается наиболее трудной школьной
дисциплиной. В настоящее время под лозунгом гуманитаризации обучения происходит
сокращение учебных планов в области естествознания. При этом забывается, что химия,
как наука, занимая одно из центральных положений в естествознании, составляет основу
для
формирования научного мировоззрения учащихся. На сегодняшний день ситуация с
восприятием химии если и меняется, то не в лучшую сторону. Повышаются требования к
абитуриентам, сдающим вступительные экзамены по химии в вузы, и увеличивается
сложность школьного курса на фоне того же количества часов.
Именно
поэтому химия
нуждается
в
пропедевтике,
которая
экспериментально
подтверждена
многолетней
педагогической
практикой.
Вопрос
о
введении
учебного
предмета «Химия» с 7-го класса становится весьма актуальным. Актуальность данной
проблемы возрастает в связи с тем, что химические знания необходимы каждому человеку.
Они определяют рациональное поведение человека в окружающей среде, необходимы в
повседневной жизни; элективные курсы и курсы по выбору будут, в какой-то степени,
решать те задачи, которые на уроках химии не удается решить в полном объёме из-за
дефицита времени
Поэтому в 2008 году в нашей школе в мы начали в одном 7 классе вести элективный курс
«Введение
в
химию ».
В
2010
году
нач а ли
р е а л и з а ц и ю педагогического
проекта «Подготовка учащихся к изучению химии средствами пропедевтического курса
«Введение в химию вещества».
Цель
данного педагогического проекта : повысить эффективность обучения химии на
протяжении всего периода обучения в средней школе за счет введения пропедевтического
курса по предмету.
Объект проекта: процесс пропедевтического изучения химии в 7 классах. Предмет
проекта пропедевтический курс.
Гипотеза проекта : введение пропедевтического курса химии в 7 классах школы будет
способствовать
повышению
качества
знаний
учащихся,
уровня
сформированности
предметных
и
интеллектуальных
умений,
интереса
к
предмету,
а
также уменьшит
интенсивность прохождения учебного материала в 8 классе.
Для реализации поставленной цели и для проверки выдвинутой гипотезы необходимо
было решить следующие задачи :
1.
На
основе
анализа
психолого-педагогической,
предметной
и
методической
литературы исследовать состояние проблемы в современном образовании.
2.
Определить
теоретико-методологические
и
дидактико-методические
основы
исследования.
3.
Экспериментально подтвердить эффективность введения пропедевтического курса
химии.
4.
Разработать рабочую программу пропедевтического курса химии для 7 классов.
5.
Провести апробацию пропедевтического курса.
Внести корректировки в рабочую программу по химии за 8 класс
Пропедевтикой (от греч. рropaideuo - предварительно обучаю), называется совокупность
сведений и знаний, которыми необходимо запастись до начала какого-нибудь научного или
специального занятия.
Есть очень хороший курс, пропедевтический, в седьмом классе, автор
О.С. Габриелян,
И.Г. Остроумов. Введение в химию. Вещества.7 класс: : Учебник для
общеобразовательных учреждений. М.: 2006.
Данный курс рассчитан на 1 час в неделю (34 часа). И включает разделы:
1 . Знакомьтесь,
«чёрная
земля!».
«Вещества
вокруг
нас.
История
«чёрной
земли»;
«Компьютер: химические вещества и материалы»; «Химическое вещество и физическое
тело»;
«Что
такое
химические
опыты?
Техника
безопасности
при
выполнении
лабораторных работ»; «Я познаю мир: методы исследования природы».
2 . Изучаем вещества. «Чистые вещества и смеси. Легко ли разделить смесь? Очистка
жидкостей от растворенных в ней твердых веществ»; «Простые и сложные вещества»;
«Язык химии или как химики учились понимать друг друга»; «Сколько вешать в граммах?
или как измерить массу атома»; «Химическая формула. «Знакомство с Периодической
системой химических элементов Д.И. Менделеева»;
3 . Химические превращения. «Признаки химических реакций»; «Уравнения в химии.
Есть ли у реакции скорость?»; «Ионы. Качественные реакции»; «Занимательные задачи по
химии».
4. Химия и жизнь . «Чем мы дышим?»; «Положение неметаллов в Периодической системе
химических
элементов
Д.И.
Менделеева.
Кислород
как
важнейший
окислитель»;
«Углекислый газ: друг или враг?»; «Аллотропные модификации кислорода и углерода»;
«Всегда и везде Вечная слава воде!»; «Химические свойства воды»; «Состав земной
коры»; «Полезные ископаемые»; «Значение металлов в природе и жизни человека».
5 . Химия вокруг нас. «Ты то, что ты ешь», «Белки – основа жизни»; «Сладкая жизнь или
зачем нужны углеводы?» «Что такое жиры?» «Витамины и микроэлементы»; «Химия –
союзник медицины»; «Из чего состоит косметика и средства бытовой химии? Химия и
искусство»
Акцент делаем на практическую направленность преподавания. Важный резерв этого
процесса при обучении – реализация связей между химией и биологией, математикой,
физикой. Это позволяет видеть связи между изучаемыми предметами, научит применять
имеющиеся знания, умело использовать их при решении задач, выполнении практических
и лабораторных работ, объяснять демонстрационные опыты, которые развивают у
школьника наблюдательность и умение объяснять с точки зрения что химия – это часть
естествознания.
Хорошо
подобранные
опыты
позволяют
отразить
связь
теории
и
эксперимента.
Химический эксперимент должен быть нацелен на приобретение навыков, которые можно
использовать в реальной жизни (разделение смесей, приготовление раствора с заданной
массовой долей растворенного вещества, нейтрализация кислоты и щелочи). уделяется
практическим
работам,
которые
позволяют
привить
не
только
важные
практические
умения, но и развивать самостоятельность учащихся, их познавательную деятельность.
Часть работ носит исследовательский характер (выращивание кристаллов поваренной
с о л и ,
н а б л ю д е н и е
з а
г о р я щ е й
с в е ч о й ) .
Данный образовательный курс является источником знаний, позволяет полнее учесть
интересы
учащихся,
следовательно,
сделать
изучение
предмета
более
интересным,
соответственно, получить более высокие результаты обучения
Выводы.
Данный педагогический проект завершён. Полученные результаты позволяют сделать
следующие выводы:
1.
Обучающиеся выражают позитивное отношение к введению пропедевтического
курса «Введение в химию. Вещества» О.С. Габриелян И.Г. Остроумова.
2.
Введение
пропедевтического
курса способствует повышению
качества
знаний
обучающихся, уровня формирования предметных и интеллектуальных умений, а
также сознательному
выбору
обучающимися
химико-биологического
профиля
обучения в старшей школе.
3.
Необходимо
дальнейшее
исследование
педагогических
возможностей
пропедевтической
работы
на
уроках
химии для
формирования
устойчивого
познавательного интереса к предмету и целостной химической картины мира как
составной части естественнонаучной картины.
Литература:
1. И. Г. Остроумов, И. В. Аксенова, Т. В. Сажнева: Методическое пособие к учебнику И. Г.
Остро умова, О. С. Габриеляна «Введение в химию. Вещества» (7 класс). Пособие для
учителя и уча щихся. — Москва: «Сиринъпрема», 2007. — 104с.
2 . Леенсон
И.А.
Удивительная
химия.-
М.:
Изд-во
НЦ
ЭНАС,
2006.-176
с.-(О
чём
умолчали учебники).
3. Штремплер Г.И. Химия на досуге: Домашняя хим. Лаб.: Кн. Для учащихся. - М.:
Просвещение: «Учеб. лит.», 1996.
4.
Шукайло А.Д. Тематические игры по химии. 8 класс. Методическое пособие для
учителя. - М.:ТЦ Сфера, 2004.
5. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Пропедевтический курс «Старт в химию //Химия в
школе.-2005.-№8 – с.19-26.
6. Габриелян О.С. Пропедевтика химии в школе: вчера, сегодня, завтра // Химия в школе.-
2006.-№7 – с.21-25.
7. Естествознание: Учеб. для 6, 7 кл. общеобразоват. Учреждений / А.Г. Хрипкова, Р.Г.
Иванова, Т.В. Иванова и др. Под ред. А.Г. Хрипковой. - М.: Просвещение, 1996,1997.
8. Физика. Химия.5-6 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Е.Гуревич, Д. А.
Исаев, Л. С. Понтак. – М.: Дрофа, 2005.
9. Чернобельская Г. М., Дементьев А. И. Введение в химию: мир глазами химика: 7 кл.:
Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. Заведений. - М.: Владос, 2003.
10. Шипарёва Г.А., Тригубчак И.В. Методические рекомендации к изучению
пропедевтического курса «Введение в химию»; 7 кл. - М.: Владос,2004.
11. Габриелян О.С.,
Шипарёва Г.А. химия 7 кл.: Метод. пособие. - М.: Дрофа, 2006.
Из опыта преподавания пропедевтического курса химии
«Химическая азбука» в 5 классе
И. Ю. Войнова,
учитель биологии и химии,
руководитель научно-методической службы
ГБОУ ЦО №1462 ЮВАО г. Москва
«Делай то, что ты можешь,
с помощью того, чем ты располагаешь,
там, где ты сейчас»
Т.Рузвельт
Случилось так, что волею судьбы я два с половиной года тому назад была поставлена в
ситуацию преподавания пропедевтического курса химии в 5, 6 и 7 классах. До этого мне
приходилось вести пропедевтику химии только в 7 классе, используя в качестве УМК
линию О.С.Габриеляна, а вот в пятом классе… нет…. Радовало меня только то, что
интересующая область знаний достаточно широко была представлена в курсе
«Природоведения» 5 класса Андреевой Аллы Евгеньевны.
В шестом параграфе её учебника раскрывается «тайна строения вещества» и
формулируются такие понятия как атомы, молекулы, химическая символика;
предлагается конструирование молекул;
в седьмом - рассматриваются простые и сложные вещества, химические формулы; звучит
упоминание о белках жирах и углеводах;
в восьмом – даётся представление о смесях веществ и способах их разделения;
в девятнадцатом – совершается путешествие атомов в природе;
двадцать пятом – изучается горение и другие химические явления. Иллюстрации к
учебнику так же содержат химическую символику, формулы простых и сложных веществ (
рисунок № 18, 19, 20,22, 45, 57, 59, 105,125).
Я понимала, что данный курс – это то, что интересно мне, а значит, будет интересно и
детям, что это та платформа, которая даст мне возможность разработать пропедевтический
развивающий курс «Химическая азбука», планы о котором я вынашивала долгие годы
работы в школе. У меня появилась уверенность в том, что идея осуществима, и почти
сразу же опыт преподавания химии в пятом классе.
У многих специалистов в этой области, при общении со мной на тему пропедевтики в 5-7
классах, возникает первый вопрос такой: «А чем ваш курс отличается от других?»
Для того, что бы понять это, давайте рассмотрим методические проблемы химического
образования:
- изучение химии начинается с 8 класса, тогда, когда интерес к процессу познания
окружающего мира существенно снижается и на первое место выходит интерес к
процессу социализации;
- перегруженность новыми элементами знаний в I триместре курса «Химия-8» и как
следствие, психологический барьер у детей: «Не пониманию, не хочу, не буду»;
- Считается, что химия – экспериментальная наука, следовательно, нужно, как можно
больше, показывать детям опытов, а химическую символику и номенклатуру они освоят в
процессе практической деятельности.
Результат: детям нравятся опыты, но записать то, что они наблюдают при этом
химическими символами для большинства из них остаётся большой проблемой.
Любой язык и его буквенная символика, русский, английский и химический, в том
числе, требует времени для усвоения, понимания, осмысления.
Русскую азбуку дети начинают осваивать в 3-4 года, математическую «азбуку»-
символику - в 3-4 года, английскую азбуку – 6-7 лет, а то и раньше, реже в 10 лет.
Понятия химической азбуки – нет, но есть химический язык, тот же знаковый
символический аппарат…
Продолжительность изучения предметов в школе: русский язык, математика, английский
язык – 10- 12 лет, а химия – 4 года.
Результат методики преподавания химии нам всем хорошо известен…
Вывод: если большая часть учащихся в классе не усваивает новые элементы знаний, - это
проблема не только учителя и детей, а и методистов тоже.
Чем же мой курс отличается от других? Отвечаю: «Номенклатурным подходом. А по
содержанию мало чем. Да я и не ставила такой цели: блеснуть оригинальностью. Здесь,
главное разгрузить программу химии 8 класса и сформировать знание химической
символики, понять предназначение таблицы Д.И.Менделеева и научить
ориентироваться в ней».
Второй вопрос специалистов в этой области: «А зачем вам это надо?»
«Повторяю. Я была вынуждена этим заниматься, поскольку была поставлена в условия
работы в школе с углубленным изучением химии и биологии, и пропедевтика химии
стояла в учебном плане как самостоятельный учебный предмет».
Сейчас я благодарю за это судьбу и людей, с которыми мне пришлось сотрудничать на тот
период времени, потому что главное, что я вынесла из этого «проекта», так это то, что
химию, как и любую другую науку, можно преподавать, начиная с любого возраста, и
главное здесь, не что, а как.
Так реально ли изучать химию, например со второго класса? Реально! Только опять же
главное, - не что изучать, а как изучать!
Здесь важно знание возрастных особенностей детей и использование приемлемых методов
обучения («метод от слабого к с - Считается, что химия – экспериментальная наука,
следовательно, нужно, как можно больше, показывать детям опытов, а химическую
символику и номенклатуру они освоят в процессе практической деятельности.
Результат: детям нравятся опыты, но записать то, что они наблюдают при этом
химическими символами для большинства из них остаётся большой проблемой.
Любой язык и его буквенная символика, русский, английский и химический, в том
числе, требует времени для усвоения, понимания, осмысления.