Напоминание

Тематика и художественное своеобразие стихотворения в прозе "Нищий" И.Тургенева


Автор: Чернышова Татьяна Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 14"
Населённый пункт: Череповец, Вологодская область
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Тематика и художественное своеобразие стихотворения в прозе "Нищий" И.Тургенева
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока по литературе.

Тематика и художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С.

Тургенева «Нищий».

Добрый мой читатель, не пробегай этих

стихотворений сподряд… Но читай их

враздробь: сегодня одно, завтра другое; и

которое-нибудь из них, может быть, заронит

тебе что-нибудь в душу.

И.Тургенев

I.Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация темы и постановка цели и задач урока.

1. Работа с эпиграфом (запись в тетрадь). Определение темы (через анализ ключевых

слов): «Тематика и художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С. Тургенева

«Нищий»».

Сегодня мы обращаемся к прочтению и анализу тургеневского творения – стихотворения

в прозе «Нищий». Надеюсь, это стихотворение никого не оставит равнодушным и

«заронит» в ваши души что-то важное.

Проблемный вопрос: « Как относился к этим людям И.С.Тургенев?»

III. Целеполагание.

- Что же предстоит нам на уроке узнать?

Цель: выявить художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С.Тургенева

«Нищий».

- Какие задачи вы хотите поставить перед собой на сегодняшнем уроке?

Задачи:

вспомнить особенности жанра «стихотворение в прозе»;

понять основную мысль стихотворения;

проанализировать использованные автором средства выразительности;

совершенствовать навыки монологического высказывания.

IY. Осмысление

1. Индивидуальные сообщения.

История создания цикла «Стихотворения в прозе».

Цикл

«Стихотворения

в

прозе»

создавался

великим

писателем

вдали

от

родины,

во

Франции, в местечке Буживаль. Сначала нездоровье, а затем тяжёлая длительная болезнь

Тургенева,

«тихая,

старчески-закатная

жизнь»,

одиночество,

которое

особенно

остро

человек переживает в старости, страх перед смертью, уход из жизни близких ему людей

настраивали писателя на грустный лад. Он ещё создаёт рассказы и повести, но с 1877 года

открывает для себя новый жанр – стихотворения в прозе. Именно этот жанр позволит ему

коротко, но ёмко изложить мгновенные впечатления, настроение ускользающей жизни.

Основные

мотивы

цикла

-

это

воспоминания

о

давней

любви,

размышления

о

неотвратимости смерти, раздумья о ничтожности жизни перед вечностью природы.

Появлением этих миниатюр мы обязаны Михаилу Максимовичу Стасюлевичу, редактору

журнала «Вестник Европы», с которым долгие годы сотрудничал Тургенев. Писатель

решил запечатать материалы и отдать на хранение до его смерти. Михаил Максимович

попросил Тургенева прочесть несколько листков, а потом сказал: «Нет, Иван Сергеевич, я

не согласен на ваше предложение; если публика должна ждать вашей смерти для того,

чтобы познакомиться с этой прелестью, то ведь придётся пожелать, чтобы вы умерли; а мы

просто напечатаем всё это теперь же». Через две недели Тургенев прислал Стасюлевичу 50

листков со стихотворениями.

Сборник стихотворений имеет двухчастную композицию. Первая часть - «Старческое» -

включает 50 стихотворений, отобранных самим Тургеневым и напечатанных впервые в

«Вестнике

Европы».

Вторая

часть

«Новые

стихотворения

в

прозе»

-

это

33

стихотворения, опубликованные уже много позже смерти писателя в Париже в 1930 году.

Известно, что над названием цикла Тургенев думал очень долго. Сначала он назвал его

«Posthuma» («Посмертное»), затем - «Senilia» («Старческое»), и в итоге он согласился с

предложением М.М.Стасюлевича дать циклу название «Стихотворения в прозе».

Всего в наследии И.С.Тургенева около 85 стихотворений в прозе, которые разнятся по

тематике, форме, героям. Но идеальная формула их единства – искренность автора и

любовь к тому, о чем он пишет.

Жанровые особенности стихотворений в прозе.

Сам И.С.Тургенев называл эти произведения эскизами, этюдами с натуры, фрагментами.

Определение

данного

жанра:

«Стихотворение

в

прозе

лирическое

произведение

в

прозаической форме».

Проза – одна из форм литературы. Стихотворение в прозе графически оформляется как

проза, в нём отсутствует ритм и рифма.

Лирика – это один из трёх родов литературы. В лирическом произведении изображается

состояние

человека

в

отдельный

момент

его

жизни,

выражаются

чувства,

мысли

и

переживания героя.

Стихотворение в прозе представляют собой промежуточную форму между поэзией и

прозой.

Произведение обладает всеми жанровыми признаками стихотворения в прозе.

произведение имеет небольшой объём;

часто оно разделено на мелкие абзацы, подобные строфам;

обычно бессюжетная композиция;

присутствует лирическое начало – повествование ведётся от 1 лица;

произведение отличается эмоциональностью.

Однако

в

отличие

от

большинства

стихотворений,

здесь

есть

сюжет.

Произведение

написано в виде сценки. И в этом заключается одна из художественных особенностей

этого стихотворения.

Лексическое значение слов.

Нищий:

1) Очень бедный, неимущий. Например: нищая хибарка, нищая жизнь. Человек, живущий

подаянием, собирающий милостыню. Например: подать нищему.

2) Слово может употребляться и в переносном значении: лишённый внутренних

интересов, духовно опустошённый человек. Например: нищий духом.

Подаяние - от подать, дать. У слова милостыня есть родственные слова милость,

милостивый, т.е. добрый, щедрый. Подать милостыню – значит поделиться чем-то с

ближним, сделать это от души, из естественной человеческой потребности творить добро.

Различаются лексическим значением: подачку дают из снисхождения, даже презрения. А

подаяние – из искреннего участия.

Слово брат применяется в следующих лексических значениях.

Сын в отношении к другим детям одних родителей. Например: родной брат,

сводный брат.

Фамильярное или дружеское обращение к мужчине (разг.)

Товарищ, единомышленник. Например: братья по духу.

Свой брат (разг.), близкий, свой человек, а также (обобщённо) близкие,

понимающие друг друга люди. Например: свой брат рабочий.

2. Работа с текстом стихотворения.

Прослушивание стихотворения.

- Каков портрет такого человека?

(Худой, одетый в грязную, старую одежду, дурно пахнущий, нездорового вида человек).

- Какое отношение к ним в обществе. (Негативное, благополучные люди чаще стараются

их не замечать, отводят глаза и проходят мимо. Иногда проявляется агрессия: их могут

прогнать и даже избить).

Смысловое погружение в текст.

Герои стихотворения.

Давайте поговорим о героях стихотворения

-

Каким

предстает

перед

нами ЛГ?

(Это

обеспеченный,

благополучный

человек,

интеллигент, дворянин).

. Какие

художественные

детали

помогают

представить

лирического

героя?

(Их

три:

платок, часы, кошелёк).

- Какие чувства он испытал, увидев нищего старика? (Потрясение, неловкость, смятение,

ужас…).

- Как автор передаёт это состояние? (Риторическим восклицанием «О, как безобразно

обглодала

бедность

это

несчастное

существо!»).

Это

единственное

восклицательное

предложение

в

тексте.

Усиливает

производимый

этой

риторической

фигурой

эффект

использование метафоры – «обглодала бедность». Таким образом, это предложение можно

назвать одним из эмоциональных центров стихотворения.

Как называет ЛГ нищего? (нищим – 3 р., братом – 5 р.). о чем это говорит? (ЛГ способен

думать

и

чувствовать.

Он

увидел

в

старике

человека,

достойного

уважения

и

сострадания). Каждый получает

своё подаяние. Нищий – признание в нём человека, а

лирический герой - прощение нищего за то, что мир так несправедлив, и благодарность.

- А каким увидел герой нищего?

(Лицо: «воспалённые, слезливые глаза, посинелые губы»; «воспалённые глаза», «синие

губы». Автор использует приём повтора художественной детали.

Руки: «красная, опухшая, грязная рука», «грязная, трепетная рука».

Одежда: «шершавые лохмотья».

Состояние здоровья: «нечистые раны».

Посмотрите, исчерпывающий

портрет,

созданный

всего

несколькими

деталями!

Не

случайно Тургенева называют мастером художественной детали.

-

Какую

часть

речи

более

активно

использует

автор,

создавая

портрет

нищего?

(Прилагательные)

-

В прямом или в переносном значении? (Большинство прилагательных употреблено в

прямом значении)

-

Мы привыкли, что слова приобретают особую выразительность, если употреблены в

переносном значении. Почему же Тургенев словно намеренно избегает употребления

тропов? (Главное для писателя – зафиксировать жестокую, неприглядную реальность.

Поэтому и слова он подбирает простые, лишённые подтекста, двойного толкования. В

портрете

нищего

появится,

пожалуй,

только

один

эпитет,

выражающий

восприятие

лирическим героем этого несчастного человека: «трепетная рука»)

- Каковы выразительные возможности использованных в тексте частей речи?

Выразительные средства морфологии (инд.работа).

-А теперь давайте посмотрим, как автор использовал выразительные возможности частей

речи.

Слова

какой

части

речи

преобладают

в

тексте?

миниатюре

преобладают

существительные (их 30), потому что автор хочет запечатлеть жизненную картину в

мельчайших подробностях).

В стихотворении использовано 12 прилагательных. Все они характеризуют нищего: ярко и

точно подчёркивают особенности его внешности и речи.

Глаголы

использованы

не

для

создания

динамики,

а

для

характеристики

нищего:

«протягивал… руку», «стонал», «мычал о помощи», «ждал», «рука слабо колыхалась и

вздрагивала», «уставил на меня…глаза».

Особенный оттенок искренности, взволнованности придают стихотворению местоимения

«я», «меня», «моего».

Составление таблицы. Роль частей речи в стихотворении.

Существительные

Прилагательные

Глаголы. Глагольные

формы

Местоимения

Статичность

Средство

характеристики

героев

Средство

характеристики

героев

У к а з ы в а ю т

н а

искренность

Выразительные средства синтаксиса (инд.работа).

Сколько раз в тексте встречаются предложения с многоточиями? (7 раз). Для чего? (Их

художественная роль заключается в том, что читатель сам должен догадаться, о чём могла

пойти речь дальше во внезапно прерванном высказывании. Например: «Я стал шарить у

себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с

собою». Мы понимаем, что герой смущён, растерян, так как не может ничем помочь

нищему).

Выразительные средства фонетики.

- Какой выразительной возможностью языка ещё воспользовался автор?

(Тургенев

использовал звукопись.

Аллитерация

на

Ш,

Х,

С,

Ч,

Щ

передаёт

шорох

лохмотьев нищего старика и его едва слышную речь)

Анализ композиции стихотворения.

- Что мы можем считать завязкой действия? (Первое предложение – встречу героев)

-

Какой

фрагмент

можно

назвать

кульминационным

в

стихотворении?

(Рукопожатие

героев. Зачитывание фрагмента.)

История ритуала рукопожатия. В древности этот ритуал демонстрировал, что человек не

прячет оружия. В рыцарские времена имел следующее значение: я без оружия, я не буду с

тобой

воевать.

В

19

веке

рукопожатие

стало

знаком

согласия

при

заключении

коммерческих сделок. А в наше время этот ритуал демонстрирует добрую волю его

участников, является знаком приветствия и уважения друг к другу.

В каком значении использовано это слово в речи обоих героев? (В 3 и 4 значениях)

- Рассмотрим композицию кульминационного фрагмента.

Композицией

этого

фрагмента

Тургенев

подчёркивает

изначальное

равенство

людей,

которое не зависит от их социального положения. Автор показывает, что стремление

понять, увидеть в человеке человека делает их действительно равными.

Во-первых, лирический герой, чувствуя себя смущённым, оттого что не может подать

милостыню,

просит

у

нищего

прощения:

«Не

взыщи,

брат…».

И

тот

отвечает

благодарностью:

«…и

на

том

спасибо».

В

нём

нет

озлобленности

против

человека,

который

не

смог

дать

ему

деньги,

еду,

что-то

материальное.

Он

смог

разглядеть

в

лирическом герое искреннюю смущённость и потерянность.

Во-вторых, в диалоге герои произносят по одной реплике, в каждой из которых дважды

звучит обращение «брат».

В-третьих, герои на равных обмениваются рукопожатием. Поступок лирического героя,

протянувшего руку нищему, больному человеку, тот воспринял как признание в нём

равного себе.

Наконец,

каждый

получает

своё

подаяние.

Нищий

признание

в

нём

человека,

а

лирический герой - прощение нищего за то, что мир так несправедлив, и благодарность.

Лирический герой

нищий

1 реплика

«Не взыщи…»

обращение «брат» (2)

«…я крепко пожал эту грязную,

трепетную руку…»

подаяние

1 реплика

«…и на том спасибо»

обращение «брат» (2)

«…и он в свою очередь стиснул мои

похолодевшие пальцы»

подаяние

- Проведённый анализ ещё раз подчеркивает мысль о том, что все люди равны, каждый из

нас вправе рассчитывать на понимание, помощь и поддержку другого человека, а главное –

на уважение к своей личности. А чтобы понять человека, иногда достаточно попытаться

встать на его место.

Индивидуальное творческое задание – «Монолог нищего».

Y. Подведение итогов урока.

-

Какие

чувства

вы

испытали

при

прочтении

произведения?

(Чувство

жалости,

сострадания к несчастному человеку, оказавшемуся в бедственном положении)

- Именно такое чувство испытывал и сам автор, когда создавал это произведение, ведь,

читая талантливое лирическое произведение, мы проникаемся теми же эмоциями, что и их

создатель.

- В чём заключается художественное своеобразие стихотворения «Нищий»? (ответы)

-

В заключение хочется привести слова А.П.Чехова: «Надо, чтобы за дверью каждого

довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал

бы стуком, что есть несчастные…». Миниатюра «Нищий» повествует о том, как важна

любая помощь, не только материальная, но и моральная.

Таким

человеком

сегодня

для

нас

был

великий

русский

писатель

Иван

Сергеевич

Тургенев.

YI. Рефлексия.

Заполнение карты самоанализа.

Узнал, что такое

стихотворение в

прозе

Занимался

анализом

стихотворения,

р а б о т а л

с

терминами

Был(а)

актив(на)ен

Правильно

о т в е ч а л

н а

вопросы

Понял

смысл,

сделал выводы

Поставь в каждой графе + или -.

YII. Домашнее задание.

Составить синквейн.



В раздел образования