Автор: Чернышова Татьяна Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 14"
Населённый пункт: Череповец, Вологодская область
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Тематика и художественное своеобразие стихотворения в прозе "Нищий" И.Тургенева
Раздел: среднее образование
Конспект урока по литературе.
Тематика и художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С.
Тургенева «Нищий».
Добрый мой читатель, не пробегай этих
стихотворений сподряд… Но читай их
враздробь: сегодня одно, завтра другое; и
которое-нибудь из них, может быть, заронит
тебе что-нибудь в душу.
И.Тургенев
I.Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация темы и постановка цели и задач урока.
1. Работа с эпиграфом (запись в тетрадь). Определение темы (через анализ ключевых
слов): «Тематика и художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С. Тургенева
«Нищий»».
Сегодня мы обращаемся к прочтению и анализу тургеневского творения – стихотворения
в прозе «Нищий». Надеюсь, это стихотворение никого не оставит равнодушным и
«заронит» в ваши души что-то важное.
Проблемный вопрос: « Как относился к этим людям И.С.Тургенев?»
III. Целеполагание.
- Что же предстоит нам на уроке узнать?
Цель: выявить художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С.Тургенева
«Нищий».
- Какие задачи вы хотите поставить перед собой на сегодняшнем уроке?
Задачи:
вспомнить особенности жанра «стихотворение в прозе»;
понять основную мысль стихотворения;
проанализировать использованные автором средства выразительности;
совершенствовать навыки монологического высказывания.
IY. Осмысление
1. Индивидуальные сообщения.
История создания цикла «Стихотворения в прозе».
Цикл
«Стихотворения
в
прозе»
создавался
великим
писателем
вдали
от
родины,
во
Франции, в местечке Буживаль. Сначала нездоровье, а затем тяжёлая длительная болезнь
Тургенева,
«тихая,
старчески-закатная
жизнь»,
одиночество,
которое
особенно
остро
человек переживает в старости, страх перед смертью, уход из жизни близких ему людей
настраивали писателя на грустный лад. Он ещё создаёт рассказы и повести, но с 1877 года
открывает для себя новый жанр – стихотворения в прозе. Именно этот жанр позволит ему
коротко, но ёмко изложить мгновенные впечатления, настроение ускользающей жизни.
Основные
мотивы
цикла
-
это
воспоминания
о
давней
любви,
размышления
о
неотвратимости смерти, раздумья о ничтожности жизни перед вечностью природы.
Появлением этих миниатюр мы обязаны Михаилу Максимовичу Стасюлевичу, редактору
журнала «Вестник Европы», с которым долгие годы сотрудничал Тургенев. Писатель
решил запечатать материалы и отдать на хранение до его смерти. Михаил Максимович
попросил Тургенева прочесть несколько листков, а потом сказал: «Нет, Иван Сергеевич, я
не согласен на ваше предложение; если публика должна ждать вашей смерти для того,
чтобы познакомиться с этой прелестью, то ведь придётся пожелать, чтобы вы умерли; а мы
просто напечатаем всё это теперь же». Через две недели Тургенев прислал Стасюлевичу 50
листков со стихотворениями.
Сборник стихотворений имеет двухчастную композицию. Первая часть - «Старческое» -
включает 50 стихотворений, отобранных самим Тургеневым и напечатанных впервые в
«Вестнике
Европы».
Вторая
часть
–
«Новые
стихотворения
в
прозе»
-
это
33
стихотворения, опубликованные уже много позже смерти писателя в Париже в 1930 году.
Известно, что над названием цикла Тургенев думал очень долго. Сначала он назвал его
«Posthuma» («Посмертное»), затем - «Senilia» («Старческое»), и в итоге он согласился с
предложением М.М.Стасюлевича дать циклу название «Стихотворения в прозе».
Всего в наследии И.С.Тургенева около 85 стихотворений в прозе, которые разнятся по
тематике, форме, героям. Но идеальная формула их единства – искренность автора и
любовь к тому, о чем он пишет.
Жанровые особенности стихотворений в прозе.
Сам И.С.Тургенев называл эти произведения эскизами, этюдами с натуры, фрагментами.
Определение
данного
жанра:
«Стихотворение
в
прозе
–
лирическое
произведение
в
прозаической форме».
Проза – одна из форм литературы. Стихотворение в прозе графически оформляется как
проза, в нём отсутствует ритм и рифма.
Лирика – это один из трёх родов литературы. В лирическом произведении изображается
состояние
человека
в
отдельный
момент
его
жизни,
выражаются
чувства,
мысли
и
переживания героя.
Стихотворение в прозе представляют собой промежуточную форму между поэзией и
прозой.
Произведение обладает всеми жанровыми признаками стихотворения в прозе.
произведение имеет небольшой объём;
часто оно разделено на мелкие абзацы, подобные строфам;
обычно бессюжетная композиция;
присутствует лирическое начало – повествование ведётся от 1 лица;
произведение отличается эмоциональностью.
Однако
в
отличие
от
большинства
стихотворений,
здесь
есть
сюжет.
Произведение
написано в виде сценки. И в этом заключается одна из художественных особенностей
этого стихотворения.
Лексическое значение слов.
Нищий:
1) Очень бедный, неимущий. Например: нищая хибарка, нищая жизнь. Человек, живущий
подаянием, собирающий милостыню. Например: подать нищему.
2) Слово может употребляться и в переносном значении: лишённый внутренних
интересов, духовно опустошённый человек. Например: нищий духом.
Подаяние - от подать, дать. У слова милостыня есть родственные слова милость,
милостивый, т.е. добрый, щедрый. Подать милостыню – значит поделиться чем-то с
ближним, сделать это от души, из естественной человеческой потребности творить добро.
Различаются лексическим значением: подачку дают из снисхождения, даже презрения. А
подаяние – из искреннего участия.
Слово брат применяется в следующих лексических значениях.
Сын в отношении к другим детям одних родителей. Например: родной брат,
сводный брат.
Фамильярное или дружеское обращение к мужчине (разг.)
Товарищ, единомышленник. Например: братья по духу.
Свой брат (разг.), близкий, свой человек, а также (обобщённо) близкие,
понимающие друг друга люди. Например: свой брат рабочий.
2. Работа с текстом стихотворения.
Прослушивание стихотворения.
- Каков портрет такого человека?
(Худой, одетый в грязную, старую одежду, дурно пахнущий, нездорового вида человек).
- Какое отношение к ним в обществе. (Негативное, благополучные люди чаще стараются
их не замечать, отводят глаза и проходят мимо. Иногда проявляется агрессия: их могут
прогнать и даже избить).
Смысловое погружение в текст.
Герои стихотворения.
Давайте поговорим о героях стихотворения
-
Каким
предстает
перед
нами ЛГ?
(Это
обеспеченный,
благополучный
человек,
интеллигент, дворянин).
. Какие
художественные
детали
помогают
представить
лирического
героя?
(Их
три:
платок, часы, кошелёк).
- Какие чувства он испытал, увидев нищего старика? (Потрясение, неловкость, смятение,
ужас…).
- Как автор передаёт это состояние? (Риторическим восклицанием «О, как безобразно
обглодала
бедность
это
несчастное
существо!»).
Это
единственное
восклицательное
предложение
в
тексте.
Усиливает
производимый
этой
риторической
фигурой
эффект
использование метафоры – «обглодала бедность». Таким образом, это предложение можно
назвать одним из эмоциональных центров стихотворения.
Как называет ЛГ нищего? (нищим – 3 р., братом – 5 р.). о чем это говорит? (ЛГ способен
думать
и
чувствовать.
Он
увидел
в
старике
человека,
достойного
уважения
и
сострадания). Каждый получает
своё подаяние. Нищий – признание в нём человека, а
лирический герой - прощение нищего за то, что мир так несправедлив, и благодарность.
- А каким увидел герой нищего?
(Лицо: «воспалённые, слезливые глаза, посинелые губы»; «воспалённые глаза», «синие
губы». Автор использует приём повтора художественной детали.
Руки: «красная, опухшая, грязная рука», «грязная, трепетная рука».
Одежда: «шершавые лохмотья».
Состояние здоровья: «нечистые раны».
Посмотрите, исчерпывающий
портрет,
созданный
всего
несколькими
деталями!
Не
случайно Тургенева называют мастером художественной детали.
-
Какую
часть
речи
более
активно
использует
автор,
создавая
портрет
нищего?
(Прилагательные)
-
В прямом или в переносном значении? (Большинство прилагательных употреблено в
прямом значении)
-
Мы привыкли, что слова приобретают особую выразительность, если употреблены в
переносном значении. Почему же Тургенев словно намеренно избегает употребления
тропов? (Главное для писателя – зафиксировать жестокую, неприглядную реальность.
Поэтому и слова он подбирает простые, лишённые подтекста, двойного толкования. В
портрете
нищего
появится,
пожалуй,
только
один
эпитет,
выражающий
восприятие
лирическим героем этого несчастного человека: «трепетная рука»)
- Каковы выразительные возможности использованных в тексте частей речи?
Выразительные средства морфологии (инд.работа).
-А теперь давайте посмотрим, как автор использовал выразительные возможности частей
речи.
Слова
какой
части
речи
преобладают
в
тексте?
(В
миниатюре
преобладают
существительные (их 30), потому что автор хочет запечатлеть жизненную картину в
мельчайших подробностях).
В стихотворении использовано 12 прилагательных. Все они характеризуют нищего: ярко и
точно подчёркивают особенности его внешности и речи.
Глаголы
использованы
не
для
создания
динамики,
а
для
характеристики
нищего:
«протягивал… руку», «стонал», «мычал о помощи», «ждал», «рука слабо колыхалась и
вздрагивала», «уставил на меня…глаза».
Особенный оттенок искренности, взволнованности придают стихотворению местоимения
«я», «меня», «моего».
Составление таблицы. Роль частей речи в стихотворении.
Существительные
Прилагательные
Глаголы. Глагольные
формы
Местоимения
Статичность
Средство
характеристики
героев
Средство
характеристики
героев
У к а з ы в а ю т
н а
искренность
Выразительные средства синтаксиса (инд.работа).
Сколько раз в тексте встречаются предложения с многоточиями? (7 раз). Для чего? (Их
художественная роль заключается в том, что читатель сам должен догадаться, о чём могла
пойти речь дальше во внезапно прерванном высказывании. Например: «Я стал шарить у
себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с
собою». Мы понимаем, что герой смущён, растерян, так как не может ничем помочь
нищему).
Выразительные средства фонетики.
- Какой выразительной возможностью языка ещё воспользовался автор?
(Тургенев
использовал звукопись.
Аллитерация
на
Ш,
Х,
С,
Ч,
Щ
передаёт
шорох
лохмотьев нищего старика и его едва слышную речь)
Анализ композиции стихотворения.
- Что мы можем считать завязкой действия? (Первое предложение – встречу героев)
-
Какой
фрагмент
можно
назвать
кульминационным
в
стихотворении?
(Рукопожатие
героев. Зачитывание фрагмента.)
История ритуала рукопожатия. В древности этот ритуал демонстрировал, что человек не
прячет оружия. В рыцарские времена имел следующее значение: я без оружия, я не буду с
тобой
воевать.
В
19
веке
рукопожатие
стало
знаком
согласия
при
заключении
коммерческих сделок. А в наше время этот ритуал демонстрирует добрую волю его
участников, является знаком приветствия и уважения друг к другу.
В каком значении использовано это слово в речи обоих героев? (В 3 и 4 значениях)
- Рассмотрим композицию кульминационного фрагмента.
Композицией
этого
фрагмента
Тургенев
подчёркивает
изначальное
равенство
людей,
которое не зависит от их социального положения. Автор показывает, что стремление
понять, увидеть в человеке человека делает их действительно равными.
Во-первых, лирический герой, чувствуя себя смущённым, оттого что не может подать
милостыню,
просит
у
нищего
прощения:
«Не
взыщи,
брат…».
И
тот
отвечает
благодарностью:
«…и
на
том
спасибо».
В
нём
нет
озлобленности
против
человека,
который
не
смог
дать
ему
деньги,
еду,
что-то
материальное.
Он
смог
разглядеть
в
лирическом герое искреннюю смущённость и потерянность.
Во-вторых, в диалоге герои произносят по одной реплике, в каждой из которых дважды
звучит обращение «брат».
В-третьих, герои на равных обмениваются рукопожатием. Поступок лирического героя,
протянувшего руку нищему, больному человеку, тот воспринял как признание в нём
равного себе.
Наконец,
каждый
получает
своё
подаяние.
Нищий
–
признание
в
нём
человека,
а
лирический герой - прощение нищего за то, что мир так несправедлив, и благодарность.
Лирический герой
нищий
1 реплика
«Не взыщи…»
обращение «брат» (2)
«…я крепко пожал эту грязную,
трепетную руку…»
подаяние
1 реплика
«…и на том спасибо»
обращение «брат» (2)
«…и он в свою очередь стиснул мои
похолодевшие пальцы»
подаяние
- Проведённый анализ ещё раз подчеркивает мысль о том, что все люди равны, каждый из
нас вправе рассчитывать на понимание, помощь и поддержку другого человека, а главное –
на уважение к своей личности. А чтобы понять человека, иногда достаточно попытаться
встать на его место.
Индивидуальное творческое задание – «Монолог нищего».
Y. Подведение итогов урока.
-
Какие
чувства
вы
испытали
при
прочтении
произведения?
(Чувство
жалости,
сострадания к несчастному человеку, оказавшемуся в бедственном положении)
- Именно такое чувство испытывал и сам автор, когда создавал это произведение, ведь,
читая талантливое лирическое произведение, мы проникаемся теми же эмоциями, что и их
создатель.
- В чём заключается художественное своеобразие стихотворения «Нищий»? (ответы)
-
В заключение хочется привести слова А.П.Чехова: «Надо, чтобы за дверью каждого
довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал
бы стуком, что есть несчастные…». Миниатюра «Нищий» повествует о том, как важна
любая помощь, не только материальная, но и моральная.
Таким
человеком
сегодня
для
нас
был
великий
русский
писатель
Иван
Сергеевич
Тургенев.
YI. Рефлексия.
Заполнение карты самоанализа.
Узнал, что такое
стихотворение в
прозе
Занимался
анализом
стихотворения,
р а б о т а л
с
терминами
Был(а)
актив(на)ен
Правильно
о т в е ч а л
н а
вопросы
Понял
смысл,
сделал выводы
Поставь в каждой графе + или -.
YII. Домашнее задание.
Составить синквейн.