Автор: Кирошка Елена Викторовна
Должность: преподаватель-организатор обж
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 1"
Населённый пункт: город Касимов, Рязанская область
Наименование материала: презентация к уроку в 7 классе
Тема: "Ураганы и бури. Причины их возникновения, возможные последствия."
Раздел: среднее образование
Ураганы и бури, причины
их возникновения,
возможные последствия
Кирошка Е.В. – учитель ОБЖ
МБОУ «СШ № 1» г.Касимов
План урока:
1.
Ураганы и бури, причины их возникновения.
2.
Последствия ураганов и бурь.
•
знать опасные ветровые метеорологические
явления;
•
уметь предвидеть их и правильно
классифицировать;
•
продолжить формирование навыков
исследовательской деятельности при
самостоятельной работе с учебником;
•
использовать полученные знания и умения
для обеспечения личной безопасности в
жизни.
Цели:
Атмосфера и погода
Атмосфера
–
самая
легкая
и
наиболее подвижная оболочка Земли.
Непрерывно
в
атмосфере
меняется
температура,
давление,
влажность
Взаимодействие
воздушных
масс
приводит
к
образованию
различных
метеорологических явлений, которые
определяют погоду.
Погода – это состояние атмосферы в
данном месте и в данное время.
Перемещение воздуха из области
высокого давления в область низкого
называется ветром.
•
Наиболее опасные природные явления метеорологического
происхождения связаны с высокой скоростью перемещения
воздушных масс. Это ураганы и бури, которые приводят к
чрезвычайным ситуациям.
Происхождение
Холодный фронт в разрезе
•
Причиной возникновения урагана и бури является образование
в атмосфере циклонов. Скорость перемещения урагана
определяется скоростью перемещения циклона. (Заметим:
циклоны, возникающие в Атлантическом океане, называют
ураганами, а циклоны, возникающие в западной части Тихого
океана, называются тайфунами.)
Причина
Циклон – это область пониженного
давления в атмосфере. В северном
полушарии воздух внутри циклона
движется против часовой стрелки.
•
Среди сильных ветров выделяют:
•
Ураган - это ветер огромной разрушительной силы,
имеющий
скорость более 30 м/с. Многолетние
метеонаблюдения показывают что скорость ветра
при ураганах достигала в большинстве районов
европейской части России 30-50 м/с, а на Дальнем
Востоке - 6090 м/с и более.
•
Буря - это ветер, скорость которого меньше скорости
урагана. она достигает 15-20 м/с. (Отметим, что
кратковременное усиление ветра до скорости 20-30
м/с называется шквалом.)
Явления
•
Первичные – это скоростной напор ветра,
срывающий крыши с домов, обрывающий
линии электропередач, разрушающий легкие
постройки, переносящий на большое
расстояние автомобили, легкие дома,
животных и людей.
•
Вторичные – оползни, сели, наводнения,
пожары.
Поражающие факторы ураганов:
Последствия ураганов и бурь:
Ураганы и бури вызывают
значительные разрушения, наносят
большой материальный ущерб,
приводят к человеческим жертвам.
Ураганный ветер сносит легкие
строения, обрывает провода линий
электропередач, ломает и вырывает
с корнями деревья. Люди, попавшие
в зону урагана, могут погибнуть или
получить травмы различной тяжести.
•
Ураганные ветры в циклоне могут возникнуть
в любое время года, но подавляющее
большинство циклонов, проходящих по
территории России, приходится на август -
сентябрь.
Сезон ураганов
•
Смерч - это атмосферный
вихрь, возникающий в
грозовом облаке и
распространяющийся вниз,
часто до самой поверхности
Земли, в виде темного
облачного рукава или
хобота диаметром в десятки
и сотни метров.
•
Иными словами, смерч
представляет собой
сильный вихрь в виде
воронки, спускающейся от
нижней границы облаков.
Смерч
•
В горизонтальном сечении
смерч представляет собой
ядро, окруженное вихрем, в
котором имеются восходящие
потоки воздуха, движущиеся
вокруг ядра и способные
поднимать (всасывать) любые
предметы, вплоть до
железнодорожных вагонов
массой до 13 т. Подъемная
сила в смерче зависит от
скорости ветра,
вращающегося вокруг ядра. В
смерче имеются также
сильные нисходящие потоки.
Строение
•
Разрушения, производимые смерчем,
обусловлены большим скоростным напором
воздуха, вращающегося внутри воронки с
большой разностью давлений между
периферией и внутренней частью воронки из-
за огромной центробежной силы.
Последствия смерча
Зоны
возможного образования
смерчей в России
Ветровая шкала Бофорта
Фрэнсис Бофорт (1774-1857), английский
военный гидрограф и картограф, контр-
адмирал, в 1806 г. предложил оценивать
силу ветра по его воздействию на
наземные предметы и по волнению
моря; для этого он разработал условную
12-балльную шкалу.
1.
Ураган – это ветер, скорость которого
составляет более …
2.
Основной поражающий фактор урагана: …
3.
Ураганы сопровождаются: ….
4.
Последствия ураганов: ….
5.
Буря – это ветер, скорость которого
находится в пределах от … до …
Продолжите предложения:
•
а) возникает вследствие боевых действий
•
б) возникает вследствие хозяйственной
деятельности человека
•
в) возникает вследствие циклонической
деятельности
•
г) возникает вследствие повышения
солнечной активности
Тест 1. Каковы причины
возникновения урагана?
•
а) приводит к возникновению цунами
•
б) приводит к гибели людей и животных
•
в) разрушает строения, линии связи и ЛЭП
•
г) повреждает транспортные коммуникации и
мосты
Тест 2. Каковы последствия
действия урагана на суше?
•
а) наводнения, цунами
•
б) торфяные пожары
•
в) ураганы, бури, смерчи
•
г) все ответы верны
Тест 3. Какие ЧС относятся к ситуациям
метеорологического характера?
•
а) шторм
•
б) бриз
•
в) циклон
•
г) ураган
Тест 4. Ветер скоростью до 13 м/с
называется:
•
а) ветра и верхнего слоя Земли
•
б) воды и атмосферного давления
•
в) атмосферного давления и ветра
•
г) ветра и воды
Тест 5. Разрушительная сила урагана
заключается в совместном действии:
Тест 6. Установите соответствие между
приведенными понятиями и их
определениями:
Ураган
(тайфун)
Буря
Смерч
Сильный атмосферный вихрь, обладающий большой
разрушительной силой, в котором воздух вращается
со скоростью до 100 м/с
Ветер разрушительной силы и значительной
продолжительности, скорость которого превышает
32 м/с
Очень сильный (со скоростью свыше 20 м/с) и
продолжительный ветер
•
Из слова «АНЕМОМЕТР» (Анемометр – это
прибор для измерения скорости ветра)
составьте как можно больше слов, используя
буквы данного слова.
•
Читать параграф 3.1 (стр. 74 – 81)
Домашнее задание