Напоминание

"Ураганы и бури. Причины их возникновения, возможные последствия."


Автор: Кирошка Елена Викторовна
Должность: преподаватель-организатор обж
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 1"
Населённый пункт: город Касимов, Рязанская область
Наименование материала: презентация к уроку в 7 классе
Тема: "Ураганы и бури. Причины их возникновения, возможные последствия."
Раздел: среднее образование





Назад




Ураганы и бури, причины

их возникновения,

возможные последствия

Кирошка Е.В. – учитель ОБЖ

МБОУ «СШ № 1» г.Касимов

План урока:

1.

Ураганы и бури, причины их возникновения.

2.

Последствия ураганов и бурь.

знать опасные ветровые метеорологические

явления;

уметь предвидеть их и правильно

классифицировать;

продолжить формирование навыков

исследовательской деятельности при

самостоятельной работе с учебником;

использовать полученные знания и умения

для обеспечения личной безопасности в

жизни.

Цели:

Атмосфера и погода

Атмосфера

самая

легкая

и

наиболее подвижная оболочка Земли.

Непрерывно

в

атмосфере

меняется

температура,

давление,

влажность

Взаимодействие

воздушных

масс

приводит

к

образованию

различных

метеорологических явлений, которые

определяют погоду.

Погода – это состояние атмосферы в

данном месте и в данное время.

Перемещение воздуха из области

высокого давления в область низкого

называется ветром.

Наиболее опасные природные явления метеорологического

происхождения связаны с высокой скоростью перемещения

воздушных масс. Это ураганы и бури, которые приводят к

чрезвычайным ситуациям.

Происхождение

Холодный фронт в разрезе

Причиной возникновения урагана и бури является образование

в атмосфере циклонов. Скорость перемещения урагана

определяется скоростью перемещения циклона. (Заметим:

циклоны, возникающие в Атлантическом океане, называют

ураганами, а циклоны, возникающие в западной части Тихого

океана, называются тайфунами.)

Причина

Циклон – это область пониженного

давления в атмосфере. В северном

полушарии воздух внутри циклона

движется против часовой стрелки.

Среди сильных ветров выделяют:

Ураган - это ветер огромной разрушительной силы,

имеющий

скорость более 30 м/с. Многолетние

метеонаблюдения показывают что скорость ветра

при ураганах достигала в большинстве районов

европейской части России 30-50 м/с, а на Дальнем

Востоке - 6090 м/с и более.

Буря - это ветер, скорость которого меньше скорости

урагана. она достигает 15-20 м/с. (Отметим, что

кратковременное усиление ветра до скорости 20-30

м/с называется шквалом.)

Явления

Первичные – это скоростной напор ветра,

срывающий крыши с домов, обрывающий

линии электропередач, разрушающий легкие

постройки, переносящий на большое

расстояние автомобили, легкие дома,

животных и людей.

Вторичные – оползни, сели, наводнения,

пожары.

Поражающие факторы ураганов:

Последствия ураганов и бурь:

Ураганы и бури вызывают

значительные разрушения, наносят

большой материальный ущерб,

приводят к человеческим жертвам.

Ураганный ветер сносит легкие

строения, обрывает провода линий

электропередач, ломает и вырывает

с корнями деревья. Люди, попавшие

в зону урагана, могут погибнуть или

получить травмы различной тяжести.

Ураганные ветры в циклоне могут возникнуть

в любое время года, но подавляющее

большинство циклонов, проходящих по

территории России, приходится на август -

сентябрь.

Сезон ураганов

Смерч - это атмосферный

вихрь, возникающий в

грозовом облаке и

распространяющийся вниз,

часто до самой поверхности

Земли, в виде темного

облачного рукава или

хобота диаметром в десятки

и сотни метров.

Иными словами, смерч

представляет собой

сильный вихрь в виде

воронки, спускающейся от

нижней границы облаков.

Смерч

В горизонтальном сечении

смерч представляет собой

ядро, окруженное вихрем, в

котором имеются восходящие

потоки воздуха, движущиеся

вокруг ядра и способные

поднимать (всасывать) любые

предметы, вплоть до

железнодорожных вагонов

массой до 13 т. Подъемная

сила в смерче зависит от

скорости ветра,

вращающегося вокруг ядра. В

смерче имеются также

сильные нисходящие потоки.

Строение

Разрушения, производимые смерчем,

обусловлены большим скоростным напором

воздуха, вращающегося внутри воронки с

большой разностью давлений между

периферией и внутренней частью воронки из-

за огромной центробежной силы.

Последствия смерча

Зоны

возможного образования

смерчей в России

Ветровая шкала Бофорта

Фрэнсис Бофорт (1774-1857), английский

военный гидрограф и картограф, контр-

адмирал, в 1806 г. предложил оценивать

силу ветра по его воздействию на

наземные предметы и по волнению

моря; для этого он разработал условную

12-балльную шкалу.

1.

Ураган – это ветер, скорость которого

составляет более …

2.

Основной поражающий фактор урагана: …

3.

Ураганы сопровождаются: ….

4.

Последствия ураганов: ….

5.

Буря – это ветер, скорость которого

находится в пределах от … до …

Продолжите предложения:

а) возникает вследствие боевых действий

б) возникает вследствие хозяйственной

деятельности человека

в) возникает вследствие циклонической

деятельности

г) возникает вследствие повышения

солнечной активности

Тест 1. Каковы причины

возникновения урагана?

а) приводит к возникновению цунами

б) приводит к гибели людей и животных

в) разрушает строения, линии связи и ЛЭП

г) повреждает транспортные коммуникации и

мосты

Тест 2. Каковы последствия

действия урагана на суше?

а) наводнения, цунами

б) торфяные пожары

в) ураганы, бури, смерчи

г) все ответы верны

Тест 3. Какие ЧС относятся к ситуациям

метеорологического характера?

а) шторм

б) бриз

в) циклон

г) ураган

Тест 4. Ветер скоростью до 13 м/с

называется:

а) ветра и верхнего слоя Земли

б) воды и атмосферного давления

в) атмосферного давления и ветра

г) ветра и воды

Тест 5. Разрушительная сила урагана

заключается в совместном действии:

Тест 6. Установите соответствие между

приведенными понятиями и их

определениями:

Ураган

(тайфун)

Буря

Смерч

Сильный атмосферный вихрь, обладающий большой

разрушительной силой, в котором воздух вращается

со скоростью до 100 м/с

Ветер разрушительной силы и значительной

продолжительности, скорость которого превышает

32 м/с

Очень сильный (со скоростью свыше 20 м/с) и

продолжительный ветер

Из слова «АНЕМОМЕТР» (Анемометр – это

прибор для измерения скорости ветра)

составьте как можно больше слов, используя

буквы данного слова.

Читать параграф 3.1 (стр. 74 – 81)

Домашнее задание



В раздел образования