Автор: Батанова Галина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МА ДОУ "Детский сад №124"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: Эссе
Тема: "Моя педагогическая философия"
Раздел: дошкольное образование
Разработала воспитатель
Муниципального автономного образовательного учреждения
Детский сад №124
Батанова Галина Владимировна
Моя педагогическая философия
(ЭССЕ)
Новокузнецк
2018
Взрослые никогда ничего не понимают сами,
а для детей очень утомительно им все объяснять и растолковывать.
Антуан де Сент-Экзюпери 'Маленький принц"
Воспитатель.… Размышляя над его ролью, я задумываюсь над тем, что я
сама, каков мой опыт.
Ведь весь мой опыт – это постоянная учеба, моя учеба, это творчество –
можно ли ему научиться? – это мои собственные открытия, может быть,
наивные, не Бог весть какие.
От работы с детьми не ощущаю себя "уставшей", воспринимая
проживание с ними каждого дня, часа, минуты, как саму жизнь. Конечно, я
устаю, устает мое тело, чувствую растерянность, бессилие, иногда даже, к
своему стыду, плачу, но этого всего ровно столько, чтоб я могла оценить и
радоваться тем успехам в работе с детьми, которые выпадают на нашу долю.
Все-таки, в нашей работе мы имеем возможность видеть результат и плоды
своих стараний. И это дает нам силы. А "заслуга" моя, пожалуй, в том, что я
постоянно учусь слышать себя и других. Мне это интересно, и мне в этом
помогают все и всё, что меня окружает.
За время моей практики работы с детьми ко мне всегда притягивались
"трудные", неадекватные дети – и именно они являются моими главными
учителями
и
тренерами,
обогащая
мой
опыт,
побуждая
учиться,
искать
подсказки повсюду. А таких детей сейчас достаточно. Их роль в том, что
благодаря им в наше время меняется общее отношение к миру, меняются
подходы в медицине, педагогике, психологии.
Я поняла главное, чему они нас учат – учат проявлять свою истинную
божественную природу – Любить. Только эта сила любви, проявленная в
разное время в той или иной форме, способна изменять нас самих – в первую
очередь, а затем менять в лучшую сторону и все вокруг. Без нее все наши
"благородные" усилия и старания бесплодны. На это я опираюсь, и это
побудило меня после небольшого перерыва пойти снова работать с детьми.
Любовь помогла мне осознать роль взрослого в воспитании ребенка, иногда,
к сожалению, не самую благоприятную. У меня появилось желание защитить
детей от "взрослых", особенно, от родителей, которые и сами часто - как
беспомощные дети, только закрытые, неискренние и многие – озлобленные,
испуганные, со своим, в основном, отрицательным, опытом.
Воспитание детей, общение с ними – процесс достаточно легкий, если ты
руководим
любовью.
Но
при
условии,
если
родители
детей
–
твои
единомышленники.
В основном, проблемы детей – это проблемы взрослых, а их проблемы
решать – вроде, не наша задача. Но сделать их союзниками нам под силу.
Как мне это удается? Во-первых, я думаю об этой семье, стараюсь побольше
узнать об их условиях жизни и, если возможно, о проблемах. Отслеживаю,
свои
эмоции
и
предубеждения
по
отношению
к
ним
(если
они
есть).
Фокусирую внимание на положительном в ребенке, чтоб нам вместе было, на
что опереться. Во-вторых, осознаю, чего я хочу от этой встречи. Может,
просто почувствовать их, узнать получше. Обратиться к ним за помощью. А,
скорее всего, поделиться своей Любовью, поддержать их в нелегком труде
воспитания или, наоборот, получить от них поддержку в понимании нашей
общей
проблемы,
поделиться
сомнениями,
доброжелательно
выслушать,
стараясь за внешними словами понять мотив их претензий: страх, бессилие,
боль, желание защититься или угодить… Возможно, это желание поделиться
своим
опытом,
знаниями,
более
глубокое
видение
проблемы.
Любовь
и
готовность к сотрудничеству – желательный результат общения. В-третьих,
договариваюсь
с
родителями
поддерживать
связь
раз
в
неделю,
чтобы
поделиться малейшими успехами, настроением, трудностями, пожеланиям
всего доброго. Таким образом, у родителей пропадает страх, предубеждение
от
общения
с
воспитателем,
устанавливаются
более
теплые
отношения.
Максимальная открытость и доброжелательность делают чудеса. Дети на
глазах меняются, конечно, если мы хотим это видеть.
Я люблю неформальные беседы с родителями от сердца к сердцу, глаза в
глаза, как бы ни о чем одновременно, о важном, житейском, когда мы
партнеры. И тогда рождаются удачные решения, рассеиваются страхи,
появляется вдохновение и надежда на то, что все будет хорошо.
И в конце следует сказать о самом важном - все вышеприведенные
позитивные принципы "работают" на гармоничное воспитание ребенка при
одном условии - наличии родительской ЛЮБВИ.