Напоминание

"Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Рулева Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №41
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей

старшего дошкольного возраста»

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому

воспитанию. Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не может

нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только

научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем сохранить самое

удивительное ее творение – жизнь на земле.

Главной целью экологического воспитания является формирование

экологической культуры. Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии

экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять

себя из окружающей среды, формируются нравственно – экологические основы.

В жизни детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является

игра. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное

освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей

между предметами и явлениями позволит именно игра. Игра – это

эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем

расположении духа, активен и доброжелателен. Нам всем с вами товарищи

коллеги известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает,

воспитывает, развлекает и дает отдых. Но одна из первых ее задач – обучение. А

цели и задачи, которые я поставила, работая над данной темой, вы видите на

слайде. Слайд 2

Первый момент, который объединяет игру и ознакомление с природой,

заключается в том, чтобы «погрузить» детей в любую деятельность и создать

благоприятный фон для восприятия «природного» содержания.

Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе.

Слайд 3

Все, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику

сюжетной или какой ни будь другой игры. Усвоение знаний при помощи игры,

вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них

бережного отношения к объектам растительного и животного мира. Игра и

экологическое воспитание в некотором отношении противоположны: во время

игры ребенок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые

действия, от которых игра может быть лучше или хуже, но при этом никто не

пострадает. Познание природы требует учета специфики живого организма и

поэтому накладывает много запретов, ограничивает практическую деятельность

ребенка. Существуют разные виды экологических игр характерных для детского

возраста:

- дидактические игры;

- подвижные;

- сюжетно – ролевые,

- творческие;

- интеллектуальные;

- игры – путешествия;

- игры – эксперименты;

- самостоятельные игры;

В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры.

Слайд 4-7 Дидактические игры- игры с правилами, имеющие готовое

содержание. Они, формируя основу умственной деятельности, повышают

интерес ребенка к игре и имеют двойное значение – познавать, играя.. Каждая

дидактическая игра имеет целенаправленные задания. В этих играх

используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, семена,

камни и т.д.), картинки с изображением растений и животных. Дидактические

игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально. По

характеру используемого материала эти игры делятся на предметные, настольно

– печатные и словесные. В своей работе я использую разнообразные

дидактические игры

Очень важны для развития детей дошкольного возраста сюжетно – ролевые

игры. Включение элементов сюжетно – ролевой игры в процесс формирования у

детей представлений о природе создает эмоциональный фон, благодаря

которому дошкольники быстрее усваивают новый материал. Сюжетно – ролевые

игры характеризуются следующими особенностями:

Сюжетно – ролевые игры основаны на моделировании социального содержания

экологической деятельности, например игра «Лес», «Наступила весна». Слайд

8-11

Также мои воспитанники играют в сюжетно – ролевые игры в домашних

условиях: «Уход за домашним питомцем», «Ферма», «На птичьем дворе» и

другие. Слайд 12-17

В формировании у детей эмоционального отношения к природе можно

использовать подвижные игры типа: «Ласточки и мошки», «Ходят капельки по

кругу» Слайд 18; подвижные имитационно – подражательные игры: «Лягушки»

(прыжки), «Лиса и куры» (бег, прыжки, лазание), «Заяц» (метание), «Змейка»

(бег с препятствиями) и т.д.

Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с

природой. Основная особенность творческих игр: они организуются и

проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно.

Слайд19

Интеллектуальные игры стимулируют активность их участников в

приобретении и демонстрации экологических знаний, умений и навыков. К ним

относятся: конкурсы, КВН, викторины, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и др.

Еще одним важным видом экологической игры являются игры – путешествия.

Путешествия здесь выполняют функцию экскурсий. В процессе этих игр дети

получают новые знания о природе. Воспитатель в этой игре выполняет главную

роль – экскурсовода, заведующего фермой и т.д. Слайд 20

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того

мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и

радость. Всем известно, что дошкольников называют «почемучками». Поэтому

особую роль в экологическом воспитании дошкольников играют игры –

эксперименты. Слайд 21-30

Каждый воспитатель выбирает те виды игр, которые ему больше всего подходят.

Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и

эффективнее игровые приемы. При придумывании их нужно ориентироваться

на знания детей. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические

приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией

игры на занятии.

Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко

отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и

т.д. Поэтому в играх целесообразно применять наглядный материал,

придумывать интересные игровые моменты. Можно в своей работе

использовать помощь сказочных героев: Незнайки, Гномика, Красной Шапочки,

Буратино, Ёжик – Любознайка и др. Слайд 31

При помощи сказочного героя можно провести любую игру, например «Грибная

полянка», «Осенний лес», «Построй домик животному», «Приготовь лекарство»

и т.д.

Внесение игровых обучающих ситуаций в процесс экологического воспитания

должен носить не случайный, а специально организованный характер. Только

тогда можно достичь хороших результатов.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего

мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает

представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период

формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической

культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие

ребенка сами, обладают экологической культурой: понимают общие для всех

людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку

прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Список литературы:

1.

Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном

детстве.-М.,1995-267с

2.

Ядешко В.И., Сохина Ф.А. Дошкольная педагогика.-

М.,Просвещение,1978-301с

3.

Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности

дошкольников. М.,2004

4.

Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении

дошкольников, Минск,1976

5.

Величко С.Н., Светличная Т.Н. Мы выходим на прогулку- Кокшетау:

«Келешек- 2030»,2010

6.

Столяр А.А. Давайте поиграем. М., 1991

7.

Тарабанова Т.И. И учеба, и игра: природоведение. Ярославль, 1997



В раздел образования