Напоминание

"Внеурочная деятельность по иностранному языку в условиях внедрения новых образовательных стандартов"


Автор: Балыкина Ольга Викторовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Чапаевск Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: "Внеурочная деятельность по иностранному языку в условиях внедрения новых образовательных стандартов"
Раздел: среднее образование





Назад




ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В

УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

СТАНДАРТОВ

Сложность организации учебно-воспитательного процесса обучения

иностранному языку в школе состоит в том, что овладение иностранным

языком происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов,

когда на одного ученика приходится в среднем одна – две минуты говорения

за урок. В основном, на уроке задача развития у учащихся речевых навыков и

умений решается посредством выполнения большого количества языковых и

речевых упражнений. Отсутствие у ученика мотивации, основанной на

естественной потребности к общению на иностранном языке, а также

отсутствие возможности использовать иноязычный речевой опыт в реальной

жизни ограничивает достижение существенных результатов в обучении

иностранному языку.

Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании призван

решить ряд определенных задач. Личностно-ориентированное воспитание

средствами иностранного языка предполагает, с одной стороны,

использование учебного иноязычного общения, сотрудничества и активной

творческой деятельности ученика на уроке, а с другой стороны, учителю

необходимо включить ученика в реальную языковую коммуникацию,

смоделировать процесс вхождения в культуру.

В

этой

связи

внеурочная

деятельность

по

иностранному

языку

приобретает

особую

актуальность

в

достижении

предметных,

метапредметных и личностных результатов образования школьников. Именно

во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной

ситуации

естественной

языковой

среды,

способствующей

не

только

освоению иностранного языка, но также возрастанию культурообразующей

функции образования. Главным преимуществом внеурочной деятельности по

сравнению

с

уроком

является

то,

что

направление

образовательной

деятельности

свободно

выбирается

самим

обучающимся

на

основе

собственных интересов и потребностей

.

Под внеурочной

деятельностью в

рамках

ре а лизации

ФГОС

понимается

образовательная

деятельность,

осуществляемая

в

формах,

отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых

результатов

освоения

основной

образовательной

программы

общего

образования.

В условиях введения ФГОС возрастает роль «иностранного языка» как

предмета. В этой связи внеурочная деятельность по иностранному языку

приобретает особую актуальность в достижении предметных, метапредметных и

личностных результатов образования школьников.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности

школьников (кроме учебной деятельности на уроке).

Согласно Федеральному базисному учебному плану для

общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий

по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью

образовательного процесса в школе.

Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию

учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта

организуется по основным направлениям развития личности:

1)спортивно-оздоровительное,

2)художественно-эстетическое,

3)научно-познавательное,

4)военно-патриотическое,

5)общественно полезная и проектная деятельность.

Все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать

как содержательный ориентир при построении соответствующих

образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм

внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

Научно-познавательная деятельность школьников может быть

организована в форме факультативов, кружков познавательной

направленности, научного общества учащихся, интеллектуальных клубов,

читательских студий, клубов юных музееведов, олимпиад, викторин и т. д.

Содержание деятельности может охватывать аспекты страноведения и

краеведения, литературы изучаемого языка, искусства ведения дебатов и

дискуссий.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся по

иностранному языку могут быть следующими:

исследовательская практика обучающихся по иностранному языку;

образовательные культуроведческие экспедиции — походы, поездки,

экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой

деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные

экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность

школьников, в том числе и исследовательского характера;

факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение

иностранного языка, дают большие возможности для реализации на них

учебно-исследовательской деятельности обучающихся;

ученическое научно-исследовательское общество — форма внеурочной

деятельности по иностранному языку, которая сочетает в себе работу над

учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и

итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий,

дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а

также встречи с носителями иностранного языка, представителями науки и

образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с

ученическими научно-исследовательскими обществами других школ;

участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях по

иностранным языкам, в том числе дистанционных, предметных неделях,

интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных

исследований или их элементов в рамках данных мероприятий

.

Учебно-исследовательская деятельность в этой связи тесно связана

с проектной деятельностью обучающихся, т.к. одним из видов учебных

проектов является исследовательский проект, в то же время при сохранении

всех черт проектной деятельности обучающихся одним из её компонентов

выступает исследование.

Художественное творчество во внеурочной деятельности может быть

реализовано через работу школьных лингвистических театров, проведение

выставок декоративно-прикладного и художественного искусства на

иностранном языке, функционирование клубов песни (на иностранном

языке), издание газеты на иностранном языке; проведение тематических

праздников; конкурсы чтецов; конкурсы эссе; викторины; литературные

гостиные; конкурс видеоклипов; неделя иностранных языков; марафон по

иностранным языкам.

Социальное творчество средствами иностранного языка может быть

реализовано в форме лингвистических лагерей во время каникул с

привлечением носителей языка – волонтеров из зарубежных стран, где в

совместных добровольческих акциях возможна реализация социально

значимых проектов.

Игровая деятельность способствует созданию благоприятной

психологической атмосферы и помогает организовать естественную

языковую среду. Игры, используемые на занятиях, могут быть как

подготовительными (формирующими речевые навыки), лексическими,

грамматическими, фонетическими, орфографическими, так и могут носить

творческий характер (развивающие речевые умения).

Трудовая производственная деятельность тесно связана с

профессиональной ориентацией.

В реализации новых стандартов большое значение имеют

профессиональные пробы учащихся, т.е. их непосредственное участие в

деятельности по той или иной профессии. Школьнику сложно определиться,

подходит ли ему та или иная профессия, пока он не попробует себя в ней.

Важно познакомить учащихся с приемами самопознания и самоанализа,

чтобы они смогли соотнести свои склонности и возможности с

требованиями, предъявляемыми в профессии, наметить планы реализации

профессиональных намерений.

Профессиональные пробы могут быть выполнены индивидуально или в

составе группы. Они могут быть реализованы, например, во время дней

самоуправления, когда ученикам старших классов предоставляется

возможность проводить самостоятельно занятия по иностранному языку ( в

том числе) для младших школьников. Этой же цели служит организация для

старшеклассников тематических языковых лагерей, когда наряду с языковой

практикой учащимся предоставляется возможность коммуникации со

студентами языковых вузов, возможность профессионального

самоопределения.

Таким образом,

в преподавании иностранного языка внеурочная

деятельность занимает важное место и проводится в соответствии со

спецификой предмета. Она решает две главные задачи: во-первых, развитие

интереса, углубление знаний, совершенствование навыков и умений,

формирование универсальных учебных действий по данному предмету; во-

вторых, организация свободного времени учащихся с целью их общего развития,

нравственного и эстетического воспитания.

Внеурочная и внешкольная работа по иностранному языку решает эти

задачи средствами иностранного языка и в соответствии с практическими,

общеобразовательными и воспитательными целями и задачами обучения ему

в школе.

Различные формы внеурочной деятельности помогают стимулировать

мотивацию учения, вызывают у школьников интерес и желание хорошо

выполнить задание, положительно влияют на формирование познавательных

интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного

языка; формируют навыки и умения исследовательского характера,

способствуют развитию творчества и самостоятельности школьников;

приучают детей к систематическому умственному труду.

Список использованной литературы

1. Григорьев Д.В., Степанов П.В.. Внеурочная деятельность школьников.

Методический конструктор – М.: Просвещение, 2010 -233с.

2. Данилюк А.Я. , Кондаков А.М. , Тишков В.А. Концепция духовно-

нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.:

Просвещение, 2010

3. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность.

Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и

безопасный образ жизни. Основная школа/[С.В. Третьякова, А.В. Иванов,

С.Н.Чистякова и др.; авт.-сост. С.В.Третьякова ].- 2-е изд.-М.: Просвещение ,

2014.-96 с.-(Работаем по новым стандартам).-ISBN 978-5-09031961-4.



В раздел образования