Напоминание

"Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в начальной школе"


Автор: Крайнова Алина Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ д. Старое Мелково
Населённый пункт: Тверская область, Конаковский район, деревня Старое Мелково
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа

д. Старое Мелково

Статья на тему: «Использование информационно-

коммуникационных технологий на уроках

математики в начальной школе»

Учитель начальных классов: Крайнова А.Е

2018г.

На современном этапе развития трудно представить общество без

компьютеров,

поэтому

одной

из

основных

задач

образования

является

введение

человека

в

информационное

пространство.

Основной

задачей

современной

школы

является

повышение

эффективности

и

качества

образования,

формирование

информационной

культуры

как

основы

информатизации общества в целом, формирование творческой, всесторонне

развитой личности.

За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места

персональных

компьютеров

и

информационных

технологий

в

жизни

общества.

Владение

информационными

технологиями

ставится

в

современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и

писать.

Человек,

умело,

эффективно

владеющий

технологиями

и

информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе

подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Когда компьютер стали использоваться в образовании появился

термин

«новые

информационные

технологии»

(НИТ).

Если

при

этом

используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-

коммуникационные технологии» - ИКТ.

Формирование информационной культуры в школе происходит,

прежде всего, с помощью и при посредстве средств ИКТ.

Как показывает практика, без новых информационных технологий

уже

невозможно

представить

себе

современную

школу.

Очевидно,

что

в

ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать, и

в

соответствии

с

этим

будут

возрастать

требования

к

компьютерной

грамотности обучающихся начального звена.

Применение информационных технологий в обучении базируется на

данных

физиологии

человека:

в

памяти

человека

остается

1/4

часть

услышанного

материала,

1/3

часть

увиденного,

1/2

часть

увиденного

и

услышанного,

3/4

части

материала,

если

ученик

активно

участвует

в

процессе.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся

ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть

2

практическими

способами

работы

с

информацией,

развивать

умения,

позволяющие

обмениваться

информацией

с

помощью

современных

технических средств.

Применение ИКТ на уроках усиливает:

- положительную мотивацию обучения

- активизирует познавательную деятельность обучающихся.

С

ц е л ь ю

и н т е н с и ф и к а ц и и

о бу ч е н и я ,

н а р я д у

с

р а н е е

использовавшимися

в

обучении

математике

классическими

формами

обучения

в

школе

и

в

самостоятельной

работе

учеников

всё

чаще

используются программное обеспечение учебных дисциплин:

программы-учебники;

программы-тренажёры;

словари;

справочники;

энциклопедии, видеоуроки;

библиотеки электронных наглядных пособий;

тематические компьютерные игры.

ИКТ могут быть использованы для обучения математике в различных

форматах:

самостоятельное

обучение

с

отсутствием

или

отрицанием

деятельности учителя;

— самостоятельное обучение с помощью учителя-консультанта;

—частичная

замена

(фрагментарное,

выборочное

использование

дополнительного материала);

— использование диагностических и контролирующих материалов;

— выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;

— использование игровых и занимательных программ;

— использование информационно-справочных программ.

Поскольку

наглядно-образные

компоненты

мышления

играют

исключительно

важную

роль

в

жизни

человека,

то

использование

их

в

изучении

материала

с

использованием

ИКТ

повышают

эффективность

обучения

— графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные

логические математические построения;

— возможности, предоставляемые ученикам, исследовать различными

объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и

т.

д.

позволяют

детям

усваивать

учебный

материал

с

наиболее

полным

3

использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.

М л а д ш и й

ш к о л ь н ы й

в о з р а с т

х а р а к т е р и з у е т с я

психофизиологическими

возрастными

особенностями,

индивидуальной

(визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости

познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.

Особенностью учебного процесса с применением информационных

технологий

является

то,

что

центром

деятельности

становится

ученик,

который

исходя

из

своих

индивидуальных

способностей

и

интересов,

выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника,

консультанта,

поощряющего

оригинальные

находки,

стимулирующего

активность, инициативу, самостоятельность.

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по

форме.

Самыми

часто

применяемыми

являются:

понятийный

аппарат

и

фотографии (репродукции) электронной энциклопедии, видеоролики, клипы

песен,

мелодии,

презентации

по

определенной

теме,

различные

тесты,

задания, развивающего характера.

Основной целью применения ИКТ является:

-развитие мышления

- формирование приемов мыслительной деятельности.

Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать

как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные

программы,

модели,

игры.

Такие

эффективные

разработки

формируют

позитивное

отношение

учащихся

к

учению,

предполагают

ненавязчивый

способ

оказания

помощи,

возможность

выбрать

индивидуальный

темп

обучения

учащихся.

Для

этого

использую

различные

методы

и

приемы.

Учителем используются развивающие методы и приемы:

-

метод анализа

-

метод сравнения

-

метод обобщения

-

метод классификации

-

формулировка понятий

-

внутренний план действий

4

Именно,

поэтому

ИКТ

вызывают

интерес

и

активно

внедряются

мною в практической деятельности.

Мои задачи как учителя следующие:

Обеспечить фундаментальную подготовку детей к предмету;

Формировать

информационную

и

методическую

культуру,

творческий стиль деятельности учащихся;

Подготовить

учащихся

использовать

информационные

технологии и другие информационные структуры.

Сразу вспоминаются слова К. Ф. Гаусса о том, что «математика - наука

для глаз, а не для ушей», считаю, что математика - это один из тех предметов,

в

котором

использование

ИКТ

может

активизировать

все

виды

учебной

деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего

задания,

самостоятельная

работа,

проверочные

и

контрольные

работы,

внеклассная работа, творческая работа. На базе использования ИКТ многие

методические цели могут быть реализованы боле эффективно.

Информационная технология, по мнению Г.К. Селевко может быть

реализована в трех вариантах:

как «проникающая» (использование компьютера при изучении

отдельных тем, разделов, для решения отдельных дидактических задач);

как основная (наиболее значимая в используемой педагогической

технологии);

как монотехнология (когда все обучение и управление учебным

процессом,

включая

все

виды

диагностики,

контроля

и

мониторинга,

опираются на применение компьютера).

Конечно, идеальный вариант, к которому стремится каждый учитель

монотехнологическое обучение, т.е. самостоятельная учебная работа ребенка

в интерактивной среде обучения, используя готовые электронные учебные

курсы.

В процессе преподавания математики, информационные технологии

могут использоваться в различных формах. Используемые мною направления

можно представить в виде следующих основных блоков:

мультимедийные сценарии уроков;

проверка знаний на уроке;

внеурочная деятельность.

5

Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальной

школе

сочетает

в

себе

много

компонентов,

необходимых

для

успешного

обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук,

и графика.

Анализ

таких

занятий

показал,

что

познавательная

мотивация

увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Кроме

того,

фрагменты

уроков,

на

которых

используются

презентации, отражают один из главных принципов создания современного

урока

принцип

фасциации

(принцип

привлекательности).

Благодаря

презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на

уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Достаточно

широкое

распространение

мультимедиа

проекторов

позволяет

значительно

увеличить

наглядность

за

счет

использование

учителем в ходе урока мультимедиа презентации.

Одно из преимуществ использования ИКТ является резкое увеличение

времени

самостоятельной

работы.

Такой

процесс

обучения

позволяет

развивать мышление, активизировать мыслительные процессы. Работа будет

творческой, если в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся

новые задачи и самостоятельно решаются при помощи вновь добываемых

знаний.

Школьный

урок

-

это

социальный

заказ

общества

в

системе

образования,

который

обусловлен

социально-психологиче скими

потребностями

общества,

уровнем

его

развития,

нравственными

и

моральными

ценностями

этого

общества.

К

сожалению,

процесс

модернизации в системе образования проходит трудно. Связано это с тем, что

педагоги нацеливают учащихся только на получение твердых теоретических

знаний, часть которых, на мой взгляд, не получит практического применения

в будущей жизни.

На мой взгляд, на уроках математики заявленная проблема в какой-то

степени может быть решена путём использования компьютерных технологий,

которые, имеют в своей основе строгий алгоритм действий ученика. Ведь не

6

каждый ученик, выучив правила, может ими пользоваться. Использование

алгоритмов, схем-карт, таблиц, то есть ориентирующих схем, упорядочивает

процесс обучения.

Так же я считаю, что обучение с использованием информационно-

коммуникационных технологий, - это и уровневая дифференциация, потому

что в условиях этой технологии ученик имеет право на выбор содержания

своего образования, уровня усвоения. При этом деятельность учителя должна

обеспечить

возможность

каждому

школьнику

овладеть

знаниями

на

обязательном или более высоком уровне (по выбору ученика).

Список используемой литературы

1) Дворецкая А. В. О месте компьютерной обучающей программы в

когнитивной образовательной технологии. – Педагогические технологии. №2,

2007г.

2)Кехтер Т.А. Необходимость применения в практике работы учителя

начальных классов информационно-коммуникативных технологий.

3)Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-

коммуникационных средств. М.:НИИ школьных технологий, 2005г.

4 ) Павлова

С.

А.

,

Трофимова

Р.

Я.

Информационно-технические

средства обучения в начальной школе. Начальная школа. №4.

7



В раздел образования