Автор: Аньшакова Наталия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ центр развития ребенка-д/с №129 Выборгского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики как эффективное средство подготовки руки дошкольника к письму.
Раздел: дошкольное образование
Развитие мелкой моторики как эффективное средство подготовки
руки дошкольника к письму.
Наблюдая дошкольников 5-6 лет, в « период активного рисования», мы отмеча-
ем, что многие дети неправильно держат карандаш, при этом очень напряжены, с
трудом ориентируются в пространственных характеристиках, как правая и левая сто-
рона, вверх-низ, ближе-дальше, под-над, около-внутри, «выходят» за контуры фигу-
ры, имеют слабый нажим.
Следовательно, подготовить ребёнка к письму - является одной из задач до-
школьного учреждения. Задача воспитателя – своевременно разъяснить родителям
важность именно подготовки детей к письму, а не к его непосредственному обуче-
нию, что приводит к формированию неправильной техники письма.
Именно в дошкольном возрасте следует развивать механизмы, необходимые
для овладения письмом, для накопления двигательного, практического и речевого
опыта, развития психических и сенсорных процессов, что впоследствие должно ока-
зать положительное влияние на процесс обучения в школе.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики рук у
старших дошкольников , в дальнейшем может привести к возникновению негативного
отношения к учебной деятельности, тревожного состояния в школе.
Развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребёнка к
школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук
просто необходимо для овладения навыком письма. Мелкая моторика очень важна,
поскольку посредством неё и вместе с ней развиваются такие высшие свойства со-
знания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность,
зрительная и двигательная память, речь.
В современном обществе, неотъемлемой частью которого является компьютер,
просходит повседневная замена игровых упражнений и « ручных» движений на об-
легчённое нажатие клавиш, что не способствует полноценному развитию моторики
пальцев рук.
Большинство родителей уделяют недостаточное внимание развитию детского
«ручного» творчества - лепке, аппликации, рисованию; недооценивают возможности
детского труда при выполнении домашних обязанностей ,отказываются от посильной
помощи ребёнка в быту; что не лучшим образом сказывается на его двигательном
опыте, а часто и эмоциональном состоянии.
Исходя из этого, считаю важной составляющей дошкольного образования рабо-
ту по развитию мелкой моторики, как эффективное средство подготовки руки до-
школьника к письму, и в дальнейшем успешное обучение в школе.
Работа по развитию мелкой моторики и подготовке руки дошкольника к письму
начинается задолго до поступления в школу и включает следующие направления:
Развитие « ручных навыков» ( создание поделок с помощью различных
материалов: пластилин, глина, цветная бумага и др., ручной труд, конструиро-
вание, шнуровка, собирание бус, игры с предметами, отработка навыков само-
обслуживания)
Развитие зрительно - пространственной ориентации ( упражнения на
определение местоположения предмета, игры со счётными палочками, рисо-
вание узоров, рисование по точкам, штриховка, знакомство с разлиновкой тет-
радей)
Развитие изобразительных и графических навыков ( использование раз-
личных приёмов рисования, декоративное рисование, раскрашивание, штри-
ховка, графические диктанты)
Развитие ритмических и темповых движений ( пальчиковые игры, выкла-
дывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов, игра на музы-
кальных инструментах, танцевальные упражнения )
Развитие физических качеств ( игры и упражнения с мячом, отжимание,
подтягивание, гимнастика для рук, подвижные игры с использованием движе-
ний рук, упражнения с кистевым эспандером)
Работа по развитию мелкой моторики представляет собой единую систему игро-
вых развивающих упражнений и строится с учётом ряда принципов:
- систематичности;
- последовательности ( от простого к сложному);
- индивидуальности ( с учётом индивидуального личностного и познава-
тельного развития каждого ребёнка);
- интеграции ( взаимосвязи образовательных областей);
- положительной мотивации.
Каждый возрастной период имеет свои особенности физического и психическо-
го развития и требует индивидуального плана развития и обучения.
Дети в возрасте 4-5 лет ( средняя группа) испытывают потребность в общении
со взрослыми и сверстниками, стремятся к самостоятельной деятельности. В этом
возрасте у детей появляется особая познавательная активность, поэтому и назвали
этот возраст возрастом « почемучек». Дошкольники уже способны осознавать и ста-
вить цели, преодолевать некоторые препятствия на пути её достижения. Совершен-
ствуется координация движений и зрительно- пространственное восприятие, что поз-
воляет детям хорошо копировать. Они умеют передавать пропорции фигур, ограни-
чивать протяжённость линий и рисовать их относительно параллельным. К 4 годам ,
как правило, ребёнок умеет правильно держать карандаш и свободно манипулирует
им. Это благоприятный период для развития изобразительной деятельности, в про-
цессе которой ребёнок учится наблюдать, сравнивать, фантазировать.
Развитие изобразительных навыков осуществляется в ходе непосредственно
образовательной деятельности в различных режимных моментах ( рисование на ас-
фальте, на песке, на снегу, с использованием пальчиков и ладошек ).
Вырезание ножницами упражняет ребёнка в быстрой смене напряжения и рас-
слабления мелкой мускулатуры руки, что помогает формированию правильного рас-
пределения мышечной нагрузки. Поддержать интерес к этому виду деятельности по-
могают игровые ситуации: « Вырежи что-то интересное», « Вырежи фигуру больше,
меньше данной», «Придумай узор». Используются различные виды материалов – бу-
мага, открытки, журналы, ткань.
Широко используется работа с пластилином. Дети лепят по представлению, по
впечатлению от литературных произведений, придумывают необычных сказочных ге-
роев.
Систематической тренировкой для пальцев рук является овладение навыками
самообслуживания ( застёгивание и растёгивание пуговиц, молний, липучек, завязы-
вание шнурков, бантиков, одевание колготок, носков).
Развитию ручной умелости способствует выполнение практических дел
( сервировка стола, уборка комнаты, стирка кукольной одежды, купание кукол ,
мытьё машин и другого оборудования и т.д.).
Неотъемлемой частью работы по развитию мелкой моторики являются « паль-
чиковые игры и упражнения», которые очень эмоциональны и увлекательны. Од-
новременно эти игры способствуют развитию речевого аппарата дошкольников, сни-
мают эмоциональное напряжение. Особенно детям нравятся пальчиковые игры с ис-
пользованием атрибутов ( пальчиковый театр, теневой театр).
Развитию зрительно - пространственной ориентации помогают различные виды
штриховок, в процессе работы с которыми формируется пространственно - образное
мышление, творческое воображение, внимание, память, зрительное и слуховое вос-
приятие.
В средней группе целесообразно использование следующих упражнений:
Дорисовка ( превращение геометрических фигур дорисованными дета-
лями в определённые предметы);
Штриховка (прямыми линиями, волнистыми линиями, круговая, с раз-
личным направлением штриха, разнообразными фигурами);
Игры со счётными палочками ( выкладывание фигур, предметов, состав-
ление композиций);
Рисование орнаметров;
Рисование по клеткам;
Рисование по точкам;
Игры с пуговицами;
Занятия с крупой и зернобобовыми;
Определение предметов на ощупь;
Игры с водой и песком;
Собирание разрезных картинок;
Обрывание бумаги;
Составление бус;
Наматывание нитки на катушку и сматывание её в клубок;
Катание массажных мячей;
Шнуровка ;
Конструирование;
Игры с ладонями.
В старшей и подготовительной группах работа по развитию мелкой моторики яв-
ляется частью комплексной работы по подготовке ребёнка к обучению в школе. В
этот период необходимо формировать у детей мотивацию будущего обучения в шко-
ле, развивать необходимые умения и навыки.
Усложняются упражнения по развитию мелкой моторики , расширяются виды
детской деятельности.
У старших дошкольников возрастает возможность точных согласованных дви-
жений, поэтому детям становятся доступными такие виды творческой деятельности,
как техника оригами, вышивание, плетение.
Наряду с развитием руки, педагог осуществляет подготовку к технике письма,
которая включает:
1.
Формирование зрительно - пространственного восприятия букв.
Упражнения :
- « На что похожа буква»;
- Конструирование буквы из пальцев рук;
- Поиск буквы среди других в кассе букв, в тексте;
- Выкладывание букв из элементов;
- Рисование буквы в воздухе;
- Воспроизведение контура буквы ( по точкам, из ниток, из палочек, из под-
ручных материалов );
- Вырезание буквы.
2. Развитие чувства ритма.
Упражнения :
- Стихотворная ритмика;
- Движения под музыку;
- «Продолжи узор»;
- «Придумай узор»;
- Штриховка;
- « Проведи дорожку»;
- «Нарисуй фигуру по стрелкам».
3. Аналитико – синтетическая деятельность ( умение проводить анализ и синтез
графического образа букв).
Упражнения:
- Определение количества элементов в букве;
- Характеристика элементов буквы;
- Определение пространственного расположения элементов в букве;
- Нахождение сходства и различия в образе букв;
- Собирание буквы из элементов;
- Воспризведение недостающих элементов буквы;
4. Формирование графических умений.
Упражнения :
- Обводка по шаблону или трафарету;
- Обводка по контуру, по точкам;
- Штриховка рисунков в разных направлениях различными видами линий;
- Рисование орнаметров;
- Письмо элементов букв;
- «Клубочки», « Дорожки», «Волны»;
- « Дорисуй недостающий элемент».
Система упражнений по развитию мелкой моторики приносит огромную пользу
дошкольнику: кисти рук приобретают хорошую подвижность, исчезает скованность
движения руки, развивается речевой аппарат ребёнка, мышление, память, формиру-
ется художественный вкус, развиваются волевые качества. Приобретённые умения и
навыки создают оптимальные условия для успешного обучения в школе.
Литература
1. Агапова И. Игры с пальчиками для развития речи/
И. Агапова, М. Давыдова. М. : Лада, 2011.
2. Безрукова Н. Учимся писать: для детей 4 – 6 лет. М.: Лабиринт – пресс,
2009.
3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражне-
ния / С.Е. Большакова. М.: ТЦ Сфера, 2005.
4. Галкина Г.Г. Пальцы помогают говорить / Г.Г. Галкина, Т.И.Дубинина. М.:
Гном и Д., 2005.
5. Голубь В.Т. Графические диктанты : пособие для занятий с детьми 5 – 7
лет / В.Т. Голубь. М.: ВАКО, 2010.
6. Крепенчук О.И. Пальчиковые игры / О.И. Крепенчук. Спб.: Литера, 2005.
7. Лифиц Е.А. Развитие речи, движения и мелкой моторики: комплексные
занятия: практическое пособие / Е.А. Лифиц,
И. В. Лифиц. М.: Айрис - прес, 2010.
8. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток,
пальчиковой гимнастики. Спб.: Детство – прес, 2008.
9. Новоторцева Н.В. Первые шаги в освоении письма: обучение грамоте в
детском саду. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Новоторце-
ва. Спб.: КАРО, 2005.
10.
Новоторцева Н.В. Энциклопедия речевого развития /
Н.В. Новоторцева. М. : ЗАО «РОСМЕН – ПРЕСС», 2008.
11.
Оригинальные пальчиковые игры / сост. Е.Ф. Черенкова. М.: ИД
РИПОЛ классик, 2008.
12.
Сазонова А.В. Узоры для развития тонкой моторики дошкольни-
ков / А.В. Сазонова, Г.Л. Боричева. Спб.: Детство - пресс, 2006.
13.
Федосова Н.А. Буквица. Обучение чтению и письму: учебное по-
собие для учащихся 1 класса. В трёх частях.
М.: Владос, 2001.
14.
Федосова Н.А. От слова к букве: учебное пособие для подготовки
к школе. 2 тетради. М.: Гном и Д, 2007.4