Напоминание

Развитие мелкой моторики как эффективное средство подготовки руки дошкольника к письму.


Автор: Аньшакова Наталия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ центр развития ребенка-д/с №129 Выборгского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики как эффективное средство подготовки руки дошкольника к письму.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие мелкой моторики как эффективное средство подготовки

руки дошкольника к письму.

Наблюдая дошкольников 5-6 лет, в « период активного рисования», мы отмеча-

ем, что многие дети неправильно держат карандаш, при этом очень напряжены, с

трудом ориентируются в пространственных характеристиках, как правая и левая сто-

рона, вверх-низ, ближе-дальше, под-над, около-внутри, «выходят» за контуры фигу-

ры, имеют слабый нажим.

Следовательно, подготовить ребёнка к письму - является одной из задач до-

школьного учреждения. Задача воспитателя – своевременно разъяснить родителям

важность именно подготовки детей к письму, а не к его непосредственному обуче-

нию, что приводит к формированию неправильной техники письма.

Именно в дошкольном возрасте следует развивать механизмы, необходимые

для овладения письмом, для накопления двигательного, практического и речевого

опыта, развития психических и сенсорных процессов, что впоследствие должно ока-

зать положительное влияние на процесс обучения в школе.

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики рук у

старших дошкольников , в дальнейшем может привести к возникновению негативного

отношения к учебной деятельности, тревожного состояния в школе.

Развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребёнка к

школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук

просто необходимо для овладения навыком письма. Мелкая моторика очень важна,

поскольку посредством неё и вместе с ней развиваются такие высшие свойства со-

знания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность,

зрительная и двигательная память, речь.

В современном обществе, неотъемлемой частью которого является компьютер,

просходит повседневная замена игровых упражнений и « ручных» движений на об-

легчённое нажатие клавиш, что не способствует полноценному развитию моторики

пальцев рук.

Большинство родителей уделяют недостаточное внимание развитию детского

«ручного» творчества - лепке, аппликации, рисованию; недооценивают возможности

детского труда при выполнении домашних обязанностей ,отказываются от посильной

помощи ребёнка в быту; что не лучшим образом сказывается на его двигательном

опыте, а часто и эмоциональном состоянии.

Исходя из этого, считаю важной составляющей дошкольного образования рабо-

ту по развитию мелкой моторики, как эффективное средство подготовки руки до-

школьника к письму, и в дальнейшем успешное обучение в школе.

Работа по развитию мелкой моторики и подготовке руки дошкольника к письму

начинается задолго до поступления в школу и включает следующие направления:

Развитие « ручных навыков» ( создание поделок с помощью различных

материалов: пластилин, глина, цветная бумага и др., ручной труд, конструиро-

вание, шнуровка, собирание бус, игры с предметами, отработка навыков само-

обслуживания)

Развитие зрительно - пространственной ориентации ( упражнения на

определение местоположения предмета, игры со счётными палочками, рисо-

вание узоров, рисование по точкам, штриховка, знакомство с разлиновкой тет-

радей)

Развитие изобразительных и графических навыков ( использование раз-

личных приёмов рисования, декоративное рисование, раскрашивание, штри-

ховка, графические диктанты)

Развитие ритмических и темповых движений ( пальчиковые игры, выкла-

дывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов, игра на музы-

кальных инструментах, танцевальные упражнения )

Развитие физических качеств ( игры и упражнения с мячом, отжимание,

подтягивание, гимнастика для рук, подвижные игры с использованием движе-

ний рук, упражнения с кистевым эспандером)

Работа по развитию мелкой моторики представляет собой единую систему игро-

вых развивающих упражнений и строится с учётом ряда принципов:

- систематичности;

- последовательности ( от простого к сложному);

- индивидуальности ( с учётом индивидуального личностного и познава-

тельного развития каждого ребёнка);

- интеграции ( взаимосвязи образовательных областей);

- положительной мотивации.

Каждый возрастной период имеет свои особенности физического и психическо-

го развития и требует индивидуального плана развития и обучения.

Дети в возрасте 4-5 лет ( средняя группа) испытывают потребность в общении

со взрослыми и сверстниками, стремятся к самостоятельной деятельности. В этом

возрасте у детей появляется особая познавательная активность, поэтому и назвали

этот возраст возрастом « почемучек». Дошкольники уже способны осознавать и ста-

вить цели, преодолевать некоторые препятствия на пути её достижения. Совершен-

ствуется координация движений и зрительно- пространственное восприятие, что поз-

воляет детям хорошо копировать. Они умеют передавать пропорции фигур, ограни-

чивать протяжённость линий и рисовать их относительно параллельным. К 4 годам ,

как правило, ребёнок умеет правильно держать карандаш и свободно манипулирует

им. Это благоприятный период для развития изобразительной деятельности, в про-

цессе которой ребёнок учится наблюдать, сравнивать, фантазировать.

Развитие изобразительных навыков осуществляется в ходе непосредственно

образовательной деятельности в различных режимных моментах ( рисование на ас-

фальте, на песке, на снегу, с использованием пальчиков и ладошек ).

Вырезание ножницами упражняет ребёнка в быстрой смене напряжения и рас-

слабления мелкой мускулатуры руки, что помогает формированию правильного рас-

пределения мышечной нагрузки. Поддержать интерес к этому виду деятельности по-

могают игровые ситуации: « Вырежи что-то интересное», « Вырежи фигуру больше,

меньше данной», «Придумай узор». Используются различные виды материалов – бу-

мага, открытки, журналы, ткань.

Широко используется работа с пластилином. Дети лепят по представлению, по

впечатлению от литературных произведений, придумывают необычных сказочных ге-

роев.

Систематической тренировкой для пальцев рук является овладение навыками

самообслуживания ( застёгивание и растёгивание пуговиц, молний, липучек, завязы-

вание шнурков, бантиков, одевание колготок, носков).

Развитию ручной умелости способствует выполнение практических дел

( сервировка стола, уборка комнаты, стирка кукольной одежды, купание кукол ,

мытьё машин и другого оборудования и т.д.).

Неотъемлемой частью работы по развитию мелкой моторики являются « паль-

чиковые игры и упражнения», которые очень эмоциональны и увлекательны. Од-

новременно эти игры способствуют развитию речевого аппарата дошкольников, сни-

мают эмоциональное напряжение. Особенно детям нравятся пальчиковые игры с ис-

пользованием атрибутов ( пальчиковый театр, теневой театр).

Развитию зрительно - пространственной ориентации помогают различные виды

штриховок, в процессе работы с которыми формируется пространственно - образное

мышление, творческое воображение, внимание, память, зрительное и слуховое вос-

приятие.

В средней группе целесообразно использование следующих упражнений:

Дорисовка ( превращение геометрических фигур дорисованными дета-

лями в определённые предметы);

Штриховка (прямыми линиями, волнистыми линиями, круговая, с раз-

личным направлением штриха, разнообразными фигурами);

Игры со счётными палочками ( выкладывание фигур, предметов, состав-

ление композиций);

Рисование орнаметров;

Рисование по клеткам;

Рисование по точкам;

Игры с пуговицами;

Занятия с крупой и зернобобовыми;

Определение предметов на ощупь;

Игры с водой и песком;

Собирание разрезных картинок;

Обрывание бумаги;

Составление бус;

Наматывание нитки на катушку и сматывание её в клубок;

Катание массажных мячей;

Шнуровка ;

Конструирование;

Игры с ладонями.

В старшей и подготовительной группах работа по развитию мелкой моторики яв-

ляется частью комплексной работы по подготовке ребёнка к обучению в школе. В

этот период необходимо формировать у детей мотивацию будущего обучения в шко-

ле, развивать необходимые умения и навыки.

Усложняются упражнения по развитию мелкой моторики , расширяются виды

детской деятельности.

У старших дошкольников возрастает возможность точных согласованных дви-

жений, поэтому детям становятся доступными такие виды творческой деятельности,

как техника оригами, вышивание, плетение.

Наряду с развитием руки, педагог осуществляет подготовку к технике письма,

которая включает:

1.

Формирование зрительно - пространственного восприятия букв.

Упражнения :

- « На что похожа буква»;

- Конструирование буквы из пальцев рук;

- Поиск буквы среди других в кассе букв, в тексте;

- Выкладывание букв из элементов;

- Рисование буквы в воздухе;

- Воспроизведение контура буквы ( по точкам, из ниток, из палочек, из под-

ручных материалов );

- Вырезание буквы.

2. Развитие чувства ритма.

Упражнения :

- Стихотворная ритмика;

- Движения под музыку;

- «Продолжи узор»;

- «Придумай узор»;

- Штриховка;

- « Проведи дорожку»;

- «Нарисуй фигуру по стрелкам».

3. Аналитико – синтетическая деятельность ( умение проводить анализ и синтез

графического образа букв).

Упражнения:

- Определение количества элементов в букве;

- Характеристика элементов буквы;

- Определение пространственного расположения элементов в букве;

- Нахождение сходства и различия в образе букв;

- Собирание буквы из элементов;

- Воспризведение недостающих элементов буквы;

4. Формирование графических умений.

Упражнения :

- Обводка по шаблону или трафарету;

- Обводка по контуру, по точкам;

- Штриховка рисунков в разных направлениях различными видами линий;

- Рисование орнаметров;

- Письмо элементов букв;

- «Клубочки», « Дорожки», «Волны»;

- « Дорисуй недостающий элемент».

Система упражнений по развитию мелкой моторики приносит огромную пользу

дошкольнику: кисти рук приобретают хорошую подвижность, исчезает скованность

движения руки, развивается речевой аппарат ребёнка, мышление, память, формиру-

ется художественный вкус, развиваются волевые качества. Приобретённые умения и

навыки создают оптимальные условия для успешного обучения в школе.

Литература

1. Агапова И. Игры с пальчиками для развития речи/

И. Агапова, М. Давыдова. М. : Лада, 2011.

2. Безрукова Н. Учимся писать: для детей 4 – 6 лет. М.: Лабиринт – пресс,

2009.

3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражне-

ния / С.Е. Большакова. М.: ТЦ Сфера, 2005.

4. Галкина Г.Г. Пальцы помогают говорить / Г.Г. Галкина, Т.И.Дубинина. М.:

Гном и Д., 2005.

5. Голубь В.Т. Графические диктанты : пособие для занятий с детьми 5 – 7

лет / В.Т. Голубь. М.: ВАКО, 2010.

6. Крепенчук О.И. Пальчиковые игры / О.И. Крепенчук. Спб.: Литера, 2005.

7. Лифиц Е.А. Развитие речи, движения и мелкой моторики: комплексные

занятия: практическое пособие / Е.А. Лифиц,

И. В. Лифиц. М.: Айрис - прес, 2010.

8. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток,

пальчиковой гимнастики. Спб.: Детство – прес, 2008.

9. Новоторцева Н.В. Первые шаги в освоении письма: обучение грамоте в

детском саду. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Новоторце-

ва. Спб.: КАРО, 2005.

10.

Новоторцева Н.В. Энциклопедия речевого развития /

Н.В. Новоторцева. М. : ЗАО «РОСМЕН – ПРЕСС», 2008.

11.

Оригинальные пальчиковые игры / сост. Е.Ф. Черенкова. М.: ИД

РИПОЛ классик, 2008.

12.

Сазонова А.В. Узоры для развития тонкой моторики дошкольни-

ков / А.В. Сазонова, Г.Л. Боричева. Спб.: Детство - пресс, 2006.

13.

Федосова Н.А. Буквица. Обучение чтению и письму: учебное по-

собие для учащихся 1 класса. В трёх частях.

М.: Владос, 2001.

14.

Федосова Н.А. От слова к букве: учебное пособие для подготовки

к школе. 2 тетради. М.: Гном и Д, 2007.4



В раздел образования