Автор: Кривченко Елена Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 1 "Сказка"
Населённый пункт: р.п.Коченево Новосибирская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Опытно-экспериментальная деятельность "Удивительный мир песка"
Раздел: дошкольное образование
Организация опытно-экспериментальной деятельности в
подготовительной группе "Удивительный мир песка"
Автор
конспекта
игровой
деятельности: Кривченко Елена Анатольевна,
педагог-психолог первой квалификационной категории, МКДОО детский сад
№ 1 «Сказка», р.п.Коченево
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие
Развивающая предметно-пространственная среда темы: НОД проходит в
музыкальном
зале. Мультимедийная презентация «Такой разный песок»,
сухой чистый песок, вода чистая и грязная, трубочки, палочки, лупа, воронки,
ватные диски, пластиковые ложечки, пластиковые тарелочки, стаканчики,
клей
ПВА,
кисточки,
цветной
песок,
картон,
салфетки,
мультимедийное
оборудование, отрывок из мультфильма “Откуда берётся песок”, видеофильм
«Галилео».
Предварительная работа: рассматривание книг, иллюстраций с
изображением гор, песка на берегу морей, рек и озёр, изготовление цветного
песка (измельчение цветного мела и смешивание с песком), изготовление
заготовок для рисования. просмотр познавательных мультфильмов
Словарная работа: исследователи, эрозия, песчинки
Вводная часть
Образовательные задачи:
Способствовать
повышению
общего
эмоционального
фона
и
улучшению психологического климата в группе;
Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым;
Развитие интереса и познавательной мотивации.
Образовательная
область:
социально-коммуникативное
развитие,
познавательное развитие, речевое развитие
Вид деятельности: коммуникативная, игровая
Средства реализации ООП: слово педагога, речь детей
Планируемый
результат:
создание
положительных
эмоций,
развитие
эмпатии.
Обеспечено
общение
и
взаимодействие
взрослого
и
ребенка.
Сформирована мотивация на предстоящую деятельность.
Содержание ННОД:
(минутка вхождения в день)
Педагог в роли «Ученого кота» встречает детей: Здравствуйте, ребята! Я
рад встрече с вами! Предлагаю всем поздороваться необычным способом —
ладошкой (дети по очереди здороваются, прикасаясь ладошкой друг к другу,
называя друг друга по имени и произнося: «Я очень рад(а) тебя видеть!»). Я
сегодня пришел к вам в гости неспроста. Живу я в сказках А.С. Пушкина. Но
очень люблю путешествовать по миру. Однажды я оказался в необычной
стране. Там очень жарко, а земля желтого цвета. Нет деревьев, кустарников,
рек, озер. Побродил я там, побродил, очень захотел пить и вернулся к себе
домой. Но вот не могу теперь успокоиться, пока не узнаю, что это за
удивительное место с желтой землей. Может быть вы мне поможете. Я сейчас
покажу вам фотографии тех мест. (слайды 3-8)
«Ученый кот»: Ну и что это за место? Как называется желтая земля? Откуда
она появилась?
Дети отвечают
«Ученый кот»: Как интересно. А я хочу исследовать этот самый песок.
Хотите быть исследователями?
Дети: Да.
«Ученый кот»: Кто такие исследователи?
Дети: Кто изучает, проводит исследования чего-либо.
«Ученый кот»: Хотите узнать, насколько удивителен песок.
Дети: Да.
Просмотр отрывка из мультфильма “Откуда берётся песок”.
«Ученый кот»: Как появился песок?
Дети: Под воздействием окружающей среды воды, ветра, холода и жары горы
разрушались и в течение многих лет камни превращались в песок.
«Ученый кот»: А как этот процесс называется, кто запомнил?
Дети: Эрозия.
«Ученый кот»: Песок остается лежать на том же месте, где образовался?
Дети: Нет. Реки, моря своим течением постоянно выносят песчинки или
вымывают из почвы, поэтому большинство песка скапливается по берегам
рек, озёр и морей.
«Ученый кот»: Кто был на море? Ответы детей.
«Ученый кот»: Какого цвета песок был на пляже? Ответы детей.
Посмотрите на эти картинки. Здесь собраны фотографии разноцветных
пляжей со всех концов мира. Сравните песок? (слайды 9-12)
Дети: Фиолетовый, оранжевый, зелёный, розовый, красный, черный, серый,
белый.
Как вы думаете, почему песок на морских пляжах разный? Ответы детей.
«Ученый кот»: Всё зависит, из каких горных пород образовался песок.
Есть уголок на нашей планете, где песок от природы раскрашен в семь
цветов. Он находится в юго-западной части Индийского океана, на острове
Маврикий. (слайды 13-15)
Основная часть:
Образовательные задачи:
Развивать познавательные интересы детей, любознательность
развивать наблюдательность, смекалку, мелкую моторику руки,
логическое мышление, речевую активность, коммуникативные навыки,
внимание, память,
учить детей определять физические свойства песка и делать
умозаключения по результатам обследования,
воспитывать умение работать в паре, соблюдать меры безопасности.
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие
Вид деятельности: познавательная
Средства
реализации
ООП:
слово
педагога,
речь
детей,
«волшебное
облако», трафареты Жирафов, наборы для экспериментирования (песок,),
костюм Кикиморы
Планируемый
результат:
формируются
познавательные
действия,
развивается творческое воображение, речевая активность детей. Расширяется
активный словарь, проявляют инициативу, самостоятельность.
Содержание ННОД:
«Ученый кот»: Приглашаю в нашу мини-лабораторию.
Какие правила надо соблюдать при работе с песком?
Дети:
Не тереть грязными руками глаза.
Не брать песок и грязные пальцы в рот.
Не обсыпаться.
Аккуратно работать за столом.
«Ученый кот»: Приглашаю надеть фартуки и занять места за рабочими
столами.
Опыт 1. “Свойства и качества сухого песка”.
«Ученый кот»: Что на тарелочке?
Дети: Песок.
«Ученый кот»: Какого цвета песок?
Возьмите песок в ладошку, пересыпьте из одной ладошки в другую. Песок
сыпется -значит он…
Дети: Сыпучий.
«Ученый кот»: Потрите песок между пальчиками. Что ощущаете? Какой
песок?
Дети: Шершавый.
«Ученый кот»: Возьмите лупу, рассмотрите песок. Из чего состоит песок?
(видео «Песок под микроскопом»)
Дети: Из песчинок.
«Ученый кот»: Как они выглядят, одинаковые или разные они?
Дети: Разные, маленькие или побольше, темные и светлые.
«Ученый кот»: Песчинки скреплены между собой?
Дети: Нет, поэтому песок рассыпается.
«Ученый кот»: Песок может двигаться? Ответы детей.
«Ученый кот»: Давайте проверим.
Возьмите трубочки, аккуратно подуйте. Что случилось с песком?
Дети: Песок сдувается, двигается.
«Ученый кот»: Где применяют движение, сыпучесть песка?
Дети: Песочных часах.
«Ученый кот»: Песочные часы люди использовали в древности. Сейчас, где
можно увидеть их? Ответы детей.
«Ученый кот»: Попробуйте слепить из сухого песка куличик.
Дети: Не лепится.
Опыт 2. “Свойства мокрого песка”
«Ученый кот»: Налейте немного воды и размешайте ложечкой. Рассмотрите
через лупу. Какой стал песок?
Дети: Мокрый, липкий, темнее.
«Ученый кот»: Попробуйте слепить из мокрого песка колобок.
Почему сухой песок не лепится, мокрый – лепится?
Ответы детей, если дети затрудняются, объясняет воспитатель.
Когда песок намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрые грани
песчинок слипаются и держат друг друга.
«Ученый кот»: Сравните мокрый и сухой песок.
Дети делают вывод: Сухой песок сыпучий. Мокрый песок нельзя сыпать, но
он принимает любую форму, становится более тёмным.
Появляется Кикимора
Кикимора: Здравствуйте, дорогие дети, уважаемые взрослые! Я – Кикимора
болотная. Живу в грязном болоте. А вода какая в болоте?
Дети: грязная, мутная, плохо пахнет.
Кикимора: Верно. А так хочется чистоты вокруг!
«Ученый кот»: Не волнуйся Кикимора, мы тебе поможем. Ребята, давайте
покажем Кикиморе как можно сделать чистой грязную воду.
Опыт 3 “Фильтр из песка”.
Есть метод очистки воды песком. Возьмите воронку, вниз положите ватный
диск и насыпьте песок до половины. Налейте медленно грязную воду.
Что происходит?
Дети: Вода очищается, течёт чистая вода.
«Ученый кот»: Где остаётся грязь и мусор?
Дети: Грязь и мусор остаётся на песке, а вода проходит сквозь песок.
«Ученый кот»: Но воду эту нельзя пить, надо прокипятить.
Вывод: Песок-это природный фильтр, он пропускает воду, очищает.
Кикимора: Спасибо за помощь. Давайте вместе поиграем.
Игра «Море волнуется…»
Заключительная часть:
Образовательные задачи:
Развитие общения, взаимодействие ребенка с взрослым
Развивать связную речь, логическое мышление
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие
Вид деятельности: коммуникативная
Средства реализации ООП: видеофильм, слово педагога, речь детей
Планируемый
результат:
дети
научатся
анализировать
собственную
деятельность, знания, повысится самооценка
Содержание ННОД:
«Ученый кот»: А давайте еще узнаем где используют ещё песок.
Видео «Галилео»
Просмотр слайдов и комментарии детей. (Песок используют для очистки
воды, в строительстве, посыпают дороги зимой, входит в состав стекла,
песочнице, песочных часах, делают сувениры, применяют в медицине для
лечения).
Кикимора: Еще раз спасибо вам за помощь. Мне пора домой. До свидания!
«Ученый кот»: Спасибо вам, дорогие мои исследователи. Вы мне так
помогли сегодня. А давайте вспомним вместе, какими удивительными
свойствами обладает песок.
Дети: он сыпучий, шершавый. Из мокрого можно лепить. Песок – это
природный фильтр.
(Слайды 16-29)