Напоминание

Опытно-экспериментальная деятельность "Удивительный мир песка"


Автор: Кривченко Елена Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 1 "Сказка"
Населённый пункт: р.п.Коченево Новосибирская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Опытно-экспериментальная деятельность "Удивительный мир песка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация опытно-экспериментальной деятельности в

подготовительной группе "Удивительный мир песка"

Автор

конспекта

игровой

деятельности: Кривченко Елена Анатольевна,

педагог-психолог первой квалификационной категории, МКДОО детский сад

№ 1 «Сказка», р.п.Коченево

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие

Развивающая предметно-пространственная среда темы: НОД проходит в

музыкальном

зале. Мультимедийная презентация «Такой разный песок»,

сухой чистый песок, вода чистая и грязная, трубочки, палочки, лупа, воронки,

ватные диски, пластиковые ложечки, пластиковые тарелочки, стаканчики,

клей

ПВА,

кисточки,

цветной

песок,

картон,

салфетки,

мультимедийное

оборудование, отрывок из мультфильма “Откуда берётся песок”, видеофильм

«Галилео».

Предварительная работа: рассматривание книг, иллюстраций с

изображением гор, песка на берегу морей, рек и озёр, изготовление цветного

песка (измельчение цветного мела и смешивание с песком), изготовление

заготовок для рисования. просмотр познавательных мультфильмов

Словарная работа: исследователи, эрозия, песчинки

Вводная часть

Образовательные задачи:

Способствовать

повышению

общего

эмоционального

фона

и

улучшению психологического климата в группе;

Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым;

Развитие интереса и познавательной мотивации.

Образовательная

область:

социально-коммуникативное

развитие,

познавательное развитие, речевое развитие

Вид деятельности: коммуникативная, игровая

Средства реализации ООП: слово педагога, речь детей

Планируемый

результат:

создание

положительных

эмоций,

развитие

эмпатии.

Обеспечено

общение

и

взаимодействие

взрослого

и

ребенка.

Сформирована мотивация на предстоящую деятельность.

Содержание ННОД:

(минутка вхождения в день)

Педагог в роли «Ученого кота» встречает детей: Здравствуйте, ребята! Я

рад встрече с вами! Предлагаю всем поздороваться необычным способом —

ладошкой (дети по очереди здороваются, прикасаясь ладошкой друг к другу,

называя друг друга по имени и произнося: «Я очень рад(а) тебя видеть!»). Я

сегодня пришел к вам в гости неспроста. Живу я в сказках А.С. Пушкина. Но

очень люблю путешествовать по миру. Однажды я оказался в необычной

стране. Там очень жарко, а земля желтого цвета. Нет деревьев, кустарников,

рек, озер. Побродил я там, побродил, очень захотел пить и вернулся к себе

домой. Но вот не могу теперь успокоиться, пока не узнаю, что это за

удивительное место с желтой землей. Может быть вы мне поможете. Я сейчас

покажу вам фотографии тех мест. (слайды 3-8)

«Ученый кот»: Ну и что это за место? Как называется желтая земля? Откуда

она появилась?

Дети отвечают

«Ученый кот»: Как интересно. А я хочу исследовать этот самый песок.

Хотите быть исследователями?

Дети: Да.

«Ученый кот»: Кто такие исследователи?

Дети: Кто изучает, проводит исследования чего-либо.

«Ученый кот»: Хотите узнать, насколько удивителен песок.

Дети: Да.

Просмотр отрывка из мультфильма “Откуда берётся песок”.

«Ученый кот»: Как появился песок?

Дети: Под воздействием окружающей среды воды, ветра, холода и жары горы

разрушались и в течение многих лет камни превращались в песок.

«Ученый кот»: А как этот процесс называется, кто запомнил?

Дети: Эрозия.

«Ученый кот»: Песок остается лежать на том же месте, где образовался?

Дети: Нет. Реки, моря своим течением постоянно выносят песчинки или

вымывают из почвы, поэтому большинство песка скапливается по берегам

рек, озёр и морей.

«Ученый кот»: Кто был на море? Ответы детей.

«Ученый кот»: Какого цвета песок был на пляже? Ответы детей.

Посмотрите на эти картинки. Здесь собраны фотографии разноцветных

пляжей со всех концов мира. Сравните песок? (слайды 9-12)

Дети: Фиолетовый, оранжевый, зелёный, розовый, красный, черный, серый,

белый.

Как вы думаете, почему песок на морских пляжах разный? Ответы детей.

«Ученый кот»: Всё зависит, из каких горных пород образовался песок.

Есть уголок на нашей планете, где песок от природы раскрашен в семь

цветов. Он находится в юго-западной части Индийского океана, на острове

Маврикий. (слайды 13-15)

Основная часть:

Образовательные задачи:

Развивать познавательные интересы детей, любознательность

развивать наблюдательность, смекалку, мелкую моторику руки,

логическое мышление, речевую активность, коммуникативные навыки,

внимание, память,

учить детей определять физические свойства песка и делать

умозаключения по результатам обследования,

воспитывать умение работать в паре, соблюдать меры безопасности.

Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие

Вид деятельности: познавательная

Средства

реализации

ООП:

слово

педагога,

речь

детей,

«волшебное

облако», трафареты Жирафов, наборы для экспериментирования (песок,),

костюм Кикиморы

Планируемый

результат:

формируются

познавательные

действия,

развивается творческое воображение, речевая активность детей. Расширяется

активный словарь, проявляют инициативу, самостоятельность.

Содержание ННОД:

«Ученый кот»: Приглашаю в нашу мини-лабораторию.

Какие правила надо соблюдать при работе с песком?

Дети:

Не тереть грязными руками глаза.

Не брать песок и грязные пальцы в рот.

Не обсыпаться.

Аккуратно работать за столом.

«Ученый кот»: Приглашаю надеть фартуки и занять места за рабочими

столами.

Опыт 1. “Свойства и качества сухого песка”.

«Ученый кот»: Что на тарелочке?

Дети: Песок.

«Ученый кот»: Какого цвета песок?

Возьмите песок в ладошку, пересыпьте из одной ладошки в другую. Песок

сыпется -значит он…

Дети: Сыпучий.

«Ученый кот»: Потрите песок между пальчиками. Что ощущаете? Какой

песок?

Дети: Шершавый.

«Ученый кот»: Возьмите лупу, рассмотрите песок. Из чего состоит песок?

(видео «Песок под микроскопом»)

Дети: Из песчинок.

«Ученый кот»: Как они выглядят, одинаковые или разные они?

Дети: Разные, маленькие или побольше, темные и светлые.

«Ученый кот»: Песчинки скреплены между собой?

Дети: Нет, поэтому песок рассыпается.

«Ученый кот»: Песок может двигаться? Ответы детей.

«Ученый кот»: Давайте проверим.

Возьмите трубочки, аккуратно подуйте. Что случилось с песком?

Дети: Песок сдувается, двигается.

«Ученый кот»: Где применяют движение, сыпучесть песка?

Дети: Песочных часах.

«Ученый кот»: Песочные часы люди использовали в древности. Сейчас, где

можно увидеть их? Ответы детей.

«Ученый кот»: Попробуйте слепить из сухого песка куличик.

Дети: Не лепится.

Опыт 2. “Свойства мокрого песка”

«Ученый кот»: Налейте немного воды и размешайте ложечкой. Рассмотрите

через лупу. Какой стал песок?

Дети: Мокрый, липкий, темнее.

«Ученый кот»: Попробуйте слепить из мокрого песка колобок.

Почему сухой песок не лепится, мокрый – лепится?

Ответы детей, если дети затрудняются, объясняет воспитатель.

Когда песок намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрые грани

песчинок слипаются и держат друг друга.

«Ученый кот»: Сравните мокрый и сухой песок.

Дети делают вывод: Сухой песок сыпучий. Мокрый песок нельзя сыпать, но

он принимает любую форму, становится более тёмным.

Появляется Кикимора

Кикимора: Здравствуйте, дорогие дети, уважаемые взрослые! Я – Кикимора

болотная. Живу в грязном болоте. А вода какая в болоте?

Дети: грязная, мутная, плохо пахнет.

Кикимора: Верно. А так хочется чистоты вокруг!

«Ученый кот»: Не волнуйся Кикимора, мы тебе поможем. Ребята, давайте

покажем Кикиморе как можно сделать чистой грязную воду.

Опыт 3 “Фильтр из песка”.

Есть метод очистки воды песком. Возьмите воронку, вниз положите ватный

диск и насыпьте песок до половины. Налейте медленно грязную воду.

Что происходит?

Дети: Вода очищается, течёт чистая вода.

«Ученый кот»: Где остаётся грязь и мусор?

Дети: Грязь и мусор остаётся на песке, а вода проходит сквозь песок.

«Ученый кот»: Но воду эту нельзя пить, надо прокипятить.

Вывод: Песок-это природный фильтр, он пропускает воду, очищает.

Кикимора: Спасибо за помощь. Давайте вместе поиграем.

Игра «Море волнуется…»

Заключительная часть:

Образовательные задачи:

Развитие общения, взаимодействие ребенка с взрослым

Развивать связную речь, логическое мышление

Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие

Вид деятельности: коммуникативная

Средства реализации ООП: видеофильм, слово педагога, речь детей

Планируемый

результат:

дети

научатся

анализировать

собственную

деятельность, знания, повысится самооценка

Содержание ННОД:

«Ученый кот»: А давайте еще узнаем где используют ещё песок.

Видео «Галилео»

Просмотр слайдов и комментарии детей. (Песок используют для очистки

воды, в строительстве, посыпают дороги зимой, входит в состав стекла,

песочнице, песочных часах, делают сувениры, применяют в медицине для

лечения).

Кикимора: Еще раз спасибо вам за помощь. Мне пора домой. До свидания!

«Ученый кот»: Спасибо вам, дорогие мои исследователи. Вы мне так

помогли сегодня. А давайте вспомним вместе, какими удивительными

свойствами обладает песок.

Дети: он сыпучий, шершавый. Из мокрого можно лепить. Песок – это

природный фильтр.

(Слайды 16-29)



В раздел образования