Напоминание

"Составление стихотворных текстов - лимериков с детьми дошкольного возраста"


Автор: Федорова Екатерина Витальевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №27 "Рябинка"
Населённый пункт: город Новочебоксарск Чувашская Республика
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Составление стихотворных текстов - лимериков с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов

«Составления стихотворных небылиц- лимериков с детьми дошкольного возраста

».

Цель консультации: повысить профессиональный уровень педагогов: содействовать совершенствованию

работы педагогов с детьми, освоению технологией составления стихотворных небылиц- лимериков по

модели.

Материал и оборудование: мультимедийная установка, презентация, мяч, мольберты, маркеры.

Добрый день уважаемые коллеги! Я рада вас видеть в этом зале.

Упражнение «Есть контакт!»

Для начала, я бы хотела попросить вас пройти в зал и образовать круг. А теперь, попрошу Ларису

Дмитриевну, начнем с вас, передать этот мяч по кругу друг другу на право до Оксаны Александровны.

Хорошо, следующее задание: передать мяч называя имя того, кому вы передаете мяч до Марины

Юрьевны, и третье: передать мяч с «волшебными словами» и доброжелательной мимикой и жестами. А

теперь попрошу поделиться вас своими впечатлениями, что вы почувствовали? Вывод: передача мяча —

молча- это действие, оно не вызвало каких-то эмоций. В результате взаимодействия, когда передавали

мяч, обращаясь к человеку, - был установлен контакт, состоялась коммуникация, а в третий раз –

состоялось общение, так как были получены положительные эмоции обоими партнерами. Общение –

это сложный процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный их совместной

деятельностью и включающий в себя обмен информацией. Возьмемся за руки и пожелаем друг другу

доброго и эффективного общения. Приглашаю вас присесть на стулья.

Наше общение будет происходить в формате консультации с элементами практикума, тема

которой «Составления стихотворных небылиц- лимериков с детьми дошкольного возраста».

Вам сегодня предстоит познакомиться с стихотворным жанром английского происхождения –

лимерик.

Исследователями детской речи, установлено, что дети 3-5 лет имеют естественную потребность в

стихосложении (стихотворчестве). Веселое, смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение – это

словесная «игрушка» для ребенка. И в то же время детская поэзия – это особый, свойственный только

детям, взгляд на мир, запечатлённый в слове. В практике дошкольного образования пробуют учить детей

составлять стихотворные тексты. Но, к сожалению, в настоящее время нет сложившейся методики этой

работы.

Мы предлагаем для развития словесного творчества одаренных детей использовать лимерик.

Лимерик – это короткое стихотворение, состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре

нонсенса (узаконенной нелепицы).

Кстати, лимерик – это один из элементов всем нам известной технологии, используемой в работе с

дошкольниками технология ТРИЗ.

Такие рифмованные тексты начали сочинять в ирландском городе Лимерик. Непревзойденным мастером

этого жанра можно считать поэта и художника Эдварда Лира (1812-1888).

А можете ли вы ответить на вопрос:

С каким видом поэтических произведений в русском народном

творчестве схожи лимерики? Лимерики схожи с частушками. Ведь частушки, как вы сами знаете, это

наши народные забавные песенки. Также лимерики похожи на авторские стихотворные – небылицы

Корнея Чуковского, например:

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушеными грибами.

Хотелось бы вас познакомиться с характеристикой лимерика:

1.Я напомню, что, лимерик — это стихотворение из пяти строк, которое рифмуется следующим

образом:

Первые две строчки рифмуются между собой.

Третья и четвертая строчки рифмуются между собой.

Пятая содержит вывод и не рифмуется или рифмуется с первой.

2. По содержанию лимерик строится по следующей модели:

1 строчка

Жил – был (объект)

2 строчка

Сравнение или указание на свойство объекта

3 строчка

Действие или взаимодействие с другими объектами

4 строчка

5 строчка

Вывод (утверждение или мораль)

3. Лимерик должен содержать ярко выраженный парадокс или гиперболу. Чем противоречивее

выбранное для стихотворения сочетание, тем оно более похоже на лимерик

Пример

Жила-была Бабка Ёжка костяная ножка,

И была она как деревянная ложка.

На метле Бабка Ёжка летала

И зайчикам подарки раздавала.

Вот какая весёлая Бабка Ёжка!

* * *

Жила-была разноцветная птичка

Похожа на мягкую рукавичку.

Червячков она кушала

И весёлую музыку слушала.

Вот какая задорная птичка!

4. Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов можно начинать уже с 3 летнего возраста.

Основная форма работы – игровые задания и упражнения, которые проводятся с детьми в определенной

последовательности.

Последовательность игровых заданий и упражнений по обучению детей составлению

рифмованных текстов

1.

«Складные картинки»

Цель: учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются.

Ход: воспитатель раскладывает около 40 изображений предметов, названия которых рифмуются (мак

- рак, олень - тюлень и т.д.). Воспитатель поднимает какую-либо картинку и просит найти парную по

рифме. Игра считается законченной, когда сложено 20 пар рифмованных слов.

Методические рекомендации

Эту игру можно начинать с 5 пар картинок, постепенно увеличивая до 20-25. Необходимо поощрять

инициативу детей по самостоятельному подбору рифмующегося слова.

Пример: ребенок смотрит на картинку с изображением рака, говорит "Рак" и добавляет "Квак".

мы с вами проведём небольшую поэтическую разминку, подберём рифму:

Кот –

Ромашка–

Шишка –

Лягушка –

Жираф –

Белка –

Петух –

Следующая игра

2. «Придумай рифмованное слово»

Цель: учить детей самостоятельно подбирать рифмованные слова.

Ход: воспитатель называет какое -либо слово, дети придумывают к нему рифмовки.

Пример: воспитатель говорит "миска", дети добавляют: "Киска, мурыська, сосиска".

Методические рекомендации

Игровое упражнение можно проводить в старшем возрасте с усложнением, которое заключается в том,

что воспитатель объявляет слово определенной части речи, а дети должны придумать рифмующееся

слово той же части речи.

Пример:

- называется глагол "бежали"; дети добавляют глаголы "лежали, звали";

- называется существительное "улица", подбирается рифма "курица";

- называется прилагательное "пшеничный", добавляется прилагательное "яичный";

- называется наречие "широко", добавляется рифмовка "далеко".

3. «Придумай рифмованные строчки»

Цель: учить детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию.

Ход: воспитатель предлагает детям выбрать какую-либо рифмованную пару (для начала надо взять

существительные) и сочинить рифму следующим образом "Жил-был кто-то и был похож на что-то".

Игра считается законченной, если каждый ребенок составил рифмованную фразу по словосочетанию.

Пример: "Жил-был рак и был похож на мак".

Методические рекомендации

Воспитатель поощряет детское творчество и предоставляет возможность самостоятельно выбирать

рифмованное словосочетание. Ребенок может менять местами рифмованные слова (жил-был мак, он

был, как красный рак).

В качестве усложнения между словами "Жил-был" и объектом ставятся другие слова (жил-был веселый

рак, и он часто глядел на алый мак).

Эту игру можно проводить с детьми 4-хлетнего возраста.

Здесь же на этом этапе можно предложить составить рифмованные предложения – сравнения, используя

круги Луллия..Пример Лягушка, как квадратная подушка.

4. «Составление лимериков»

Цель: познакомить детей с моделью составления лимерика и упражнять в создании рифмованных

текстов в стиле нелепицы.

Ход: воспитатель предлагает детям сочинить смешные стишки. Вывешивает табличку с моделью

составления лимерика или домик «Рифмы»:

Жил-был объект

Какой?

Что делал?

С кем общался?

Вывод

Воспитатель предлагает детям вспомнить 2 пары рифмованных слов (птичка - синичка, бежала -

лежала). Эти слова подставляются в 1-4 строчки. Вместе с детьми воспитатель сочиняет текст лимерика

по модели. Лимерик повторяется несколько раз детьми.

Пример:

Жила-была певунья-птичка,

Была красивой, как синичка.

По дороге она за жуком бежала,

А потом на травке долго лежала.

Вот какая беззаботная птичка.

Методические рекомендации

Сначала лимерики создаются группой детей, где ведущую роль играет воспитатель.

Одаренные дети, как правило, начинают быстро самостоятельно сочинять рифмованные тексты. Такие

занятия можно начинать с детьми 4,5 лет. В процессе составления лимериков воспитатель должен

учить детей использовать только литературные слова, не делать повторов.

5. «Сочиняем разные лимерики»

Цель: учить детей создавать варианты рифмованных текстов.

Ход: воспитатель предлагает вспомнить сочиненный ранее лимерик и переделать его, используя новое

начало " Если бы…., но не…":

Если бы певунья-птичка

была красивой, как синичка,

По дороге б она за жуком не бежала,

А потом на траве долго не лежала.

Вот какое правило должна знать птичка.

Затем предложить детям новые слова зачина "Что было бы…, если бы…" и самостоятельно переделать

знакомый лимерик:

Что было бы, если бы певунья-птичка

Была не такой красивой, как синичка,

То за жуком бы она не бежала,

И долго потом на траве не лежала.

Лучше пусть бы она в небесах полетала.

6. «Стишок про нас»

Цель: учить детей создавать рифмованные тексты из 5-6 строк на основе пережитых событий.

Ход: воспитатель предлагает детям вспомнить случаи, которые происходили с ними, и написать стишок

про это.

Пример: мальчик Саша занимался у логопеда и стал хорошо произносить звуки; воспитатель помогает

ребенку составить стишок:

Жил-был мальчик по имени Саша,

И во рту у него была каша.

У логопеда он занимался

И звуки произносить старался.

Теперь Саша научился красиво говорить.

Воспитатель предлагает сочинить стишок про девочку, у которой аллергия на конфеты:

Если бы девочка Светочка

Не ела часто конфеточки,

То прыщики бы у нее не появлялись,

И сильно бы они не чесались.

Меньше надо есть сладкого, Света!

Дети обмениваются между собой стишками.

Методические рекомендации

Воспитателю надо иметь педагогический такт. Не допускается унижение достоинства детей.

Стихи на основе пережитых событий начинают сочинять с детьми 5 года жизни.

Предлагаю двум педагогам составить лимерика на самих себя. Попробовать себя в качестве поэтов.

Посмотрим, что же получилось у наших сочинителей:………. Давайте поаплодируем им. Они большие

молодцы.

7. «Придумаем стишок про занятия»

Цель: упражнять детей в создании рифмованных текстов на основе знаний, полученных на занятиях.

Ход: в конце какого-либо занятия (рисование, чтение художественной литературы и др.) воспитатель

предлагает детям составить стишок о том, что они узнали.

После занятия по математике, посвященного освоению десятка и написанию цифры 10, может

получиться следующий текст:

Жила-была единица клыкастая,

И была она немного зубастая.

Но с ноликом она подружилась,

И в десяток она превратилась.

Теперь мы научились писать цифру 10.

После занятия рисованием, где осваивались способы работы с акварелью, может родиться следующее

стихотворение:

Если бы кисточка была смелая,

То она была бы и умелая.

Неаккуратные пятна бы не оставляла

И хорошими работами нас удивляла.

Ох, как тяжело работать с палитрой.

Но мы все равно научимся.

По итогам чтения сказки "Золушка" и анализа литературных героев создаются подобные рифмованные

тексты:

Жила-была мачеха вредная

И была она не бедная.

Золушке все время работу давала

И делать ее заставляла.

Нет, чтобы пожалеть бедную Золушку.

Игровые упражнения проводятся в конце занятий, при условии, что дети усвоили модель составления

лимериков. Необходимо побуждать детей самостоятельно составлять рифмованные тексты по итогам

занятий.

Варианты игр и творческих заданий помогут воспитателю закрепить умения детей составлять

рифмованные тексты.

Такой вот алгоритм предлагается для обучения детей составлению рифмованных текстов - лимериков.

Есть ли у вас вопросы? Всем ли понятна методика?

А сейчас мне хочется предложить вам составить лимерик про наше с вами мероприятие. Мы с вами

уже усвоили модель составления рифмованных текстов. И я предлагаю вам составить такой лимерик.

Отпустим на волю свое воображение: здесь можно совместить несовместимое, сопоставить

несопоставимое.

Начнем с объекта;

Пример:

Жили были…….воспитатели

Были они как муравьи старательны

Обучались они методике рифмы

Составлять лимерик быстро

Вот какие профессиональные (находчивые) воспитатели!

Поаплодируем себе. Молодцы, очень творческий подход.

Предлагаю вам выйти ещё раз в зал, образовать круг. Мне бы хотелось, чтобы вы поделились

вашими впечатлениями со всеми о том, о чем я вам имела честь транслировать. О том, что вам более

всего легло на сердце, показалось может быть, интересным. Хочется всех вас поблагодарить за умение

слушать, умение позитивно общаться, выражать свое мнение. Также хочется выразить уверенность что

полученную сегодня информацию вы будете использовать в своей работе с детьми. Спасибо всем за

работу, творческих вам успехов!

Методические рекомендации для воспитателей

по использованию игр и игровых заданий для составления

рифмованных текстов- лимериков

1.

Лимерик — это стихотворение из пяти строк, которое рифмуется следующим образом:

Первые две строчки рифмуются между собой.

Третья и четвертая строчки рифмуются между собой.

Пятая содержит вывод и не рифмуется или рифмуется с первой.

2.

По содержанию лимерик строится по следующей модели:

1 строчка

Жил – был (объект)

2 строчка

Сравнение или указание на свойство объекта

3 строчка

Действие или взаимодействие с другими объектами

4 строчка

5 строчка

Вывод (утверждение или мораль)

3.Лимерик должен содержать ярко выраженный парадокс или гиперболу. Чем противоречивее

выбранное для стихотворения сочетание, тем оно более похоже на лимерик

4. Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов можно начинать уже с 3 летнего возраста.

Основная форма работы – игровые задания и упражнения, которые проводятся с детьми в определенной

последовательности.

Игровые упражнения проводятся в конце занятий, при условии, что дети усвоили модель составления

лимериков. Необходимо побуждать детей самостоятельно составлять рифмованные тексты по итогам

занятий.

Варианты игр и творческих заданий помогут воспитателю закрепить умения детей составлять

рифмованные тексты.

Игры и творческие задания для составления рифмованных текстов

Название игры, цель

Содержание и методические рекомендации

«О ком? О чем?» Учить анализировать

содержание стихотворения и устанавливать

причинно-следственные связи, обозначенные

в тексте.

Воспитатель читает небольшое стихотворение.

Предлагает детям ответить на вопросы:

1.

О каком объекте идет речь?

2.

Какими признаками наделен объект?

3.

Какие действия он совершал?

4.

Какой вывод сделал автор?

Игровой мотив: соревнование, кто быстрее ответит на

четыре вопроса воспитателя.

«Доскажи словечко» Учить детей подбирать

рифмующиеся слова.

Воспитатель читает детям стихотворный текст и

произносит лишь первый слог последнего слова

каждой строчки. Все остальное слово должны назвать

дети.

Игровой мотив: у воспитателя то появляется, то

пропадает голос.

Вариант игры: воспитатель читает стихотворение-

загадку, а играющие должны назвать отгадку-рифму

«Склад-несклад» Учить детей подбирать

рифму к заданному слову.

Водящий загадывает слово, а играющие

придумывают рифму к нему (рогатая - бодатая,

жевала - глотала).

Игровой мотив: игра с мячом или другим предметом.

Возможно усложнение: игра без водящего. Один

ребенок называет слово, другой придумывает к нему

рифму и т. д. по цепочке.

«Чистоговорки» Учить детей подбирать

рифму к звукосочетанию.

Водящий задает определенное звукосочетание, а

играющие сочиняют двустишье с ним.

ПР: Са - са - са - прилетела в сад оса. Ща - ща - ща -

мы нашли в траве клеща.

Игровой мотив: соревнование в быстроте

произнесения звукосочетаний.

Сочини дальше» Учить детей подбирать

рифму к заданному слову.

Воспитатель дает одну строчку стихотворного текста,

а дети сочиняют дальше.

ПР: «В море плавает тюлень..». Ребенок продолжает:

«По лугу бежит олень».

Игровой мотив: соревнование команд. Возможны

варианты рифмованных строк от других детей или

сочинение «путаницы».

ПР: «В море плавает олень, на лугу лежит тюлень».

Усложнение: воспитатель раздает предметные

картинки играющим. Они должны составить

двустишье про изображенный на картинке объект.

«Исправь меня» Учить детей согласовывать

слова в предложениях в роде и падеже.

Воспитатель произносит рифмованную фразу,

предложение, сознательно допуская ошибки в

согласовании слов. Дети исправляют и правильно

произносят заданное предложение, фразу.

Игровой мотив: исправления ошибок воспитателя.

«Сочиним стишок и его запишем» Учить

детей составлять рифмованный текст и

записывать его схемами.

Дети составляют рифмованный текст и записывают

его схемами.

Игровой мотив: кто точнее запишет текст с помощью

схемы. Схема должна располагаться на листе бумаги

соответственно строчкам созданного стихотворного

текста.

С помощью схематической фиксации текста можно

работать над интонационной выразительностью речи

детей. При помощи определенных условных знаков

можно обозначать повышение, понижение голоса,

восклицание, вопросительную, повествовательную

интонации, паузу и т.д.

«Дразнилка» Учить детей подбирать

рифмующиеся между собой слова и

словосочетания с помощью суффиксов.

Воспитатель предлагает «подразнить» какой-либо

предмет рукотворного мира. Дети преобразуют

свойства объекта в слова и словосочетания с

уменьшительно-ласкательным суффиксом -лка

(поддразнивание бантика - украшалка, потерялка, и

т.д.).

Далее предлагается составить «дразнильные» стишки

или загадки («Не терялка, а головуукрашалка»).



В раздел образования