Авторы: Ермолаева Елена Светославовна, Надеждина Галина Валентиновна
Должность: заместитель руководителя по увр, воспитатель доу
Учебное заведение: МБДОУ №20
Населённый пункт: город Мончегорск, Мурманская область
Наименование материала: выступление из опыта работы
Тема: "Взаимодействие всех участников образовательного процесса в формировании интереса детей к книге, художественной литературе"
Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие всех участников образовательного процесса в формировании
интереса детей к книге, художественной литературе.
«Чтение – это окошко, через которое
дети видят и познают мир и самих себя»
В.А.Сухомлинский
Привить ребёнку вкус к чтению –
лучший подарок, который мы можем ему сделать.
С. Лупан
Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира
человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал.
Приобщая ребенка к чтению, мы открываем ему путь к одному из важнейших
источников информации - книге, она наполняет внутренний мир человека, питает
его
ум
и
сердце,
побуждает
к
самосознанию,
содействует
самореализации,
воспитывает жизнестойкость, в каких бы ситуациях он ни оказался.
Рубеж 20-21 века ознаменовался кризисом чтения во всемирном масштабе.
Выросло поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. Книга как
носитель духовности перестала воздействовать на юного читателя. Плоды этого мы
начали пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия,
коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев.
Книга является средством общения взрослых и детей, она помогает ребенку в
обогащении словаря и речи, сообщая образцы выразительной народной речи в виде
фольклора, правильной литературной прозы и эмоционально-красивой речи поэзии.
Воспитание ребенка начинается с первой сказки, с первой песенки, которую он
услышит, с первой картинки, которую он посмотрит. Это тот период роста ребенка,
когда
начинает
формирование
его
личности:
развивается
мышление,
речь,
обогащаются чувства, растет способность сознательного восприятия окружающего,
развиваются задатки художественного вкуса, зарождается любовь к Родине.
Чем раньше появляется интерес к чтению, тем оригинальнее, глубже формируется
читатель, творческая личность, человек с высоким интеллектуальным уровнем.
Мною были определены цель и задачи образовательной деятельности:
цель-
способствовать
формированию
у
детей
интереса
к
произведениям
художественной литературы, к чтению, используя эффективные формы и методы
работы.
задачи:
1. Углублять интерес детей к литературе, воспитывать желание к постоянному
общению с книгой в совместной с взрослым и самостоятельной деятельности.
2. Способствовать развитию творческой художественной деятельности детей на
основе фольклорных и литературных произведений.
3. Воспитывать ценностные качества через художественное слово.
В целях формирования у детей раннего
и младшего возраста интереса к
художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге, мною
был оформлен книжный уголок в виде сказочного домика, со своим персонажем –
Гномиком - « Хранителем книжного уголка», а в старшем дошкольном возрасте -
книжный дом с девочкой Знайкой, которая каждый день приглашала детей на
встречу
с удивительным миром книг. В начале учебного года в старшей группе
педагоги в роли сказочных книжных фей презентовали воспитанникам новый
книжный уголок.
Для того, чтобы помочь детям правильно воспринять содержание литературного
произведения, проследить за развитием действия
подобраны
иллюстрации,
выполненные в различных художественных манерах и техниках Ю. Васнецова, Е.
Рачева, Е. Чарушина, В. Сутеева. Чтобы привлечь детей смысловым содержанием
произведения, научить дошкольников давать сознательную, мотивирующую оценку
персонажам,
используя
в
своих
суждениях
сложившиеся
у
них
под
влиянием
воспитания критерии поведения человека разместила в группе сюжетные картинки
и составила педагогические этюды по мотивам литературных произведений.
Процесс общения ребенка с книгой – это процесс становления в нем личности.
Общеизвестно
воздействие
художественной
литературы
на
умственное,
эстетическое, речевое развитие ребенка. Художественная литература открывает и
объясняет
ребенку
жизнь
общества
и
природы,
мир
человеческих
чувств
и
отношений.
Она
развивает
мышление
и
воображение
ребенка,
обогащает
его
эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Для эффективного решения задачи приобщения воспитанников
к чтению
(восприятию)
книг
был
заключен
договор
о взаимодействии
дошкольного
учреждения с центральной детской библиотекой. Целью данного взаимодействия
является освоение детьми базовых культурных и нравственных ценностей общества
посредством совместной деятельности с педагогами и родителями в пространстве
детской библиотеки.
Сотрудничество библиотеки и детского сада – очень важное направление нашей
деятельности по формированию интереса дошкольников к чтению.
Расширяя кругозор детей, мы одновременно учим их работать с различными
источниками
информации:
справочниками,
энциклопедиями,
компьютером,
видеоматериалами. Таким образом, готовится почва для того, чтобы юный читатель
привыкал обращаться в библиотеку для поиска информации.
Чтобы посещение библиотеки не стало для ребят скучным занятием, знакомство с
нею проходит в форме интересных познавательных мероприятий: «Мореплавание
Потомучки».
Дети познакомились с абонементным и читальным залом, с новинками в мире
книг,
с
профессиональными
действиями
работников
и
правилами
поведения
в
библиотеке. В читальном зале воспитанники не только знакомились с книгами и их
героями, но и читали любимые стихотворения, смотрели мультфильмы по мотивам
знакомых
произведений,
активно
участвовали
в
викторинах: «Знаток
русских
народных сказок», «Сказки Братьев Гримм», «По дорогам сказок Г. Х. Андерсена».
Поддержать внимание и интерес к литературным произведениям нам помогли
волонтеры
ЦДБ,
которые
представили
образы
литературных
персонажей,
знакомили с различными жанрами детской литературы.
Знакомство с библиотекой вызвало желание у старших воспитанников записаться
в
нее.
Наши
воспитанники
являются
активными
слушателями
и
читателями
абонемента
и
читального
зала.
Наше
дошкольное
учреждение
по
итогам
городского конкурса « Самый читающий детский сад» награждено
Дипломом
победителя от « Мончегорской централизованной библиотечной системы».
Педагоги и родители дошкольного учреждения были активными участниками
круглого стола в ЦДБ « Взрослые заботы о детском чтении».
Воспитанники старшей группы приняли участие в городской экологической
акции « Сохраним природу Севера» от детской экологической библиотеки.
Начиная с младшего дошкольного возраста и до выхода моих воспитанников в
школу наши семьи принимали активное участие
в досугах выходного дня в
Центральной детской библиотеке: «С книжным теплом под маминым крылом»
«Такие разные книжки», «Сказочная полянка»
В конце учебного года в библиотеке проходит награждение самых активных
читателей
в
разных
номинациях:
«Самый
активный
читатель»,
«Самый
внимательный читатель», «Самый вдумчивый читатель». Число таких читателей с
каждым годом становится всё больше.
Посещая библиотеку, дети приобрели богатый социальный опыт, познакомились
с новыми профессиями, обогатили умение общаться с взрослыми и сверстниками, в
поиске нужной информации, в развитии монологической и диалогической речи.
В дошкольном учреждении действует передвижная библиотека « Читать – это
модно!», родители воспитанников отмечают, что у детей значительно повысился
интерес к книгам, что очень важно при подготовке к школе.
В результате у детей возникла идея создать настоящую библиотеку в группе. Это
стало предпосылкой для проведения акций «Книги - верные друзья, нам без них
никак нельзя»,
«Моя любимая книга»,
«Почитаем перед сном». Многие родители
поддержали наше начинание и приняли участие в акциях, более того, они решили
подарить детям группы интересные увлекательные книги. Так появилась групповая
библиотека.
Воспитанники
стали
чаще
обращаться
к
книгам,
рассматривать
иллюстрации, интересоваться сюжетами произведений и обсуждать их.
Конечно, в процессе ознакомления с книгами, их чтения и рассматривания книги
выходят из строя: рвутся и выскакивают странички, портятся обложки. На этот
случай у нас в группе оформлена
«Книжкина больничка» по ремонту книг. Дети
своевременно,
с
большим
желанием
и
заботой
ремонтируют,
реставрируют
«заболевшие»
книги.
Мы
отмечаем,
что
наши
воспитанники
стали
бережнее
обращаться с книгами.
Полезной формой работы приобщения детей к художественной литературе
является
изготовление
книжек-самоделок.
Неоспоримо
достоинство
книжек-
самоделок в том, что дети с большим интересом принимают участие в их создании,
неоднократно
перечитывают
и
перелистывают,
делятся
впечатлениями
друг
с
другом. Да и сам процесс создания книги своими руками несет в себе элемент
волшебства. Воспитанники с интересом придумали и оформили разнообразные
книги - самоделки и подарили их малышам.
В рамках совместных проектов детей и взрослых
были созданы макеты к
любимым
сказкам.
Это,
конечно,
любимое
детское
занятие:
моделирование,
конструирование и дизайн, когда из подручных средств и бросового материала
создаются экспонаты: Мойдодыр, страна Дюймовочки и дом Мухи Цокотухи.
Созданы условия для театрализованной деятельности. Есть пальчиковый,
настольный театры, уголки ряженья. С помощью родителей приобретены и сшиты
костюмы, созданы декорации для инсценировок, игр - драматизаций.
Театрализованная
деятельность
помогает
детям
глубже
воспринять
и
прочувствовать художественное произведение, обогащает их
жизненный опыт,
способствует их социально - личностному развитию.
Старшие воспитанники показали свои знания и умения в театрализованной
деятельности,
в художественно – речевых
исполнительских навыках
на
развлечениях, как для детей раннего и младшего возраста, так и в своей возрастной
категории, а так же во время проведения взаимопосещений педагогов по теме –
«Сказки гуляют по свету!», « Играй – город!», «Волшебное слово!»
Помочь почувствовать красоту и выразительность русского языка, чуткость к
поэтическому слову дети смогли, участвуя в досугах «Пушкинские чтения» и
«День поэзии».
К юбилею города, наши воспитанники подготовили стихи о родном городе и крае,
которые
были
представлены
на
городском
телевизионном
канате
«
ТВ
–
Мончегорск».
В рамках недели « Педагогического мастерства» мною для молодых педагогов
нашего дошкольного учреждения были представлены
разнообразные
игры и
пособия для формирования речи воспитанников «Познаем и развиваемся – играя!»,
а так же оформленный консультативный материал для родителей воспитанников о
роли художественной литературы « Семейная академия!».
Современные
дети
живут
и
развиваются
в
эпоху
информатизации
и
компьютеризации. Все чаще первое знакомство
воспитанников
с литературой
происходит через интернет и телевидение. Поэтому именно от меня, как от педагога
зависит,
как
сложатся
у
дошкольника
первые
«отношения»
с
книгой.
Чтобы
воспитать читателя в ребенке, мы, как педагоги должны проявлять интерес к книге,
понимать ее роль в жизни человека, знать книги, уметь интересно беседовать с
ребенком и помогать осмысливать произведение.
Процесс формирования у детей дошкольного возраста потребности в чтении книг
во многом определяется тем, насколько вовлечены в него родители. Многое зависит
от отношения семьи к книгам, организации чтения дома и даже от проявления
интереса к тому, что читали ребенку в детском саду. Совместное чтение сближает
взрослых и детей, воспитывает в ребенке доброе и любящее сердце.
Родители – наши партнеры и участники образовательного процесса.
Во взаимодействии с родителями воспитанников я применяю такие основные
формы, как
Информационно-аналитические
Познавательные
Досуговые
Наглядно-информационные
С целью оказания
консультативной, информационной и просветительской
помощи семьям воспитанников оформлены консультации, тематические листы и
памятки
на
темы: «Как
стать
родителем
читающего ребенка?»,
«Как
выбрать
книгу?»,
«Вместе
с
книгой
я
росту»,
«
Почитай
мне
мама»,
«
Домашняя
библиотека», а так же проведены родительские собрания в форме круглого стола, с
приглашением сотрудников ЦДБ:
« Читающие родители -
читающие дети!»,
«Воспитаем будущего читателя!», « Мы вместе создадим страну читателей!»
Родители и дети – постоянные участники разных конкурсов: фотоконкурс
«Почитай мне книгу, мама!», « Музей литературного героя» (в ЦДБ), Областной
конкурс детской рукописной книги.
Наши воспитанники вместе с родителями активно участвовали в акциях: «Подари
книгу детскому саду», « Подари книги библиотеке».
Полученные от чтения художественной литературы яркие впечатления дети
отображают
в
изобразительном
творчестве.
По
итогам
Пушкинских
чтений,
оформлены альбомы с совместными семейными творческими работами.
Родители приняли активное участие в обмене опытом семейного воспитания «Я
люблю читать», по итогам которого в группе
так же оформлены
альбомы с
творческими работами « По дорогам любимых сказок», « Моя любимая книга».
Своевременный и тесный контакт с родителями воспитанников позволяет
педагогу обрести в их лице необходимых и надежных помощников, прививающих
детям любовь к книгам и самостоятельному чтению.
В итоге проделанной работы
-
повысился
интерес
детей
к
чтению,
к
книгам,
дети
активно
включаются
в
читательскую деятельность.
- речь детей стала более выразительной, четкой, эмоциональной;
-
увеличилось
число
родителей,
заинтересовавшихся
данной
проблемой
и
принявших
активное
участие
в
ее
решении;
укрепилась
практика «семейного
чтения»;
- повысился авторитет городской библиотеки, родители с детьми стали активнее
пользоваться её услугами.
Подводя итоги, можно говорить об эффективности проведенной работы по
взаимодействию педагогов, работников библиотеки, детей и родителей, с целью
формирования у воспитанников интереса к чтению книг.
Я думаю, что любовь к книгам, к чтению сохраниться у моих воспитанников на
всю жизнь.