Напоминание

"Взаимодействие всех участников образовательного процесса в формировании интереса детей к книге, художественной литературе"


Авторы: Ермолаева Елена Светославовна, Надеждина Галина Валентиновна
Должность: заместитель руководителя по увр, воспитатель доу
Учебное заведение: МБДОУ №20
Населённый пункт: город Мончегорск, Мурманская область
Наименование материала: выступление из опыта работы
Тема: "Взаимодействие всех участников образовательного процесса в формировании интереса детей к книге, художественной литературе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Взаимодействие всех участников образовательного процесса в формировании

интереса детей к книге, художественной литературе.

«Чтение – это окошко, через которое

дети видят и познают мир и самих себя»

В.А.Сухомлинский

Привить ребёнку вкус к чтению –

лучший подарок, который мы можем ему сделать.

С. Лупан

Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира

человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал.

Приобщая ребенка к чтению, мы открываем ему путь к одному из важнейших

источников информации - книге, она наполняет внутренний мир человека, питает

его

ум

и

сердце,

побуждает

к

самосознанию,

содействует

самореализации,

воспитывает жизнестойкость, в каких бы ситуациях он ни оказался.

Рубеж 20-21 века ознаменовался кризисом чтения во всемирном масштабе.

Выросло поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. Книга как

носитель духовности перестала воздействовать на юного читателя. Плоды этого мы

начали пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия,

коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев.

Книга является средством общения взрослых и детей, она помогает ребенку в

обогащении словаря и речи, сообщая образцы выразительной народной речи в виде

фольклора, правильной литературной прозы и эмоционально-красивой речи поэзии.

Воспитание ребенка начинается с первой сказки, с первой песенки, которую он

услышит, с первой картинки, которую он посмотрит. Это тот период роста ребенка,

когда

начинает

формирование

его

личности:

развивается

мышление,

речь,

обогащаются чувства, растет способность сознательного восприятия окружающего,

развиваются задатки художественного вкуса, зарождается любовь к Родине.

Чем раньше появляется интерес к чтению, тем оригинальнее, глубже формируется

читатель, творческая личность, человек с высоким интеллектуальным уровнем.

Мною были определены цель и задачи образовательной деятельности:

цель-

способствовать

формированию

у

детей

интереса

к

произведениям

художественной литературы, к чтению, используя эффективные формы и методы

работы.

задачи:

1. Углублять интерес детей к литературе, воспитывать желание к постоянному

общению с книгой в совместной с взрослым и самостоятельной деятельности.

2. Способствовать развитию творческой художественной деятельности детей на

основе фольклорных и литературных произведений.

3. Воспитывать ценностные качества через художественное слово.

В целях формирования у детей раннего

и младшего возраста интереса к

художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге, мною

был оформлен книжный уголок в виде сказочного домика, со своим персонажем –

Гномиком - « Хранителем книжного уголка», а в старшем дошкольном возрасте -

книжный дом с девочкой Знайкой, которая каждый день приглашала детей на

встречу

с удивительным миром книг. В начале учебного года в старшей группе

педагоги в роли сказочных книжных фей презентовали воспитанникам новый

книжный уголок.

Для того, чтобы помочь детям правильно воспринять содержание литературного

произведения, проследить за развитием действия

подобраны

иллюстрации,

выполненные в различных художественных манерах и техниках Ю. Васнецова, Е.

Рачева, Е. Чарушина, В. Сутеева. Чтобы привлечь детей смысловым содержанием

произведения, научить дошкольников давать сознательную, мотивирующую оценку

персонажам,

используя

в

своих

суждениях

сложившиеся

у

них

под

влиянием

воспитания критерии поведения человека разместила в группе сюжетные картинки

и составила педагогические этюды по мотивам литературных произведений.

Процесс общения ребенка с книгой – это процесс становления в нем личности.

Общеизвестно

воздействие

художественной

литературы

на

умственное,

эстетическое, речевое развитие ребенка. Художественная литература открывает и

объясняет

ребенку

жизнь

общества

и

природы,

мир

человеческих

чувств

и

отношений.

Она

развивает

мышление

и

воображение

ребенка,

обогащает

его

эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Для эффективного решения задачи приобщения воспитанников

к чтению

(восприятию)

книг

был

заключен

договор

о взаимодействии

дошкольного

учреждения с центральной детской библиотекой. Целью данного взаимодействия

является освоение детьми базовых культурных и нравственных ценностей общества

посредством совместной деятельности с педагогами и родителями в пространстве

детской библиотеки.

Сотрудничество библиотеки и детского сада – очень важное направление нашей

деятельности по формированию интереса дошкольников к чтению.

Расширяя кругозор детей, мы одновременно учим их работать с различными

источниками

информации:

справочниками,

энциклопедиями,

компьютером,

видеоматериалами. Таким образом, готовится почва для того, чтобы юный читатель

привыкал обращаться в библиотеку для поиска информации.

Чтобы посещение библиотеки не стало для ребят скучным занятием, знакомство с

нею проходит в форме интересных познавательных мероприятий: «Мореплавание

Потомучки».

Дети познакомились с абонементным и читальным залом, с новинками в мире

книг,

с

профессиональными

действиями

работников

и

правилами

поведения

в

библиотеке. В читальном зале воспитанники не только знакомились с книгами и их

героями, но и читали любимые стихотворения, смотрели мультфильмы по мотивам

знакомых

произведений,

активно

участвовали

в

викторинах: «Знаток

русских

народных сказок», «Сказки Братьев Гримм», «По дорогам сказок Г. Х. Андерсена».

Поддержать внимание и интерес к литературным произведениям нам помогли

волонтеры

ЦДБ,

которые

представили

образы

литературных

персонажей,

знакомили с различными жанрами детской литературы.

Знакомство с библиотекой вызвало желание у старших воспитанников записаться

в

нее.

Наши

воспитанники

являются

активными

слушателями

и

читателями

абонемента

и

читального

зала.

Наше

дошкольное

учреждение

по

итогам

городского конкурса « Самый читающий детский сад» награждено

Дипломом

победителя от « Мончегорской централизованной библиотечной системы».

Педагоги и родители дошкольного учреждения были активными участниками

круглого стола в ЦДБ « Взрослые заботы о детском чтении».

Воспитанники старшей группы приняли участие в городской экологической

акции « Сохраним природу Севера» от детской экологической библиотеки.

Начиная с младшего дошкольного возраста и до выхода моих воспитанников в

школу наши семьи принимали активное участие

в досугах выходного дня в

Центральной детской библиотеке: «С книжным теплом под маминым крылом»

«Такие разные книжки», «Сказочная полянка»

В конце учебного года в библиотеке проходит награждение самых активных

читателей

в

разных

номинациях:

«Самый

активный

читатель»,

«Самый

внимательный читатель», «Самый вдумчивый читатель». Число таких читателей с

каждым годом становится всё больше.

Посещая библиотеку, дети приобрели богатый социальный опыт, познакомились

с новыми профессиями, обогатили умение общаться с взрослыми и сверстниками, в

поиске нужной информации, в развитии монологической и диалогической речи.

В дошкольном учреждении действует передвижная библиотека « Читать – это

модно!», родители воспитанников отмечают, что у детей значительно повысился

интерес к книгам, что очень важно при подготовке к школе.

В результате у детей возникла идея создать настоящую библиотеку в группе. Это

стало предпосылкой для проведения акций «Книги - верные друзья, нам без них

никак нельзя»,

«Моя любимая книга»,

«Почитаем перед сном». Многие родители

поддержали наше начинание и приняли участие в акциях, более того, они решили

подарить детям группы интересные увлекательные книги. Так появилась групповая

библиотека.

Воспитанники

стали

чаще

обращаться

к

книгам,

рассматривать

иллюстрации, интересоваться сюжетами произведений и обсуждать их.

Конечно, в процессе ознакомления с книгами, их чтения и рассматривания книги

выходят из строя: рвутся и выскакивают странички, портятся обложки. На этот

случай у нас в группе оформлена

«Книжкина больничка» по ремонту книг. Дети

своевременно,

с

большим

желанием

и

заботой

ремонтируют,

реставрируют

«заболевшие»

книги.

Мы

отмечаем,

что

наши

воспитанники

стали

бережнее

обращаться с книгами.

Полезной формой работы приобщения детей к художественной литературе

является

изготовление

книжек-самоделок.

Неоспоримо

достоинство

книжек-

самоделок в том, что дети с большим интересом принимают участие в их создании,

неоднократно

перечитывают

и

перелистывают,

делятся

впечатлениями

друг

с

другом. Да и сам процесс создания книги своими руками несет в себе элемент

волшебства. Воспитанники с интересом придумали и оформили разнообразные

книги - самоделки и подарили их малышам.

В рамках совместных проектов детей и взрослых

были созданы макеты к

любимым

сказкам.

Это,

конечно,

любимое

детское

занятие:

моделирование,

конструирование и дизайн, когда из подручных средств и бросового материала

создаются экспонаты: Мойдодыр, страна Дюймовочки и дом Мухи Цокотухи.

Созданы условия для театрализованной деятельности. Есть пальчиковый,

настольный театры, уголки ряженья. С помощью родителей приобретены и сшиты

костюмы, созданы декорации для инсценировок, игр - драматизаций.

Театрализованная

деятельность

помогает

детям

глубже

воспринять

и

прочувствовать художественное произведение, обогащает их

жизненный опыт,

способствует их социально - личностному развитию.

Старшие воспитанники показали свои знания и умения в театрализованной

деятельности,

в художественно – речевых

исполнительских навыках

на

развлечениях, как для детей раннего и младшего возраста, так и в своей возрастной

категории, а так же во время проведения взаимопосещений педагогов по теме –

«Сказки гуляют по свету!», « Играй – город!», «Волшебное слово!»

Помочь почувствовать красоту и выразительность русского языка, чуткость к

поэтическому слову дети смогли, участвуя в досугах «Пушкинские чтения» и

«День поэзии».

К юбилею города, наши воспитанники подготовили стихи о родном городе и крае,

которые

были

представлены

на

городском

телевизионном

канате

«

ТВ

Мончегорск».

В рамках недели « Педагогического мастерства» мною для молодых педагогов

нашего дошкольного учреждения были представлены

разнообразные

игры и

пособия для формирования речи воспитанников «Познаем и развиваемся – играя!»,

а так же оформленный консультативный материал для родителей воспитанников о

роли художественной литературы « Семейная академия!».

Современные

дети

живут

и

развиваются

в

эпоху

информатизации

и

компьютеризации. Все чаще первое знакомство

воспитанников

с литературой

происходит через интернет и телевидение. Поэтому именно от меня, как от педагога

зависит,

как

сложатся

у

дошкольника

первые

«отношения»

с

книгой.

Чтобы

воспитать читателя в ребенке, мы, как педагоги должны проявлять интерес к книге,

понимать ее роль в жизни человека, знать книги, уметь интересно беседовать с

ребенком и помогать осмысливать произведение.

Процесс формирования у детей дошкольного возраста потребности в чтении книг

во многом определяется тем, насколько вовлечены в него родители. Многое зависит

от отношения семьи к книгам, организации чтения дома и даже от проявления

интереса к тому, что читали ребенку в детском саду. Совместное чтение сближает

взрослых и детей, воспитывает в ребенке доброе и любящее сердце.

Родители – наши партнеры и участники образовательного процесса.

Во взаимодействии с родителями воспитанников я применяю такие основные

формы, как

Информационно-аналитические

Познавательные

Досуговые

Наглядно-информационные

С целью оказания

консультативной, информационной и просветительской

помощи семьям воспитанников оформлены консультации, тематические листы и

памятки

на

темы: «Как

стать

родителем

читающего ребенка?»,

«Как

выбрать

книгу?»,

«Вместе

с

книгой

я

росту»,

«

Почитай

мне

мама»,

«

Домашняя

библиотека», а так же проведены родительские собрания в форме круглого стола, с

приглашением сотрудников ЦДБ:

« Читающие родители -

читающие дети!»,

«Воспитаем будущего читателя!», « Мы вместе создадим страну читателей!»

Родители и дети – постоянные участники разных конкурсов: фотоконкурс

«Почитай мне книгу, мама!», « Музей литературного героя» (в ЦДБ), Областной

конкурс детской рукописной книги.

Наши воспитанники вместе с родителями активно участвовали в акциях: «Подари

книгу детскому саду», « Подари книги библиотеке».

Полученные от чтения художественной литературы яркие впечатления дети

отображают

в

изобразительном

творчестве.

По

итогам

Пушкинских

чтений,

оформлены альбомы с совместными семейными творческими работами.

Родители приняли активное участие в обмене опытом семейного воспитания «Я

люблю читать», по итогам которого в группе

так же оформлены

альбомы с

творческими работами « По дорогам любимых сказок», « Моя любимая книга».

Своевременный и тесный контакт с родителями воспитанников позволяет

педагогу обрести в их лице необходимых и надежных помощников, прививающих

детям любовь к книгам и самостоятельному чтению.

В итоге проделанной работы

-

повысился

интерес

детей

к

чтению,

к

книгам,

дети

активно

включаются

в

читательскую деятельность.

- речь детей стала более выразительной, четкой, эмоциональной;

-

увеличилось

число

родителей,

заинтересовавшихся

данной

проблемой

и

принявших

активное

участие

в

ее

решении;

укрепилась

практика «семейного

чтения»;

- повысился авторитет городской библиотеки, родители с детьми стали активнее

пользоваться её услугами.

Подводя итоги, можно говорить об эффективности проведенной работы по

взаимодействию педагогов, работников библиотеки, детей и родителей, с целью

формирования у воспитанников интереса к чтению книг.

Я думаю, что любовь к книгам, к чтению сохраниться у моих воспитанников на

всю жизнь.



В раздел образования