Автор: Глухих Сергей Евгеньевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Снежинка"
Населённый пункт: пгт.Игрим, ХМАО-Югра
Наименование материала: Технологическая карта как инструмент проектирования современного занятия
Тема: "Картотека поэтапных элементов работы с природным материалом для детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Картотека поэтапных
элементов работы
с природным материалом
для детей
старшего дошкольного
возраста
Подготовил:
Педагог ДО
Глухих Сергей Евгеньевич
Вертолет
Цель.
Учить
детей
делать
игрушку
и з
разнообразного
природного
материала
(еловых
шишек, грецкого ореха и др.); закреплять умение
соизмерять части поделки, создавать игрушку на
основе анализа модели-образца и схематического
изображения
последовательности
работы,
развивать
планирующую
функцию
сознания;
отрабатывать навыки работы с шилом.
Материал
и
инструменты: еловая
шишка,
грецкий
орех,
крылатки
ясеня
большого
и
маленького
размера,
веточки,
пластилин,
деревянный брусок, шило, стека, салфетки.
Бобик
Цель.
Учить
детей
самостоятельно
подбирать
материал
для
работы.
Закреплять
умение
использовать
разнообразный
материал
для
осуществления знакомой темы и экономно его
расходовать;
отрабатывать
навыки
анализа
поэтапного изготовления игрушки; формировать
общественную мотивацию труда.
Материал
и
инструменты:
желуди
разных
размеров, орех, чашечки от желудя, веточки для
ног и шеи, заостренные с двух сторон, и для
хвоста - с одной, сучки, пластилин, бумага, шило,
карандаш.
Чебурашка
Цель.
Продолжать
учить
детей
анализировать
игрушку
по
схематическому
изображению,
выделять
составные
части;
закреплять
умение
самостоятельно
создавать
схему
поэтапного
изготовления игрушки; обогащать знания детей о
возможностях
комбинирования
материала;
во спитывать
волю,
настойчиво сть
п р и
выполнении
задания,
уверенность
в
своих
возможностях; формировать устойчивый интерес
к
данному
виду
труда,
укреплять
желание
трудиться.
Материал
и
инструменты:
желуди,
лесной
орех,
каштан,
ракушки
с
просверленными
маленькими
отверстиями,
короткие
ветки
и
спички, проволока, пластилин, тушь, деревянный
брусок, шило, нож (для воспитателя), кисточка
.
Девочка
с коромыслом
Цель.
З а к р е п и т ь
у м е н и е
р а б о т а т ь
с о
схематическим рисунком образца, планом-схемой
последовательности создания поделки; развивать
умение
отбирать
необходимый
материал,
учитывая
цвета,
оттенки,
форму,
размер;
формировать
дружеские
взаимоотношения
в
процессе работы.
Материал и инструменты: желуди двух форм:
округлой
формы
(маленькие)
для
головы,
продолговатой
(средней
величины)
-
для
туловища,
сухая
сосновая
шишка,
половинки
скорлупы
лесного
ореха,
пять
веточек
разной
формы, проволока, пластилин, спички без серы,
кусочки яркой ткани для платочка, деревянный
брусок, шило, ножницы.
Буратино
Цель.
П р од ол ж ат ь
у ч и т ь
п о л ь з о в а т ь с я
дополнительным
материалом
при
создании
игрушки;
познакомить
с
новым
материалом
-
плодом
каштана;
закрепить
умение
на
основе
схемы самостоятельно планировать этапы работы
над
игрушкой;
развивать
фантазию
детей,
инициативу, творчество.
Материал
и
инструменты:
каштан,
лесной
орех,
две
плюски
желудя,
бумага,
тонкая
проволока, закрученная в спираль, веточки, клей,
краски,
деревянный
брусок,
шило,
кисточка,
ножницы.
Птичка
Цель.
Закрепить
навык
работы
с
плодом
к а ш т а н а ;
с о в е р ш е н с т в о в а т ь
у м е н и е
самостоятельно
анализировать
план-схему
последовательности
действий
при
создании
игрушки; совершенствовать навыки соединения
деталей;
во спитывать
настойчиво сть
в
достижении цели.
Материал
и
инструменты:
каштаны
(разного
размера),
заостренные
спички
или
палочки,
перья, шипы гледичии, бумага, пластилин, клей,
краски,
деревянный
брусок,
шило,
кисточка,
карандаш.
Старик Хоттабыч
Цель.
Продолжать
учить
детей
использовать
разнообразный
природный
материал
для
изготовления игрушки (шишка, ракушка, желудь,
береста,
веточка);
закреплять
знания
об
о с о б е н н о с т я х
п р и р од н о го
м а т е р и а л а ;
совершенствовать
умение
самостоятельно
устанавливать
последовательность
работы
на
о с н о в е
п л а н а - с х е м ы ;
в о с п и т ы в а т ь
познавательный интерес.
Материал
и
инструменты:
раковина
улитки,
сосновая
шишка,
желудь,
береста,
древесный
гриб,
веточки,
волос
кукурузы,
пластилин,
семена арбуза, клей, деревянный брусок, шило,
кисточка, ножницы.
Петушок
Цель. Учить детей делать несколько вариантов
одной
игрушки,
используя
разный
природный
материал;
формировать
умение
самостоятельно
строить схему последовательности изготовления
поделки
на
основе
анализа
модели-образца;
воспитывать у ребят желание делать игрушку в
подарок малышам; развивать творчество.
Первый вариант
Материал
и
инструменты:
шишка,
желуди,
веточки деревьев, птичьи перья, небольшой лист
дерева,
крылатки
клена,
клей,
бу м а г а ;
д е р е в я н н ы й
б р у с о к ,
ш и л о ,
н о ж
( д л я
воспитателя), кисточка, ножницы.
Второй вариант
Материал
и
инструменты:
каштаны,
лесной
орех,
желудь
овальной
формы,
перья,
ветки,
палочка или заостренная спичка, шип гледичии,
листья георгина, семена вьюна, клей; деревянный
брусок, шило, кисточка.
Куклы из соломы
Цель. Познакомить детей с новым природным
материалом - соломой, ее особенностями; учить
мастерить
игрушки
из
соломы;
формировать
навыки
работы
с
соломой;
во спитывать
доброжелательные отношения детей.
Материал
и
инструменты:
солома,
цветные
лоскутки,
нитки
или
проволока,
краски,
ножницы, кисточка.
Соломенный мальчик
Цель.
Продолжать
учить
работать
с
соломой;
закреплять
интерес
детей
к
этому
материалу;
формировать умение планировать этапы работы
над
игрушкой
из
любого
природного
материала
с
учетом
его
специфики;
развивать
навыки
самоконтроля.
Материал и инструменты: солома, проволока,
нитки,
клей
ДВА,
узкая
лента,
кусочки
яркой
материи; ножницы, кисточка.
Дом
Цель. Учить детей сообща работать над одной
и г р у ш ко й ,
с п р а в е д л и в о
р а с п р е д е л я т ь
обязанности
между
собой;
познакомить
с
приемом работы по выкройке.
Материал
и
инструменты:
солома,
плотная
бумага,
клей,
пергаментная
бумага;
ножницы,
кисточка, карандаш, линейка.
Космонавт
Цель.
Закреплять
умение
работать
с
соломой;
с а м о с т о я т е л ь н о
с о з д а в а т ь
с х е м у
последовательности
изготовления
игрушки;
формировать
навыки
коллективного
труда
(совместное
изготовление
сверстниками
одной
игрушки
и
распределение
между
ними
обязанностей).
Материал
и
инструменты:
солома,
желудь,
веточка,
горошины,
проволока
(желательно
медная диаметром 0,2 мм) или нитки, клей, стека,
бумага, карандаш, ножницы, кисточка.
Олень
Цель.
Учить
изготавливать
каркас,
обтягивать
его соломой для получения игрушки; закреплять
навыки
коллективной
работы;
формировать
умение
ст авить
общую
цель,
а
т а к ж е
доброжелательные
отношения
между
детьми;
способствовать дальнейшему развитию умений
самостоятельно
создавать
схему
поэтапного
изготовления поделки.
Материал и инструменты: проволока, солома,
веточки,
желудь,
семена
зорянки,
пластилин,
бумага, стека, ножницы, карандаш, кисточка.
Конь-огонь
Цель. Закреплять у детей умение изготавливать
каркас,
обтягивать
его
соломой;
формировать
навык
совместной
работы,
учить
оказывать
помощь
друг
другу
при
затруднении
в
выполнении
задания;
продолжать
формировать
умения
самостоятельно
создавать
игрушку
по
модели-образцу,
строить
схему
поэтапного
ее
изготовления.
Материал
и
инструменты:
солома,
нитки,
проволока, кусочки кожи или замши, клей ПВА,
лента, бумага, ножницы, кисточка, карандаш.
Туесок
Цель.
П р од о л ж ат ь
з н а ко м и т ь
д е т е й
с
разновидностью
коры
-
берестой;
учить
простейшим приемам работы с этим природным
материалом
-
обрезанию
по
в ы к р о й ке ;
формировать умение строить схему поэтапного
изготовления
игрушки;
укреплять
интерес
к
работе, доброжелательные отношения детей во
время совместных действий.
Материал
и
инструменты:
куски
бересты,
подготовленной
к
работе
(она
предварительно
замачивается, подробно об этом рассказывалось в
разделе "Природный материал"), нитки, сектор
круга
из
тонкого
картона;
деревянный
брусок,
иголка, ножницы, шило, бумага, карандаш.
Ведерко для сбора ягод
Цель.
Продолжать
учить
детей
работать
с
берестой
по
выкройке,
пользуясь
приемом
вырезания, сгибания; воспитывать аккуратность
в
работе
с
ножницами,
иголкой;
формировать
умение
планировать
действия;
воспитывать
любовь к родной природе, бережное отношение к
ней.
Материал
и
инструменты:
прямоугольные
куски бересты, нитки, клей; ножницы, кисточка,
карандаш, иголка.
Собачка Тобик
Цель. Закреплять навыки изготовления игрушки
из бересты по выкройке; развивать воображение;
направлять
усилия
каждого
ребенка
на
самостоятельное построение схемы поэтапного
и з г о т о в л е н и я
и г р у ш к и ;
ф о р м и р о в а т ь
настойчивость в достижении поставленной цели.
Материал
и
инструменты:
береста,
веточки,
палочки или спички, плоды шиповника, семена
гледичии,
клей
ПВА,
пластилин,
нитки;
деревянный брусок, иголка, ножницы, шило.
Машина
Цель.
Укреплять
у
детей
интерес
к
работе
с
берестой,
совершенствовать
навыки
работы
с
данным
природным
материалом;
формировать
уверенность в своих возможностях; воспитывать
дружеские
взаимоотношения
детей,
оказывая
помощь тем, кто в ней нуждается.
М а т е р и а л
и
и н с т р у м е н т ы : береста
(вымоченная в соленой воде), выкройки, катушки
от ниток, проволока; ножницы, кисточки.
Матрешка
Цель.
Учить
детей
использовать
бересту
для
изготовления
человечков;
закреплять
навыки
работы с разнообразным природным материалом;
активизировать мыслительную деятельность на
з а н я т и и ;
ф о р м и р о в а т ь
д р у ж е с к и е
взаимоотношения
в
процессе
коллективного
труда.
Материал и инструменты: береста, выкройка,
материя, несколько соломинок, проволока, клей;
ножницы, кисточка.
Котенок из рогоза
Цель. Познакомить
детей
с
рогозом
-
новым
природным
материалом,
используемым
для
поделок, с его разновидностями по форме, цвету
и величине; учить приемам работы с рогозом (на
примере
изготовления
котенка);
развивать
воображение
и
творчество;
совершенствовать
навыки самообслуживания при уборке рабочего
места.
Материал и инструменты: цветы рогоза разной
толщины, семена (крылатки ясеня или клена),
ветки деревьев, ость пшеницы (этот материал
дети собирают во время экскурсии на поле после
уборки урожая), семена белой акации (робинии),
спички
с
заостренными
концами,
клей;
ножницы, кисточка, нож.
Павлин
Цель.
Познакомить
детей
с
новым
видом
ракушек - кустарниковой улиткой; воспитывать
доброжелательные отношения в процессе работы
над игрушкой.
Материал
и
инструменты:
одна
ракушка
кустарниковой улитки, четыре ракушки кардиума
(две
среднего
размера
и
две
маленькие),
три
ракушки гребешка, одна ракушка биттума, кусок
коры, семена зорянки, лак, клей, кисточка.
Попугай на ветке
Цель. Учить детей делать игрушки из разных
ракушек;
совершенствовать
умения
ребят
р а б о т а т ь
с
р а к у ш к а м и ;
в о с п и т ы в а т ь
настойчивость в достижении цели.
Материал
и
инструменты:
двустворчатая
ракушка
мидии,
две
маленькие
м ид ии,
гелицеллы, ракушка биттума, перья птиц, сухая
веточка ивы с почками, кусочек лаврового листа,
клей,
лак,
краски,
часть
деревянного
бруска,
кисточки.
Дятел
Цель.
Способствовать
дальнейшему
развитию
навыков планирования работы; совершенствовать
умения делать игрушки из ракушек.
Материал и инструменты: одна двустворчатая
ракушка мидии, две маленькие ракушки мидии,
одна ракушка биттума, обломки ракушек, веточка
на
подставке
(делает
воспитатель
до
работы),
клей, лак, кисточка.
Лягушонок-танцор
Цель. Учить детей мастерить игрушку, совершая
при
этом
большое
количество
операций;
развивать
умение
использовать
разнообразные
ракушки; воспитывать общественную мотивацию
деятельности
(сделать
игрушку
и
подарить
ее
малышам).
Материал
и
инструменты:
восемь
ракушек
зебрины,
две
ракушки
венуса
(большая
и
маленькая), две ракушки циклопеса, две ракушки
кардиума среднего размера (одна сдвоенная), две
ракушки
кардиума
маленькие,
две
небольшие
ракушки
мидии,
краски,
лак,
дощечка
для
подставки, кисточки.
Зайка
Цель.
П р од ол ж ат ь
у п р а ж н я т ь
д е т е й
в
к л а с с и ф и к а ц и и
р а к у ш е к
п о
р а з м е р у ;
совершенствовать
навык
соединения
частей
игрушки.
Материал
и
инструменты:
шесть
ракушек
кардиума (две большие, две средние, две совсем
маленькие), три ракушки мидии (большая и две
маленькие одинакового размера), ракушка верши
маленькая,
щетина
(волос
из
щетки),
краски,
клей, лак, кисточка.
Черный лебедь
Цель.
Продолжать
учить
детей
создавать
игрушку, опираясь на готовый образец и исходя
из
установленной
последовательности
работы;
совершенствовать
знания
детей
о
свойствах
ракушек;
учить
использовать
знакомые
виды
ракушек
для
изготовления
новых
поделок;
формировать аккуратность в работе.
М ате р и а л
и
и н с т рум е н ты :
б о л ь ш а я
черноморская
ракушка
верши,
две
ракушки
мидии среднего размера и маленькая ракушка
двустворчатой
мидии,
ракушка
биттума,
три
ракушки кардиума (небольшие), семена цветов,
пластилин, картон или пластмассовая пластинка,
клей, краски, лак, кисточки.
Петушок
Цель.
Учить
детей
использовать
рисунок
игрушки
в
качестве
образца;
формировать
самостоятельность в работе (подбор материала и
его
применение);
воспитывать
внимательность
при выполнении операций.
Материал
и
инструменты:
десять
ракушек
мидии
разного
размера
(одна
большая,
две
средние,
две
поменьше,
четыре
совс ем
маленькие),
четыре
ракушки
кардиума
(две
большие
и
две
маленькие),
одна
ракушка
биттума, клей, краски, кисточки.
Щенок Дружок
Цель. Упражнять детей в умении анализировать
ход
работы
над
игрушкой,
используя
ее
изображение
на
картинке;
закреплять
умение
оценивать результаты труда.
Материал
и
инструменты:
восемь
ракушек
кардиума
(две
большие,
две
средние,
четыре
маленькие),
одна
ракушка
верши
(небольшая),
три ракушки циклопеса, картон или деревянный
брусок, клей, краски, лак, кисточки.
Страусенок
Цель.
Совершенствовать
умения
мастерить
игрушки
из
разнообразного
природного
и
дополнительного
материала;
р а з в и в ат ь
познавательный интерес.
Материал
и
инструменты:
четыре
ракушки
кардиума (две большие, две среднего размера),
сдвоенная
ракушка
мидии
среднего
размера,
ракушка биттума, четыре ракушки венуса (две
среднего
размера
и
две
маленькие),
семена
цветов,
пластилин,
лак,
деревянная
дощечка,
кисточка.
Жираф
Цель. Познакомить детей с новым материалом -
р а к у ш к о й
ч е р е н к а
о к а й м л е н н о г о ;
совершенствовать
навыки
работы
с
клеем;
воспитывать творческое отношение к делу.
Материал
и
инструменты:
четыре
ракушки
кардиума (две большие и две маленькие), шесть
ракушек
венуса
(маленьких),
десять
ракушек
черенка
окаймленного,
две
ракушки
биттума
(маленькие), солома, семена цветов, клей, лак,
ножницы, кисточки.
Мишка
Цель.
Закреплять
у
детей
навыки
анализа
образца-изображения
и
использования
его
при
изготовлении
поделки;
воспитывать
интерес
к
ручному труду.
Материал и инструменты: две ракушки мидии
(большие),
шесть
ракушек
кардиума
(две
среднего
размера
и
четыре
маленькие),
две
небольшие
ракушки
венуса,
четыре
ракушки
кустарниковой улитки (из них две большие, две
среднего
размера),
маленькая
ракушка
верши,
ракушка
циклопеса,
два
мелких
морских
камушка,
кусочек
кожи
или
плотной
бумаги,
фольга, клей, лак, деревянная дощечка, ножницы,
кисточки.
Парусник
Цель. Учить детей делать знакомую игрушку -
парусник
из
ракушек;
формировать
умение
соотносить
свои
действия
с
указаниями
воспитателя.
Материал и инструменты: две ракушки мидии
большого
размера,
девять
ракушек
черенка
окаймленного
(три
большие,
три
средние,
три
маленькие), три тонкие палочки или соломинки
длиной
10-15
см,
цветная
бумага,
белые
шелковые
нитки,
клей
ПВА,
лак,
морской
камушек, ножницы, кисточка.
Веселый хоровод
Цель.
Учить
детей
работать
коллективно
над
одной темой, выполняя при этом определенное
задание;
совершенствовать
навыки
соединения
ракушек
способом
склеивания;
воспитывать
дружеские взаимоотношения между детьми.
Материал
и
инструменты:
шесть
ракушек
черноморского
гребешка
(большого
размера),
шесть
ракушек
венуса,
пенек,
краски,
лак,
кисточка.