Автор: Меликсетова Ольга Владимировна
Должность: преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Учебное заведение: ОГБПОУ Томский экономико-промышленный колледж
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: статья
Тема: Опыт организации обучения финансовой грамотности студентов ОГБПОУ Томского экономико-промышленного колледжа
Раздел: среднее профессиональное
Опыт организации обучения финансовой грамотности студентов ОГБПОУ Томского
экономико-промышленного колледжа
Принятие взвешенных решений и совершение эффективных действий в области управления
личными деньгами – вот как можно охарактеризовать объёмное понятие «финансовой грамотности».
В современном мире финансово грамотным считается человек, который:
ориентируется в финансовой сфере;
ежемесячно ведет учёт расходов и доходов (как личных, так и семьи);
живёт по средствам – без излишних долгов;
создаёт сбережения;
финансово планирует на перспективу (готовность к непредвиденным обстоятельствам и
подготовка к пенсии);
приобретает финансовые продукты и услуги на основе рационального и сознательного
выбора;
способен защитить свои права потребителя финансовых услуг.
Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных
ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны
повышать уровень личного благосостояния за счет грамотного распределения имеющихся денежных
ресурсов и планирования будущих расходов.
Используя возможности инвестирования, сбережения, кредитования финансово грамотные люди
принимают решения, которые позволяют внести положительный вклад в экономику.
Чтобы овладеть финансовой грамотностью, необходимо изучить её основные понятия, такие как
личный финансовый план, накопление средств, финансовые инструменты и т. д. (в том числе
страхование, пенсионное обеспечение, налоговая грамотность).
Поскольку школьное и профессиональное образование имеет наибольший охват детей и учащейся
молодежи, во многих странах мира предмет финансовой грамотности вводится в качестве
самостоятельного или в рамках существующих предметов, изучаемых в школах. Чем раньше дети
узнают о роли денег в жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые
привычки.
В настоящее время Россия разработала Национальную стратегию финансового образования в рамках
проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и
развитию финансового образования в Российской Федерации», реализация которого начата
Правительством Российской Федерации при поддержке Всемирного банка в июле 2011 года.
Повышение финансовой грамотности населения организовано в Томском экономико- промышленном
колледже посредством курса внеурочной деятельности «Мои личные финансы» для студентов,
обучающихся в колледже.
Целью курса является повышение финансовой грамотности студентов путём решения следующих
задач:
приобретение знаний о существующих финансовых институтах и финансовых продуктах, а
также о способах получения информации об этих продуктах и институтах из различных
источников;
развитие умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о
сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении
преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе выбора;
формирование знания о таких способах повышения благосостояния, как инвестирование
денежных средств, использование пенсионных фондов, создание собственного бизнеса.
При изучении курса «Мои личные финансы» особое внимание уделено не только формированию у
обучающихся системных представлений о финансовых аспектах жизни в современном обществе, но
и выработке практических навыков использования этих знаний для решения стандартных
финансовых проблем, с которыми каждый человек сталкивается в своей жизни.
Способ подачи информации в материалах для обучающихся позволяет сформировать не только
необходимые знания, но и умение эти знания активно использовать при решении повседневных
жизненных задач.
При реализации данной методики важная роль отводится коммуникативному семинару на курсовых
собраниях, практическим заданиям для выполнения, а также изучению и решению кейсов. Для
развития навыка коллективной деятельности и эффективной социализации используются такие
формы занятий, которые приучали бы обучающихся взаимодействовать в коллективе и находить
общий язык с разными людьми.
В целом методика преподавания курса «Мои личные финансы» ориентируется на следующие формы
организации учебной деятельности:
лектории на курсовых собраниях;
дистанционное обучение с использованием программы СДО « Moodle»;
Механизм реализации курса включает:
проведение лекториумов, деловых игр, викторин на курсовых собраниях, в которых
задействованы учащиеся всех групп;
лекториум, решение кейсов, тестов, задач со студентами через СДО «Moodle»;
участие студентов колледжа во внутренних и внешних конкурсах и олимпиадах по
финансовой грамотности;
по итогам изучения курса «Мои личные финансы» проведение олимпиады.
В результате освоения курса у обучающихся сформируются: система знаний о финансовой сфере в
жизни общества; умение принимать рациональные решения в условиях ограниченности денежных
средств; навыки использования полученных знаний для эффективного исполнения социально-
экономических ролей налогоплательщика, инвестора, заёмщика, наёмного работника, работодателя.
Преподаватель общепрофессиональных дисциплин Меликсетова Ольга Владимировна