Автор: Царикова Екатерина Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГА ПОУ "ДВГГТК"
Населённый пункт: г.Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: "Применение игропрактик в освоении социальных дисциплин"
Раздел: среднее профессиональное
Обобщение педагогического опыта по теме:
«Применение игропрактик в освоении социальных дисциплин».
В
системе
подготовки
специалистов
по
социальной
работе
практические
занятия, являясь дополнением к лекционным курсам, позволяют приобретать и
совершенствовать
профессиональные
компетенции.
При
этом
одной
из
инновационных форм проведения занятий являются игропрактики. Геймификация -
тема, которая уже стала популярной в самых разных сферах, от образования до
маркетинга.
Игропрактика
–
социокультурная
практика,
педагогическая
технология,
позволяющая побудить обучающегося к активной деятельности. Игровая форма
занятий,
использование
на
уроках
игровых
приемов
и
ситуаций,
создают
специальную
образовательную
среду
(игровую),
учитель
–
игропрактик
стимулируют
учащихся
к
мыслительной
деятельности.
Психологические
механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности
личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции,
самореализации.
Игра – форма психогенного поведения (Д.Н.Узнадзе).
Игра – пространство «внутренней социализации ребенка», средство усвоения
социальных установок (Выготский Л.С.).
Игра
–
свобода
личности
и
воображения,
«иллюзорная
реализация
нереализуемых интересов» (А.Н.Леонтьев).
Игра – школа жизни и практика развития детей (С.Л.Рубинштейн).
Самая первая игра-самопознание «Лила» появилась много тысяч лет назад в
Индии. Сейчас подобных игр - сотни, они разные и по наполнению, и по своим
задачам, но внешняя форма у них схожа. И цель каждой игры - найти ответ на
волнующий вопрос. Место и роль игропрактики в учебном процессе, сочетание
элементов игры и учения во многом зависит от понимания специфики игр. Игры
разделяются по виду деятельности на физические (подвижные), интеллектуальные
(умственные),
трудовые,
социальные,
психологические.
По
характеру
игровой
методики: игры с «жёсткими» правилами, игры со свободными правилами, игры,
сочетающие свободную стихию и правила. Важнейшие из других методических
типов:
предметные,
сюжетные,
ролевые,
деловые,
имитационные,
игры-
драматизации.
Вопросы могут быть самые разные. Главное - чтобы игрок был действительно
заинтересован
в
поиске
ответа.
Психологических,
трансформационных,
интеграционных и других игр сейчас существует огромное количество. Все они
различаются по форме, содержанию, целям и наполнению. Есть игры, которые
нацелены на решение вопросов в одной узкой сфере (например, работа с семьей
или детьми), есть универсальные, различающиеся по механике и содержанию,
которые позволяют найти ответы на запросы игроков.
Содержание игровых занятий и методика их проведения должны обеспечивать
развитие творческой, научно-исследовательской активности студента. В ходе их
проведения создаются условия для развития научного мышления и аналитических
умений
и
навыков
обучающихся.
Также
игровые
формы
проведения
занятия
позволяют проверить знания студентов, в связи, с чем они выступают важным
средством достаточно оперативной обратной связи.
В игре у каждого есть право на ошибку, игровые неудачи стоят значительно
дешевле,
чем
реальные,
при
этом
игровой
опыт
вполне
можно
применять
в
настоящей деятельности.
Игры
не
дают
нам
простых
и
очевидных
ответов,
с
их
помощью
есть
возможность определить проблемы и перспективные решения, познакомиться с
некоторым инструментарием и подходами к деятельности. Основная задача игр –
сформировать личный опыт и индивидуальное отношение к различным частям,
аспектам и принципам деятельности.
Под «игрой» подразумеваются различные игровые формы, которые способны:
-
дать
свежий
взгляд
на
тему/задачу/проблему
через
деятельность
и
взаимодействия, это соучастие, присутствие, включенность;
-
помочь
сделать
собственные
выводы
через
разбор
и
присвоение
личного
игрового опыта, эмоционального, интеллектуального и деятельностного;
- продемонстрировать модель реальной работы;
- дать опыт работы в различных игровых командах;
- показать некий контур социальной деятельности на понятных примерах;
-
помочь
обучающимся
систематизировать,
закрепить
и
углубить
знания
теоретического характера;
-
научить
студентов
приемам
решения
практических
задач,
способствовать
овладению
практическими
навыками
и
умениями,
которые
необходимы
для
работников социальной сферы.
В
деятельности
работников
социальной
сферы
одним
из
важнейших
компонентов является – общение. Общение – это чрезвычайно сложный и тонкий
процесс. Каждый из нас учится ему в ходе всей своей жизни, приобретая опыт,
который
часто
строится
на
ошибках
и
разочарованиях.
При
помощи
игровых
упражнений можно научиться эффективному общению. Игра дает возможность
больше
пробовать,
экспериментировать,
проявлять
творчество,
искать
более
эффективные способы взаимодействия друг с другом и не бояться «поражения».
Позитивным моментом игровых упражнений является возможность получить
оценку
своего
поведения
со
стороны,
сравнить
себя
с
окружающими
и
скорректировать свое поведение в последующих ситуациях.
Для этого можно применять игры «Имя с признаком», «Броуновское движение»,
«Интервью», «Вы еще не знаете, что я люблю», «Мы с тобой похожи тем, что»,
«Восточный базар», «Я люблю» и другие.
Основные задачи данных упражнений:
- знакомство с группой;
- осознание личностных качеств и сценариев, проявляющихся в общении;
- отработка навыков эффективного взаимодействия;
- приобретение навыков совместной деятельности;
- определение статусно-ролевой позиции в группе;
- установка на взаимодействие, взаимопомощь и поддержку.
Материально-технические средства обучения по социальным дисциплинам
позволяют в полной мере применять игропрактику как одну из актуальных форм
проведения
занятий: глобальная
компьютерная
сеть
Интернет,
обеспечивающая
доступ к информационным ресурсам (электронным библиотечным системам, базам
данных и др.); аудитории, оснащенные мультимедийным оборудованием, мебель.