Напоминание

"Применение игропрактик в освоении социальных дисциплин"


Автор: Царикова Екатерина Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГА ПОУ "ДВГГТК"
Населённый пункт: г.Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: "Применение игропрактик в освоении социальных дисциплин"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Обобщение педагогического опыта по теме:

«Применение игропрактик в освоении социальных дисциплин».

В

системе

подготовки

специалистов

по

социальной

работе

практические

занятия, являясь дополнением к лекционным курсам, позволяют приобретать и

совершенствовать

профессиональные

компетенции.

При

этом

одной

из

инновационных форм проведения занятий являются игропрактики. Геймификация -

тема, которая уже стала популярной в самых разных сферах, от образования до

маркетинга.

Игропрактика

социокультурная

практика,

педагогическая

технология,

позволяющая побудить обучающегося к активной деятельности. Игровая форма

занятий,

использование

на

уроках

игровых

приемов

и

ситуаций,

создают

специальную

образовательную

среду

(игровую),

учитель

игропрактик

стимулируют

учащихся

к

мыслительной

деятельности.

Психологические

механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности

личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции,

самореализации.

Игра – форма психогенного поведения (Д.Н.Узнадзе).

Игра – пространство «внутренней социализации ребенка», средство усвоения

социальных установок (Выготский Л.С.).

Игра

свобода

личности

и

воображения,

«иллюзорная

реализация

нереализуемых интересов» (А.Н.Леонтьев).

Игра – школа жизни и практика развития детей (С.Л.Рубинштейн).

Самая первая игра-самопознание «Лила» появилась много тысяч лет назад в

Индии. Сейчас подобных игр - сотни, они разные и по наполнению, и по своим

задачам, но внешняя форма у них схожа. И цель каждой игры - найти ответ на

волнующий вопрос. Место и роль игропрактики в учебном процессе, сочетание

элементов игры и учения во многом зависит от понимания специфики игр. Игры

разделяются по виду деятельности на физические (подвижные), интеллектуальные

(умственные),

трудовые,

социальные,

психологические.

По

характеру

игровой

методики: игры с «жёсткими» правилами, игры со свободными правилами, игры,

сочетающие свободную стихию и правила. Важнейшие из других методических

типов:

предметные,

сюжетные,

ролевые,

деловые,

имитационные,

игры-

драматизации.

Вопросы могут быть самые разные. Главное - чтобы игрок был действительно

заинтересован

в

поиске

ответа.

Психологических,

трансформационных,

интеграционных и других игр сейчас существует огромное количество. Все они

различаются по форме, содержанию, целям и наполнению. Есть игры, которые

нацелены на решение вопросов в одной узкой сфере (например, работа с семьей

или детьми), есть универсальные, различающиеся по механике и содержанию,

которые позволяют найти ответы на запросы игроков.

Содержание игровых занятий и методика их проведения должны обеспечивать

развитие творческой, научно-исследовательской активности студента. В ходе их

проведения создаются условия для развития научного мышления и аналитических

умений

и

навыков

обучающихся.

Также

игровые

формы

проведения

занятия

позволяют проверить знания студентов, в связи, с чем они выступают важным

средством достаточно оперативной обратной связи.

В игре у каждого есть право на ошибку, игровые неудачи стоят значительно

дешевле,

чем

реальные,

при

этом

игровой

опыт

вполне

можно

применять

в

настоящей деятельности.

Игры

не

дают

нам

простых

и

очевидных

ответов,

с

их

помощью

есть

возможность определить проблемы и перспективные решения, познакомиться с

некоторым инструментарием и подходами к деятельности. Основная задача игр –

сформировать личный опыт и индивидуальное отношение к различным частям,

аспектам и принципам деятельности.

Под «игрой» подразумеваются различные игровые формы, которые способны:

-

дать

свежий

взгляд

на

тему/задачу/проблему

через

деятельность

и

взаимодействия, это соучастие, присутствие, включенность;

-

помочь

сделать

собственные

выводы

через

разбор

и

присвоение

личного

игрового опыта, эмоционального, интеллектуального и деятельностного;

- продемонстрировать модель реальной работы;

- дать опыт работы в различных игровых командах;

- показать некий контур социальной деятельности на понятных примерах;

-

помочь

обучающимся

систематизировать,

закрепить

и

углубить

знания

теоретического характера;

-

научить

студентов

приемам

решения

практических

задач,

способствовать

овладению

практическими

навыками

и

умениями,

которые

необходимы

для

работников социальной сферы.

В

деятельности

работников

социальной

сферы

одним

из

важнейших

компонентов является – общение. Общение – это чрезвычайно сложный и тонкий

процесс. Каждый из нас учится ему в ходе всей своей жизни, приобретая опыт,

который

часто

строится

на

ошибках

и

разочарованиях.

При

помощи

игровых

упражнений можно научиться эффективному общению. Игра дает возможность

больше

пробовать,

экспериментировать,

проявлять

творчество,

искать

более

эффективные способы взаимодействия друг с другом и не бояться «поражения».

Позитивным моментом игровых упражнений является возможность получить

оценку

своего

поведения

со

стороны,

сравнить

себя

с

окружающими

и

скорректировать свое поведение в последующих ситуациях.

Для этого можно применять игры «Имя с признаком», «Броуновское движение»,

«Интервью», «Вы еще не знаете, что я люблю», «Мы с тобой похожи тем, что»,

«Восточный базар», «Я люблю» и другие.

Основные задачи данных упражнений:

- знакомство с группой;

- осознание личностных качеств и сценариев, проявляющихся в общении;

- отработка навыков эффективного взаимодействия;

- приобретение навыков совместной деятельности;

- определение статусно-ролевой позиции в группе;

- установка на взаимодействие, взаимопомощь и поддержку.

Материально-технические средства обучения по социальным дисциплинам

позволяют в полной мере применять игропрактику как одну из актуальных форм

проведения

занятий: глобальная

компьютерная

сеть

Интернет,

обеспечивающая

доступ к информационным ресурсам (электронным библиотечным системам, базам

данных и др.); аудитории, оснащенные мультимедийным оборудованием, мебель.



В раздел образования