Напоминание

Диагностическая работа по биологии для 5 класса (I полугодие, учебник И.Н. Пономарёва)


Автор: Писанка Лариса Петровна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №13 с УИП эстетического цикла"
Населённый пункт: г.Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Диагностическая работа
Тема: Диагностическая работа по биологии для 5 класса (I полугодие, учебник И.Н. Пономарёва)
Раздел: среднее образование





Назад





Диагностическая (I полугодие) работа по биологии

для учащихся 5 классов

В-I

Для заданий с выбором ответа 1-3, 6-8, 14 и15.Запишите ответы в

бланки ответов

1.
Первобытные люди собирали семена, плоды, выкапывали корни растений, поэтому мы их теперь называем … 1 ) собирателями 2 ) наблюдателями 3 ) ботаниками 4 ) орнитологами
2.
Наука, изучающая строение и жизнедеятельность живых организмов, и их многообразие, происхождение и развитие называется - … 1) физиология 2) биология 3) ботаника 4) зоология
3.
Рассмотрите клетки растения и бактерии. Какая из частей присутствует и в той, и в другой клетках? 1) оболочка 2) ядро 3) вакуоли 4) жгутики
4.
Объясните, почему именно часть, выбранная вами в задании 3, является общей для клеток организмов разных царств. __________________________________________________________________
5.
Заполните таблицу, ответив на вопрос: Какие из перечисленных объектов относятся к живым телам (организмам), а какие нет? Почему Вы так решили?
Объект Живое или неживое По каким признакам? Цветущее растение одуванчика Берёзовое полено Вареный клубень картофеля
6.
К какой группе относятся перечисленные растения: абрикос, смородина, капуста, картофель, баклажан. 1)одноклеточные 2)культурные 3)сорняки 4)дикорастущие
7.
Что не является частью микроскопа 1) тарелочка 2) предметный столик 3) окуляр 4) зеркало
8.
К одноклеточным организмам относится 1) гималайский гриф 2) ландыш 3) инфузория туфелька 4) червь планария белая
9.
Выпишете понятие, являющееся лишним в перечне, и объясните, почему Вы так решили. Ядро, цитоплазма, лупа, клеточная мембрана Ответ: ________________________________________________________________ ______________________________________________________________________
10.
Выберите три верных высказывания. 1) прокариоты не имеют оформленного ядра 2) у вирусов присутствует ядро, но отсутствует цитоплазма 3) бактерии – это царство живой природы 4) автотрофы – это животные 5) взаимовыгодное существование организмов разных видов называют симбиозом В ответе запишите номера выбранных позиций. Ответ: ________________________
11.
Установите соответствие между организмом живой природы и царством, к которой относится: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите в таблицу под буквами соответствующие цифры.

Организм живой природы
А) лазоревка Б) лисички В) СПИД Г) кокки Д) ромашка лекарственная
ГРУППА
1) вирусы 2) бактерии 3) животные 4) растения 5) грибы А Б В Г Д
12
. Известно, что
шиповник
– это декоративный кустарник, используемый в озеленении из-за красивых цветков и побегов, покрытых шипами. Используя эти сведения и рисунок, выберите три утверждения, относящиеся к опис анию признаков растения. 1) Шиповник является холодостойким растением. 2) Шиповник относится многоклеточным растениям. 3) У растения несколько стволиков, растущих из одного узла. 4) Цветки шиповника обоеполые. 5) Шиповник можно встретить в садах и парках. В ответе запишите номера выбранных позиций. Ответ: ________________________
13.
Если к свежеприготовленному временному препарату клеток кожицы лука добавить немного соленой воды, то внутреннее содержимое клетки сморщится (см. рис.). Почему это происходит? ____________________________________________ ____________________________________________
____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ______________________________
Прочитайте текст и выполните задания 14, 15 и 16.
Для проведения опытов Ксения изготовила модель растительной клетки в виде целлофанового (не полиэтиленового!) мешочка со вставленной стеклянной трубкой (см. рисунок 1). Она хотела выяснить, куда будет поступать вода: в клетку или из клетки? Для этого она приготовила смесь сахарного сиропа и крахмального клейстера, которой наполнила мешочек. Затем, используя пластилин и проволоку, закрепила мешочек на горлышке стеклянной банки (см. рисунок 2), после чего аккуратно налила в банку воды так, чтобы её уровень был не выше места прикрепления мешочка к трубке, и добавила в воду несколько капель раствора йода. Через некоторое время раствор в мешочке приобрёл фиолетовый оттенок и стал подниматься по трубке. Рисунок 1 Рисунок 2
14.
Что доказала Ксения этим опытом? 1 ) Вода с растворёнными в ней веществами проникает в мешочек. 2 ) Йод окрашивает сахар, содержащийся в мешочке. 3 ) Йод окрашивает крахмал в мешочке.
4 ) Сироп и йодный раствор движутся в разных направлениях.
15.
Сделанный Ксенией целлофановый мешочек является моделью клеточной стенки. Моделью чего является смесь сахарного сиропа и крахмала? 1 ) сока, содержащегося в вакуолях 2 ) цитоплазмы клетки 3 ) клеточных пор 4 ) клеточного ядра
16.
Ксения захотела проверить, зависит ли скорость поднятия жидкости в трубке от концентрации раствора сахарного сиропа в мешочке. Каким образом нужно провести опыт, чтобы проверить это предположение? Опишите ход опыта. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________ _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
Диагностическая(I полугодие) работа по биологии

для учащихся 5 классов

В-II

Задания с выбором ответа 1-3, 6-8, 14 и 15. Запишите ответ в бланке

ответов

1.
Наука, изучающая строение и жизнедеятельность живых организмов, и их многообразие, происхождение и развитие называется - … 1) физиология 2) зоология 3) ботаника 4) биология
2.
Между организмом и окружающей средой постоянно происходит... 1)дыхание 2) питание 3)обмен веществ и энергии
4) размножение
3.
Рассмотрите клетки растения и бактерии. Какая из частей присутствует и в той, и в другой клетках? 1) цитоплазма 2) ядро 3) хлоропласты 4) жгутики
4.
Объясните, почему именно часть, выбранная вами в задании 3, является общей для клеток организмов разных царств. __________________________________________________________________
5.
Заполните таблицу, ответив на вопрос: Какие из перечисленных объектов относятся к живым телам (организмам), а какие нет? Почему Вы так решили? Объект Живое или неживое По каким признакам? Из икринки развивается рыба Берёзовое полено Комок глины
6.
Клетку окружает и отделяет от внешней среды 1)клеточная мембрана 2)ядро 3)цитоплазма 4)вакуоль
7.
Чтоявляется частью микроскопа 1) тарелочка 2) предметный столик 3) стаканчик 4) труба
8.
К многоклеточным организмам относится 1) хламидомонада 2) инфузория туфелька 3) ландыш 4) амеба

9.
Выпишете понятие, являющееся лишним в перечне, и объясните, почему Вы так решили. Клеточная стенка, ткань, вакуоль, хлоропласт Ответ: ________________________________________________________________
10.
Выберите три верных высказывания. 1) царство – наименьшая (группа) единица классификации живой природы 2) вирусы – это неклеточная форма жизни 3) вид - наименьшая (группа) единица классификации живой природы 4) СПИД относится к вирусным заболеваниям 5) организмы не имеющие в составе клетки ядро называют эукариотами В ответе запишите номера выбранных позиций. Ответ: ________________________
11.
Установите соответствие между организмом живой природы и царством, к которой относится: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите в таблицу под буквами соответствующие цифры.
Организм живой природы
А) лисица Б) подберёзовик В) грипп Г) спириллы Д) смородина черноплодная
ГРУППА
1) вирусы 2) бактерии 3) животные 4) растения 5) грибы А Б В Г Д
12
.Для того чтобы изучить с помощью микроскопа строение какого-либо объекта, например органа растения, готовят микропрепарат. Для этого используют скальпель(1), воду(2), покровное стекло(3), предметное стекло(4), предметный столик(5) Используя сведения данного текста, запишите алгоритм (план) своих действий приготовления микропрепарата в виде ряда цифр. Ответ: ________________________
13.
Если семена пшеницы нагреть то на стенках пробирки появятся капли воды- неорганическое вещество-вода, которое входит в состав живых организмов. Какие вещества можно обнаружить, капнув на кусочек клубня картофеля йод, а на листе бумаги раздавить семена подсолнечника? Пояснить, что наблюдаем? _____________________________________________________________________________ ____
Прочитайте текст и выполните задания 14, 15 и 16.
Давайте познакомимся с работой учёного-орнитолога. Ранним весенним утром орнитолог отправляется в один из лесов на просторах нашей страны. Стараясь двигаться как можно тише, учёный подходит поближе к гнёздам различных птиц и подолгу в бинокль наблюдает за поведением взрослых особей и птенцов.
Все свои наблюдения учёный подробно описывает в полевом дневнике. Записи делают грифельным карандашом и привязывают его верёвочкой к блокноту. Особо важные объекты орнитолог обследует вблизи – взвешивает птенцов, измеряет величину яиц, длину растущих перьев у птенцов, ширину и глубину гнезд, и многое другое. Многие гнёзда находятся внутри искусственных сооружений – скворечников. Все скворечники немного отличаются друг от друга- одни более крупные, другие поменьше. У одних большое отверстие для входа внутрь, у других- маленькое. Одни сколочены из гладких оструганных досок, другие – из шершавых необструганных кусков дерева. Учёный предложил птицам на выбор разные домики. Таким образом, орнитолог выявил, какие из искусственных гнездовий окажутся наиболее удобны для разных птиц.
14.
Какие методы изучения природы описаны в тексте? Выбрать все правильные ответы. 1 ) моделирование. 2 ) эксперимент 3 ) описание 4 ) наблюдение
15.
Почему учёный – орнитолог для записи использует грифельный карандаш? 1 ) дешёвый 2 ) записи не размокают и не выцветают на солнце 3 ) легкий 4 ) не потеряется
16.
Орнитолог захотел проверить, изменится количество птенцов в гнездах если на территории гнездовий развесить кормушки и систематически заполнять их. Каким образом нужно провести опыт, чтобы проверить это предположение? Опишите ход опыта. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _________________
Система оценивания результатов выполнения диагностической работы

(вариант I)
Задания №№ 1-4, 6-15 оцениваются в 1 балл, №№ 5 и 16 – в 2 балла. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 18 баллов.
Правильные ответы:

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

1 1 9 см. критерии 2 2 10 1,3,5 3 1 11 35124 4 см. критерии 12 235 5 см. критерии 13 см. критерии 6 2 14 1 7 1 15 2 8 3 16 см. критерии
Критерии оценивания ответов на задание 4

Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа)
Примерный ответ:
«Оболочка. Она защищает внутреннее содержимое любой клетки от внешних воздействий».
Указания к оцениванию

Баллы
Дано верное пояснение, почему оболочка является общей частью клетки любого организма 1 Ответ неправильный или отсутствует 0 Максимальный балл
1

Критерии оценивания ответов на задание 5
Заполненная таблица выглядит следующим образом: Объект Живое или неживое По каким признакам? Цветущее растение одуванчика живое Цветение – это процесс жизнедеятельности Берёзовое полено неживое Полено – часть срубленного ствола дерева Вареный клубень картофеля неживое При варке живые клетки гибнут
Указания к оцениванию

Баллы
Таблица заполнена полностью правильно 2 При заполнении таблицы допущены негрубые биологические ошибки 1 Таблица заполнена неверно или ответ отсутствует 0 Максимальный балл
2

Критерии оценивания ответов на задание 9

Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа)
Примерный ответ:
Лупа – это увеличительный прибор Ядро, цитоплазма, клеточная мембрана – части клетки
Указания к оцениванию

Баллы
Представлено логически правильное объяснение
любого
«лишнего» понятия 1
Отсутствуют логичное объяснение, позволяющее выявить «лишнее» понятие, ИЛИ ответ отсутствует 0 Максимальный балл
1

Критерии оценивания ответов на задание 13

Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа)
Примерный ответ:
«вода начнет выходить из клеток наружу, в сторону ее меньшей концентрации».
Указания к оцениванию

Баллы
Дано верное пояснение, почему сжимается внутреннее содержимое клетки 1 Ответ неправильный или отсутствует 0 Максимальный балл
1

Критерии оценивания ответов на задание 16

Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа)
Примерный ответ:
«Взять три мешочка с разными концентрациями сиропа. Для этого растворить в одном и том же объёме воды чайную, десертную и столовую ложки сахарного песка. Уровень сиропа в трубке за одинаковый промежуток времени покажет зависимость.» В ответе должно присутствовать указание на: 1) использование в опыте образцов с разной концентрацией сиропа; 2) замер времени.
Указания к оцениванию

Баллы
Приведены оба элемента верного ответа. 2 Приведен только один из элементов ответа. 1 Ответ не содержит элементов верного ответа ИЛИ ответ отсутствует 0 Максимальный балл
2

Рекомендуемая шкала перевода первичных баллов в школьные отметки

Школьная отметка

5

4

3

2

Первичный балл
18-16 15-12 11-8 7 и менее
Система оценивания результатов выполнения диагностической работы (вариант II)
Задания №№ 1-4, 6-15 оцениваются в 1 балл, №№ 5,и 16 – в 2 балла. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 18 баллов.
Правильные ответы:

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ
1 4 9 см. критерии 2 3 10 2,3,4 3 1 11 35124
4 см. критерии 12 1,4,2,3,5 5 см. критерии 13 см. критерии 6 1 14 2,3,4 7 2 15 2 8 3 16 см. критерии
Критерии оценивания ответов на задание 4

Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа)
Примерный ответ:
«Цитоплазма. Она окружает ядро, движется внутри клетки и связывает все её части».
Указания к оцениванию

Баллы
Дано верное пояснение, почему цитоплазма является общей частью клетки любого организма 1 Ответ неправильный или отсутствует 0 Максимальный балл
1

Критерии оценивания ответов на задание 5
Заполненная таблица выглядит следующим образом: Объект Живое или неживое По каким признакам? Инфузория туфелька Из икринки развивается рыба живое Развитие, рост – это признаки живой природы Берёзовое полено неживое Полено – часть срубленного ствола дерева Комок глины неживое Не характерен обмен веществ, питание.
Указания к оцениванию

Баллы
Таблица заполнена полностью правильно 2 При заполнении таблицы допущены негрубые биологические ошибки 1 Таблица заполнена неверно или ответ отсутствует 0 Максимальный балл
2

Критерии оценивания ответов на задание 9

Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа)
Примерный ответ:
Ткань – не органоид (часть) клетки Клеточная стенка, вакуоль, хлоропласт – части клетки
Указания к оцениванию

Баллы
Представлено логически правильное объяснение
любого
«лишнего» понятия 1
Отсутствуют логичное объяснение, позволяющее выявить «лишнее» понятие, ИЛИ ответ отсутствует 0 Максимальный балл
1

Критерии оценивания ответов на задание 13

Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа)
Примерный ответ:
«мы определили наличие органических веществ в живых организмах. Картофель посинел - доказывает наличие крахмала. На бумаге маслянистое пятно- доказывает наличие жира».
Указания к оцениванию

Баллы
В ответе указано: органические вещества или крахмал, жир 1 Суть ответа не искажает примерный ответ 1 Ответ неправильный или отсутствует 0 Максимальный балл
1

Критерии оценивания ответов на задание 16

Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа)
Примерный ответ:
«Нужно сделать кормушки и развесить на территории где находятся домики. Каждый день проверять наличие пищи в кормушках. Когда появятся яйца в гнездах нужно определить их количество и записать данные. Птенцы – определяем количество и записываем в блокнот. Сравнить количество птенцов прошлого года и количество сейчас. Вывод записать » В ответе должно присутствовать указание на: 1) изготовление кормушек; 2) определение количества яиц, птенцов 3) сравнение количества птенцов за 2 года или несколько лет
Указания к оцениванию

Баллы
Приведены три элемента верного ответа. 2 Приведен только один или два из элементов ответа. 1 Ответ не содержит элементов верного ответа ИЛИ ответ отсутствует 0 Максимальный балл
2

Рекомендуемая шкала перевода первичных баллов в школьные отметки

Школьная отметка

5

4

3

2

Первичный балл
18-16 15-12 11-8 7 и менее
Бланк ответов диагностической (I полугодие) работы 5 класс

Класс____________ Дата______________________

Ф.И.________________________________

Вариант________________
Задания №№ 1-4, 6-15 оцениваются в 1 балл, №№ 5и 16 – в 2 балла. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 18 баллов. Время на выполнение работы - 40мин.



задания

Ответ
1 2 3 4 5 Объект Живое или неживое По каким признакам? 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16


В раздел образования