Напоминание

"РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ"


Автор: Морозова Татьяна Леонидовна
Должность: педагог дполнительного образования
Учебное заведение: МАУДО ЦВР "Подросток"
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: "РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ"
Дата публикации: 05.11.2018
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы «Подросток»

«

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ»

(обобщение педагогического опыта педагога дополнительного образования отдела

профессиональной подготовки секции «Торговое дело»

Морозовой Татьяны Леонидовны)

Оренбург 2018

Оглавление

Информационный лист. …………………………………………………..

Условия формирования опыта …………………………………………...

Актуальность и перспективность опыта ………………………………...

Теоретическая база опыта ………………………………………………..

Адресность опыта ………………………………………………………...

Трудоемкость опыта ………………………………………………………

Технология опыта .. ……………………………………………………….

Результативность опыта ………………………………………………......

Приложения ………………………………………………………………..

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

Морозова Татьяна Леонидовна, образование высшее техническое ,

окончила

Оренбургский

политехнический

институт,

по

специальности

«Инженер-механик».

В настоящее время работает педагогом дополнительного образования

в секции «Торговое дело» Отдела профессиональной подготовки МАУДО

«Центр

внешкольной

работы

«Подросток»»,

руководит

детским

объединением «Контролёр-кассир».

Общий педагогический стаж 10 лет, из них в «Центре внешкольной

работы «Подросток» 10 лет.

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА

На формирование данного опыта повлияли следующие факторы:

изучение опыта коллег;

обучение на курсах повышения квалификации;

стремление

педагога

не

останавливаться

на

достигнутом,

желание

изучать

и

внедрять

в

учебный

процесс

имеющиеся

инновации

в

педагогике;

способствовать

решению

образовательных

задач,

вытекающих

из

социального заказа государства, интересов личности учащегося;

устойчивые результаты обучения, воспитания и развития учащихся на

протяжении длительного времени

АКТУАЛЬНОСТЬ И ИПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА

Перед

профессиональным

обучением

стоят

сложные

задачи

-

не

только

подготовка

грамотного

специалиста,

но

и

формирование

профе ссионально

компетентного

выпускника,

спо собного

к

профессиональной мобильности в условиях информатизации общества.

Программа профессиональной подготовки «Контролер-кассир»

отвечает идее Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012

№273-ФЗ

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»

в

части

профе ссионального

обучения

-

приобретения

обучающимися

профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным

оборудованием,

технологиями,

аппаратно-программными

и

иными

профессиональными средствами, на получение квалификационных разрядов

по профессии рабочего.

Компетенция — это готовность (способность) обучающегося

использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы

деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.

Компетенции

«закладываются»

в

образовательный

процесс

посредством

технологий.

Технология обучения - это совокупность методов и средств обработки,

представления, изменения и предъявления учебной информации, это наука о

способах

воздействия

педагога

на

обучающихся

в

процессе

обучения

с

использованием необходимых технических или информационных средств.

Педагогическое мастерство педагога дополнительного образования состоит

в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы

и

средства

обучения

в

соответствии

с

программой

и

поставленными

образовательными задачами.

Какие

занятия

вызывают

прежде

всего

интерес

обучающихся,

развивают

их

творческий

потенциал,

способствуют

их

оптимальному

развитию? Это занятия, имеющие неустановленную структуру, содержание,

формы – импровизированное учебное занятие

( нестандартный урок)

Виды нестандартных уроков (занятий):

- Урок-деловая игра;

- Пресс-конференция ;

- Лекция;

- Бинарный урок;

- Уроки-экскурсии;

- Уроки типа КВН.

Основное

требование,

предъявляемое

к

современному

занятию

-перенесение центра тяжести с информационного обучения на активизацию

познавательной

деятельности

и

самостоятельной

учебной

работы,

использование

игровых

технологий.

Именно

на

уроках

с

применением

активных

форм

обучения

развиваются

способности

обучающихся,

инициатива, самостоятельность.

В основу обобщенного опыта работы положено исследование

возможностей использования игровых технологий на занятиях

производственного обучения. Игровая деятельность помогает учиться

всему: мышлению, вниманию, укреплению профессиональных знаний.

Проведение нестандартных уроков позволяет разнообразить процесс

обучения, сделать процесс обучения менее утомительным ,

разнообразным и интересным для учащихся. Время ,в котором мы

живем , выдвинуло перед начальным профессиональным обучением

задачу обучения свободной, творческой, образованной, культурной

личности, которая формируется не только спецдисциплинами, но и

производственным обучением. Вопреки устоявшемуся мнению , что

обучающиеся приходят на занятия производственного обучения, чтобы

поработать руками, результаты их опроса свидетельствуют, более 60%

из них хотят получить и достаточные теоретические знания. Я часто

использую на своих занятиях по производственному обучению игровые

технологии, поскольку предмет является новым для учащихся. Начиная

знакомство с предметом ,на обучающихся обрушивается поток новой

терминологии, незнакомых понятий, которые трудно сразу усвоить.

Хочется отметить , что использование игровых технологий на

различных этапах урока заметно стимулируют учебный процесс. Такие

занятия значимы для личностной деятельности. Деятельность

превращается в общественно значимую, что имеет большую ценность

для становления и развития активности, самостоятельности,

инициативы. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков

является развитие и совершенствование социокультурной

компетентности обучающихся, расширение по сравнению с базовым

уровнем знаний. На занятиях все обучающиеся имеют равные права и

возможности принять самое активное участие , проявить собственную

инициативу. Применяю активную форму обучения. Для создания на

уроке ситуации успеха и формирования положительной мотивации

применяю различные методы стимулирования обучающихся. Для

учащихся такие уроки как переход в иное психологическое состояние,

это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в

новом качестве . Проведение таких занятий дает возможность развивать

личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на

практике. Это самостоятельность и совсем другое отношение к своему

труду. Такие занятия помогают лучше узнать и понять обучающихся,

оценить их индивидуальность, решить проблемы общения,

возможность самореализации и осуществлению собственных идей.

Актуальность данного педагогического опыта обусловлена тем,

что игровые технологии занимают важное место в образовательном

процессе – они способствуют не только воспитанию познавательных

интересов и активизации деятельности обучающихся, но и адаптации, а так

же формированию общих и профессиональных компетенций, овладение

совокупностью которых представляет профессиональную компетентность.

Цель педагогического опыта :

- помощь в жизненном и профессиональном самоопределении;

- понимание сущности и социальной значимости профессии «Контролер-

кассир»;

- мотивация к дальнейшему обучению по данной профессии, дающей

гарантию трудоустройства;

Задачи педагогического опыта:

-

выработка активной жизненной позиции

- сформировать представление о торговле, как значимой сфере человеческой

жизни;

-

активация деятельности учащихся путём применения игровых

технологий;

- формирование у учащихся профессиональных знаний, навыков и умений в

самостоятельной работе;

-

воспитание профессиональной самостоятельности;

- сформировать общие и профессиональные компетенции, овладение

совокупностью которых представляет профессиональную компетентность.

АДРЕСНОСТЬ ОПЫТА

Данный педагогический опыт рекомендовано использовать

педагогам дополнительного образования.

ТРУДОЕМКОСТЬ ОПЫТА

Говоря о положительных результатах, не следует так же забывать о

трудностях в обучении. В своей педагогической деятельности я столкнулась

с такими проблемами , как:

- различный уровень подготовки учащихся в группе;

-

отсутствие

у

учащихся

способностей

грамотно

формулировать

свои

мысли;

- отсутствие интерактивного оборудования;

- отсутствие опыта работы с компьютером, Интернетом и интерактивным

оборудованием у педагогов и учащихся;

- отсутствие современного кассового и весоизмерительного оборудования.

Все эти трудности вполне преодолимы в ходе непрерывного

процесса обучения и правильной постановки учебных, развивающих и

воспитательных целей.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Одним из методов обучения по программе профессиональной

подготовки

по

профессии

«Контролер-кассир»

является

обучение

с

использованием

активных

форм

проведения

занятий

с

применением

деловых

и

ролевых

игр, анализа

производственных

ситуаций

для

формирования

и

развития

общих

и

профессиональных

компетенций

учащихся.

Остановимся на игровых технологиях, потому что они

способствуют развитию познавательной активности на занятиях. Учащиеся

наших курсов – учащиеся в возрасте 14-18 лет. Это переходный этап в

жизни

учащихся:

во-первых

формируется

личность,

а

во-

вторых,

учащиеся

попадают

в

новую

среду.

Задача

педагога

дополнительного

образования в это время – сделать так, чтобы встреча с незнакомым не

испугала,

не

разочаровала,

а,

наоборот,

способствовала

возникновению

интереса к обучению. Вот здесь на помощь приходят уроки-игры.

Разумно и уместно используя подобного рода занятия наряду с

традиционными

формами,

удается

увлечь

обучающихся

и

тем

самым

создать почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

А

так

же

использование

игровых

технологий

-

отличный

стимул

для

улучшения посещаемости учащихся за счет повышения мотивации учения.

К организации игр предъявляются определенные требования:

- игра должна основываться на свободном творчестве обучающихся;

- игра должна вызывать у обучающихся только положительные эмоции;

- цель игры должна быть достижимой, а ее оформление разнообразным,

обязательны атрибуты игры (весоизмерительное, кассовое оборудование,

различные бланки бухгалтерской отчетности);

-

в

игре

обязателен

элемент

соревнования

между

командами

или

отдельными участниками;

- игра должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности

обучающихся;

- обязательна констатация результата игры.

Деловая игра - этот метод обучения дает обучающимся возможность

применить полученные знания в условиях приближенных к реальным

условиям, способствует развитию творчески активной, профессионально и

социально компетентной личности будущего специалиста, позволяют

«примерить» новое для них поведение в безопасном окружении. В основе -

игры, моделирующие профессиональную деятельность, создающие

имитацию рабочего процесса, воспроизводящие реальные

производственные ситуации. Это позволяет подготовиться к реальной

профессиональной деятельности, осознать условия труда, характер

межличностных отношений, научиться решать производственные задачи.

Моделируя будущую профессиональную деятельность в игре, обучающиеся

примеряют различные профессиональные роли, выполняют те или иные

функции (руководителя торговой организации, бухгалтера, кассира,

покупателя),что способствует формированию у них общих и

профессиональных компетенций.

На

занятиях

имитируется

деятельность

какого-либо

торгового

предприятия,

его

подразделения

(учащиеся

заполняют

расходные,

приходные ордера, накладные, товарные отчеты, доверенности, взвешивают

товар

на

циферблатных

и

электронных

весах,

пробивают

чеки,

осуществляют возвраты, заполняют книгу кассира-операциониста на начало

и конец рабочего дня).

Учащийся , выполняющий задание , составляет сценарий по заданной

педагогом ситуации и распределяет роли : кассир, администратор,

покупатель, руководитель, бухгалтер. Остальные учащиеся в группе

являются оппонентами, которые наряду с педагогом оценивают полноту

решения задачи. При выполнении следующих задач роли меняются.

В тоже время использование на уроках таких игр предполагает

развитие

у

обучающихся

вариативного

мышления,

то

есть

понимание

возможности различных вариантов решения задачи, умение осуществлять

систематический

перебор

вариантов,

сравнивать

их

и

находить

оптимальный

вариант.

Обучение,

в

котором

реализуется

принцип

вариативности,

снимает

у

обучающихся

страх

перед

ошибкой,

учит

воспринимать

неудачу

не

как

трагедию,

а

как

сигнал

для

исправления

ситуации

-

ведь

это

всего

лишь

один

из

вариантов,

который

оказался

неудачным, следовательно, надо искать другой вариант. Такой подход к

решению проблем, особенно в трудных, "тупиковых" ситуациях, необходим

и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить выход

из положения.

Игра помогает обучающимся осознать себя в новой роли, параллельно

игра заставляет считаться с товарищами, сопереживать, сочувствовать, т.е.

способствует воспитанию личности.

Правильно организованная с учетом специфики материала игра:

-

тренирует

память,

помогает

обучающимся

выработать

коммуникативные навыки;

-

учит

работать

в

команде,

коллективе,

взаимодействовать

с

руководством,

коллегами

и

социальными

партнерами

в

процессе

выполнения заданий группового характера;

- учит организовывать собственную деятельность, определять методы

(варианты) решения игровых задач, оценивать их эффективность и качество;

- стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание

и познавательный интерес к своей будущей профессии.

Таким

образом,

игровые

технологии

занимают

важное

место

в

образовательном процессе — они способствуют формированию общих и

профессиональных компетенций.

Занятия по производственному обучению проходят в учебном центре

по адресу пр. Победы 123 «а». Работа проводится по программе

профессиональной подготовки «Контролер-кассир». Программа расвчитана

на 4 месяца обучения (производственное обучение 54 часа). Учебные классы

оборудованы материально-техническими средствами, необходимыми для

обучения по программе:

- контрольно-кассовые аппараты АМС-100К, АМС-100Ф;

- электронные весы «Меркурий»;

- жесткий стандартный метр для отмеривания ткани;

- бланки бухгалтерской отчетности.

Режим занятий : 1 раз в неделю по 3 часа.

Возраст учащихся 14-18 лет.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Использование

активных

форм

работы

позволило

достигнуть

следующих результатов:

- сохраняется постоянный контингент учащихся;

- на протяжение всей педагогической деятельности не было случаев не

сдачи экзаменов;

- за последние 5 лет в моем объединении прошли обучение свыше 250

человек.

Процент отчисления учащихся составляет 10-12 %.

2013-2014 уч.год - из 52 учащихся, допущенных к экзаменам, на «хорошо» и

«отлично» сдали экзамен 49 человек;

2014-2015 уч.год – из 48 учащихся, допущенных к экзаменам, на «хорошо»

и «отлично» сдали экзамен 48 человек;

2015-2016 уч.год – из 53 учащихся, допущенных к экзаменам, на «хорошо»

и «отлично» сдали экзамен 52 человека;

2016-2017 уч.год – из 50 учащихся, допущенных к экзаменам, на «хорошо»

и «отлично» сдали экзамен 48 человек;

2017-2018 уч.год – из 59 учащихся, допущенных к экзаменам, на «хорошо»

и «отлично» сдали экзамен 56 человек;

Высокий уровень результативности учебно-воспитательного процесса,

удовлетворенность образовательными услугами учащихся и их родителей

свидетельствуют об эффективности педагогического опыта Морозовой Т.Л.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

1.

Скакун В.А. Методика производственного обучения.М.,2013.

2.

Организация

и

методика

профессионального

обучения

:учебное

пособие

/

В.А.

Скакун.-М.:ФОРУМ:ИНФРА-М,2013.-336

с.

(Профессиональное образование).

3.

Новиков А.М Профессиональное образование в России.М., 2012. С.42.

4.

Торговое дело: Учебник/под общ.ред.Л.А.Брагина.-М.,2013.

5.

Болдырев Ю.Н. Покупатель в магазине.-М.:Просвещение, 2012.

6.

Козюлина Н.С. Продавец, контролёр-кассир, учебник.-М.,2011.

7.

Маслова Т.Д., Божух С.Р.,и др. Обслуживание покупателей в магазине –

СПб-Москва-Харьков-Минск,2011.

8.

Никитченко Л.И. Контрольно-кассовые машины.-М.2012.

9.

Липень, Л.И. Кадры в торговле и общественном питании: в 3 кн. / Л.И.

Липень,

Г.Б.

Шишко.

Кн.

3,

Квалификационные

характеристики

рабочих и служащих с комментариями. — Минск : Дикта, 2011. -303 с.

10.

Организация и технология торговли: учеб. для вузов / С.Н. Виноградова

[и др.]; под общ. ред. С.Н. Виноградовой. — Минск : Выш. шк., 2011.

— 479 с.

11.

Шишкин Н.И. Учёт и отчётность в магазине.-М.:Экономика,2012.

12.

Бутылина Е. В. Факторы, влияющие на качество образования // Завуч.

2013. №7. С. 6-11.

13.

Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. Пособие

для преподавателей. СПб.: КАРО, 2012.

14.

Педагогические

технологии:

Учебное

пособие

/Авт.-

сост.

Т.

П.Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

15.

Полякова Н. В. Перспективные образовательные технологии //Завуч

№5, 2012.

16.

Радужан

М.

Ю.,

Митева

И.

Ю.

Курс

продавца-консультанта.

Издательский центр «МарТ», 2013.

ПРИЛОЖЕНИЯ К ОПЫТУ РАБОТЫ МОРОЗОВОЙ Т.Л.

1. Дополнительная общеобразовательная программа «Контролёр-кассир».

2. Методическая разработка: ««Работа на ККМ в разных режимах и расчеты

с покупателями».

3. Комплекс упражнений на занятиях производственного обучения.

Приложение 1

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы «Подросток»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЗАНЯТИЯ В ФОРМЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

по теме:

«Работа на ККМ в разных режимах и расчеты с покупателями»

АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ:

Морозова Татьяна Леонидовна,

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

Оренбург 2018

АННОТАЦИЯ

Основное

требование,

предъявляемое

к

современному

практическому

занятию

-

активизация познавательной деятельности и самостоятельной учебной работы учащихся.

На практических занятиях с применением активных форм обучения, в том числе с

использованием

игровых

технологий,

развиваются

способности

обучающихся,

инициативность,

самостоятельность,

формируются

общие

и

профессиональные

компетенции. Методическая разработка занятия в форме деловой игры по теме «Работа

на ККМ в разных режимах и расчеты с покупателями» разработана в помощь педагогам

дополнительного образования для организации учебного процесса посредством игровых

технологий.

Приведенные

в

ней

примеры

иллюстрируют

методики,

применяемые

в

данных

технологиях.

Методическая

разработка

состоит

из

следующих

структурных

частей:

Аннотация

1.Пояснительная записка

2.Содержание

2.1.План практического занятия

2.2.Содержание практического занятия

3. Список используемых источников

4. Приложения

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель

Трансляция

передового

педагогического

опыта

формирования

общих

и

профессиональных

компетенцийучащихся

в

ходе

проведения

деловой

игры

как

эффективного метода активного обучения.

Объект

Игровые технологии как средство успешного формирования общих и профессиональных

компетенций.

Предмет

Методы и средства, применяемые в игровых технологиях.

Игровые

технологии

дают

возможность

использовать

коллективные

формы

взаимодействия обучающихся, выявить межпредметные связи и интегрировать их в

общие знания, повысить интерес к профессии. Технология активного обучения успешно

формирует наряду с профессиональными общие компетенции. Игровая форма создается

на практическом занятии при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают

как

средство

побуждения

обучающихся

к

учебной

деятельности.

На

практических

занятиях по учебной практике нами используются различные игры:

-

«Найди

ошибку»,

где

учащимся

выдаются

производственные

задачи,

в

которых

заложены ошибки, их нужно определить и исправить;

- «Вызываю на ринг», где каждая команда готовит ролевую игру на 2-3 мин. и вызывает

любую из команд оценить профессиональные действия продавца или кассира;

- «Лучший кассир (продавец и т.д.)», где командам предлагается написать качества,

которые

характеризуют

кассира,

кто

напишет

большее

количество

качеств

тот

и

победил.

Деловая

игра

это

имитация

рабочего

процесса,

его

моделирование,

упрощенное

воспроизведение

реальной

производственной

ситуации.

Она

представляет

собой

последовательность

действий,

которые

игроки

должны

выполнить

для

достижения

определенного результата.

К организации игр предъявляются определенные требования:

- игра должна основываться на свободном творчестве;

- игра должна вызывать у положительные эмоции;

-

в

игре

обязателен

элемент

соревнования

между

командами

или

отдельными

участниками;

- для игры характерно проблемное содержание;

- обязательна констатация результата игры.

Деловая игра в учебном процессе способствует решению следующих задач:

- активизация и закрепление знанийучащихся по данной теме;

- создание условий для практического применения полученных знаний;

- формирование умений планировать самостоятельную работу;

- развитие творческих способностейучащихся;

- развитие умений и навыков анализировать, сравнивать, выделять главное;

- формирование коммуникативных навыков.

Форма проведения: Практическое занятие в форме деловой игры.

Характерные особенности занятия:

имитация реального вида деятельности;

распределение ролей между участниками игры, их взаимодействие друг с другом;

наличие

общей

игровой

цели

у

команды,

которая

достигается

в

процессе

взаимодействия игроков и объединяет всех ее участников;

учёт результатов деятельности каждого участника игры;

реализация в игре цепочки решений, каждое из которых зависит от предыдущего, а

также от решений, принимаемых другими участниками игры.

педагог

дополнительного

образования

является

организатором

и

корректором

деятельности учащихся;

передача педагогического опыта;

сочетание теории и практики.

Форма взаимодействия на занятии – сотрудничество

Девиз занятия: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить»

(Адольф Дистервег)

II.СОДЕРЖАНИЕ

2.1.План проведения занятия

Тема занятия: «Работа на ККМ в разных режимах и расчеты с покупателями».

Цель занятия: Закрепление умений самостоятельной работы на контрольно – кассовой

машине и расчётов с покупателями.

Задачи занятия:

Обучающая:

Осуществить

последовательное

и

безошибочное

выполнение

работы

в

режимах «Начало смены», «Касса», «Конец смены» и расчеты с покупателями.

Развивающая:Развить умения самостоятельной работы, развить умения реагировать на

производственные ситуации и находить правильные решения.

Воспитательная: Воспитание этики деловых отношений и коммуникативных качеств.

Материально-техническое и дидактическое оснащение занятия

Оборудование:

-ККМ «АМС 100К», ККМ «АМС-100Ф»

Инвентарь:

-Калькуляторы.

Технические средства:

Ноутбук, проектор, интерактивная доска.

Дидактические средства:

-Методические рекомендации.

-Методические указания.

-Карточки заданий.

-Эталоны выполнения заданий.

-Карточки с ситуационными задачами.

-Документация контролера-кассира.

2.2.Содержание практического занятия

1.Организационный момент

-Приветствие.

-Проверка присутствующих.

-Визуальный осмотр внешнего вида.

-Проверка готовности группы к практическому занятию.

2.Вводный инструктаж

Добрый день! Сегодня у нас практическое занятие по алгоритмам работы кассира в

разных режимах. Скоро вам предстоит самостоятельно работать на ККМ. Насколько вы к

этому готовы, мы увидим на практическом занятии.

2.1. Сообщение темы практического занятия (мотивация)

Тема

практического

занятия:

«Работа

на

ККМ

в

разных

режимах

и

расчеты

с

покупателями».

Цель

практического

занятия:

«Закрепление

умений

самостоятельной

работы

на

контрольно – кассовой машине и расчётов с покупателями».

Какие задачи вам сегодня нужно выполнить для достижения конечного результата -

освоение

вида

профессиональной

деятельности

«Работа

на

ККМ

и

расчеты

с

покупателями»? -Сформулируйте их и запишите.

Назовите задачи практического занятия:

Выполнить на ККМ режимы работы:

«Начало смены»;

«Касса»;

«Конец смены».

Документально оформлять кассовые операции.

2.2.Проверка домашнего задания(актуализация опорных знаний)

Сейчас перейдём к проверке домашнего задания. Вы получили ситуационные задачи, где

надо было найти неточности, ошибки в описании.

Давайте

посмотрим,

как

вы

справились

с

заданием?

Проверка

домашнего

задания.

Рефлексия по выполнению домашнего задания: Как вы нашли правильное решение? Как

вы думаете, для чего вам было дано такое домашнее задание?

Вывод: Это задание вам было дано для того, чтобы развить у вас внимание, так как это

одно из главных качеств кассира и на ваше умение найти необходимую информацию для

решения

задач,

а

также

для

повторения

и

подготовки

к

самостоятельной

работе.

2.3.Деловая игра

2.3.1.Инструктирование по выполнению деловой игры

Группа делится на команды по 3 человека. Команды должны выполнить основные

режимы работы кассира. Каждый член команды выполняет определенный режим работы,

а следующий проверяет выполнение. От правильности выполнения своего этапа каждым

членом команды зависит итог выполнения полного задания на ККМ для команды. Вы

можете

воспользоваться

алгоритмами,

составленными

в

процессе

изучения

модуля.

Обменяйтесь

алгоритмами

и

проверьте

алгоритмы

друг

друга.

Ознакомление

с

критериями

оценки

игры.

Результаты

проверки

зано сятся

в

т а бл и ц у.

2.3.2.Самостоятельная работа (соревнование команд на правильность работы в разных

режимах на ККМ)

Команды приступают к самостоятельной работе.

Задание №1

Выполнить режим «Начало смены».

1.Получить у старшего кассира:

Разменную монету.

Кассовую ленту.

Инвентарь кассира - операциониста.

Книгу кассира - операциониста.

2. Проверить состояние кассовой машины в соответствии с инструкцией по технике

безопасности.

3. Заправить кассовую ленту.

4. Включить контрольно – кассовую машину в электросеть, соблюдая правила техники

безопасности.

5. Установить дату, время.

6. Получить нулевой чек для проверки правильности и четкости реквизитов.

7. Внести размен в память контрольно - кассовой машины.

8. Снять Х- отчет.

9. Сделать запись в журнале кассира – операциониста.

10. Разложить размен в денежном ящике.

Задание №2

Проверить выполненную работу в режиме «Начало смены».

Выполнить режим «Касса».

1. Ввести стоимость товара по секциям.

2. Определить общую стоимость покупки.

3. Произвести денежный расчет с покупателем.

4. Выполнить режим «Возврат товара».

5. Документально оформить возврат товара.

Задание №3

Проверить выполненную работу в режиме «Касса».

Выполнить режим «Конец смены».

1. Подготовить к сдаче выручку и составить покупюрную опись.

2. Снять Х- отчет вместе с администратором.

3. Сделать запись в книге кассира – операциониста.

4. Снять Z- отчет.

5. Привести рабочее место в санитарное состояние.

6. Отключить ККМ от электросети.

Подведение итогов работы

Проверяется работа каждой командына каждом этапе и результаты заносят в таблицу.

2.3.3. Этап игры «Мой кассир»

Представьте, что Вы - директор магазина, Вам надо принять на работу кассира. Каким он

должен быть? Вам дается 2 минуты, чтобы написать качества в виде прилагательных,

которыми Вы хотели бы, чтобы обладал Ваш кассир. Победит та команда, которая

напишет

больше

качеств,

качества,

которые

не

относятся

к

профессиональной

деятельности кассира, учитываться не будут.

2.4.Подведение итогов игры

- Подсчет баллов.

- Выставление оценок.

Мы подвели итоги, вы видите баллы, которые набрали команды, но в жизни всегда есть

шанс.

Вам

даётся

шанс

улучшить

ваши

результаты.

Конкурс

на

лучшего

кассира.

Конкурс

«Лучший

кассир»

-

индивидуальные

соревнования

членов

команд

на

правильность и скорость выполнения операций, 1 место прибавляет баллы к итоговому

результату команды. Принять участие в конкурсе может любой член команды или все

члены команды. Вы получите одинаковые задания работы на кассе, победителем будет

признан тот, кто первым выполнит задание без ошибок.

Подведение итогов конкурса.

2.4.Подведение итогов вводного инструктажа

Рефлексия деятельности в процессе игры:

1. С какими заданиями Вы справились?

2. Что вызвало затруднения?

3. Как работать над ошибками?

Выдача заданий на рабочее место.

Методические

рекомендации

по

выполнению

самостоятельной

внеаудиторной

работы «Выполнение расчетных операций с покупателями»

Тема: Выполнение расчётных операций с покупателями.

Цель: Проверить правильность описания вида расчета, программирования и алгоритма

выполнения расчета с покупателем.

Вид работы: решение ситуационных задач.

Методические установки

1.Прочесть соответствующий раздел конспекта.

2. Определите неточности, ошибки в описании:

Вида расчета;

Программирования ККМ;

Выполнения алгоритма расчета.

3.Отразить правильные ответы на карточке.

III. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ :

1.

Парфентьева

Т.Р.

Миронова

Н.Б.

Оборудование

торговых

предприятий.

М.:

Издательский центр «Академия», 2012.

2.

Косарева

Г.С.

Контролер-кассир

торгового

зала.

М.:

Издательский

центр

«Академия», 2008. 3. Яковенко Н.В. Кассир торгового зала. – М.: Издательский центр

«Академия», 2008.

4. Арустамов Э.А. Оборудование предприятий торговли. – М.: Издательскоторговая

корпорация «Дашков и К», 2008.

5. Кащенко В.Ф. Кащенко Л.В. Торговое оборудование. – М.: Альфа-М, Инфра-М, 2008.

6. Арустамов Э.А. Охрана труда в торговле. – Издательский центр «Академия», 2010.

Приложение 1

Методические указания по выполнению самостоятельной работы на занятии

Цель

работы:

осуществить

безошибочное

и

точное

выполнение

режима

«Начало

смены» на контрольно – кассовой машине «АМС- 100Ф», «АМС-100К»

Время: 10 мин.

Техническое оснащение: контрольно – кассовая машина «АМС- 100Ф», «АМС-100К»

Ход работы:

1.Получить у старшего кассира:

Разменную монету.

Кассовую ленту.

Инвентарь кассира - операциониста.

Книгу кассира - операциониста.

2.Проверить состояние кассовой машины в соответствии с инструкцией по технике

безопасности.

3.Заправить кассовую ленту.

4.Включить контрольно – кассовую машину в электросеть, соблюдая правила техники

безопасности.

5.Установить дату, время.

6.Получить нулевой чек для проверки правильности и четкости реквизитов.

7.Внести размен в память контрольно - кассовой машины.

8.Снять Х- отчет.

9.Сделать запись в журнале кассира - операциониста.

10.Разложить размен в денежном ящике.

Приложение 2

Методические указания по выполнению самостоятельной работы на занятии

Цель работы: осуществить безошибочное и точное выполнение режима «Касса» на

контрольно – кассовой машине «АМС- 100Ф», «АМС-100К»

Время: 10 мин.

Техническое оснащение:контрольно – кассовая машина «АМС- 100Ф», АМС «100К»

Ход работы:

1.Ввести стоимость товара по секциям.

2.Определить общую стоимость покупки.

3.Произвести денежный расчет с покупателем.

4.Выполнить режим «Возврат товара».

5.Документально оформить возврат товара.

Приложение 3

Методические указания по выполнению самостоятельной работы на занятии

Цель работы: осуществить безошибочное и точное выполнение режима «Конец смены»

на контрольно – кассовой машине «АМС- 100Ф», «АМС-100К»

Время: 10 мин.

Техническое оснащение:контрольно – кассовая машина «АМС- 100Ф», «АМС-100К»

Ход работы:

1.Подготовить к сдаче выручку и составить покупюрную опись.

2.Снять Х- отчет вместе с администратором.

3.Сделать запись в книге кассира – операциониста.

4.Снять Z- отчет.

5.Привести рабочее место в санитарное состояние.

6.Отключить ККМ от электросети.

Приложение 2

Комплекс упражнений на занятиях производственного

обучения. Санитарные правила и нормы СанПиН2.4.2.2821-10

ФМ для улучшения мозгового кровообращения:

1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову

назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не

поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот

головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через

правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой.

Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2

- переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно

опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести

локти вперед, голову наклонить вперед, 3 - 4 - локти назад, прогнуться.

Повторить

6

-

8

раз,

затем

руки

вниз

и

потрясти

расслабленно.

Темп

медленный.

3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти.

Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти

кистями. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с туловища:

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2

- резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить

неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в

одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно

потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль

ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в

другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая

до 5. Повторять 4 - 5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль

(считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы,

за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и

вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом

перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения глазами в правую

сторону,

столько

же

в

левую

сторону.

Расслабив

глазные

мышцы,

посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза.



В раздел образования