Напоминание

Воспитание любви к "малой Родине" через ознакомление с природой родного края


Автор: Абитова Эльмира Замилевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №226 Капитошка
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание любви к "малой Родине" через ознакомление с природой родного края
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание любви к «малой Родине» через ознакомление с природой

родного края

Человек с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно

привыкает к окружающей его среде, природе и культуре своей страны, к быту

своего народа. В процессе жизни и бытия в рамках конкретной

социокультурной среды в человеке закладываются патриотические чувства,

истоком которых являются глубинные чувства любви и привязанности к

своей семье, своей земле, своему народу – родной, естественной и

привычной среде обитания.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность

своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого

народа, входящих в состав России.

В законе РФ «Об образовании» говорится о необходимости формирования

уже в дошкольном возрасте начала самосознания ребенка, себя как члена

семьи, гражданина города, как активного преобразователя окружающей и

общественной среды.

Основной из задач дошкольных образовательных учреждений является

приобщение детей к общечеловеческим ценностям. В первую очередь, к ним

относятся: чувство красоты, любви, доброты, воспитание на примерах

истории и культуры родного города и страны.

Писатель И. Эренбург писал: «Для того чтобы патриотизм был крепким,

непоколебимым нужно, чтобы он исходил из любви к своей маленькой

родине – родному городу, родной природе, селу, краю». Если в дошкольный

период сформировано это чувство, то в школьный период становится

возможным то, что выдающийся педагог В.А. Сухомлинский определял «как

личное отношение к Родине».

Патриотическое воспитание – приоритетное в воспитательном процессе

нашего ДОУ – осуществляется через ознакомление с природой и культурой

родного края.

Свою работу по патриотическому воспитанию я начала с составления

перспективного плана, опираясь на следующие задачи:

1.

Знакомить детей с природой и экологическими особенностями

Чувашской Республики и города Чебоксары.

2.

Воспитывать интерес и любовь к чувашской национальной культуре,

народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.

3.

Пробуждать в детях любовь к родной земле, родному городу, родной

природе.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к

самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему

дому, к улице, на которой он живет, к детскому саду, городу. Чтобы любить

свой родной город, его надо хорошо знать. Детям младшего дошкольного

возраста трудно представить город в целом, поэтому знакомство с ним я

начала с того, что нас окружает, а именно, с детского сада. Провела беседу о

нашем садике, познакомила детей с тем, как он называется, на какой улице

расположен. Затем организовала обзорную экскурсию по детскому саду,

познакомила детей с теми помещениями, которые у нас имеются, рассказала

о труде людей, работающих в нашем детском саду. После экскурсии дети

включились в сюжетно-ролевую игру в детский сад.

Одной из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на

прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируется представление о

родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то

сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.

С этой целью мной были организованы экологические сезонные экскурсии:

в лесо-парковую зону «Винновскую рощу», где дети наблюдали

сезонные изменения в природе, ознакомились с произрастающими

деревьями и кустарниками, послушали шум леса;

в «Дубовую рощу», где говорили о животных, обитающих в

республике; кормили белочек орешками;

к роднику, где познакомились с природными ресурсами Ульяновска,

этнографическими обрядами и народными приметами; попробовали

родниковой воды;

Информацию, полученную в ходе экскурсий и тематических занятий в

группе, закрепляли во время дидактических и сюжетно-ролевых игр с

использованием детской литературы, дидактических пособий и поделок из

природного материала.

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет

тесный контакт с семьей воспитанников. Всем хорошо известно, что Родина

начинается с родного дома, а именно с семьи. Семья – это взрослые и дети,

которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Работу с

семьёй я начала с бесед, с рассматривания картин о семье, подключила

родителей к участию в жизни детского сада. С их помощью были оформлены

природная и краеведческая зоны в групповой комнате, собрана небольшая

коллекция декоративно-прикладного искусства, облагорожена прогулочная

площадка. Мини-библиотечка в группе содержит различные книги для детей ,

периодически оформляются книжные выставки на различные темы.

Тематические уголки в групповой комнате инициируют краеведческие и

экологические игры и занятия: сюжетно-ролевые игры «В гости к бабушке», ,

рассматривание национальных костюмов народов Повольжья, домашней

утвари, чтение русских народных сказок и т.п.

Играя вместе с детьми, я объясняла назначение тех или иных предметов,

подчеркивала красоту и мастерство человеческих рук, показывала

историческую преемственность с современными аналогами (например:

лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа), знакомила с

зависимостью использования предметов от образа жизни людей, а также от

места их проживания (в лесистой местности, в основном, использовалась

деревянная посуда, а в местах, богатых глиной – глиняная), приобщала детей

к истокам народного творчества. Виды народного творчества позволяют

подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений

и самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его

различных проявлениях с бытом.

Полученные во время игры знания дети легко передавали на занятиях по

рисованию, аппликации и лепке, с радостью откликались на разучивание

чувашских слов, поговорок, присказок, пословиц, песенок, колыбельных.

Определённое место в работе занимает знакомство детей с народными

праздниками. С глубокой древности пришел к нам праздник «Масленица» –

это проводы зимы и встреча весны. На масленицу принято играть в народные

игры, водить хороводы, печь блины и сжигать чучело. У детей всегда

остается очень много впечатлений после такого праздника. Через беседы

знакомила детей с праздником Пасха . На занятиях по рисованию дети с

увлечением раскрашивали пасхальные яйца. Всегда с нетерпением

воспитанники ждут праздник Рождество, наполненный играми и

развлечениями на улице.

Чтобы узнать, существуют ли какие-то традиции в семьях детей, я провела

анкетирование родителей, которое показало, что в семье обязательно

празднуются дни рождения, Новый Год, на 23 февраля и 8 марта принято

дарить подарки, оформляются семейные фотоальбомы, совершаются

прогулки в лес за грибами, поездки в деревню, туристические путешествия в

разные города и страны.

Органично вплелась в работу по патриотическому воспитанию трудовая

деятельность. Вместе с ребятами занимались земледельческим трудом на

участке: посадкой растений, уходом за ними, наблюдением за их ростом и

развитием. Ежегодно зимой на территории детского сада на деревьях

развешиваем кормушки для птиц, подкармливаем их зерном и крошками

хлеба.

Провела занятие на тему «Мой родной город», целью которого было обратить

внимание на красоту и благоустройство города, наличие в нём

достопримечательностей. Далее сообщила детям, что в Ульяновске, как и в

других городах, есть памятные места, посвящённые героям Великой

Отечественной войны. Каждый год 9 мая все жители нашего города приходят

к Монументу Воинской Славы в парке Победы, чтобы почтить память героев-

земляков и возложить цветы к памятнику. Объяснила детям, что возле

памятника горит «вечный огонь» – это символ памяти о тех людях, кто

защищал и погиб за нашу Родину. Дети не остались равнодушными к моему

рассказу и изъявили желание в праздничный день возложить цветы к

памятнику воинам-землякам.

Расширяя знания детей о понятии Родина, объяснила и подвела к тому, что

это не только город, в котором они родились и живут, а Родиной мы зовем

нашу область и нашу Россию. Россия – очень большая, богатая и красивая

страна, и живет в России трудолюбивый и талантливый народ .

Работая над данной темой, я пришла к выводу, что воспитание

патриотических чувств у дошкольников – процесс сложный и длительный.

Эта работа должна проводиться систематически, планомерно, в разных видах

деятельности и по разным направлениям.

Работа по этой теме позволила достичь следующих результатов: у детей

расширился словарный запас, улучшилась память, расширились знания о

родной природе, городе Ульяновске , приобретены элементарные

экологические навыки.

Подтверждением тому стало участие в разнообразных конкурсах на уровне:

1.

ДОУ: конкурсы чтецов: «Времена года», стихотворений о профессиях;

конкурс книжек-малышек ; конкурсы поделок: «Что нам осень принесла?»,

«Сказка выросла на грядке», «Снежная сказка».

2.

Засвияжский района г. Ульяновска: конкурс осенних поделок;

3.

Конкурс поделок «Удивительный картофель», конкурсы рисунков «С

любовью к животным», «Солнечный день»; творческий конкурс «Алло! Мы

ищем таланты!».

В будущем планирую продолжить работу по ознакомлению с городом, его

достопримечательностями, организовать встречи с интересными людьми

нашего города.

Уверена, что у детей моей группы я смогла зародить первые ростки

патриотизма, которые в будущем превратятся в огромную любовь к своей

семье, своему городу, своей Родине.



В раздел образования