Автор: Абитова Эльмира Замилевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №226 Капитошка
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание любви к "малой Родине" через ознакомление с природой родного края
Раздел: дошкольное образование
Воспитание любви к «малой Родине» через ознакомление с природой
родного края
Человек с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно
привыкает к окружающей его среде, природе и культуре своей страны, к быту
своего народа. В процессе жизни и бытия в рамках конкретной
социокультурной среды в человеке закладываются патриотические чувства,
истоком которых являются глубинные чувства любви и привязанности к
своей семье, своей земле, своему народу – родной, естественной и
привычной среде обитания.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность
своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого
народа, входящих в состав России.
В законе РФ «Об образовании» говорится о необходимости формирования
уже в дошкольном возрасте начала самосознания ребенка, себя как члена
семьи, гражданина города, как активного преобразователя окружающей и
общественной среды.
Основной из задач дошкольных образовательных учреждений является
приобщение детей к общечеловеческим ценностям. В первую очередь, к ним
относятся: чувство красоты, любви, доброты, воспитание на примерах
истории и культуры родного города и страны.
Писатель И. Эренбург писал: «Для того чтобы патриотизм был крепким,
непоколебимым нужно, чтобы он исходил из любви к своей маленькой
родине – родному городу, родной природе, селу, краю». Если в дошкольный
период сформировано это чувство, то в школьный период становится
возможным то, что выдающийся педагог В.А. Сухомлинский определял «как
личное отношение к Родине».
Патриотическое воспитание – приоритетное в воспитательном процессе
нашего ДОУ – осуществляется через ознакомление с природой и культурой
родного края.
Свою работу по патриотическому воспитанию я начала с составления
перспективного плана, опираясь на следующие задачи:
1.
Знакомить детей с природой и экологическими особенностями
Чувашской Республики и города Чебоксары.
2.
Воспитывать интерес и любовь к чувашской национальной культуре,
народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.
3.
Пробуждать в детях любовь к родной земле, родному городу, родной
природе.
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к
самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему
дому, к улице, на которой он живет, к детскому саду, городу. Чтобы любить
свой родной город, его надо хорошо знать. Детям младшего дошкольного
возраста трудно представить город в целом, поэтому знакомство с ним я
начала с того, что нас окружает, а именно, с детского сада. Провела беседу о
нашем садике, познакомила детей с тем, как он называется, на какой улице
расположен. Затем организовала обзорную экскурсию по детскому саду,
познакомила детей с теми помещениями, которые у нас имеются, рассказала
о труде людей, работающих в нашем детском саду. После экскурсии дети
включились в сюжетно-ролевую игру в детский сад.
Одной из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на
прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируется представление о
родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то
сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.
С этой целью мной были организованы экологические сезонные экскурсии:
в лесо-парковую зону «Винновскую рощу», где дети наблюдали
сезонные изменения в природе, ознакомились с произрастающими
деревьями и кустарниками, послушали шум леса;
в «Дубовую рощу», где говорили о животных, обитающих в
республике; кормили белочек орешками;
к роднику, где познакомились с природными ресурсами Ульяновска,
этнографическими обрядами и народными приметами; попробовали
родниковой воды;
Информацию, полученную в ходе экскурсий и тематических занятий в
группе, закрепляли во время дидактических и сюжетно-ролевых игр с
использованием детской литературы, дидактических пособий и поделок из
природного материала.
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет
тесный контакт с семьей воспитанников. Всем хорошо известно, что Родина
начинается с родного дома, а именно с семьи. Семья – это взрослые и дети,
которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Работу с
семьёй я начала с бесед, с рассматривания картин о семье, подключила
родителей к участию в жизни детского сада. С их помощью были оформлены
природная и краеведческая зоны в групповой комнате, собрана небольшая
коллекция декоративно-прикладного искусства, облагорожена прогулочная
площадка. Мини-библиотечка в группе содержит различные книги для детей ,
периодически оформляются книжные выставки на различные темы.
Тематические уголки в групповой комнате инициируют краеведческие и
экологические игры и занятия: сюжетно-ролевые игры «В гости к бабушке», ,
рассматривание национальных костюмов народов Повольжья, домашней
утвари, чтение русских народных сказок и т.п.
Играя вместе с детьми, я объясняла назначение тех или иных предметов,
подчеркивала красоту и мастерство человеческих рук, показывала
историческую преемственность с современными аналогами (например:
лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа), знакомила с
зависимостью использования предметов от образа жизни людей, а также от
места их проживания (в лесистой местности, в основном, использовалась
деревянная посуда, а в местах, богатых глиной – глиняная), приобщала детей
к истокам народного творчества. Виды народного творчества позволяют
подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений
и самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его
различных проявлениях с бытом.
Полученные во время игры знания дети легко передавали на занятиях по
рисованию, аппликации и лепке, с радостью откликались на разучивание
чувашских слов, поговорок, присказок, пословиц, песенок, колыбельных.
Определённое место в работе занимает знакомство детей с народными
праздниками. С глубокой древности пришел к нам праздник «Масленица» –
это проводы зимы и встреча весны. На масленицу принято играть в народные
игры, водить хороводы, печь блины и сжигать чучело. У детей всегда
остается очень много впечатлений после такого праздника. Через беседы
знакомила детей с праздником Пасха . На занятиях по рисованию дети с
увлечением раскрашивали пасхальные яйца. Всегда с нетерпением
воспитанники ждут праздник Рождество, наполненный играми и
развлечениями на улице.
Чтобы узнать, существуют ли какие-то традиции в семьях детей, я провела
анкетирование родителей, которое показало, что в семье обязательно
празднуются дни рождения, Новый Год, на 23 февраля и 8 марта принято
дарить подарки, оформляются семейные фотоальбомы, совершаются
прогулки в лес за грибами, поездки в деревню, туристические путешествия в
разные города и страны.
Органично вплелась в работу по патриотическому воспитанию трудовая
деятельность. Вместе с ребятами занимались земледельческим трудом на
участке: посадкой растений, уходом за ними, наблюдением за их ростом и
развитием. Ежегодно зимой на территории детского сада на деревьях
развешиваем кормушки для птиц, подкармливаем их зерном и крошками
хлеба.
Провела занятие на тему «Мой родной город», целью которого было обратить
внимание на красоту и благоустройство города, наличие в нём
достопримечательностей. Далее сообщила детям, что в Ульяновске, как и в
других городах, есть памятные места, посвящённые героям Великой
Отечественной войны. Каждый год 9 мая все жители нашего города приходят
к Монументу Воинской Славы в парке Победы, чтобы почтить память героев-
земляков и возложить цветы к памятнику. Объяснила детям, что возле
памятника горит «вечный огонь» – это символ памяти о тех людях, кто
защищал и погиб за нашу Родину. Дети не остались равнодушными к моему
рассказу и изъявили желание в праздничный день возложить цветы к
памятнику воинам-землякам.
Расширяя знания детей о понятии Родина, объяснила и подвела к тому, что
это не только город, в котором они родились и живут, а Родиной мы зовем
нашу область и нашу Россию. Россия – очень большая, богатая и красивая
страна, и живет в России трудолюбивый и талантливый народ .
Работая над данной темой, я пришла к выводу, что воспитание
патриотических чувств у дошкольников – процесс сложный и длительный.
Эта работа должна проводиться систематически, планомерно, в разных видах
деятельности и по разным направлениям.
Работа по этой теме позволила достичь следующих результатов: у детей
расширился словарный запас, улучшилась память, расширились знания о
родной природе, городе Ульяновске , приобретены элементарные
экологические навыки.
Подтверждением тому стало участие в разнообразных конкурсах на уровне:
1.
ДОУ: конкурсы чтецов: «Времена года», стихотворений о профессиях;
конкурс книжек-малышек ; конкурсы поделок: «Что нам осень принесла?»,
«Сказка выросла на грядке», «Снежная сказка».
2.
Засвияжский района г. Ульяновска: конкурс осенних поделок;
3.
Конкурс поделок «Удивительный картофель», конкурсы рисунков «С
любовью к животным», «Солнечный день»; творческий конкурс «Алло! Мы
ищем таланты!».
В будущем планирую продолжить работу по ознакомлению с городом, его
достопримечательностями, организовать встречи с интересными людьми
нашего города.
Уверена, что у детей моей группы я смогла зародить первые ростки
патриотизма, которые в будущем превратятся в огромную любовь к своей
семье, своему городу, своей Родине.