Автор: Федорова Оксана Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №44" г. Чебоксары
Населённый пункт: город Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: Экология души и природы в сказах Бажова
Раздел: среднее образование
ЭКОЛОГИЯ ПРИРОДЫ И ДУШИ В СКАЗАХ П. БАЖОВА
Введение
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что экология природы начинается с экологии
души? Они не только взаимосвязаны, но и следуют друг за другом.
Разрушение природы зависит не только от выбросов промышленных производств, свалок,
вырубки лесов, загрязнения рек и озер, уничтожения животных. Любое безобидное вмешательство
– это «вклад» в ее уничтожение. Наш отдых на природе, походы за грибами или просто прогулки в
лесу также могут быть ощутимы для природы, если мы не будем заботиться о ее сохранности. Так,
грибник,
собирающий
грибы
варварским
методом,
отдыхающие,
которые
оставляют
горы
мусорвана лесных полянах не могут быть высоконравственными людьми.
Экология
природы
–
это
экология
души.
Сегодня
защита
экологии
природы
является
проблемой этической.
В русской литературе немало произведений, в которых можно увидеть взаимосвязь человека
и природы. В данной работе он рассматривается на примере «Уральских сказов» П. Бажова.
Актуальность
исследования. Сегодня человек должен осозновать свою ответственность
перед природой. Это особенно актуально в последнее время, когда многообразие нанесенного ей
вреда приобретаетмасштабные формы. Именно поэтому об экологии природы сейчас говорят и
пишут много; создают и реализовывают проекты по ее защите. Очевидно, что это необходимо.
Только об экологии души и защите ее от загрязнений почти не слышно. А ведь будет грязной душа
– будет загрязнена и экология нашей планеты.
Цель
исследовательской
работы:
на
примере
уральских
сказов
П.
Бажова
выявить
взаимосвязь отношения к окружающему миру и душевных качеств человека.
Предмет
исследования:
взаимосвязь
экологии
природы
и
экологии
души.
Объект
исследования – сказы П. Бажова.
Задачи:
- ознакомиться с терминами «экология природы», «экология души»;
- выявить взаимосвязь экологии природы и души на примерах сказов П. Бажова
- определить, какие персонажи в сказах симолизируют природу.
- узнать о способах формирования нравственных какчеств и определить, что может влиять
на нравственность современных детей.
Методы исследования:
- изучение и анализ различных источников: научной литературы, энциклопедий, журналов,
интернет - сайтов;
- социологический опрос;
- анализ телеперограммы.
Степень изученности проблемы: работая над указанной темой, мы нашли статью Корнеева
И.К.
и
Терентьева
А.
Е
«Экологические
находки
в
сказах
П.
Бажова»,
в
ней
авторы
проанализировали поэтическое отношение героев «Уральских сказов» к природе, сделали вывод,
что произведения Бажова могут формировать экологическое сознание у детей.
В данной работе, помимо выявления взаимосвязи нравственных качеств и отношения к
природе
в
сказах
Бажова,
проведен
анализ
телепрограммы
с
целью
выявления
передач,
развивающих нравственные качества, чем определяется ее новизна.
Практическая
значимость
полученных
результатов: данное
исследование
может
испоьзоваться на уроках литературы, мероприятиях, посвященных экологической тематике.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Экология природы и души
Проблема экологии одна из важнейших проблем современности. В последнее время активная
деятельность человека приводит к заметному изменению окружающей среды на Земле.
Потребительское отношение к природе приводит к «загрязнению» души человека, падению его
нравственности, нарушению экологии самого человека, то есть ухудшению его физического и
морального здоровья.
Пришла пора осознать и понять, что человек не властелин природы, а её часть и выходец.
Если экология – это наука об условиях существования всего живого в окружающем мире,
включая взаимоотношения и охрану природы и человека, то предметом экологии души может
являться охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и развитии души.
Природа и человек — единое целое, а значит, разрушая природу, человек разрушает и самого
себя.
Вывод: экология природы начинается с экологии души.
2. Взаимосвязь природы и человекав сказах П. Бажова.
П.П. Бажов писатель и фольклорист. «Уральские сказы» он собирал по всему Уралу. Они были
созданы в 1930-1939 гг. В своих сказах П. Бажов не употребляет слова «экология», но отдельные
экологические проблемы и проблемы взаимодействия человека и природы являются фоном, на
котором разворачиваются события сказов.
Павел Петрович воспевает человека труда. Его герои – труженики горнодобывающего,
металлургического
производства
и
камнерезного
искусства
—
вступают
в
непосредственный
контакт с природой. Этот контакт может носить разные формы: покорение природы, подчинение
природе, содружество с ней. Именно форма содружества с природой наиболее целесообразна с
экологической точки зрения, и это проходит красной нитью по всем сказам П. Бажова. Персонажи
сказов чувствуют удовлетворение от своего труда именно в тех случаях, когда они действует в
согласии с окружающей природой.
Данило, будущий мастер, в «Каменном цветке», почти сливается с природой, любуясь ею:
«Букашка по листочку ползла. Сама сизенька, а из-под крылышек у ней желтенько выглядывает, а
листок широконький.
По краям зубчики, вроде оборочки выгнуты. Тут потемнее показывает, а
середка зеленая-презеленая, ровно ее сейчас выкрасили… А букашка-то и ползет».
Став
мастером,
Данило
желает воплотить
в
камне
красоту
простого
лесного
цветка,
печалится о том, что нет жизни в изготовленной им малахитовой чаше, а следовательно, красоты.
Для того чтобы «понять полную силу камня самому, поглядеть и показать ее людям»,
молодой мастер учится у природы. «..и стал чуть не каждый день в лес бегать. Время как раз
покосное, ягодное. Травы все в цвету. Данилушко остановится где на покосе либо на полянке в лесу
и стоит, смотрит. А то опять ходит по покосам да разглядывает траву-то, как ищет что».
С помощью Хозяйки Медной горы, показавшей Даниле «живую» красоту камня, он
проник в тайную красоту природы. Но камень подчиняется только трудолюбивому, светлому душй,
сотрудничающему
с
природой
человеку,
каким
и
был
Данило.
Это
сотрудничество
и
есть
взаимосвязь природы и человека
Эта
же
мысль
является
центральной
в
сказе
«Малахитовая
шкатулка».
Медной
горы
Хозяйка дарит Танюшке волшебную пуговку: «Прими-ко, доченька, от меня памятку, — говорит
она, — как забудешь по работе, либо трудный случай подойдет, погляди на пуговку. Тут тебе и
ответ будет».
И действительно она помогает девушке: показывает ей новый диковинный узор, яркие
краски, но вышивать должна сама Танюшка.
В сказах поэтически выражено отношение человека к природе через дружбу горщиков с
«тайной силой» — Хозяйкой Медной горы, которая обучала горных мастеров; с ящерками, с
Великим Полозом — огромным змеем, во власти которого находится всё золото, с его дочками
Змеевками, с бабкой Синюшкой, которая охраняет колодец, а в нем камни-самоцветы, Голубой
змейкой, Огневушкой-Поскакушкой, козликом Серебряное Копытце. Герои сказов не преклоняются
перед силами природы и не противостоят им, а работают с ними в содружестве.
4. Олицетворение природы в «Уральских сказах»
Один
из
самых
ярких
сказочных
персонажей
– Хозяйка Медной горы, образ которой
встречается нам во многих сказах Бажова.
Образ Хозяйки Медной горы символизирует все несметные богатства подземных глубин
Урала, которые открываются лишь людям сильным, трудолюбивым, с открытой душой, ставящим
на первое место не только правду и труд, но и бережное отношение к сокровищам своего края.
Хозяйка
горы -
это не человек, а сказочный волшебный персонаж, который охраняет
рудники.
Хозяйка
может
принимать
разные
обличья.
Это
очень
подвижное
и
непоседливое
существо. Люди сторонятся ее. Хозяйка существо щедрое, благодарное и справедливое. Она не
добрая и не злая. Но за доброту к ней она отвечает только добром.
Кроме Хозяйки Медной горы, мы встречаем образы, олицетворяющие собой уральские
запасы золота и драгоценных камней. Великого Полоза – хранителя золотых руд, и его дочерей -
Змеёвки и Золотой Волос.
Сказочный Полоз показывает добрым людям богатства Уральской земли. А если люди
начинают жадничать, ссориться из-за золота, то Великий Полоз делает так, что золото становится
недоступно
Главная мысль сказа «Про Великого Полоза» — бери от природы, но не жадничай.
Великий
Полоз
выступает
в
данном
случае
как
«тайная
сила»
природы,
познать
которую
и
пользоваться которой во благо себе может только тот, кто бережно относится к ее богатствам.
Вот пример из текста, где герой объясняет слова Великого Полоза: « Не любит, вишь, он,
чтобы
около
золота
обман
да
мошенство
были,
а
пуще
того,
чтобы
один
человек
другого
утеснял…» «…и о том старайтесь, чтобы золото не рвать. Не на то он вам его указал, чтобы
жадничали».
Фантастические
персонажи
сказов
олицетворяют
стихийные
силы
природы,
которая
доверяет свои тайны только чистым душам.
В сказах красной нитью проходит мысль о том, добрые, искренние и верные своим
идеалам люди будут вознаграждены. Об этом позаботятся силы природы.
4. Экология души современных детей – в опасности
Установив взаимосвязь экологии природы и экологии души, мы задумались над вопросом:
что может влиять на нравственные качества современных детей. Согласно Дружинину В.Н., автору
книги
«Психология
семьи»,
основными
методами
воздействия
являются
пример
родителей
и
моральные установки взрослых, среди которых растет ребенок.
Кроме этого, существенное влияние на нравственные качества оказывают Интернет и
телевидение.
Мы решили провести небольшое исследование и узнать, на каких каналах есть передачи о
нравственности. Для этого были изучены телепрограммы 10 основных общедоступных российских
каналов за последние две недели (с 8 по 21 января 2018 г.): Первый канал, «Россия-1», НТВ,
«Россия-К», «Общественное телевидение России», «ТВЦ», «Рен ТВ», СТС, «Звезда», ТНТ.
Из
десяти
исследуемых
каналов
передачи
о
нравственности
шли
лишь
на
двух
(«Общественное телевидение России» (ОРТ) и «Первый канал»), и все они были предназначены
для взрослых
На канале ОТР три передачи, были посвящены вопросам нравственности. "За дело" - это
проект о благотворительности, о том, как добро меняет мир и судьбы людей к лучшему ; "Активная
среда", в этой программе освещается благотворительная деятельность организаций и фондов, а
также отдельных неравнодушных людей, желающих помочь нуждающимся. Программа "Большая
страна" на ОТР приглашает прикоснуться к жизни и проблемам регионов. Передача помогает
представить
все
богатство
духовной
и
национальной
культуры
нашей
страны,
повествует
об
исторических личностях и событиях, сыгравших важную роль в региональной жизни.
На «Первом канале» в передаче «Слово пастыря», которая выходила в эфир по субботам.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своей беседе поднимал вопросы о нравственном
воспитании.
Вывод:
на наш взгляд, телевидение сегодня уделяет недостаточно внимания вопросам
нравственности.
На
10
исследуемых
телеканалов
российского
телевидения
лишь
на
двух
затрагивались
вопросы
о
нравственности,
велась
пропаганда
общечеловеческих
моральных
ценностей. Детских передач на эту тему не было вовсе.
Заключение
Проведя анализ сказов П. П. Бажова, мы выявили в них взаимосвязь бережного отношения к
природе и нравственных качеств. Увидели, что автор хотел, чтобы его произведения не просто чи -
тались, как развлекательные истории, а чтобы из них мы извлекали нравственные уроки для себя,
для воспитания своей души...
Чему учил писатель? Человек должен о ком-то заботиться; стремиться к знаниям, быть лю -
бознательным. Человек должен быть добрым и бескорыстным; трудолюбивым, жить своим трудом.
Человек должен учиться видеть подлинную красоту вокруг себя, не уничтожать, а беречь ее для бу -
дущих поколений. Красота не должна оцениваться деньгами, ею надо любоваться. К природным
богатствам необходимо относиться бережно и с пользой, не злоупотреблять, если их много. Добро -
та и благородство всегда вознаграждаются не только в сказах, но и в реальной жизни.
Сегодня экология нашей планеты находится в удручающем состоянии, а она – отражение
души всего человечества. Мир сотрясают межгосударственные конфликты; падение нравственно -
сти демонстрируют даже развитые страны, ведя политику «двойных стандартов». Пора остановить-
ся. Пока еще не поздно. Людям надо позаботиться о душе: взять на себя ответственность за каждый
свой поступок, пусть даже и самый незначительный.
Список использованной литературы
1. Бажов, П.П. Сказы П. Бажова /П.П. Бажов.-М.: Изобр. Ис-во, 1993.-148с.
2. Корнев И.Н., Терентьев А.Е. Экологические находки в сказах П.П. Бажова / Журнал «Гео-
графия», № 9, 2005.
3. ОжеговС.И. Толковый словарь русского языка. Изд-во АСТ, 2014. – 736 с.
4.Дружинин В.Н. Психология семьи. – Изд. 3-е. – СПб.: «Питер», 2008. – 176 с. 5.