Напоминание

Экология души и природы в сказах Бажова


Автор: Федорова Оксана Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №44" г. Чебоксары
Населённый пункт: город Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: Экология души и природы в сказах Бажова
Раздел: среднее образование





Назад




ЭКОЛОГИЯ ПРИРОДЫ И ДУШИ В СКАЗАХ П. БАЖОВА

Введение

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что экология природы начинается с экологии

души? Они не только взаимосвязаны, но и следуют друг за другом.

Разрушение природы зависит не только от выбросов промышленных производств, свалок,

вырубки лесов, загрязнения рек и озер, уничтожения животных. Любое безобидное вмешательство

– это «вклад» в ее уничтожение. Наш отдых на природе, походы за грибами или просто прогулки в

лесу также могут быть ощутимы для природы, если мы не будем заботиться о ее сохранности. Так,

грибник,

собирающий

грибы

варварским

методом,

отдыхающие,

которые

оставляют

горы

мусорвана лесных полянах не могут быть высоконравственными людьми.

Экология

природы

это

экология

души.

Сегодня

защита

экологии

природы

является

проблемой этической.

В русской литературе немало произведений, в которых можно увидеть взаимосвязь человека

и природы. В данной работе он рассматривается на примере «Уральских сказов» П. Бажова.

Актуальность

исследования. Сегодня человек должен осозновать свою ответственность

перед природой. Это особенно актуально в последнее время, когда многообразие нанесенного ей

вреда приобретаетмасштабные формы. Именно поэтому об экологии природы сейчас говорят и

пишут много; создают и реализовывают проекты по ее защите. Очевидно, что это необходимо.

Только об экологии души и защите ее от загрязнений почти не слышно. А ведь будет грязной душа

– будет загрязнена и экология нашей планеты.

Цель

исследовательской

работы:

на

примере

уральских

сказов

П.

Бажова

выявить

взаимосвязь отношения к окружающему миру и душевных качеств человека.

Предмет

исследования:

взаимосвязь

экологии

природы

и

экологии

души.

Объект

исследования – сказы П. Бажова.

Задачи:

- ознакомиться с терминами «экология природы», «экология души»;

- выявить взаимосвязь экологии природы и души на примерах сказов П. Бажова

- определить, какие персонажи в сказах симолизируют природу.

- узнать о способах формирования нравственных какчеств и определить, что может влиять

на нравственность современных детей.

Методы исследования:

- изучение и анализ различных источников: научной литературы, энциклопедий, журналов,

интернет - сайтов;

- социологический опрос;

- анализ телеперограммы.

Степень изученности проблемы: работая над указанной темой, мы нашли статью Корнеева

И.К.

и

Терентьева

А.

Е

«Экологические

находки

в

сказах

П.

Бажова»,

в

ней

авторы

проанализировали поэтическое отношение героев «Уральских сказов» к природе, сделали вывод,

что произведения Бажова могут формировать экологическое сознание у детей.

В данной работе, помимо выявления взаимосвязи нравственных качеств и отношения к

природе

в

сказах

Бажова,

проведен

анализ

телепрограммы

с

целью

выявления

передач,

развивающих нравственные качества, чем определяется ее новизна.

Практическая

значимость

полученных

результатов: данное

исследование

может

испоьзоваться на уроках литературы, мероприятиях, посвященных экологической тематике.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Экология природы и души

Проблема экологии одна из важнейших проблем современности. В последнее время активная

деятельность человека приводит к заметному изменению окружающей среды на Земле.

Потребительское отношение к природе приводит к «загрязнению» души человека, падению его

нравственности, нарушению экологии самого человека, то есть ухудшению его физического и

морального здоровья.

Пришла пора осознать и понять, что человек не властелин природы, а её часть и выходец.

Если экология – это наука об условиях существования всего живого в окружающем мире,

включая взаимоотношения и охрану природы и человека, то предметом экологии души может

являться охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и развитии души.

Природа и человек — единое целое, а значит, разрушая природу, человек разрушает и самого

себя.

Вывод: экология природы начинается с экологии души.

2. Взаимосвязь природы и человекав сказах П. Бажова.

П.П. Бажов писатель и фольклорист. «Уральские сказы» он собирал по всему Уралу. Они были

созданы в 1930-1939 гг. В своих сказах П. Бажов не употребляет слова «экология», но отдельные

экологические проблемы и проблемы взаимодействия человека и природы являются фоном, на

котором разворачиваются события сказов.

Павел Петрович воспевает человека труда. Его герои – труженики горнодобывающего,

металлургического

производства

и

камнерезного

искусства

вступают

в

непосредственный

контакт с природой. Этот контакт может носить разные формы: покорение природы, подчинение

природе, содружество с ней. Именно форма содружества с природой наиболее целесообразна с

экологической точки зрения, и это проходит красной нитью по всем сказам П. Бажова. Персонажи

сказов чувствуют удовлетворение от своего труда именно в тех случаях, когда они действует в

согласии с окружающей природой.

Данило, будущий мастер, в «Каменном цветке», почти сливается с природой, любуясь ею:

«Букашка по листочку ползла. Сама сизенька, а из-под крылышек у ней желтенько выглядывает, а

листок широконький.

По краям зубчики, вроде оборочки выгнуты. Тут потемнее показывает, а

середка зеленая-презеленая, ровно ее сейчас выкрасили… А букашка-то и ползет».

Став

мастером,

Данило

желает воплотить

в

камне

красоту

простого

лесного

цветка,

печалится о том, что нет жизни в изготовленной им малахитовой чаше, а следовательно, красоты.

Для того чтобы «понять полную силу камня самому, поглядеть и показать ее людям»,

молодой мастер учится у природы. «..и стал чуть не каждый день в лес бегать. Время как раз

покосное, ягодное. Травы все в цвету. Данилушко остановится где на покосе либо на полянке в лесу

и стоит, смотрит. А то опять ходит по покосам да разглядывает траву-то, как ищет что».

С помощью Хозяйки Медной горы, показавшей Даниле «живую» красоту камня, он

проник в тайную красоту природы. Но камень подчиняется только трудолюбивому, светлому душй,

сотрудничающему

с

природой

человеку,

каким

и

был

Данило.

Это

сотрудничество

и

есть

взаимосвязь природы и человека

Эта

же

мысль

является

центральной

в

сказе

«Малахитовая

шкатулка».

Медной

горы

Хозяйка дарит Танюшке волшебную пуговку: «Прими-ко, доченька, от меня памятку, — говорит

она, — как забудешь по работе, либо трудный случай подойдет, погляди на пуговку. Тут тебе и

ответ будет».

И действительно она помогает девушке: показывает ей новый диковинный узор, яркие

краски, но вышивать должна сама Танюшка.

В сказах поэтически выражено отношение человека к природе через дружбу горщиков с

«тайной силой» — Хозяйкой Медной горы, которая обучала горных мастеров; с ящерками, с

Великим Полозом — огромным змеем, во власти которого находится всё золото, с его дочками

Змеевками, с бабкой Синюшкой, которая охраняет колодец, а в нем камни-самоцветы, Голубой

змейкой, Огневушкой-Поскакушкой, козликом Серебряное Копытце. Герои сказов не преклоняются

перед силами природы и не противостоят им, а работают с ними в содружестве.

4. Олицетворение природы в «Уральских сказах»

Один

из

самых

ярких

сказочных

персонажей

– Хозяйка Медной горы, образ которой

встречается нам во многих сказах Бажова.

Образ Хозяйки Медной горы символизирует все несметные богатства подземных глубин

Урала, которые открываются лишь людям сильным, трудолюбивым, с открытой душой, ставящим

на первое место не только правду и труд, но и бережное отношение к сокровищам своего края.

Хозяйка

горы -

это не человек, а сказочный волшебный персонаж, который охраняет

рудники.

Хозяйка

может

принимать

разные

обличья.

Это

очень

подвижное

и

непоседливое

существо. Люди сторонятся ее. Хозяйка существо щедрое, благодарное и справедливое. Она не

добрая и не злая. Но за доброту к ней она отвечает только добром.

Кроме Хозяйки Медной горы, мы встречаем образы, олицетворяющие собой уральские

запасы золота и драгоценных камней. Великого Полоза – хранителя золотых руд, и его дочерей -

Змеёвки и Золотой Волос.

Сказочный Полоз показывает добрым людям богатства Уральской земли. А если люди

начинают жадничать, ссориться из-за золота, то Великий Полоз делает так, что золото становится

недоступно

Главная мысль сказа «Про Великого Полоза» — бери от природы, но не жадничай.

Великий

Полоз

выступает

в

данном

случае

как

«тайная

сила»

природы,

познать

которую

и

пользоваться которой во благо себе может только тот, кто бережно относится к ее богатствам.

Вот пример из текста, где герой объясняет слова Великого Полоза: « Не любит, вишь, он,

чтобы

около

золота

обман

да

мошенство

были,

а

пуще

того,

чтобы

один

человек

другого

утеснял…» «…и о том старайтесь, чтобы золото не рвать. Не на то он вам его указал, чтобы

жадничали».

Фантастические

персонажи

сказов

олицетворяют

стихийные

силы

природы,

которая

доверяет свои тайны только чистым душам.

В сказах красной нитью проходит мысль о том, добрые, искренние и верные своим

идеалам люди будут вознаграждены. Об этом позаботятся силы природы.

4. Экология души современных детей – в опасности

Установив взаимосвязь экологии природы и экологии души, мы задумались над вопросом:

что может влиять на нравственные качества современных детей. Согласно Дружинину В.Н., автору

книги

«Психология

семьи»,

основными

методами

воздействия

являются

пример

родителей

и

моральные установки взрослых, среди которых растет ребенок.

Кроме этого, существенное влияние на нравственные качества оказывают Интернет и

телевидение.

Мы решили провести небольшое исследование и узнать, на каких каналах есть передачи о

нравственности. Для этого были изучены телепрограммы 10 основных общедоступных российских

каналов за последние две недели (с 8 по 21 января 2018 г.): Первый канал, «Россия-1», НТВ,

«Россия-К», «Общественное телевидение России», «ТВЦ», «Рен ТВ», СТС, «Звезда», ТНТ.

Из

десяти

исследуемых

каналов

передачи

о

нравственности

шли

лишь

на

двух

(«Общественное телевидение России» (ОРТ) и «Первый канал»), и все они были предназначены

для взрослых

На канале ОТР три передачи, были посвящены вопросам нравственности. "За дело" - это

проект о благотворительности, о том, как добро меняет мир и судьбы людей к лучшему ; "Активная

среда", в этой программе освещается благотворительная деятельность организаций и фондов, а

также отдельных неравнодушных людей, желающих помочь нуждающимся. Программа "Большая

страна" на ОТР приглашает прикоснуться к жизни и проблемам регионов. Передача помогает

представить

все

богатство

духовной

и

национальной

культуры

нашей

страны,

повествует

об

исторических личностях и событиях, сыгравших важную роль в региональной жизни.

На «Первом канале» в передаче «Слово пастыря», которая выходила в эфир по субботам.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своей беседе поднимал вопросы о нравственном

воспитании.

Вывод:

на наш взгляд, телевидение сегодня уделяет недостаточно внимания вопросам

нравственности.

На

10

исследуемых

телеканалов

российского

телевидения

лишь

на

двух

затрагивались

вопросы

о

нравственности,

велась

пропаганда

общечеловеческих

моральных

ценностей. Детских передач на эту тему не было вовсе.

Заключение

Проведя анализ сказов П. П. Бажова, мы выявили в них взаимосвязь бережного отношения к

природе и нравственных качеств. Увидели, что автор хотел, чтобы его произведения не просто чи -

тались, как развлекательные истории, а чтобы из них мы извлекали нравственные уроки для себя,

для воспитания своей души...

Чему учил писатель? Человек должен о ком-то заботиться; стремиться к знаниям, быть лю -

бознательным. Человек должен быть добрым и бескорыстным; трудолюбивым, жить своим трудом.

Человек должен учиться видеть подлинную красоту вокруг себя, не уничтожать, а беречь ее для бу -

дущих поколений. Красота не должна оцениваться деньгами, ею надо любоваться. К природным

богатствам необходимо относиться бережно и с пользой, не злоупотреблять, если их много. Добро -

та и благородство всегда вознаграждаются не только в сказах, но и в реальной жизни.

Сегодня экология нашей планеты находится в удручающем состоянии, а она – отражение

души всего человечества. Мир сотрясают межгосударственные конфликты; падение нравственно -

сти демонстрируют даже развитые страны, ведя политику «двойных стандартов». Пора остановить-

ся. Пока еще не поздно. Людям надо позаботиться о душе: взять на себя ответственность за каждый

свой поступок, пусть даже и самый незначительный.

Список использованной литературы

1. Бажов, П.П. Сказы П. Бажова /П.П. Бажов.-М.: Изобр. Ис-во, 1993.-148с.

2. Корнев И.Н., Терентьев А.Е. Экологические находки в сказах П.П. Бажова / Журнал «Гео-

графия», № 9, 2005.

3. ОжеговС.И. Толковый словарь русского языка. Изд-во АСТ, 2014. – 736 с.

4.Дружинин В.Н. Психология семьи. – Изд. 3-е. – СПб.: «Питер», 2008. – 176 с. 5.



В раздел образования