Автор: Сиянко Альфия Мансуровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ " 14 " Гнездышко"
Населённый пункт: Краснодарский край г Ейск.
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Тема
« Использование метода мнемотехники в обучении
рассказыванию детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания
основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным
условием умственного воспитания ребенка.
Использование
мнемотехник и для дошкольников сегодня становится всё более
актуальным.
Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал
в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям
овладение связной речи., кроме того, наличие зрительного плана-
схемы делает рассказы, схемы четкими, связными и
последовательными.
Пересказ сказки могут могут вести сами дети, прибегая к
незначительной помощи взрослого, или пересказывать вместе с
воспитателем ( на более ранних этапах).
Большая работа с детьми ведется по обучению чтению символов.
Изображение главных героев сказки является опорным в таблице
через них идет осознание, понимание самой сказки, содержания
которого завязано вокруг главных героев. В таблице возможно
изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых
действий, то есть можно изобразить все то, что воспитатель считает
нужныи отразить.
Используя в своей работе мнемотехнику, я знакомлю детей с
сезонными явлениями природы. С этой целью использую
обучающие мнемотаблицы по временам года. Ознакомление с
характерными особенностями идет через составление сюжетной
сказки. В работе с мнемотаблицами я ввожу цветовые буквенные
обозначения. При этом знакомлю детей с условными
обозначениями характерных для каждого времени года явлений.
В ходе занятия я помогаю детям вопросы « А что ты знаешь об
этом?, и т д. Основной частью занятия является составление
описательных рассказов И в этом помогает мнемотаблицы., схемы-
модели, которые способствуют лучшему запоминанию изучаемого
материала. Схемы- модели отличаются от мнемотаблицы тем,
чтохемы дети могут сами зарисовывать символы в предложенную
ею схему модель. Рисунки ( значки- символы) и их количество в
схеме модели могут изменяться в зависимости от содержания
рассказа.
Особо хочу рассказать ещё о применении модельных схем при
заучивании стихотворений. Использование моделирования
облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов,
формирует приёмы работы с памятью. При этом виде деятельности
включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы.
Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трёх этапов:
- рассматривание таблицы и разбор того, то на ней изображено.
- перекодирование информации, т. е. преобразование из
абстрактных символов в образы;
- пересказ по заданной теме.
Этапы работы со схемой моделью:
- учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-
символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не
только символами, но и буквами, а также простыми словаит., если
они уже начинают читать.
-- самостоятельно, с помощью знаков символов, заполнять схему-
модель. Использовать детьми схему-модель, как план пересказа.
-- закреплять изученный материал путем неоднократного
повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему –
модель.
Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц удалось
достичь следующих результатов:
- у детей появилось желание пересказывать сказки – как на
занятии, так и в повседневной жизни;
- расширился круг знаний об окружающей жизни;
- активизировался словарный запас;
- дети преодолели робость, застенчивость
В заключение, хочу сказать , чем раньше мы будем учить детей
рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и
схемы-модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная
речь является важным показателем умственных способностей
ребенка и готовности его к школьному обучению.
При ознакомлении с художественной литературой я широко
использую также мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по
тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем
последовательность заранее приготовленной модели к данному
произведению. А в последующем – дети сами под руководством
взрослого учатся выбирать нужные элементы модели,
последовательно их располагать в единую модельную цепь,
которые необходимы для пересказа литературного произведения..
Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества
воспитателя к совместному творчеству ребёнка со взрослым.