Напоминание

"Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста"


Автор: Сиянко Альфия Мансуровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ " 14 " Гнездышко"
Населённый пункт: Краснодарский край г Ейск.
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема

« Использование метода мнемотехники в обучении

рассказыванию детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания

основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным

условием умственного воспитания ребенка.

Использование

мнемотехник и для дошкольников сегодня становится всё более

актуальным.

Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал

в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям

овладение связной речи., кроме того, наличие зрительного плана-

схемы делает рассказы, схемы четкими, связными и

последовательными.

Пересказ сказки могут могут вести сами дети, прибегая к

незначительной помощи взрослого, или пересказывать вместе с

воспитателем ( на более ранних этапах).

Большая работа с детьми ведется по обучению чтению символов.

Изображение главных героев сказки является опорным в таблице

через них идет осознание, понимание самой сказки, содержания

которого завязано вокруг главных героев. В таблице возможно

изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых

действий, то есть можно изобразить все то, что воспитатель считает

нужныи отразить.

Используя в своей работе мнемотехнику, я знакомлю детей с

сезонными явлениями природы. С этой целью использую

обучающие мнемотаблицы по временам года. Ознакомление с

характерными особенностями идет через составление сюжетной

сказки. В работе с мнемотаблицами я ввожу цветовые буквенные

обозначения. При этом знакомлю детей с условными

обозначениями характерных для каждого времени года явлений.

В ходе занятия я помогаю детям вопросы « А что ты знаешь об

этом?, и т д. Основной частью занятия является составление

описательных рассказов И в этом помогает мнемотаблицы., схемы-

модели, которые способствуют лучшему запоминанию изучаемого

материала. Схемы- модели отличаются от мнемотаблицы тем,

чтохемы дети могут сами зарисовывать символы в предложенную

ею схему модель. Рисунки ( значки- символы) и их количество в

схеме модели могут изменяться в зависимости от содержания

рассказа.

Особо хочу рассказать ещё о применении модельных схем при

заучивании стихотворений. Использование моделирования

облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов,

формирует приёмы работы с памятью. При этом виде деятельности

включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы.

Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трёх этапов:

- рассматривание таблицы и разбор того, то на ней изображено.

- перекодирование информации, т. е. преобразование из

абстрактных символов в образы;

- пересказ по заданной теме.

Этапы работы со схемой моделью:

- учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-

символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не

только символами, но и буквами, а также простыми словаит., если

они уже начинают читать.

-- самостоятельно, с помощью знаков символов, заполнять схему-

модель. Использовать детьми схему-модель, как план пересказа.

-- закреплять изученный материал путем неоднократного

повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему –

модель.

Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц удалось

достичь следующих результатов:

- у детей появилось желание пересказывать сказки – как на

занятии, так и в повседневной жизни;

- расширился круг знаний об окружающей жизни;

- активизировался словарный запас;

- дети преодолели робость, застенчивость

В заключение, хочу сказать , чем раньше мы будем учить детей

рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и

схемы-модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная

речь является важным показателем умственных способностей

ребенка и готовности его к школьному обучению.

При ознакомлении с художественной литературой я широко

использую также мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по

тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем

последовательность заранее приготовленной модели к данному

произведению. А в последующем – дети сами под руководством

взрослого учатся выбирать нужные элементы модели,

последовательно их располагать в единую модельную цепь,

которые необходимы для пересказа литературного произведения..

Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества

воспитателя к совместному творчеству ребёнка со взрослым.



В раздел образования