Напоминание

Хвалить нельзя не хвалить


Автор: Кириллова Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 8"
Населённый пункт: Россия, Новосибирская обл, г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Хвалить нельзя не хвалить
Раздел: начальное образование





Назад




Хвалить нельзя не хвалить

Статья Кирилловой Елена Николаевны

Последнее время я всё чаще задумываюсь, как влияют мои, казалось бы,

безобидные слова похвалы на развитие детей. Будучи мамой и учителем, я

часто встаю перед выбором: похвалить или нет, а если похвалить, то, как

именно?

Идея использования похвалы для мотивации детей взята на вооружение

после публикации "Психология самооценки" в 1969г. Книга предполагает, что

многие проблемы американского общества были связаны с пониженной

самооценкой среднего американца. По мнению авторов поощрения должны

повысить самооценку ребенка и с тех пор тысячи научных статей

пропагандируют пользу похвалы в деле повышения мотивации детей и

школьных успехов. Считается, что когда определенное поведение

вознаграждается поощрением или похвалой, это дает ребенку мотивацию

продолжать это делать. Если же такое поведение игнорируется, мотивация

резко падает.

И вот уже, куда ни глянь, щепетильные родители как из рога изобилия

посыпают детей заурядными фразами. Упустим те случаи, когда это

действительно сверхстарания и сверхвозможности ребенка. Но совсем другое

дело, когда «накалякал» в прописи - «Отлично!», наскоро вылепил какое-то

чудище – «Умница!», спустя рукава подготовил доклад к уроку – «Молодец,

ты сделал всё, что мог!». Вам не кажется, что это попахивает лицемерием? Я

думаю, мы заигрываем с самооценкой наших детей, когда хвалим их за

элементарные вещи и отсутствие старания.

Задумайтесь, какое напряжение будет испытывать ребенок, боясь принять

рискованное решение, потому что он привык купаться в похвале, и его

репутация может пострадать – его не похвалят, если он не справится.

По мнению Альфи Коэн, исследовавшего эту тему, мы создаем наркоманов

похвалы. Чем больше поощрений получает ребенок, тем больше он зависит

от оценки взрослых, вместо того, чтобы учиться постепенно полагаться на

свои суждения. И действительно, мы манипулируем детьми и делаем их

зависимыми от наших одобрений. Некоторые родители заигрываются с

поощрениями, например, платят деньги за хорошие оценки, за помощь в

домашних делах. А когда денег нет, ребенок резонно отказывается

«напрягаться». Я знаю родителей, которые платили сыну по определенному

тарифу в зависимости от занятого на соревнованиях места на пьедестале.

Пару раз мальчик еще стремился заработать побольше, заняв первое место.

Затем он стал довольствоваться установленной таксой за третье место, а

когда его копилка становилась пухлой от подношений бабушек, он вообще

терял интерес к соревновательной борьбе.

Налицо понижение интереса к самой деятельности, к процессу преодоления

трудностей, достижению результата за счет усилий воли и старания.

Особенно это касается мальчиков, ведь мужчины приходят в этот мир, чтобы

сражаться, преодолевать, превозмогать, побеждать и доказывать. Парадокс

современного общества в том, что, наоборот, именно сыновей матери

стараются уберечь от трудностей, ломая их карму.

Что же, перевоплотиться во Фрекен Бок? Безусловно, нет! Просто

необходимо осознавать суть и уместность похвалы, опираясь на

индивидуальные особенности и возможности ребенка. Вы можете себе

представить, чтобы наши мудрые предки восхваляли бы ребенка за то, что он

доел свою кашу? Уверена, он просто получил бы ложкой по лбу, если бы

посмел канючить.

Чтобы не украсть у ребенка удовольствие от раскрытия своих способностей,

от результатов своего труда и творчества, необходимо использовать

КОНСТРУКТИВНУЮ ПОХВАЛУ. Например, такие фразы, как «Ты хороший

мальчик!», «Ты умная девочка!», «Ты лучший!»- это не похвала, а скорее

побуждение постоянно сравнивать свои результаты с другими.

Конструктивная похвала имеет отношение к УСИЛИЯМ ребенка и

фокусируется на процессе и реальных результатах работы.

- "Я знаю, как долго ты готовился"

-"Я видела, как тщательно ты оттирал грязь с ботинок"

-"Начало сочинения вышло захватывающим"

-«Этот элемент ты заштриховал очень аккуратно»

-«Тебе всегда удается поднять настроение добрыми шутками!»

-«Ты удивительно быстро решаешь задачи!»

-«Птица на твоём рисунке выглядит очень реалистично!»

-«Меня восхищают твои познания о динозаврах! Видно, как много ты

читаешь!»

-«Когда ты стараешься, твоим почерком можно залюбоваться!»

-«Как радуется моё сердце, когда я слышу, как упорно ты разучиваешь

гаммы!»

-«Поразительно, ты не пожалел для друга свои новые краски!»

Даже Богинь от рождения – девочек желательно не заливать лестью. Конечно,

мы будем называть их красавицами. Но иная подрастающая девочка может

заметить, что ее красота не идеальна. Зато мы неустанно можем боготворить

ее определенные черты внешности и качества характера. Она будет понимать,

что это - правда и со временем научится акцентировать внимание на этих

особенностях.

-«Если бы у меня были такие роскошные реснички, как у тебя!»

-«Какой у тебя очаровательный носик!»

-«Твой смех сведет с ума любого»

-«У тебя дар всех успокаивать и мирить!»

-«Как тебе удается так легко и со вкусом подбирать одежду?»

-«Тебе так идёт этот цвет!»

Избегайте хвалить ребенка за то, что не стоило ему никаких усилий или за

решение задач, в которых в принципе невозможно допустить ошибку. Это не

значит, что нужно говорить "Ну, с этим и любой младенец справится!",

просто не хвалите, потому что это может побудить ребенка избегать трудных

заданий.

Похвалы типа " Молодец! Ты сделал все, что мог", часто воспринимаются как

жалость. Такое поощрение может укрепить веру ребенка в то, что он

допустил ошибку из-за своих ограниченных возможностей или интеллекта.

Придерживайтесь основных принципов похвалы:

Хвалите за конкретное дело;

Будьте искренни, честны и справедливы;

Поощряйте инициативу в совершении добрых и полезных дел;

Не хвалите за очевидное и само собой разумеющееся;

Не хвалите ради имиджа «добренького родителя или учителя»;

Хвалите за усилия и поощряйте удовольствие от самого процесса.

Счастливого вам материнства и учительства!



В раздел образования