Автор: Корнеева Александра Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 316
Населённый пункт: г.Ростов-на-Дону
Наименование материала: Методические рекомендации для родителей
Тема: "Развиваем память у детей дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование
От чего зависят способности к запоминанию?
Можно ли развить память ребенка?
Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок,
который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и
может повторять их бесконечно?
Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в
трансформации содержания фиксируемого материала.
Это очень важно для детей, и в повседневной жизни, и в учебе. Недаром при оценке
интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев
является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и
разностороннему познанию мира, усвоению новой информации.
Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти,
внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их
ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего
интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на
развитие всех видов памяти.
Что такое память?
Это отражение прошлого опыта. Она основана на трех процессах - запоминании,
сохранении и воспроизведении.
Процесс сохранения информации в памяти состоит из двух важных моментов - это
сохранение памятного следа и связей в мозге. Благодаря запоминанию и
сохранению, становится возможным воспроизведение информации, а так же ее
узнавание (припоминание). Воспроизведение - процесс появления в сознании ранее
воспринятой информации, выполнение заученных движений. При воспроизведении,
образы, закрепленные в памяти, «оживают» быстро без вспомогательной, опорной
информации. Так, например, когда человеку объясняют, как пройти куда-либо, то
помимо названия улицы и номера дома, сообщают различную дополнительную
информацию, что на пути попадется магазин, школа, светофор. Когда он в
следующий раз идет по тому же адресу, то для поиска нужного объекта
вспомогательная информация не требуется, припоминание происходит быстрее. Это
и называется хорошей памятью. Но чтобы добиться буквально автоматического
воспроизведения нужной информации, необходимо неоднократное ее повторение.
Виды проявления памяти чрезвычайно многообразны.
В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия
(признака):
1.Объект запоминания. В зависимости от того, что именно воспринимает и
воспроизводит человек, различают четыре основных вида памяти: наглядно-
образная, способствующая хорошему запоминанию лиц, звуков, цветов, форм
предметов и так далее; словесно-логическая (или словесно-смысловая), при которой
информация запоминается на слух; двигательная (моторная) – память движений и
эмоциональная память, при которой запоминаются пережитые чувства, эмоции и
события.
2. Степень волевой регуляции памяти. По этому признаку память делится на
произвольную(которая используется, если нужно запомнить что-либо и сам процесс
требует усилий от человека) и непроизвольную ( задача запоминания не ставится,
это происходит само собой )
3. Длительность. сохранения информации в памяти По этому критерию память
разделяется на кратковременную и долговременную. От чего зависят способности к
запоминанию?
Здесь существует несколько факторов:
· возраст – чем старше ребенок, тем лучше у него работает память.
· накопленный багаж знаний – память развивается с увеличением объема знаний.
· уровень умственных способностей – чем больше малыш умеет делать, чем
активнее он размышляет над чем-либо, тем больше он в состоянии запомнить. По
мере взросления ребенка развиваются его умственные способности, и с ними вместе
развивается память.
Особенности памяти дошкольника.
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к
запоминанию и воспроизведению. Память дошкольников носит в основном
непроизвольный характер. Малыши еще не умеют ставить перед собой задачу
запомнить и не воспринимают такое задание от взрослых. Непроизвольно
запечатлевается тот материал, который включен в активную деятельность.
Запоминание и припоминание происходят независимо от воли и сознания ребенка и
зависят от характера его деятельности. Именно поэтому новые знания должны иметь
для крохи какое-то значение – чем больше эта информация соприкасается с его
интересами, тем легче он ее запомнит. Приемы запоминания и припоминания
ребенок не изобретает сам, их организует взрослый. Объем запоминаемого будет
зависеть от состояния зрительного и слухового восприятия и внимания. Поэтому с
раннего возраста необходимо развивать у детей эти способности и речь, чтобы
способствовать развитию всех видов памяти.
В дошкольный период память развивается очень интенсивно, поскольку дети
начинают задавать множество вопросов и получают огромное количество
информации. В этот период по скорости развития она опережает другие
способности. Вот чем объясняется легкость, с которой 3-6 летние детишки
запоминают стишки, сказки, считалки, загадки, а также все необычное и красочное.
Элементы произвольной памяти появляются у ребенка к концу дошкольного детства
в тех ситуациях, когда малыш ставит перед собой задачу запомнить и вспомнить.
Это желание надо всячески поощрять, учить кроху запоминанию с помощью игр и
упражнений, контролировать правильность усвоения информации.
Как развивать память у ребенка?
Кроме реализации всех общих условий, способствующих развитию памяти,
стимулировать этот процесс помогут специальные упражнения и игры. Как только
малыш произнес первые слова, с ним можно обсуждать все, что происходит вокруг:
что видели на прогулке, чем занимались утром, что кушали на завтрак, с какими
игрушками возились в песочнице. Сначала, конечно, перечислять все это будут
взрослые, но постепенно кроха присоединится к игре.
Чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок, ребусов - все
это помимо общего развития, прекрасно развивает память. Читая с малышом книгу
или заучивая стишок, мы тем самым развиваем его словесно-смысловую память.
Особое внимание стоит обратить на то, что при чтении дети обычно следят за
сюжетом, пропуская подробности и описание персонажей, явлений, поэтому читать
им одну и ту же сказку, стишок, рассказ придется неоднократно. Затем можно
задавать вопросы о прочитанном: что происходило в сказке? Кто что делал? Как
выглядел? Что плохо, что хорошо? и т.д. Важно, чтобы ребенок рассказывал об
описываемых событиях последовательно и логично. С этим способом развития
памяти слишком поторопиться просто невозможно – уже в 1,5-2 года дети с
удовольствием перечисляют героев стишка или сказки. К 5 годам задачу можно
усложнить, побуждая малыша пересказывать рассказы.
Игры для развития различных видов памяти.
Зрительную память детей 3-6 лет хорошо развивает игра (похожая на «Ящик») под
названием "Найди сам". Для нее необходимо склеить 4 и 3 коробка из-под спичек ,
поставив их друг на друга так, чтобы получились 2 башенки. На первом этапе игры в
один из коробков кладут, например, пуговицу и коробок закрывают. Ребенку
предлагают показать, куда положили пуговицу, в какую из башенок и в какое
отделение. На втором, более сложном этапе, в разные отделения одной из башенок
прячут уже 2 предмета. На третьем этапе предметы убирают в разные башенки, и
ребенку нужно вспомнить, где что лежит. Открывать отделения башенки кроха
может сразу после того, как предмет был спрятан (это развитие кратковременной
зрительной памяти) или, к примеру, через полчаса, а для старшего дошкольного
возраста – на следующий день (развитие долговременной зрительной памяти) .
Для развития ребенка очень важна тактильная память, то есть способность
запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Дети с
высокоразвитым тактильным восприятием реже испытывают трудности в школьном
обучении. Упражнением для тренировки этой памяти может стать игра «Узнай
предмет». Ребенку старшего дошкольного возраста завязывают глаза, и по очереди
кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не
произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как
ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи,
причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность
задания заключается в том, что малышу требуется выполнять 2 мыслительные
операции – узнавание и запоминание. Для детей помладше (2-4 года) существует
упрощенный вариант этой игры – «Чудесный мешочек». В полотняный мешочек
кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку,
пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. И малыш на ощупь должен определять
один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их
свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего
запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки. В старшем
дошкольном возрасте можно развивать тактильную память ребенка, обучая его
завязывать морские узлы (тем более что это помогает и развитию зрительного
пространственного воображения).
Двигательную память детей 3-6 лет развивает игра «Делай, как я». На первом этапе
взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его
телом – поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а
потом просит малыша повторить эти движения. На втором, более сложном этапе,
взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш
совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.
Слуховую память старших дошкольников развивает игра «Чудесные слова».
Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно
получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан,
кошка-собака. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно
выделяются. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а
вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти.
Для развития долговременного запоминания нужно попросить дошколенка
вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса. Дополнительные игры Игра
«Найди куклу» для детей 1,5—4 лет. Ребенок уходит в другую комнату или
отворачивается, а взрослый в это время прячет куклу, потом говорит: Кукла Ляля
убежала. Ах, куда она пропала? Маша, Маша (имя ребенка), поищи, С нашей Лялей
попляши! (А. Ануфриева) Ребенок находит куклу, пляшет с ней. Вместо куклы
можно использовать любую игрушку. Игра «Кто больше запомнит?» для 2-6 летних.
Детям последовательно, одна за другой, показывают картинки с изображением
различных предметов, которые они должны рассмотреть и запомнить, и просят
назвать, кто что вспомнит. Выигрывает тот, кто назовет максимальное количество.
Игра в «Магазин» (для малышей, начиная с 3-х лет) нравится всем детям. Она также
хорошо развивает память, если создает мотив, побуждающий запомнить и
припомнить. Например, ребенок, выступающий в роли покупателя, должен пойти в
«магазин» и «купить»… (называется 3-7 слов). Чем больше слов малыш
воспроизводит правильно, тем большего поощрения он достоин. Для детей старшего
дошкольного возраста подходит игра «Нарисуй фигуру». Ребенку показывают4-6
геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил.
Более сложный вариант – попросить юного художника воспроизвести фигуры,
учитывая их размер и цвет. Игра "Кто знает больше" также предназначена для
старшего дошкольного возраста. Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5
предметов заданной формы или цвета. Например, - 5 круглых предметов, или 5
красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за
отведенное время. Повторы не считаются!
Конечно, предложенные занятия потребуют от взрослых немало времени и сил. А
возможно, и заставят отказаться от каких-то собственных интересов.
Но за это родители будут вознаграждены сторицей. Во-первых, их отпрыск
приобретет репутацию умника, а во-вторых, подобные игры с ребенком подарят
бесценную возможность ненадолго оказаться в волшебной поре детства, познавая
мир вместе со своим малышом.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 316»
Методические рекомендации для родителей:
«Развиваем память у детей дошкольного возраста».
Воспитатель: Корнеева А.М.
Октябрь 2018 г.