Напоминание

"Развиваем память у детей дошкольного возраста".


Автор: Корнеева Александра Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 316
Населённый пункт: г.Ростов-на-Дону
Наименование материала: Методические рекомендации для родителей
Тема: "Развиваем память у детей дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование





Назад




От чего зависят способности к запоминанию?

Можно ли развить память ребенка?

Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок,

который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и

может повторять их бесконечно?

Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в

трансформации содержания фиксируемого материала.

Это очень важно для детей, и в повседневной жизни, и в учебе. Недаром при оценке

интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев

является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и

разностороннему познанию мира, усвоению новой информации.

Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти,

внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их

ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего

интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на

развитие всех видов памяти.

Что такое память?

Это отражение прошлого опыта. Она основана на трех процессах - запоминании,

сохранении и воспроизведении.

Процесс сохранения информации в памяти состоит из двух важных моментов - это

сохранение памятного следа и связей в мозге. Благодаря запоминанию и

сохранению, становится возможным воспроизведение информации, а так же ее

узнавание (припоминание). Воспроизведение - процесс появления в сознании ранее

воспринятой информации, выполнение заученных движений. При воспроизведении,

образы, закрепленные в памяти, «оживают» быстро без вспомогательной, опорной

информации. Так, например, когда человеку объясняют, как пройти куда-либо, то

помимо названия улицы и номера дома, сообщают различную дополнительную

информацию, что на пути попадется магазин, школа, светофор. Когда он в

следующий раз идет по тому же адресу, то для поиска нужного объекта

вспомогательная информация не требуется, припоминание происходит быстрее. Это

и называется хорошей памятью. Но чтобы добиться буквально автоматического

воспроизведения нужной информации, необходимо неоднократное ее повторение.

Виды проявления памяти чрезвычайно многообразны.

В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия

(признака):

1.Объект запоминания. В зависимости от того, что именно воспринимает и

воспроизводит человек, различают четыре основных вида памяти: наглядно-

образная, способствующая хорошему запоминанию лиц, звуков, цветов, форм

предметов и так далее; словесно-логическая (или словесно-смысловая), при которой

информация запоминается на слух; двигательная (моторная) – память движений и

эмоциональная память, при которой запоминаются пережитые чувства, эмоции и

события.

2. Степень волевой регуляции памяти. По этому признаку память делится на

произвольную(которая используется, если нужно запомнить что-либо и сам процесс

требует усилий от человека) и непроизвольную ( задача запоминания не ставится,

это происходит само собой )

3. Длительность. сохранения информации в памяти По этому критерию память

разделяется на кратковременную и долговременную. От чего зависят способности к

запоминанию?

Здесь существует несколько факторов:

· возраст – чем старше ребенок, тем лучше у него работает память.

· накопленный багаж знаний – память развивается с увеличением объема знаний.

· уровень умственных способностей – чем больше малыш умеет делать, чем

активнее он размышляет над чем-либо, тем больше он в состоянии запомнить. По

мере взросления ребенка развиваются его умственные способности, и с ними вместе

развивается память.

Особенности памяти дошкольника.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к

запоминанию и воспроизведению. Память дошкольников носит в основном

непроизвольный характер. Малыши еще не умеют ставить перед собой задачу

запомнить и не воспринимают такое задание от взрослых. Непроизвольно

запечатлевается тот материал, который включен в активную деятельность.

Запоминание и припоминание происходят независимо от воли и сознания ребенка и

зависят от характера его деятельности. Именно поэтому новые знания должны иметь

для крохи какое-то значение – чем больше эта информация соприкасается с его

интересами, тем легче он ее запомнит. Приемы запоминания и припоминания

ребенок не изобретает сам, их организует взрослый. Объем запоминаемого будет

зависеть от состояния зрительного и слухового восприятия и внимания. Поэтому с

раннего возраста необходимо развивать у детей эти способности и речь, чтобы

способствовать развитию всех видов памяти.

В дошкольный период память развивается очень интенсивно, поскольку дети

начинают задавать множество вопросов и получают огромное количество

информации. В этот период по скорости развития она опережает другие

способности. Вот чем объясняется легкость, с которой 3-6 летние детишки

запоминают стишки, сказки, считалки, загадки, а также все необычное и красочное.

Элементы произвольной памяти появляются у ребенка к концу дошкольного детства

в тех ситуациях, когда малыш ставит перед собой задачу запомнить и вспомнить.

Это желание надо всячески поощрять, учить кроху запоминанию с помощью игр и

упражнений, контролировать правильность усвоения информации.

Как развивать память у ребенка?

Кроме реализации всех общих условий, способствующих развитию памяти,

стимулировать этот процесс помогут специальные упражнения и игры. Как только

малыш произнес первые слова, с ним можно обсуждать все, что происходит вокруг:

что видели на прогулке, чем занимались утром, что кушали на завтрак, с какими

игрушками возились в песочнице. Сначала, конечно, перечислять все это будут

взрослые, но постепенно кроха присоединится к игре.

Чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок, ребусов - все

это помимо общего развития, прекрасно развивает память. Читая с малышом книгу

или заучивая стишок, мы тем самым развиваем его словесно-смысловую память.

Особое внимание стоит обратить на то, что при чтении дети обычно следят за

сюжетом, пропуская подробности и описание персонажей, явлений, поэтому читать

им одну и ту же сказку, стишок, рассказ придется неоднократно. Затем можно

задавать вопросы о прочитанном: что происходило в сказке? Кто что делал? Как

выглядел? Что плохо, что хорошо? и т.д. Важно, чтобы ребенок рассказывал об

описываемых событиях последовательно и логично. С этим способом развития

памяти слишком поторопиться просто невозможно – уже в 1,5-2 года дети с

удовольствием перечисляют героев стишка или сказки. К 5 годам задачу можно

усложнить, побуждая малыша пересказывать рассказы.

Игры для развития различных видов памяти.

Зрительную память детей 3-6 лет хорошо развивает игра (похожая на «Ящик») под

названием "Найди сам". Для нее необходимо склеить 4 и 3 коробка из-под спичек ,

поставив их друг на друга так, чтобы получились 2 башенки. На первом этапе игры в

один из коробков кладут, например, пуговицу и коробок закрывают. Ребенку

предлагают показать, куда положили пуговицу, в какую из башенок и в какое

отделение. На втором, более сложном этапе, в разные отделения одной из башенок

прячут уже 2 предмета. На третьем этапе предметы убирают в разные башенки, и

ребенку нужно вспомнить, где что лежит. Открывать отделения башенки кроха

может сразу после того, как предмет был спрятан (это развитие кратковременной

зрительной памяти) или, к примеру, через полчаса, а для старшего дошкольного

возраста – на следующий день (развитие долговременной зрительной памяти) .

Для развития ребенка очень важна тактильная память, то есть способность

запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Дети с

высокоразвитым тактильным восприятием реже испытывают трудности в школьном

обучении. Упражнением для тренировки этой памяти может стать игра «Узнай

предмет». Ребенку старшего дошкольного возраста завязывают глаза, и по очереди

кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не

произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как

ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи,

причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность

задания заключается в том, что малышу требуется выполнять 2 мыслительные

операции – узнавание и запоминание. Для детей помладше (2-4 года) существует

упрощенный вариант этой игры – «Чудесный мешочек». В полотняный мешочек

кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку,

пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. И малыш на ощупь должен определять

один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их

свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего

запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки. В старшем

дошкольном возрасте можно развивать тактильную память ребенка, обучая его

завязывать морские узлы (тем более что это помогает и развитию зрительного

пространственного воображения).

Двигательную память детей 3-6 лет развивает игра «Делай, как я». На первом этапе

взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его

телом – поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а

потом просит малыша повторить эти движения. На втором, более сложном этапе,

взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш

совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.

Слуховую память старших дошкольников развивает игра «Чудесные слова».

Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно

получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан,

кошка-собака. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно

выделяются. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а

вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти.

Для развития долговременного запоминания нужно попросить дошколенка

вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса. Дополнительные игры Игра

«Найди куклу» для детей 1,5—4 лет. Ребенок уходит в другую комнату или

отворачивается, а взрослый в это время прячет куклу, потом говорит: Кукла Ляля

убежала. Ах, куда она пропала? Маша, Маша (имя ребенка), поищи, С нашей Лялей

попляши! (А. Ануфриева) Ребенок находит куклу, пляшет с ней. Вместо куклы

можно использовать любую игрушку. Игра «Кто больше запомнит?» для 2-6 летних.

Детям последовательно, одна за другой, показывают картинки с изображением

различных предметов, которые они должны рассмотреть и запомнить, и просят

назвать, кто что вспомнит. Выигрывает тот, кто назовет максимальное количество.

Игра в «Магазин» (для малышей, начиная с 3-х лет) нравится всем детям. Она также

хорошо развивает память, если создает мотив, побуждающий запомнить и

припомнить. Например, ребенок, выступающий в роли покупателя, должен пойти в

«магазин» и «купить»… (называется 3-7 слов). Чем больше слов малыш

воспроизводит правильно, тем большего поощрения он достоин. Для детей старшего

дошкольного возраста подходит игра «Нарисуй фигуру». Ребенку показывают4-6

геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил.

Более сложный вариант – попросить юного художника воспроизвести фигуры,

учитывая их размер и цвет. Игра "Кто знает больше" также предназначена для

старшего дошкольного возраста. Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5

предметов заданной формы или цвета. Например, - 5 круглых предметов, или 5

красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за

отведенное время. Повторы не считаются!

Конечно, предложенные занятия потребуют от взрослых немало времени и сил. А

возможно, и заставят отказаться от каких-то собственных интересов.

Но за это родители будут вознаграждены сторицей. Во-первых, их отпрыск

приобретет репутацию умника, а во-вторых, подобные игры с ребенком подарят

бесценную возможность ненадолго оказаться в волшебной поре детства, познавая

мир вместе со своим малышом.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Детский сад № 316»

Методические рекомендации для родителей:

«Развиваем память у детей дошкольного возраста».

Воспитатель: Корнеева А.М.

Октябрь 2018 г.



В раздел образования