Напоминание

"Буквы и,у,а после ц"


Автор: Курчева Светлана Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Гимназия ДВФУ
Населённый пункт: город Владивосток
Наименование материала: методическая разработка урока в 5 классе по ФГОС
Тема: "Буквы и,у,а после ц"
Раздел: среднее образование





Назад




 Усердней с каждым днем гляжу в словарь. Усердней с каждым днем гляжу в словарь.  В его столбцах мерцают искры чувства….. В его столбцах мерцают искры чувства…..  … … .Нет, не словарь лежит передо мной, .Нет, не словарь лежит передо мной,  А древняя рассыпанная повесть. А древняя рассыпанная повесть.  С. Маршак С. Маршак Эпиграф Эпиграф

Отгадайте загадку.
 Я у дуба, я у зуба, Я у дуба, я у зуба, Я у слов и у цветов. Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту, Я упрятан в темноту, Я не вверх, а вниз расту. Я не вверх, а вниз расту.  - Что это? - Что это?
Корень слова

ЭТИМОЛОГИЯ ЭТИМОЛОГИЯ  От греческого “etymon” – истина и От греческого “etymon” – истина и “logos” - учение) “logos” - учение)  Это наука о происхождении слова. Это наука о происхождении слова.
Корень- часть слова. Слов на свете нам не счесть, в каждом слове корень есть.




Тема урока:

Тема урока:
«КОРЕНЬ СЛОВА» «КОРЕНЬ СЛОВА»
Я, как морфема, очень важна!

Я, как морфема, очень важна!

Слова не может быть без меня!

Слова не может быть без меня!





Солнце Солнце
Солнце Солнце
Этимологический словарик Этимологический словарик  1. Кремль – от древнего «крома» – край, рубеж, граница, огороженное место, 1. Кремль – от древнего «крома» – край, рубеж, граница, огороженное место, безопасное пространство. безопасное пространство.  2. Мешок – от древнего «мех», в нём хранили продукты и жидкость. 2. Мешок – от древнего «мех», в нём хранили продукты и жидкость.  3. Москва – от древнего «москы» – низкое, влажное место, река Москы, отсюда 3. Москва – от древнего «москы» – низкое, влажное место, река Москы, отсюда название селения: москы – Московия – Москва. название селения: москы – Московия – Москва.  4. Народ – от древней основы «род» - все люди, которые народились, люди одного 4. Народ – от древней основы «род» - все люди, которые народились, люди одного племени. племени.  5. Площадь – от древнего «плоске» - плоский, широкий, путём прибавления суффикса 5. Площадь – от древнего «плоске» - плоский, широкий, путём прибавления суффикса -адь-. -адь-.  6. Подушка – от древнего «ухо». Современные слова: наушники, наушничать, ушной. 6. Подушка – от древнего «ухо». Современные слова: наушники, наушничать, ушной.  7. Солнце – от древнего «сол» ( солнце) путём прибавления суффикса, современные: 7. Солнце – от древнего «сол» ( солнце) путём прибавления суффикса, современные: солнце и др. солнце и др.  8. Столица – от древнего «стол», ( престол ), стольный город. 8. Столица – от древнего «стол», ( престол ), стольный город.  9. Страна – общий корень со словом «сторона», близко по значению к словам 9. Страна – общий корень со словом «сторона», близко по значению к словам «пространство», «простор», «простирать». «пространство», «простор», «простирать».
Исторические изменения Исторические изменения
Древнее слово

Современное слово

Что изменилось?
Сол солнце суффикс слился с корнем род народ приставка на слилась с корнем Москы Москва фонетические изменения – по- явилась буква в крома Кремль чередование м//мл стол+иц столица суффикс слился с корнем плоске площадь фонетические изменения
Почему эти слова являются словами Почему эти слова являются словами одного корня? одного корня?

Секреты КОРНЯ:

1.Корень – главная значимая часть слова.

1.Корень – главная значимая часть слова.

2. В корне заключено общее лексическое

2. В корне заключено общее лексическое

значение однокоренных слов.

значение однокоренных слов.

3. Чтобы найти корень слова, нужно подобрать

3. Чтобы найти корень слова, нужно подобрать

однокоренные слова.

однокоренные слова.

4. Однокоренные слова могут быть одной

4. Однокоренные слова могут быть одной

частью речи, а могут относиться к разным

частью речи, а могут относиться к разным

частям речи.

частям речи.






Домашнее задание.

Домашнее задание.

Параграф 5.

Параграф 5.

На выбор:

На выбор:

1. Упражнение 44( базовый уровень)

1. Упражнение 44( базовый уровень)

2. Сочинить лингвистическую сказку о

2. Сочинить лингвистическую сказку о

корне.( повышенный уровень)

корне.( повышенный уровень)

Спасибо за урок! Спасибо за урок!
 И мы сохраним тебя, русская речь, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесём Свободным и чистым тебя пронесём И внукам дадим, и от плена спасём И внукам дадим, и от плена спасём навеки. навеки.


В раздел образования