Автор: Левчагова Галина Витальевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУООШ п.Новый Населённый пункт: Томская область, Первомайский район, п. Новый Наименование материала: разработка урока Тема: Звук (ц) буквы Ц,ц Раздел: начальное образование
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний
Цели: образовательные: -познакомить обучающихся с буквами «Ц, ц» и твёрдым звуком [ц];
-совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом;
-способствовать развитию связной речи, произвольного внимания, наглядно-образного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах.
Формировать УУД
- личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- регулятивные УУД : определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с
поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных
ошибок;
- коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками
совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте,
иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемый результат
Предметные: знать название и начертание буквы Ц;
знать звук, который обозначает буква «ц»; уметь работать с текстом;
уметь читать слова, предложения с изученной буквой.
Личностные:
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с
поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных
ошибок (регулятивные УУД);
уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД);
уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (познавательные УУД
1
Оборудование: презентация к уроку, проектор, экран.
Этап
урока
Содержание учебного материала
Мето-ды
приё-
мы рабо-ты
Формы
органи-
зации
учебной
деятель-
ности
Деятель-
ность
учителя
Деятель-
ность
обучаю-
щихся
Формиро-
ваниеУУ
Д
Актуали-
зация
знаний
и
постано-
вка
пробле-
мы
Слайд №1
1 . М о т и в а ц и о н н ы й
м о м е н т .
Психологический настрой.
На уроке не до шуток
Целых 45 минуток.
Надо быть внимательным,
Слушать обязательно
(учитель)
За работу нам пора,
Сядьте тихо, детвора.
-Сегодня у нас на уроке гости. Они пришли
посмотреть, как вы работаете на уроке и чему
вы уже научились. Поприветствуйте гостей.
--Какой урок мы с вами начинаем? (Урок
чтения).
- Чему мы учимся на уроках чтения? (Мы
знакомимся с новыми буквами, узнаём какие
звуки они обозначают, учимся читать).
Сло-вес-
ный метод
Фронталь
-ная
работа.
Создаёт
мотивацию к
учебной
деятельност
и определяет
содержатель-
ные
р а мк и
урока.
Эмоциона
льный
настрой.
Высказы-
вают
своё
мнение
(учимся
читать,
мыслить,
рассуждат
ь).
Личностные
:
понимают
значение
знаний
для
человека
и
принимают
его;
имеют
желание
учиться;
стремятся
хорошо
учиться;
правильно
идентифици
руют себя с
позиций
школьника
2
- Ребята, я хочу начать урок с загадки:
Есть у радости подруга в виде полукруга.
На лице она живёт.
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть тоска ее боится (Улыбка).
- Подарим друг другу улыбку и начнем урок. Я
желаю, чтобы за время работы на уроке вы
поднялись на ступеньку выше. Успеха вам и
удачи!
2. Актуализация знаний.
- А сейчас проверим ваши полученные знания.
1) Чем отличаются буквы от звуков? (Звуки
мы произносим и слышим, а буквы мы видим и
пишем).
2) На какие две группы можно разделить все
буквы алфавита?
(Все буквы русского алфавита делятся на
гласные, согласные и буквы, которые не
обозначают звука).
3) А, О, У, Ы- что вы знаете об этих гласных?
(Эти гласные обозначают твёрдость
предшествующего согласного звука).
4) Я, Е, Ё, И, Ю- что скажите об этих гласных?
(Эти гласные обозначают мягкость
предшествующего согласного звука).
5) Я. Е, Ё, Ю- чем интересны эти буквы?
(Эти буквы обозначают два звука).
Познавател
ьные:
общеучебны
е –
выстраиваю
т
осознанное
речевое
высказыван
ие в устной
форме по
теме;
логические
–
а н а л и з
объектов
с
целью
выделения
признаков.
3
6) Ь- что знаете об этой букве? ( Показываю
букву ) (Эта буква не обозначает звука,
служит для смягчения согласного звука).
Форму
лирова
ние
темы
урока
Слайд №2
Слайд №3
3
.
Наш урок пройдёт под девизом:
УЧИТЕСЬ ТАЙНУ ОТКРЫВАТЬ
- Сейчас мы вместе определим тему и
поставим цели урока.
- Прочитайте слова на карточках.
ПОТЕРЯЛАСЬ БУКВА, НАЙДИТЕ ЕЁ
ЗАЯ. КУЗНЕ. ОГУРЕ.
Назовите букву,которая потерялась?
-. (На доске (Буква Ц)
-А
теперь
сформулируйте
тему
урока
полностью.
(Тема урок а «Звук [ц] и буква, которая его
обозначает»)
4 .О т т а л к и в а я с ь
от
т е м ы
у р о к а ,
сформулируйте цели нашего урока:
-познакомиться с … звуком и с новой …;
-учиться отличать новые … и … от других
звуков и букв;
-учиться читать … и … с новой
Цель нашей работы такова:
познакомиться
с н о в ы м звуком
и
новой
буквой ;
учиться отличать новые звук и букву от других
Проб-лем-
ная ситуа-
ция.
Организует
р а б о т у
п о
повторению
Побуждает к
высказывани
ю
с в о е г о
мнения.
После ответа
Высказы-
вают
предполо-
жение
Дети
озвучи-
вают
тему
урока,
высказы-
вают
предполож
Регулятив-
ные
учатся
высказы-
вать
своё
предполо-
жение.
Развитие
логическо
го
4
Слайд №4
звуков и букв;
учиться читать слоги , слова и предложения с
новой буквой
учащихся
открывает
название
темы урока.
Помогает
учащимся
поставить
задачи урока
Создаёт
условия для
восприятия
названия
темы урока
ения,
ставят
задачу.
мышления
.
Работа по
знакомст
ву с новой
буквой
и
звуком
Слайд №5
1 .Посмотрите на слайд №5.
3. Выделение звуков. Знакомство с буквой
ц.
Проведем небольшую
исследовательскую работу и выясним, что
это за буква и какие звуки она обозначает.
- А что такое «исследование»? Где мы можем
узнать, что означает это слово?
- «Толковый словарь».
Так, ребята-помощники
Исследование - научный труд . Исследовать,
т. е . подвергнуть изучению, изучить.
Отгадайте загадку
На одной ноге стоит.
В воду пристально глядит.
Фронталь-ная
рабо-та.
Проб-лем-ные воп-
росы
Прак-тиче-ский
Организует
р а б о т у
п о
актуализаци
и знаний по
теме
Развитие
речи
Работают
над
значением
Отвечают
на
вопросы
Дети
работают у
доски
Высказы-
вают
свои
варианты
ответов
Предмет-
ные
Коммуни
ка-
тивные
формиров
а-
ние
готовност
и
к
сотрудни-
че ству
с
другими
людьми.
5
Слайд №6
Слайд №7
Слайд №8
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.
-Кто это? Да, это цапля.
–Произнесите первый звук. (ц)
•
Здесь котята-акробаты,
•
Здесь и клоуны-котята.
•
Через голову - кувырк,
•
Значит, здесь кошачий ...
– цирк .
− Какой первый звук услышали в этом слове?
Что о нем можете сказать?
− Сравните эти два звука. Какой буквой
обозначим звук [ц] ? - Давайте еще раз
произнесем звук и прислушаемся к нему.
- Когда вы произносили звук, воздух
выходил свободно или во рту встретились
преграды? (встретились преграды)
- Что вам мешало произносить звук? ( губы,
зубы, язык)
Вывод: звук [ ц ] - согласный.
- Закройте ушки пальчиками, произнесите
звук.
- Как он звучит: с голосом и шумом или
только с шумом? (только с шумом)
Вывод: звук [ ц ] – глухой.
- Назовите слоги: (на доске) ЦЫ, ЦИ
- Что заметили ? (произносим одинаково)
Вывод: звук [ ц ] - всегда твёрдый.
- Как будем обозначать звук [ ц ] на схеме?
слов.
Создаёт
условия для
психоэмоци-
ональной
разгрузки
учащихся
Дают
характерис
тику звуку.
.
Личностн
ые
развитие
памяти.
Регулятивн
ые:
осуществля
ют контроль
своих
действий;
Познавател
ьные:
общеучебны
е-извлекают
необходиму
ю
информаци
ю из
объяснения
учителя;
логические -
дополняют
и
расширяют
6
(синим квадратиком)
− 3 Общий .ВЫВОД
Буква Ц
обозначает
твёрдый
непарный
звук,
поэтому
буквы Е, И не оказывают на
букву Ц
никакого
влияния,
буква Ц
всегда
читается твёрдо.
Самооценка собственной деятельности на
уроке.
4.Показ буквы.
Найдите место буквы Ц в алфавите. Назовите
соседей буквы. А зачем нам две буквы «Ц, ц»?
-На что похожа буква ц?
Вот такая буква ц:
С коготочком на конце
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
имеющиеся
знания и
представлен
ия о новом
изучаемом
предмете.
7
Физминутка
Я буду называть слова. Когда
вы услышите слово, в котором есть звук [ц]
хлопайте в ладоши, а если звук [с]
поднимайте руки: цветок, свисток, огурцы,
цепочка, сыночка, волосы, голоса, циркуль,
ножницы, солнце, скворцы. (последние два
слова учащиеся должны проанализировать
внимательно ).
Слайды
№9,10,11
Первичное закрепление.
1) Работа с компьютером и электронным
приложением к «Азбуке». ( Буква «Ц»
Просмотр м/ф на диске).
- Посмотрите м/ф, прослушайте внимательно
текст и постарайтесь запомнить слова, в
которых есть звук «ц».
- Придумайте свои слова со звуком [ц], где в
слове стоит этот звук?
Чтение слогов
цо», «цы», «це», «цу», «ца
интерактивеая доска
Вывод:
звук
ц
в с е гд а
твёрдый
Побуждает к
Коммуника
тивные:
принимают
другое
мнение и
позицию,
допускают
существова
ние
различных
точек
зрения.
Познавател
ьные:
общеучебны
е –
выстраиваю
8
Работа по
закрепле-
нию
получен-
ных
понятий
Слайды
№12-13
Формиров
ание
навыков
проектно
й
деятельн
Работа в паре
( «Задания в конвертах»)
Составить звуковую схему слова и слово из
букв
1группа - цапля , Мелков, Саркулова
2 группа - , У вас на столах лежат конверты со
словами. Вы должны их почитать и отобрать
слова соответствующие схеме на вашем
конверте.
(птицы, лицо, огурец, купец, молодец, цирк,
спицы, цветы)
3группа «Доскажи словечко
Ца-
Цо-
Це-
Ци
– Васильева, Фёдоров
Проб-лем-ные воп-
росы
Фронталь
ная
работа.
высказыва-
нию
своего
мнения
Чтение
х о р о м
и
индивидуа
льно.
Работают с
иллюстрац
ией.
т
осознанное
речевое
высказыван
ие в устной
форме по
теме;
логические-
выбор
оснований и
критериев
для
сравнения
объектов.
9
ости.
Буквы
Ц,
ц.
Слайд
№14
Самопроверка
1.Работа в азбуке с. 50-51.
3.Формирование навыков чтения.
Чтение рассказа на странице 50.
- Что изображено на иллюстрации?
- Кто выступает на арене? (высказывания
детей)
• Самостоятельная работа, жужжащее чтение.
• Чтение по цепочке по 1 предложению.
• Чтение за лидером.
• Как можно озаглавить рассказ? (Цирк)
• Как называются люди, которые выступают в
цирке? (Циркачи.)
Чем заняты тигры в цирке?
• Зачитайте, что делают медведи?
• О ком вы еще узнали? Что они делают?
• Какой знак стоит в конце последнего
предложения? Значит, какое предложение?
Прочитайте его выразительно. - Составьте
предложения со словами «арена» и «медведь».
(Медведь выступает на арене цирка.)
- Составьте предложения со словами «манеж»
и «клоун ». (Клоун жонглирует на манеже
Дети
вставляют
б у к в у
в
поезд
Познава-
тельные:
моделиро-
вание
(условные
обозначе-
ния).
Предмет-
ные:
совершен-
ствование
навыка
чтения,
развитие
речи,
расширен
ие
кругозора.
10
цирка
4
.
Физминутка для глаз
-рассказ о цирке.
Во времена Древнего Рима цирком называли
длинную дорожку для состязаний в скорости.
Представление с
наездниками,дрессированными зверями,
акробатами и клоунами,которое мы называем
цирком, появилось много позже. Оно возникло
в 1768 году, когда отставной английский
кавалерист Филипп Астлей оградил канатом
круглую площадку под открытом небом и стал
брать плату у желающих посмотреть на его
мастерство в верховой езде. Предприятие
оказалось удачным ,что вскоре он привлек
других исполнителей и построил закрытый
манеж. Основой первых представлений были
конные номера.
Сколько интересного мы узнали от буквы ц
Сейчас мы будем работать над проектом .
Составим книжку-малышку под названием
Личностны
е: понимают
значение
знаний для
человека и
принимают
его.
Регулятивн
ые:
прогнозиру
ют
результаты
уровня
усвоения
изучаемого
материала.
11
«Буквы Ц, ц».
Распределение ролей. Художник-
оформитель (изготавливает из полосок
цветной бумаги букву Ц). Иллюстратор
(подбирает картинки). Наборщик текста( в
тексте найти слова с буквой ц).
Испытание проекта. Составление
сообщения о букве Ц.
Итог
урока
Слайд
№13
XI. Итог урока. - Молодцы! Вы справились
со всеми заданиями. Давайте подведём итог
нашего урока. - С какой новой буквой мы
познакомились сегодня?- Какой звук
обозначает эта буква?- Дайте
характеристику этому звуку.- Дополнить
предложение: « Я теперь знаю, что …».
Было интересно… Было трудно…
XII. Самооценка учащихся. - СЛАЙД Сейчас
вы посмотрите отрывок из мультфильма, в
названии которого есть звук [ц] « Цветик –
семицветик».
-Сейчас вы тоже выберите себе лепесток: если
все понятно было на уроке –красный, было
трудно- зеленый, ничему не научился – синий.
Загадаете ваше самое заветное желание,
Фрон-
тальная
работа.
Акцентирует
внимание на
конечных
результатах
учебной
деятельност
и
учащихся
на уроке.
Поводят
итог
урока.
Регулятив-
ные
учатся
подводить
итог своей
деятельно
-сти.
12
прикрепите лепестки и. если верить, оно
обязательно сбудется.
Литература.
Горецкий В.Г. , Кирюшкин В. А., Виноградская Л. А. , Бойкина М. В. . «Азбука» - М. : Просвещение, 2011.
Жиренко О. Е., Обухова Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте. Москва, «ВАКО», 2012.
13