Напоминание

Звук (ц) буквы Ц,ц


Автор: Левчагова Галина Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУООШ п.Новый
Населённый пункт: Томская область, Первомайский район, п. Новый
Наименование материала: разработка урока
Тема: Звук (ц) буквы Ц,ц
Раздел: начальное образование





Назад





Тема: Звук [ц], буквы ц, Ц

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний

Цели:
образовательные: -познакомить обучающихся с буквами «Ц, ц» и твёрдым звуком [ц]; -совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом; -способствовать развитию связной речи, произвольного внимания, наглядно-образного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах. Формировать УУД
- личностные:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; -
регулятивные УУД
: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; -
познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемый результат
Предметные: знать название и начертание буквы Ц; знать звук, который обозначает буква «ц»; уметь работать с текстом; уметь читать слова, предложения с изученной буквой. Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (регулятивные УУД); уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД); уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (познавательные УУД 1

Оборудование:
презентация к уроку, проектор, экран.
Этап

урока

Содержание учебного материала

Мето-ды

приё-

мы рабо-ты

Формы

органи-

зации

учебной

деятель-

ности

Деятель-

ность

учителя

Деятель-

ность

обучаю-

щихся

Формиро-

ваниеУУ

Д

Актуали-

зация

знаний

и

постано-

вка

пробле-

мы
Слайд №1
1 . М о т и в а ц и о н н ы й

м о м е н т .

Психологический настрой.
На уроке не до шуток Целых 45 минуток. Надо быть внимательным, Слушать обязательно (учитель) За работу нам пора, Сядьте тихо, детвора. -Сегодня у нас на уроке гости. Они пришли посмотреть, как вы работаете на уроке и чему вы уже научились. Поприветствуйте гостей. --Какой урок мы с вами начинаем? (Урок чтения). - Чему мы учимся на уроках чтения? (Мы знакомимся с новыми буквами, узнаём какие звуки они обозначают, учимся читать). Сло-вес- ный метод Фронталь -ная работа. Создаёт мотивацию к учебной деятельност и определяет содержатель- ные р а мк и урока. Эмоциона льный настрой. Высказы- вают своё мнение (учимся читать, мыслить, рассуждат ь). Личностные : понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; стремятся хорошо учиться; правильно идентифици руют себя с позиций школьника 2
- Ребята, я хочу начать урок с загадки: Есть у радости подруга в виде полукруга. На лице она живёт. То куда-то вдруг уйдет, То внезапно возвратится. Грусть тоска ее боится (Улыбка). - Подарим друг другу улыбку и начнем урок. Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха вам и удачи!
2. Актуализация знаний.
- А сейчас проверим ваши полученные знания. 1) Чем отличаются буквы от звуков? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем). 2) На какие две группы можно разделить все буквы алфавита? (Все буквы русского алфавита делятся на гласные, согласные и буквы, которые не обозначают звука). 3) А, О, У, Ы- что вы знаете об этих гласных? (Эти гласные обозначают твёрдость предшествующего согласного звука). 4) Я, Е, Ё, И, Ю- что скажите об этих гласных? (Эти гласные обозначают мягкость предшествующего согласного звука). 5) Я. Е, Ё, Ю- чем интересны эти буквы?

(Эти буквы обозначают два звука). Познавател ьные: общеучебны е – выстраиваю т осознанное речевое высказыван ие в устной форме по теме; логические – а н а л и з объектов с целью выделения признаков. 3
6) Ь- что знаете об этой букве? (
Показываю

букву
) (Эта буква не обозначает звука, служит для смягчения согласного звука).
Форму

лирова

ние

темы

урока
Слайд №2 Слайд №3
3


.
Наш урок
пройдёт под девизом:
УЧИТЕСЬ ТАЙНУ ОТКРЫВАТЬ

-
Сейчас мы вместе определим тему и поставим цели урока. - Прочитайте слова на карточках. ПОТЕРЯЛАСЬ БУКВА, НАЙДИТЕ ЕЁ
ЗАЯ. КУЗНЕ. ОГУРЕ.
Назовите букву,которая потерялась? -. (На доске (Буква Ц) -А теперь сформулируйте тему урока полностью. (Тема урок а «Звук [ц] и буква, которая его обозначает»)
4 .О т т а л к и в а я с ь

от

т е м ы

у р о к а
, сформулируйте цели нашего урока: -познакомиться с … звуком и с новой …; -учиться отличать новые … и … от других звуков и букв; -учиться читать … и … с новой
Цель нашей работы такова:
познакомиться с
н о в ы м
звуком и новой
буквой
; учиться отличать новые
звук
и
букву
от других Проб-лем- ная ситуа- ция. Организует р а б о т у п о повторению Побуждает к высказывани ю с в о е г о мнения. После ответа Высказы- вают предполо- жение Дети озвучи- вают тему урока, высказы- вают предполож Регулятив- ные учатся высказы- вать своё предполо- жение. Развитие логическо го 4
Слайд №4 звуков и букв; учиться читать
слоги
,
слова
и
предложения
с новой буквой учащихся открывает название темы урока. Помогает учащимся поставить задачи урока Создаёт условия для восприятия названия темы урока ения, ставят задачу. мышления .
Работа по

знакомст

ву с новой

буквой

и

звуком
Слайд №5 1
.Посмотрите на слайд №5.

3. Выделение звуков. Знакомство с буквой

ц.
Проведем небольшую исследовательскую работу и выясним, что это за буква и какие звуки она обозначает. - А что такое
«исследование»?
Где мы можем узнать, что означает это слово? - «Толковый словарь». Так, ребята-помощники
Исследование -
научный труд
. Исследовать,

т. е .
подвергнуть изучению,
изучить.

Отгадайте загадку
На одной ноге стоит. В воду пристально глядит. Фронталь-ная рабо-та. Проб-лем-ные воп- росы Прак-тиче-ский Организует р а б о т у п о актуализаци и знаний по теме Развитие речи Работают над значением Отвечают на вопросы Дети работают у доски Высказы- вают свои варианты ответов Предмет- ные Коммуни ка- тивные формиров а- ние готовност и к сотрудни- че ству с другими людьми. 5
Слайд №6 Слайд №7 Слайд №8 Тычет клювом наугад – Ищет в речке лягушат. -Кто это? Да, это цапля.

–Произнесите первый звук. (ц) • Здесь котята-акробаты, • Здесь и клоуны-котята. • Через голову - кувырк, • Значит, здесь кошачий ... –
цирк
. − Какой первый звук услышали в этом слове? Что о нем можете сказать? − Сравните эти два звука. Какой буквой обозначим звук
[ц]
? - Давайте еще раз произнесем звук и прислушаемся к нему. - Когда вы произносили звук, воздух выходил свободно или во рту встретились преграды? (встретились преграды) - Что вам мешало произносить звук? ( губы, зубы, язык)
Вывод:
звук [ ц ] - согласный. - Закройте ушки пальчиками, произнесите звук. - Как он звучит: с голосом и шумом или только с шумом? (только с шумом)
Вывод:
звук [ ц ] – глухой. - Назовите слоги: (на доске)
ЦЫ, ЦИ
- Что заметили ? (произносим одинаково)
Вывод:
звук [ ц ] - всегда твёрдый. - Как будем обозначать звук [ ц ] на схеме? слов. Создаёт условия для психоэмоци- ональной разгрузки учащихся Дают характерис тику звуку. . Личностн ые развитие памяти. Регулятивн ые: осуществля ют контроль своих действий; Познавател ьные: общеучебны е-извлекают необходиму ю информаци ю из объяснения учителя; логические - дополняют и расширяют 6
(синим квадратиком) −
3 Общий .ВЫВОД
Буква
Ц
обозначает твёрдый непарный звук, поэтому буквы
Е, И
не оказывают на букву
Ц
никакого влияния, буква
Ц
всегда читается твёрдо. Самооценка собственной деятельности на уроке. 
4.Показ буквы.
Найдите место буквы Ц в алфавите. Назовите соседей буквы. А зачем нам две буквы «Ц, ц»?   -На что похожа буква ц?  Вот такая буква ц:  С коготочком на конце  Коготок-царапка,  Как кошачья лапка.   имеющиеся знания и представлен ия о новом изучаемом предмете. 7

Физминутка

Я буду называть слова. Когда

вы услышите слово, в котором есть звук [ц]

хлопайте в ладоши, а если звук [с]

поднимайте руки: цветок, свисток, огурцы,

цепочка, сыночка, волосы, голоса, циркуль,

ножницы, солнце, скворцы. (последние два

слова учащиеся должны проанализировать

внимательно
). Слайды №9,10,11
Первичное закрепление.
1) Работа с компьютером и
электронным

приложением к «Азбуке».
( Буква «Ц» Просмотр м/ф на диске).

- Посмотрите м/ф, прослушайте внимательно текст и постарайтесь запомнить слова, в которых есть звук «ц». - Придумайте свои слова со звуком [ц], где в слове стоит этот звук?
Чтение слогов

цо», «цы», «це», «цу», «ца

интерактивеая доска
Вывод: звук ц в с е гд а твёрдый Побуждает к Коммуника тивные: принимают другое мнение и позицию, допускают существова ние различных точек зрения. Познавател ьные: общеучебны е – выстраиваю 8

Работа по

закрепле-

нию

получен-

ных

понятий
Слайды №12-13
Формиров

ание

навыков

проектно

й

деятельн

Работа в паре
( «Задания в конвертах») Составить звуковую схему слова и слово из букв 1группа -
цапля
, Мелков, Саркулова 2 группа - , У вас на столах лежат конверты со словами. Вы должны их почитать и отобрать слова соответствующие схеме на вашем конверте. (птицы, лицо, огурец, купец, молодец, цирк, спицы, цветы) 3группа «Доскажи словечко Ца- Цо- Це- Ци –
Васильева, Фёдоров
Проб-лем-ные воп- росы Фронталь ная работа. высказыва- нию своего мнения Чтение х о р о м и индивидуа льно. Работают с иллюстрац ией. т осознанное речевое высказыван ие в устной форме по теме; логические- выбор оснований и критериев для сравнения объектов. 9

ости.

Буквы

Ц,

ц.
Слайд №14 Самопроверка
1.Работа в азбуке с. 50-51.

3.Формирование навыков чтения.
Чтение рассказа на странице 50. - Что изображено на иллюстрации? - Кто выступает на арене? (высказывания детей) • Самостоятельная работа, жужжащее чтение. • Чтение по цепочке по 1 предложению. • Чтение за лидером. • Как можно озаглавить рассказ? (Цирк) • Как называются люди, которые выступают в цирке? (Циркачи.) Чем заняты тигры в цирке? • Зачитайте, что делают медведи? • О ком вы еще узнали? Что они делают? • Какой знак стоит в конце последнего предложения? Значит, какое предложение? Прочитайте его выразительно. - Составьте предложения со словами «арена» и «медведь». (Медведь выступает на арене цирка.) - Составьте предложения со словами «манеж» и «клоун ». (Клоун жонглирует на манеже Дети вставляют б у к в у в поезд Познава- тельные: моделиро- вание (условные обозначе- ния). Предмет- ные: совершен- ствование навыка чтения, развитие речи, расширен ие кругозора. 10
цирка
4


.
Физминутка для глаз
-рассказ о цирке. Во времена Древнего Рима цирком называли длинную дорожку для состязаний в скорости. Представление с наездниками,дрессированными зверями, акробатами и клоунами,которое мы называем цирком, появилось много позже. Оно возникло в 1768 году, когда отставной английский кавалерист Филипп Астлей оградил канатом круглую площадку под открытом небом и стал брать плату у желающих посмотреть на его мастерство в верховой езде. Предприятие оказалось удачным ,что вскоре он привлек других исполнителей и построил закрытый манеж. Основой первых представлений были конные номера. Сколько интересного мы узнали от буквы ц
Сейчас мы будем работать над проектом .

Составим книжку-малышку под названием
Личностны е: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивн ые: прогнозиру ют результаты уровня усвоения изучаемого материала. 11

«Буквы Ц, ц».

Распределение ролей. Художник-

оформитель (изготавливает из полосок

цветной бумаги букву Ц). Иллюстратор

(подбирает картинки). Наборщик текста( в

тексте найти слова с буквой ц).

Испытание проекта. Составление

сообщения о букве Ц.

Итог

урока
Слайд №13
XI. Итог урока. - Молодцы! Вы справились

со всеми заданиями. Давайте подведём итог

нашего урока. - С какой новой буквой мы

познакомились сегодня?- Какой звук

обозначает эта буква?- Дайте

характеристику этому звуку.- Дополнить

предложение: « Я теперь знаю, что …».

Было интересно… Было трудно…

XII. Самооценка учащихся. - СЛАЙД
Сейчас вы посмотрите отрывок из мультфильма, в названии которого есть звук
[ц] «
Цветик – семицветик». -Сейчас вы тоже выберите себе лепесток: если все понятно было на уроке –красный, было трудно- зеленый, ничему не научился – синий. Загадаете ваше самое заветное желание, Фрон- тальная работа. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельност и учащихся на уроке. Поводят итог урока. Регулятив- ные учатся подводить итог своей деятельно -сти. 12
прикрепите лепестки и. если верить, оно обязательно сбудется. Литература. Горецкий В.Г. , Кирюшкин В. А., Виноградская Л. А. , Бойкина М. В. . «Азбука» - М. : Просвещение, 2011. Жиренко О. Е., Обухова Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте. Москва, «ВАКО», 2012. 13


В раздел образования