Автор: Бородина Ольга Ивановна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №1
Населённый пункт: с. Петрокаменское, Пригородного р-на, Свердловской обл.
Наименование материала: презентация
Тема: "Методика развития речи дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ
РЕЧИ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Бородина Ольга Ивановна
МБДОУ №1
Музыкальный руководитель
ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
Звуковую
сторону
речи
изучает
раздел
лингвистики под названием «фонетика»
Звуковая система русского
языка.
Звуковые единицы:
Артикуляци
онные
свойства
(
с точки зрения
образования
звука)
Акустические
свойства
языка
(
звучание
)
Перцептивные
качества
(
восприятие
)
Вопросами воспитания звуковой культуры речи занимались
многие педагоги, лингвисты, психологи. По данным их
исследований, именно звуковая сторона языка становится
первостепенным предметом внимания ребёнка.
Интонация
•
Большую роль в изучении грамматики живого языка
играет интонация.
•
Интонацией пояснения, перечисления, законченности
обладают предложения.
•
Интонации повествовательные, вопросительные,
восклицательные, побудительные, способны передать
не только содержание, но и эмоциональную сторону
речи.
•
Именно в дошкольном периоде у ребенка развивается
интонационная сторона речи, что способствует
развитию речевого слуха – ощущение силы звука,
высоты тона, чувство тембра и ритма
Темп речи
•
Темп речи имеет непосредственное отношение к ее
развитию. Повышенная скорость речи дошкольников
связана с недостаточным контролем за своей речью.
•
Темп
речи
взрослых
имеет
так
же
немаловажное
значение для правильного восприятия и понимания
речи детьми.
______________________________________
От
темпа
речи,
ее
громкости,
дикции
во
многом
зависит
понимание
ее
содержания,
сила
и
глубина
воздействия на слушателя.
Ознакомление
детей
со
звуковой
стороной
речи
происходит в играх и упражнениях, где активизируется
словарь ребенка и связная речь. Работа со звучащим
словом наталкивает малыша на экспериментирование,
без которого невозможно в словесное творчество.
Вторая младшая группа
Воспитание
звуковой
культуры
речи
у
детей
3-4
лет
включает
прежде
всего
работу
по
обучению
правильному произношению, при этом важно учитывать
постепенное
усложнение
материала,
его
повторение.
Для
умственного
и
речевого
развития
необходимо
более
пристальное
внимание
уделять
воспитанию
интонационного чутья, дикции, темпа речи, учить детей
слышать, различать и произносить звуки в словах.
Игры:
Ч
е
й
г
о
л
о
с
?
Ч
и
с
т
о
г
о
в
о
р
к
и
Средняя группа
В
пятилетнем
возрасте
у
детей
происходит
становление
монологической
речи,
начинается
активное
употребления
определений, появляется логическое мышление. Но, с другой
стороны,
многие
звуки
они
еще
произносят
плохо,
поэтому
именно в этом возрасте совершенствуются элементы звуковой
системы слова:
темп, дикция, сила голоса и эмоциональная
выразительность.
На
этом
этапе
речевого
развития
ребенка
необходимо
сформировать
и
закрепить
правильное
произношение
всех
звуков родного языка.
•
Детей начинают знакомить с терминами: звук, слово.
•
Важно,
что
в
5
лет
ребенок
должен
так
же
научиться
осознавать
и
оценивать
правильность
собственного
произношения.
•
Особое внимание уделяется развитию выразительности речи,
используя поговорки, потешки, считалки, загадки.
Игры:
Как говорит Таня
Старшая группа
Работа
с
детьми
данного
возраста
–
дальнейшее
совершенствование
речевого
слуха,
закрепления
навыков
четкой, правильной выразительной речи.
Задачи воспитания звуковой стороны речи:
•
Работать
над
звуковыми
и
интонационными
характеристиками речи;
•
Формировать
представление
о
линейных
звуковых
единицах: звук – слог – слово – предложение – текст
•
Научить различать гласные и согласные, звонкие и глухие,
твердые и мягкие.
•
Обучать
звуковому анализу слова: выделение звуков в
начале, конце, средине слова
•
Формировать представление о слоговой структуре слов
•
Учить находить рифмы к словам
Игры
Подготовительная группа
•
В
подготовительной
группе
совершенствуется
звукопроизношение,
дифференциация
свистящих
,
шипящих,
звонких, глухих, мягких, твердых звуков.
•
Продолжается
работа
над
развитием
голосового
аппарата
(скороговорки)
•
Развивается умение изменять интонацию (ласково, сердито и
т.п.)
•
Продолжается развитие звукового анализа слова (вычленять во
фразах ударение)
•
Особое внимание уделяется развитию творческих способностей
детей
с
использованием
интонационной
стороны
речи:
мелодика, темп, ритм, тембр, динамика
Игры
Предлагаемые
игры
нацелены
на
развитие
ориентировки
на
эмоциональную,
смысловую,
грамматическую
и
звуковую
стороны слова.