Напоминание

"Методика развития речи дошкольников"


Автор: Бородина Ольга Ивановна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №1
Населённый пункт: с. Петрокаменское, Пригородного р-на, Свердловской обл.
Наименование материала: презентация
Тема: "Методика развития речи дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ

РЕЧИ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Бородина Ольга Ивановна

МБДОУ №1

Музыкальный руководитель

ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Звуковую

сторону

речи

изучает

раздел

лингвистики под названием «фонетика»

Звуковая система русского

языка.

Звуковые единицы:

Артикуляци

онные

свойства

(

с точки зрения

образования

звука)

Акустические

свойства

языка

(

звучание

)

Перцептивные

качества

(

восприятие

)

Вопросами воспитания звуковой культуры речи занимались

многие педагоги, лингвисты, психологи. По данным их

исследований, именно звуковая сторона языка становится

первостепенным предметом внимания ребёнка.

Интонация

Большую роль в изучении грамматики живого языка

играет интонация.

Интонацией пояснения, перечисления, законченности

обладают предложения.

Интонации повествовательные, вопросительные,

восклицательные, побудительные, способны передать

не только содержание, но и эмоциональную сторону

речи.

Именно в дошкольном периоде у ребенка развивается

интонационная сторона речи, что способствует

развитию речевого слуха – ощущение силы звука,

высоты тона, чувство тембра и ритма

Темп речи

Темп речи имеет непосредственное отношение к ее

развитию. Повышенная скорость речи дошкольников

связана с недостаточным контролем за своей речью.

Темп

речи

взрослых

имеет

так

же

немаловажное

значение для правильного восприятия и понимания

речи детьми.

______________________________________

От

темпа

речи,

ее

громкости,

дикции

во

многом

зависит

понимание

ее

содержания,

сила

и

глубина

воздействия на слушателя.

Ознакомление

детей

со

звуковой

стороной

речи

происходит в играх и упражнениях, где активизируется

словарь ребенка и связная речь. Работа со звучащим

словом наталкивает малыша на экспериментирование,

без которого невозможно в словесное творчество.

Вторая младшая группа

Воспитание

звуковой

культуры

речи

у

детей

3-4

лет

включает

прежде

всего

работу

по

обучению

правильному произношению, при этом важно учитывать

постепенное

усложнение

материала,

его

повторение.

Для

умственного

и

речевого

развития

необходимо

более

пристальное

внимание

уделять

воспитанию

интонационного чутья, дикции, темпа речи, учить детей

слышать, различать и произносить звуки в словах.

Игры:

Ч

е

й

г

о

л

о

с

?

Ч

и

с

т

о

г

о

в

о

р

к

и

Средняя группа

В

пятилетнем

возрасте

у

детей

происходит

становление

монологической

речи,

начинается

активное

употребления

определений, появляется логическое мышление. Но, с другой

стороны,

многие

звуки

они

еще

произносят

плохо,

поэтому

именно в этом возрасте совершенствуются элементы звуковой

системы слова:

темп, дикция, сила голоса и эмоциональная

выразительность.

На

этом

этапе

речевого

развития

ребенка

необходимо

сформировать

и

закрепить

правильное

произношение

всех

звуков родного языка.

Детей начинают знакомить с терминами: звук, слово.

Важно,

что

в

5

лет

ребенок

должен

так

же

научиться

осознавать

и

оценивать

правильность

собственного

произношения.

Особое внимание уделяется развитию выразительности речи,

используя поговорки, потешки, считалки, загадки.

Игры:

Как говорит Таня

Старшая группа

Работа

с

детьми

данного

возраста

дальнейшее

совершенствование

речевого

слуха,

закрепления

навыков

четкой, правильной выразительной речи.

Задачи воспитания звуковой стороны речи:

Работать

над

звуковыми

и

интонационными

характеристиками речи;

Формировать

представление

о

линейных

звуковых

единицах: звук – слог – слово – предложение – текст

Научить различать гласные и согласные, звонкие и глухие,

твердые и мягкие.

Обучать

звуковому анализу слова: выделение звуков в

начале, конце, средине слова

Формировать представление о слоговой структуре слов

Учить находить рифмы к словам

Игры

Подготовительная группа

В

подготовительной

группе

совершенствуется

звукопроизношение,

дифференциация

свистящих

,

шипящих,

звонких, глухих, мягких, твердых звуков.

Продолжается

работа

над

развитием

голосового

аппарата

(скороговорки)

Развивается умение изменять интонацию (ласково, сердито и

т.п.)

Продолжается развитие звукового анализа слова (вычленять во

фразах ударение)

Особое внимание уделяется развитию творческих способностей

детей

с

использованием

интонационной

стороны

речи:

мелодика, темп, ритм, тембр, динамика

Игры

Предлагаемые

игры

нацелены

на

развитие

ориентировки

на

эмоциональную,

смысловую,

грамматическую

и

звуковую

стороны слова.



В раздел образования