Напоминание

Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних


Автор: Белова Анастасия Сергеевна
Должность: магистр заочного отделения
Учебное заведение: ЮУрГУ
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: научная статья
Тема: Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних
Раздел: высшее образование





Назад




КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Белова А.С.

Белова

Анастасия

Сергеевна

магистр

заочного

отделения,

юридический факультет, Южно-Уральский государственный университет,

г. Челябинск.

Аннотация:

на

сегодняшний

день

проблема

преступности

несовершеннолетних грозит серьёзными последствиями как для социальной

перспективы человека, так и для его судьбы в целом. Во взаимоотношении

подрастающего поколения с обществом и государством отслеживаются

фундаментальные изменения, связанные с массовым характером отклонений

в поведении несовершеннолетних. Необходимо проанализировать изменения

В

современных

условиях

имеется

потребность

в

анализе

изменений

и

дополнений

действующего

законодательства

об

ответственности

несовершеннолетних с точки зрения «психологизации»

Ключевые

слова:

Преступность,

предупреждение

преступности,

профилактика преступности несовершеннолетних, полиция, криминология,

зарубежный опыт, правовое воспитание.

В

последние

годы

странами

мирового

сообщества

прилагаются

немалые

усилия

по

созданию

действенной

системы

защиты

прав

и

профилактики

правонарушений

несовершеннолетних.

Однако

на

этом

направлении

остаются

нерешёнными

многие

проблемы,

связанные

с

неблагополучием в семье, распространённостью алкоголизма, наркомании и

безнадзорности,

пробелами

в

законодательстве,

недо статочным

использованием

эффективных

форм

и

методов

международного

сотрудничества. В нашей стране в последнее время во исполнение поручения

Президента

и

Правительства

Российской

Федерации

Министерством

внутренних дел совместно с заинтересованными федеральными органами

исполнительной

власти

осуществлялся

комплекс

организационно-

практических

мероприятий,

которые

направлены

на

повышение

эффективности

профилактики

беспризорности

и

правонарушений

среди

несовершеннолетних,

защиту

их

прав

и

законных

интересов.

Мер,

принимаемых органами внутренних дел и другими субъектами профилактики

по стабилизации криминогенной ситуации в подростковой среде, оказалось

недостаточными.

Общественная

опасность

преступлений,

совершенных

несовершеннолетними растет. Треть из них относятся к категории тяжких и

особо тяжких.

Безусловно, процесс формирования личности несовершеннолетнего

правонарушителя

не

может

определяться

его

возрастными

или

индивидуально-психологическими

характеристиками.

Это

доказывает

тот

факт,

что

подавляющее

большинство

лиц

подросткового

возраста

правонарушений не совершает. Возрастные особенности представляют собой

часть

социальной

характеристики

несовершеннолетних.

Их

нельзя

игнорировать, особенно в воспитательных и профилактических программах,

но

нельзя

и

преувеличивать

их

значение,

противопоставлять

другим

элементам,

определяющим

процесс

социализации

личности.

Возрастные

особенности в зависимости от условий жизни и воспитания только облегчают

или затрудняют формирование определенной поведенческой ориентации, а

применительно к криминальному поведению – формирование и реализацию

соответствующей мотивации. Действительно, проблема воспитания, попав в

стремительное течение либерально-демократических реформ, меняет своё

лицо буквально на глазах. Это грозит серьёзными последствиями как для

социальной перспективы человека, так и для его судьбы в целом. При этом

особенно

настораживает

массовый

характер

отклонений

в

поведении,

заставляющий

предположить

некие

фундаментальные

изменения

во

взаимодействии

подрастающего

поколения

с

обществом

и

государством.

Исследований по проблемам преступности несовершеннолетних проведено

не один десяток только в последние годы. Но, как правило, контингент

несовершеннолетних,

достигших

возраста

уголовной

ответственности,

рассматривается как некая однородная, не разделенная на подгруппы масса.

Следует отметить, что в силу важности каждого, даже годового, периода для

становления личности несовершеннолетнего, необходима более подробная

стратификация

внутри

этого

периода,

необходимо

внут реннее

структурирование

всех

лет

жизни

несовершеннолетнего

по

важным

для

криминологической науки критериям для более эффективного использования

всего арсенала правовых мер воздействия на подростков с противоправным

поведением.

Сотрудники

подразделений

органов

внутренних

дел

по

делам

несовершеннолетних отметили в качестве фактора, отрицательно влияющего

на

состояние

подростковой

преступности,

отсутствие

дифференциации

наказания

несовершеннолетних

преступников

на

основе

учёта

влияния

возрастных

особенностей

на

типовую

степень

общественной

опасности

личности

и

совершённых

ими

деяний.

Воспитание

подрастающего

поколения, способность государства и его институтов удержать молодёжь от

конфликта

с

законом,

разумно

организовать

систему

криминологической

защиты общества от преступности и самой молодёжи – от различного рода

криминогенных воздействий, – всё это относится к важнейшим критериям

зрелости

общества,

мудрости

его

власти,

стабильности

и

надёжности,

перспектив развития страны. Современная преступность складывается под

влиянием не только социально-экономических детерминант и внутренних

закономерностей развития самой преступности, но и под влиянием состояния

системы

социального

контроля

над

ней.

В

период

реформ

эта

система

претерпела

существенные

изменения.

Если

в

дореформенный

период

главную

роль

в

социальном

контроле

над

преступностью

играли

государственные правоохранительные органы, то по мере развития реформ

значительная

часть

криминальной

сферы

вышла

из-под

указанных

форм

социального

контроля.

А.Э.

Жалинский

обращал

внимание

на

опасность

возложения

надежд

на

усиление

мер

уголовной

ответственности

как

на

самостоятельное средство борьбы с преступностью. Уголовная политика и

правоприменительная практика в отношении несовершеннолетних в России

на

протяжении

последних

лет

претерпели

существенные

изменения.

Расширяется применение условного осуждения.

Вместе с тем незначительную эффективность применения института

условного

осуждения

отмечал

профессор

А.С.

Михлин.

По

его

данным,

подавляющее

большинство

лиц,

совершивших

преступление

во

время

отбывания наказания, это условно осуждённые (71,1 %); на втором месте

после

условно

осуждённых

лица,

отбывавшие

иные

наказания

(почти

исключительно осуждённые к исправительным работам – 10,4 %); на третьем

месте – лица, содержащиеся в исправительных колониях общего и строгого

режима (5,6 %); далее следуют лица, находящиеся в колониях-поселениях

(3,6 %). Согласно результатам исследования, учёный пришёл к выводу о том,

что осуждённые неправильно воспринимают условное осуждение и что такой

приговор создаёт у них чувство безнаказанности. «Весь контроль во время

отбывания условного осуждения сводится к тому, что осуждённый раз в

месяц должен «отмечаться», и ещё подростку запрещается поздний выход на

улицу. Только кто же его проконтролирует? Получившие условный срок, как

правило,

нигде

не

работают

и

не

учатся.

И

начинают

верить

в

свою

безнаказанность».

Следует

отметить,

что

в

Федеральном

законе

РФ

«Об

основах

системы

профилактики

безнадзорности

и

правонарушений

несовершеннолетних» нет чёткого подхода к определению характера, видов и

пределов

индивидуально-воспитательного

воздействия,

не

формализованы

критерии,

которыми

могли

бы

руководствоваться

судьи

при

выборе

профилактических

мер

в

отношении

несовершеннолетних

с

различной

степенью

педагогической

запущенности

и

криминальной

пораженности

личности.

В

такой

ситуации

судьи

зачастую

отождествляют

изъятие

несовершеннолетних

правонарушителей

из

опасной

среды

для

оказания

экстренной

социальной

помощи

и

проведение

с

ними

индивидуально-

профилактической работы с уголовно-правовым воздействием. Материалы

профилактического характера, направляемые в суды комиссиями по делам

несовершеннолетних

и

защите

их

прав,

подразделениями

по

делам

несовершеннолетних,

рассматриваются,

как

правило,

с

нарушением

процессуальных сроков, при этом достаточно распространена практика, когда

суды принимают решения, игнорирующие мнение субъектов профилактики.

В

определённой

мере

это

обусловлено

тем,

что

лица,

наделённые

дискреционными полномочиями, не имеют специальных познаний в области

возрастной

педагогики

и

психологии,

ювенального

судопроизводства.

Следует

отметить,

что

большинство

подростков

страдают

хроническими

заболеваниями,

входящими

в

перечень,

исключающий

содержание

их

в

специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа. По тем

же

причинам

не

помещаются

в

эти

учреждения

несовершеннолетние,

освобождённые

от

уголовной

ответственности

в

связи

с

отставанием

в

психическом

развитии,

в

результате

они

остаются

в

рецидивоопасных

условиях без какого бы то ни было коррекционного воздействия и нередко

совершают повторные более тяжкие преступления. Необходимо отметить, что

авторами при анализе действующего законодательства, регламентирующего

применение мер ответственности к малолетним, совершившим общественно

опасные

деяния,

и

к

несовершеннолетним,

совершившим

преступления,

выявлены правовые коллизии, которые не только препятствуют организации

профилактики

противоправного

поведения

несовершеннолетних,

но

и

в

о п р ед е л ё н н о й

м е р е

с п о с о б с т ву ют

з а р ож д е н и ю

и

р а з в и т и ю

антиобщественных ориентаций у подростков. В соответствии с п. 2 ст. 15

Федерального закона «Об основах…» малолетние с общественно опасным

поведением

с

11

лет

могут

быть

помещены

в

с п е ц и а л ь н ы е

общеобразовательные школы закрытого типа. Также в данные учреждения

могут

быть

помещены

несовершеннолетние,

осуждённые

к

лишению

свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого

преступления,

освобождённые

судом

от

наказания.

Такое

помещение

применяется в соответствии с ч. 2 ст. 92 УК РФ как принудительная мера

воспитательного

воздействия.

Следует,

однако,

отметить,

что

перечень

принудительных мер воспитательного воздействия, определённый в ч. 2 ст.

90 УК РФ, не содержит такой меры, как «помещение в специальное учебно-

воспитательное учреждение закрытого типа». В соответствии со ст. 90 УК РФ

несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней

тяжести, может быть освобождён от уголовной ответственности, если будет

признано, что его исправление может быть достигнуто путём применения

принудительных мер воспитательного воздействия:

а) предупреждения;

б)

передачи

под

надзор

родителей

или

лиц,

их

заменяющих,

либо

специализированного государственного органа;

в) ограничения досуга и установление особых требований к поведению

несовершеннолетнего.

Таким

образом,

в

специальном

учебно-воспитательном

учреждении

закрытого типа могут содержаться как малолетние с общественно опасным

поведением, так и несовершеннолетние, совершившие преступления средней,

небольшой тяжести и даже тяжкие преступления – это создание реальных

условий для передачи малолетним «криминального опыта». Соответственно

эффективность мер, применяемых в рамках специального педагогического

подхода к данным категориям несовершеннолетних, практически сведена на

нет.

Более

того,

увеличение

числа

несовершеннолетних

преступников,

помещённых

в

Ростовскую

спецшколу,

привело

к

тому,

что

имеющие

криминальный опыт подростки 15–16 лет создавали группу и вовлекали в неё

малолетних

для

побега.

Особое

значение

в

борьбе

с

преступностью

не совершеннолетних

приобретает

дифференциация

у гол о вн о й

ответственности

и

наказания

несовершеннолетних

правонарушителей

на

основе

учёта

влияния

их

социально-психологических

особенностей,

обусловленных

спецификой

возраста,

на

типовую

степень

общественной

опасности личности и совершаемых ими деяний. В новых исторических

условиях возникло много принципиально новых аспектов дифференциации

ответственности несовершеннолетних, связанных с реализацией личностного

подхода

в

уголовном

праве

с

позиций

законности

и

справедливости.

В

современных

условиях

имеется

потребность

в

анализе

изменений

и

дополнений

действующего

законодательства

об

ответственности

несовершеннолетних с точки зрения «психологизации» их содержания исходя

из

современных

научных

представлений

о

специфике

внутривозрастного

личностного развития несовершеннолетних.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Голубовский

В.Ю.

О

совершенствовании

деятельности

органов

внутренних

дел,

других

субъектов

системы

профилактики

по

предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних /

В.Ю.

Голубовский

//

Защита

прав

и

профилактика

правонарушений

несовершеннолетних

:

материалы

Международной

научно-практической

конференции (26-27 августа 2005 г.). – М., 2006.

2.

Зиядова

Д.З.

Преступность

учащихся

общеобразовательных

учреждений и проблемы её предупреждения / Д.З. Зиядова. – М. : Юристъ,

2005.

3.

Сафин

Ф.Ю.

Теоретические

и

методологические

проблемы

предупреждения корыстной преступности несовершеннолетних : автореф.

дис. … д-ра юрид. наук / Ф.Ю. Сафин. – СПб., 2003.

4.

Газизова

Т.Г.

Криминологическая

характеристика

преступлений

несовершеннолетних, связанных с незаконным оборотом наркотиков, и их

предупреждение : автореф. дис. … канд. юрид. наук / Т.Г. Газизова. – Омск,

2003.



В раздел образования