Напоминание

Владение речью как средством общения и культуры


Авторы: Кузнецова Лилианна Сергеевна, Леонтьева Анна Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ НАО "Детский сад "Росток"
Населённый пункт: г. Нарьян-Мар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Владение речью как средством общения и культуры
Дата публикации: 09.10.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Владение речью как средством общения и культуры

Обучение

составлению

описательных

рассказов

очень

важно

для

развития ребенка, т.к. умение точно, лаконично и образно описывать предмет,

явление

или

картину

является

условием

совершенствования

речи

и

м ы ш л е н и я ,

о б л е г ч а е т

п р о ц е с с

о б м е н а

и н ф о р м а ц и е й .

Одним

из

факторов,

облегчающих

составление

описательных

рассказов, являются схемы.

Сегодня мы остановимся на составлении описательных рассказов по

картине (серии картин).

1.

О п и с а н и е предполагает,

прежде

всего,

называние

объекта,

перечисление

его

свойств,

качеств,

действий

с

ним,

затем

эмоциональную

оценку

говорящего.

Описание

отличает ся

статичностью,

мягкой

структурой,

позволяющей

варьировать,

переставлять местами его компоненты.

Описание

предметных

картин

связное

последовательное

описание

предметов, животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни.

игровой прием «Расскажем кому-то»: «Расскажем кукле», «Что

мы расскажем собачке» (М. Конина).

выбор объекта для описания («Выбери себе щенка и расскажи о

нем» — по картине «Собака со щенятами»).

сочетание

рассматривания

картины

с

показом

игрушки

(«Такой же котенок, петушок; похожий щенок, цыпленок»). Это

можно сделать в виде инсценировки (в гости к детям приходят

кукла, кошка, собачка и разговаривают с ними).

Можно предложить описание любого предмета по выбору.

иногда можно как бы поставить ребенка на место того, кто

нарисован

(«Как

будто

это

мы

гуляем.

Как

будто

эта

наш

котенок»);

образец рассказа по одной картине, а дети рассказывают по

другой

(используются,

например,

картины

из

серии

«Наша

Таня»);

Составление рассказа по вопросам воспитателя: Что это за

предмет? Какого он размера? Какой он формы? Какого он цвета?

Из каких частей и деталей он состоит? Из какого материала он

сделан? (Если он изготовлен руками человека.) Каким образом им

можно манипулировать?

Если это живой предмет, то вопросы будут другими. Для девочки:

имя, возраст, внешний вид (волосы, глаза, нос), одежда, действия.

Для кошки: обобщающее слово, внешний вид, где живет, чем

питается, детеныши, польза для человека.

Составление

описательного

рассказа

по

схеме. Разделы

обычно

соответствуют

предыдущим

вопросам;

можно

использовать готовые схемы Т. А. Ткаченко, можно составить

свои схемы. Пример

рассказа: Это мячик. Он красный, круглый,

маленький. Сделан мяч из резины, поэтому он упругий и хорошо

прыгает. Мячиком играет рыжий котенок.

Составление

описательного

рассказа

по

сенсорным

символам. При составлении рассказа не всегда используются все

символы, так как предмет исследуется не всегда всеми анализато-

рами. Пример

р а с с ка з а :

Это корзина. Она желтая, потемневшая

от времени. Корзина большая и глубокая. Она овальной формы. Когда в

нее запрыгивают котята, корзина протяжно скрипит. Ее сплели из

гладких ивовых прутьев, поэтому она очень прочная.

Составление

описательного

рассказа

по

мнемотаблице.

Мнемотаблицу

можно

заполнять

вместе

с

детьми;

можно

предложить готовую таблицу для составления рассказа; можно

предложить таблицу-загадку. В последнем случае дети должны

отгадать

загадку

и

доказать

свое

мнение

по

каждой

ячейке

таблицы.

Составление

описательного

рассказа

по

цветовым

символам.

Пример

рассказа: На картине нарисована девочка. Ее зовут

Маша. У Маши каштановые волосы и карие глаза. У нее синяя юбочка,

белая с полосками кофточка с красными пуговицами. А на голове

голубые банты.

Составление

сравнительного

рассказа

по

аналогии.

Воспитатель описывает один предмет, а ребенок, по аналогии

выстраивая

фразу,

описывает

другой

либо

самостоятельно

сравнивает два предмета. Пример

рассказа: Посмотрите на

двух котят. Один котенок рыжий, а другой черный. Рыжий котенок

шустрый, игривый, а черный более спокойный. Рыжий котенок играет

мячиком вместе с серым котенком. А черный лакает из блюдца молоко.

Спят котята с мамой-кошкой в корзине на мягкой подстилке. Девочка

поит их молоком.

Параллельное описание педагогом и ребенком двух объектов.

Например, вот как могут быть составлены описания на тему «У

кого

какой

зверь»

(Зрожевская

А.А. Обучение

монологам-

описаниям //Дошкольное воспитание. — 1986. — 12.):

Педагог

Ребенок

У меня утенок

У меня цыпленок

Утенок желтый

И цыпленок желтый

У утенка большие красные лапы

У цыпленка лапки маленькие

Сначала

следует

брать

предметные

картины,

похожие

внешне

и

отличающиеся

незначительным

количеством

признаков.

Затем

можно

использовать сильно различающиеся игрушки (лягушонок и гусенок, медведь

и заяц, курочка и козлик).

1.

Описание сюжетной картины — описание ситуации, не выходящей за

пределы

содержания

картины.

Чаще

всего

это

высказывание

типа

контаминации (дается и описание, и сюжет).

2.

Рассказ

по

последовательной

сюжетной

серии

картин.

Ребенок

рассказывает

о

содержании

каждой

сюжетной

картинки

из

серии,

связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной

последовательности,

логически

связывая

одно

событие

с

другим,

овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина,

конец.

3.

Повествовательный

рассказ

по

сюжетной

картине.

Ребенок

придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От

него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его

в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и

последующие события.

4.

Описание

пейзажной

картины

и

натюрморта,

навеянное

настроением, часто включает элементы повествования.

Составление описательного рассказа

сюжетной

картины,

серии

по

плану. ПЛАН: Квартира. Девочка Маша. Домашние

питомцы. Кормление кошки и котят. Место для сна кошки и котят.

Частичное описание сюжетной

картины, серии. Описание

одной части картины - зала, прихожей и т. п. Можно разделить

рассказы или соединить их в коллективный рассказ. П р и ме р

р а с с к а з а :

На картине изображена квартира. В проем двери видна

часть зала. Напротив двери находится окно. На окне желтые шторы

с зеленым рисунком. На подоконнике много комнатных растений.

Справа от окна стоит прямоугольный журнальный столик. На нем

лежит стопка книг, голубой шерстяной клубок с воткнутыми

спицами и вязание. Над столом висит картина. По обе стороны от

стола стоят мягкие, удобные кресла.

Описание сюжетной картины, серии с помощью схематично

изображенных деталей.

Схематичные детали для описания

На картине изображена квартира (описание окна, стола, кресел). В

прихожей стоит девочка Маша (описание Маши). У нее в руках

тарелка с рыбой для кошки. Кошка трется о Машины ноги (описание

кошки). На полу играют два котенка (сравнительное описание

двух котят). Еще один котенок (описание котенка) пьет из блюдца

молоко. В углу прихожей стоит корзина (описание корзины).

Описание сюжетной картины по памяти с появляющимися

детал я м и . Воспитатель

закрывает

всю

картину,

а

потом

открывает

один

за

другим

фрагменты

картины

и

предлагает

детям описывать их.

Составление

рассказа

по

сюжетной

картине

по

опорным

символическим

изображениям. Девочка,

кошка,

котята,

магазин, рыба, молоко, дом, тарелка, блюдце, корзина.

Опорные

символические

изображения

для

динамического

сюжета

в

старшей

группе

(по

Ушаковой)

Для

закрепления

представлений

о

структуре

рассказа

можно

использовать

модель: круг, разделенный на три части — зеленую (начало),

красную

(середина)

и

синюю

(конец),

по

которой

дети

самостоятельно составляют текст.

Составление рассказа по сюжетной картине по аналогии. Детям

зачитывается рассказ, они по сюжетной картине должны составить

свой рассказ аналогично услышанному. Пример

рассказа: Жил

был мальчик. Его звали Дима. У него жила собачка Жучка. У Жучки было 3

щенка. Все они жили в прихожей, спали на старом одеяле, которое

лежало в углу. Дима кормил щенят и Жучку косточками, колбасой...

Составление рассказа по сюжетной картине по предложениям,

составленным

из

опорных

слов.

Жить,

девочка,

Маша. (Жила

девочка Маша.) Маша, кошка, Мурка. (У Маши была кошка Мурка.)

Мурка, родить, котята ... Маша, кормить, рыба, молоко ... Кошка,

котята, спать, корзина ...

С о с т а в л е н и е

р а с с к а з а

п о

с ю ж е т н о й

к а р т и н е

п о

картографической схеме (методика В. К. Воробьевой).

Маша - кошка.

У девочки Маши жила кошка.

Кошка - котята.

У кошки были котята.

Маша - рыба, молоко. Маша кормила кошек рыбой и молоком.

Рыба - тарелка. Рыбу Маша выкладывала на тарелку.

Молоко - блюдце. Молоко девочка наливала в блюдце.

Кошка котята - корзина. Кошка и котята спали в корзине.

в подготовительной группе (по Ушаковой) составление текста

коллективно (командами). При этом каждый раз изменяются

варианты показа картин. Сначала детям показывается только одна

открытая картина, остальные закрыты. Затем, когда первая группа

детей уже составила рассказ, открывается следующая картина.

Рассказ составляет другая группа (команда) детей. И, наконец,

открываются

все

картины,

и

дети

составляют

коллективный

рассказ.

Варианты

показа

картин

могут

быть

разными:

открывается последняя картина (дети видят, чем заканчивается

сюжет), а затем открываются все остальные; открываются 1, 3 и

5-я картины.

Прием вхождения в картину. Ребенку предлагается поставить

себя на место конкретного объекта, изображенного на картине.

При этом объектом может быть как одушевленный персонаж, так

и неодушевленный предмет (восприятие себя как героя картины

или в качестве объекта с заданной характеристикой).

Для повышения мотивации рассказывания используется прием

«разговор

по

телефону»,

когда

один

ребенок

рассказывает

другому о содержании картины;

Прием

составления

письма

вводит

ребенка

в

игровую

ситуацию. Он заключается в повторении высказываний ребенка

или взрослого и их последующей записи.



В раздел образования