Опыт формирования проф. компетенции 1.6. Консультирование граждан и представителей юр. лиц по вопросам пенсионного обеспечения и соц. защиты на практических занятиях в рамках МДК 01.01
Автор: Тишкова Алена Игоревна Должность: преподаватель специальных дисциплин Учебное заведение: ГБПОУ КК "Армавирский юридический техникум" Населённый пункт: город Армавир, Краснодарский край Наименование материала: методический доклад Тема: Опыт формирования проф. компетенции 1.6. Консультирование граждан и представителей юр. лиц по вопросам пенсионного обеспечения и соц. защиты на практических занятиях в рамках МДК 01.01 Раздел: среднее профессиональное
МДК 01.01 Право социального обеспечения»
Подготовила преподаватель
Тишкова А.И.
Рассмотрен и утвержден
на заседании ЦМК
специальных дисциплин
«
»
2016 г.
Протокол №
Председатель ЦМК
2015-2016 уч. г.
Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего
профессионального
образования
по
специальности
40.02.01 Право и организация социального обеспечения преду-
сматривает освоение обучающимися Профессионального моду-
ля
01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пен-
сионного обеспечения и социальной защиты, в процессе изуче-
ния которого формируются профессиональные компетенции бу-
дущих специалистов, и одной из таких компетенций является ПК
1.6. Консультирование граждан и представителей юридических
лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защи-
ты.
В рамках работы цикловой методической комиссии специ-
альных дисциплин формирование вышеуказанной компетенции
на практических занятиях при изучении МДК 01.01 Право соци-
ального обеспечения осуществляется посредством внедрения
деловых игр в учебно-образовательный процесс, воспроизведе-
ния практических правовых ситуаций по вопросам пенсионного
обеспечения и социальной защиты граждан, что позволяет вдо-
бавок развлечь обучающихся, сделать занятия более живыми,
менее скучными и однообразными.
Игровая
деятельность
заключена
в
действии,
а
ведь
именно действие, способность выбирать решение, находить вы-
ход из сложной ситуации – это то, чего мы ждём сегодня от сту-
дента, будущего специалиста, это то, что мы хотим в нем сфор-
мировать. Для современных педагогов, особенно в условиях
компетентностной модели образования, важно то, что игровая
деятельность дает больше возможностей для развития самосто-
ятельности, творчества, активности и воображения студентов.
Темами деловых игр при изучении МДК 01.01 Право соци-
ального обеспечения для формирования ПК 1.6. Консультирова-
ние граждан и представителей юридических лиц по вопросам
пенсионного обеспечения и социальной защиты являются:
- консультирование граждан и представителей юридиче-
ских лиц по вопросам назначения страховых, накопительных
пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
пособий,
компенсационных
выплат,
иных
видов
социального
обеспечения;
- решение практических ситуаций по порядку осуществле-
ния
социального
обслуживания,
предоставления
социальных
услуг;
- консультирование граждан по вопросам защиты прав в
области социального обеспечения.
В деловых играх по указанным выше темам в начале
игры излагается реальная ситуация по вопросам пенсионного
обеспечения и социальной защиты, студенты сами определяют
необходимые роли и распределяют их между собой. Можно по-
просить студентов мотивировать, почему они выбирают те или
иные роли. Как правило, в игре определяются две стороны:
1 сторона: специалисты органов Пенсионного фонда РФ и
органов и учреждений социальной защиты населения.
2 сторона: граждане или представители юридических лиц,
которые обращаются в соответствующие органы и учреждения
за разъяснением вопросов по пенсионному обеспечению и со-
циальной защите.
Граждане или представители юридических лиц излагают
интересующий
их
вопрос,
а
специалист
соответствующего
уполномоченного органа на основании нормативно-правовых ак-
тов, регулирующих пенсионное обеспечение и социальное об-
служивание граждан, дает содержательный ответ на поставлен-
ный вопрос, приводя при этом правовую аргументацию. Здесь
также
следует
обращать
внимание
студентов
на
то,
что
консультирование должно быть доходчивым, внятным и доступ-
ным для восприятия граждан.
Каждый преподаватель может придумывать всё новые и
новые игры бесконечно. Но следует помнить цели применения
игры на занятии. Это не внешняя занимательность, не стремле-
ние «развеселить» студентов. Используя игру, преподаватель
вносит в учебную аудиторию элементы реальности, позволяет
студентам осознать эту реальность, поработать с нею, освоить-
ся в ней.
Деловая игра, осознанно и целенаправленно обучая сту-
дентов навыкам практической деятельности, решает основные
задачи, среди которых:
1) закрепление приобретенных теоретических знаний в
практической правовой ситуации, их применение в ней;
2) адаптация студентов к условиям и требованиям прак-
тической деятельности юриста;
3) осознанное применение норм профессиональной этики
при возникновении различных конфликтных ситуаций.
Таким образом, деловая игра является активным методом
обучения. Как сказал выдающийся советский педагог-новатор
Василий Александрович Сухомлинский: «Без игры нет, и не мо-
жет
быть
полноценного,
умственного
развития.
Игра
–
это
огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений и понятий. Игра
это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательно-
сти».