Автор: Козачок Людмила Яковлевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУСОШ № 11
Населённый пункт: Североморск
Наименование материала: Фрагмент конспекта урока в режиме проектной деятельности
Тема: Словообразование. Подготовка к сочинению
Раздел: начальное образование
Л.Я.Козачок, учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 11 ЗАТО г. Североморск
Урок в начальной школе в режиме проектной деятельности
Конспект фрагмента урока русского языка (3 класс)
Тема урока: Словообразование. Подготовка к сочинению по материалам наблюдений.
Цель урока: - развивать познавательные способности детей.
Задачи урока:
• развивать познавательный и эстетический опыт, художественный вкус, художественную
зоркость;
• развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и
логическое мышление, внимание, речь;
• формировать коммуникативные навыки.
Все этапы урока подчинены общей теме «Зимние мотивы». На заключительном
этапе урока проводится определение целей проекта, способов и методов исследования,
организация групп.
1.
Беседа.
– Зима – замечательное время года! Недаром русские писатели и поэты воспевают
в своих произведениях великолепие этого чудесного времени. Но каждый видит зиму по-
своему.
А.Пушкин
Мороз и солнце; день чудесный!
…………………………………..
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
И.Суриков
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало, -
Вот пришли морозцы -
И зима настала.
2.
Подготовительный этап, определение целей проекта.
– Немало книг о красоте зимней природы, о зимних забавах, о чудесных зимних
превращениях мы с вами уже прочитали (выставка книг русских писателей и поэтов). А
сегодня я предлагаю вам тоже стать издателями книги и самим попробовать свои силы в
роли писателей, художников, издателей и фотокорреспондентов. Вместе с вами я хочу
начать исследования и попытаться проникнуть в некоторые тайны красоты русской зимы.
Для этого мы с вами сходим в городской парк и выберем те места, о которых бы нам
захотелось рассказать.
– Когда мы закончим нашу работу, то сможем тоже «издать» книгу. В ней будут
ваши рисунки, фотографии, а самое главное – ваши рассказы, а может быть даже и стихи.
3.
Организация групп.
– Зима – искусная чародейка. Она завораживает, пленит, очаровывает и не очень
любит открывать свои тайны. Нам с вами надо
очень постараться, чтобы книга наша
вышла
интересной.
Самое
главное
–
правильно
распределить
свои
силы,
поэтому
подумайте,
какую
работу
по
оформлению
книги
вам
хотелось
бы
выполнить.
Нам
понадобятся такие творческие группы:
Фотокорреспонденты (3-5 человек) – ученики, которые смогут сфотографировать
красоту зимней природы (в дальнейшем все фотографии выведутся на экран и
коллективно выберутся 2-3 снимка, по которым и будут писаться сочинения детьми.
Эти снимки можно поместить в книгу).
Художники (3-5 человек) – это те ребята, которые изучат работы знаменитых
художников, расскажут нам о них и смогут при помощи своих рисунков оформить
ваши сочинения.
Журналисты (две группы по 5 человек) – это учащиеся, которые должны, используя
художественную литературу, журналы, интернет, подобрать: 1 группа – слова и
словосочетания,
2
группа
–
крылатые
фразы,
отрывки
из
стихотворений,
пословицы, которые пригодятся и могут быть использованы всеми ребятами для
написания сочинений.
Издатели
(3-5
человек)
–
люди,
которые
составят
книгу
из
ваших
работ,
а
в
дальнейшем при наличии материала смогут книгу и «переиздать» (добавить работы
ребят).
–
Сейчас
вы
должны
разбиться
на
группы
и
в
составе
каждой
группы
распределить работу на ближайшую неделю – столько времени нам понадобится для
предварительной подготовки.
4.
Итог первого этапа работы над проектом.
– Итак, группы распределены и получают еще одно общее для всех задание –
придумать название нашей книги.
– Я желаю нам всем успеха и надеюсь, что мы своей работой сможем удивить и
порадовать и родителей, и учителей, и ребят других классов и покажем, как прекрасна
русская зима.
Литература:
1.
Саломатина Л.С. Особенности организации проектной деятельности при изучении
русского языка в современной начальной школе // Начальная школа. – 2009. - № 10.
2.
Соколова
Т.Е.,
Ковалева
И.Ю.,
Стрельская
О.А.,
Гурова
С.И.,
Бережнова
Л.Р.,
Оломская Т.М. Построение в начальной школе учебного проекта на основе вопросов
проблемного
характера:
Учебно-методическое
пособие
для
дистанционного
повышения квалификации учителей начальных классов. – Мурманск: МОИПКРОиК,
2008. - 56 с.