Автор: Белиуца Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОО детский сад "Теремок"
Населённый пункт: п.Антропово Костромская обл.
Наименование материала: Проект
Тема: "Сказка к нам приходит"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальная казенная дошкольная образовательная
организация детский сад «Теремок» Антроповского
муниципального района Костромской области.
Воспитатель:
Белиуца Елена Николаевна
2017год
Проект
«Сказка к нам приходит»
Характеристика проекта
Вид проекта: информационно - творческий.
По срокам проведения: среднесрочный– 3 месяца
По составу: групповой
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников,
воспитатели группы, музыкальный руководитель.
Вхождение в тему: В группе появились мнемотаблицы с
графическими изображениями сказок и рядом иллюстрации из книг
русских народных сказок. Дети заинтересовались, что они обозначают,
как это отображается на рисунке.
Активизация слов : театр, ширма, театральное представление, сцена,
зрительный зал, декорации, афиша, кукольный спектакль.
Объект исследования: познавательно-речевое развитие детей
среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс работы по запоминанию и
рассказыванию русских народных сказок с помощью приёмов
мнемотехники.
Актуальность:
В настоящее время одним из главных направлений ФГОС ДО является повышение
качества дошкольного образования, использование эффективного деятельностного
подхода в работе с детьми, использование эффективных технологий, направленных на
развитие познавательно-речевой, коммуникативной активности детей дошкольного
возраста.
Развитие познавательно-речевой активности ребенка дошкольного возраста развивает
детскую любознательность, пытливость ума, формирует на их основе устойчивые
познавательные интересы. Ребенок, как можно раньше должен получить позитивный
социальный опыт реализации собственных замыслов, т.к. возрастающая динамичность
социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных
обстоятельствах.
Проблему повышения познавательно-речевой активности дошкольников широко
исследовали в психологии Выготский, Леонтьев, Ананьев, Беляев, в педагогической
литературе Щукина, Морозова и другие.
Познавательно-речевое развитие ребенка — один из основных факторов становления
личности в дошкольном детстве, определяющий уровень социальных и познавательных
достижений дошкольника — потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, а
также других психических качеств. В дошкольной педагогике инструментом познания
могут стать приёмы мнемотехники. Мнемотехника помогает развивать ассоциативное
мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание,
воображение
Проблема:
Неумение передавать эмоциональный характер героев. Недостаточный словарный запас,
слабо развита связная речь.
Актуальность использования мнемотехники в работе по развитию познавательно-речевой
активности детей дошкольного возраста состоит в том, что:
• во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства
детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к
занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование
приёмом мнемотехники;
• во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс
запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического
использования приемов работы с памятью;
• в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей выделять главное,
систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания. В исследованиях
многих психологов (Л.А.Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность приёмов
мнемотехники детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе лежит
принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим
знаком, предметом, изображением. Дошкольный возраст – это возраст образных форм
сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте,
являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде
всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое).
Для ребёнка сказка всегда была и остаётся не только первым и наиболее доступным
средством познания, но и способом познания социальных отношений, поведения в
ситуациях его повседневной жизни. Сказка удовлетворяет тягу малышу к поступкам, к
необычному, формирует и развивает фантазию.
Учитывая актуальность и практическую значимость использования
мнемотехники в развитии познавательно-речевой активности детей
дошкольного возраста, мной был разработан Проект «Сказка к нам приходит»
по развитию познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста с
использованием приёмов мнемотехники.
Предполагаемый результат.
-Дети познакомятся со многими русскими народными сказками, будут знать их
содержание.
-У детей повысится речевая активность
-Научатся в играх – драматизациях, кукольных театрах, настольных театрах
передавать своего героя.
- У детей будет развиваться познавательная активность, творческие
способности, коммуникативные навыки.
-К проекту будут привлечены родители, что посодействует совместному
творчеству родителей и детей.
Цель проекта:
Создание условий для социально- коммуникативного, познавательно-речевого развития детей дошкольного
возраста через театрализованную деятельность с использованием приема мнемотехники.
Задачи проекта:
Обучающие:
-
Создать условия для расширения представления детей об окружающем мире.
-Упражнять в умении драматизировать небольшие сказки.
-Обогащать и расширять словарный запас детей
-
Создавать условия для развития умений запоминать и пересказывать небольшие произведения с помощью
приёмов мнемотехники, совершенствовать диалогическую речь
-
Продолжать формирование интереса к русским народным сказкам, способствовать накоплению
эстетического опыта, обсуждая литературные произведения
.
Развивающие:
-
Развивать исполнительские навыки: ролевого воплощения, умения действовать в воображаемом плане.
Продолжать развивать артикуляционный аппарат, работать над дикцией, совершенствовать отчетливое
произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи.
- Развивать навыки самостоятельности для преодоления у детей робости, застенчивости, неуверенности.
- Развивать продуктивную изобразительную деятельность детей.
Воспитательные:
-
Формировать навыки сотрудничества, воспитывать чувство дружбы и коллективизма.
-Воспитывать культуру речи.
В работе с родителями:
- Повышать компетентность родителей по вопросам познавательно-речевого развития детей среднего
дошкольного возраста.
- Активно включать родителей в образовательный процесс.
Оборудование и материалы:
Иллюстрации к сказкам, разные виды
театра, мнемотаблицы по сказкам, атрибуты для музыкальных и
дидактических игр, музыкальное сопровождение к драматизациям сказок,
элементы костюмов к играм драматизациям по сюжетам сказок,
материалы для продуктивной деятельности.
Методы и формы работы:
Наглядный, игровой, словесный,
практический.
Наглядный метод: рассматривание иллюстраций, показ разных видов
театра (педагогом).
Словесный: чтение и обсуждение художественной литературы, беседы,
разучивание произведений устного народного творчества,
разгадывание загадок.
Практические методы: организация продуктивной деятельности,
дидактических игр, инсценировки сказок, совместные игры.
Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и
дополняют друг друга, позволяя воспитателю дать детям знания,
помочь освоить умения и навыки, развить речь, внимание, память,
воображение, творческое способности.
Содержание проекта.
Для развития познавательно-речевых способностей в проекте задействованы разнообразные
виды деятельности: игровая, двигательная, изобразительная, музыкальная, познавательно-
исследовательская, конструирование. Работа проходит на протяжении всего образовательного
процесса нахождения ребёнка в детском саду.
Обучение пересказу литературных произведений начинаю со знакомых сказок: «Колобок»,
«Теремок», при этом используется приём совместного рассказа.
Схема обучения пересказу сказки:
1.Рассказывание сказки с одновременным показом настольного театра.
2. Повторный рассказ воспитателя с детьми. Воспитатель начинает фразу, дети продолжают.
Например, Жили-были дед…(и баба) .Дети находят на столе предметные картинки или мне-
моквадраты с цветным изображением героев сказки, раскладывают их в правильной
последовательности.
3.Показ иллюстраций, воспитатель обращает внимание на героев сказки и дети учатся
описывать их внешний вид, действия. Используется приём художественного слова: читаются
потешки, песенки на тему сказки.
4. Работа по использованию мнемотаблиц состоит из 3 этапов:
1 этап : Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации: символы в образы.
3 этап: После кодирования осуществляется пересказ сказки с помощью взрослого...
Для детей среднего дошкольного возраста даём цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются
в памяти отдельные образы: колобок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая.
5. Привлечение детей к обыгрыванию сказки
Этапы выполнение проекта:
-1 этап - предварительный:
1.Постановка целей, определение актуальности и
значимости проекта.
2.Подбор методической литературы для реализации
проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.).
3. Подбор наглядно-дидактического материала.
4. Создание альбома «Театр»
5. Организация развивающей среды в группе.
6. Создание условий для продуктивной деятельности.
7. Разработка сценария развлечения « В гостях у сказки»
8.Консультации для родителей «Мнемотехника как одна из
эффективных и творческих методик в развитии речи детей
дошкольного возраста», «Воспитание сказкой», «Как
устроить домашний театр для детей».
-2 этап - основной
Дата
Работа с детьми
Работа с родителями
Совершенствование
предметно -
развивающей среды
Сентябрь
1. Чтение русской народной
сказки «Колобок».
2.Рассматривание альбома
«Театр»
3. Показ пальчикового театра
«Колобок».
4. Игра-пазлы «Колобок».
5. Вспомним сказку по коллажу.
6. Рассказывание детьми сказки
«Колобок» с помощью
мнемотаблицы.
7.Артикуляционная сказка
«Колобок»
8. Рисование «Встреча лисы и
колобка».
9.Подвижная игра «Колобок».
10.Музыкально- дидактическая
игра «Колобок»
Консультация для
родителей
«Воспитание сказкой»
Анкетирование
родителей.
Выставка
художественной
литературы к сказке
«Колобок»
Изготовление
атрибутов к сказке
«Колобок»
Дата
Работа с детьми
Работа с
родителями
Совершенствов
ание предметно
- развивающей
среды
Октябрь
1.Чтение русской народной сказки
«Три медведя»
2. «Отгадай загадку» (отгадывание
загадок о героях сказки).
3. Слушание аудиозаписи сказки
«Три медведя»
4. Вспомним сказку по коллажу.
5. Рассказывание детьми сказки «Три
медведя» с помощью мнемотаблицы.
6. Этюды по сказке «Три медведя»
7.Драматизация сказки «Три
медведя»
8.Лепка «Миска для мишутки»
9.Дидактическая игра «Наряди
мишутку»
10.Подвижная игра «Медведь и
пчёлы».
Семинар –
практикум
«Мнемотехника
как одна из
эффективных и
творческих
методик в
развитии речи
детей
дошкольного
возраста»
Консультация
«Как устроить
домашний театр
для детей»
Фотовыставка
драматизации
сказки «Три
медведя»
Дата
Работа с детьми
Работа с
родителями
Совершенств
ование
предметно -
развивающей
среды
Ноябрь
1. Чтение русской народной сказки
«Петушок и бобовое зёрнышко».
2.Показ кукольного театра «Петушок и
бобовое зёрнышко».
3. Ознакомление с малыми
фольклорными формами: потешки о
животных.
4. Музыкальная дидактическая игра
«Угадай и покажи»
5.Рассказывание детьми сказки
«Петушок и бобовое зёрнышко» с
помощью мнемотаблицы.
6.Эстафета «Петушки».
7.Дидактическое упражнение «Игра с
бобами»
Предложить
родителям
принять участие
вместе с детьми
выставке
рисунков «Мои
любимые
сказочные герои»
Привлечение
родителей к
изготовлению
костюмов для
развлечения «В
гостях у сказки»
Оформление
выставки
рисунков
«Мои
любимые
сказочные
герои»
-3 этап- заключительный
1.Развлечение «В гостях у сказки»
2.Планы на расширение проекта по использованию приёмов
мнемотехники в работе с детьми в дальнейшем.
В процессе реализации проекта «Сказка к нам приходи»:
-повысился интерес детей к познавательной деятельности, дети будут охотно включались в
образовательный процесс;
-повысилась творческая активность детей: они с удовольствием участвовали в
драматизации сказок;
-у детей увеличится круг знаний об окружающем мире;
-появилось желание пересказывать сказки, придумывать свои сюжеты;
- активизировалась речь детей, обогатился словарный запас
- дети с интересом смотрят театральные постановки других и с удовольствием
воспроизводят их в своей игровой деятельности;
-родители активно включились в образовательную деятельность группы, интересуются
развивающими технологиями работы с детьми дошкольного возраста.
-
Оценка результатов и отчетность: