Напоминание

"Урок - викторина как одна из форм групповой учебно-познавательной деятельности обучающихся различных возрастных групп"


Автор: Печкурова Елена Анатольевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ СОШ №17
Населённый пункт: г.о. Подольск Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Урок - викторина как одна из форм групповой учебно-познавательной деятельности обучающихся различных возрастных групп"
Раздел: полное образование





Назад




Урок - викторина как одна из форм групповой учебно-познавательной деятельности

обучающихся различных возрастных групп

(Из опыта работы)

Печкурова Елена Анатольевна, учитель английского языка

МОУ СОШ №17 Г.о. Подольск, Московская область

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я

усваиваю”.

Важнейшей задачей обучения английскому языку является развитие личности школьника,

способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации, развитие творческих

способностей.

Научить учиться и научить думать, научить ставить цели и грамотно действовать в

выбранном направлении – вот задача современной школы. Нетрадиционные формы урока

можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения

эффективности обучения возможности свести воедино и осуществить на практике все

принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.

В современной дидактике выделяют 19 типов уроков по способу реализации их идеи и

целесообразности:

1) урок ознакомления с новым материалом;

2) урок закрепления изученного;

3) урок применения знаний и умений;

4) урок обобщения и систематизации знаний;

5) урок проверки и коррекции знаний и умений;

6) комбинированный урок;

7) урок-лекция;

8) урок-семинар;

9) урок-зачёт;

10) урок-практикум;

11) урок-экскурсия;

12) урок-дискуссия;

13) урок-консультация;

14) интегрированный урок;

15) театрализованный урок;

16) урок-соревнование;

17) урок с дидактической игрой;

18) урок - деловая игра;

19) урок - ролевая игра.

Большую

роль

в

поддержании

и

сохранении

интереса

к

предмету,

развитию

познавательной

деятельности

принадлежит

таким

нестандартным

формам

урока.

В

своей

практике

использую

уроки

путешествия,

викторины,

праздники,

интегрированные уроки. Мне бы хотелось остановиться на уроке-соревновании. Основа

данного вида урока – это соревнование между командами при ответах на вопросы и (или)

выполнение

задания,

предложенного

учителем.

К

урокам-соревнованиям

относятся:

викторина, бой (баттл), поединок, эстафета, КВН, брейн-ринг и другие соревнования,

основанные на известных играх. Я хотела бы рассмотреть урок-викторину и его место в

образовательном процессе.

Викторина сочетает в себе элементы познавательной игровой деятельности. Наличие

элемента игры-соревнования в викторине отвечает потребностям различных возрастных

групп обучающихся: для младших школьников – в коллективных игровых сопереживаниях,

для учеников среднего школьного возраста – в самоутверждении и в самовыражении, для

старшеклассников

в

установлении

положительных

межличностных

отношений

и

приобретении личностно значимых знаний.

Викторина, как форма групповой работы на уроках английского языка и внеурочных

мероприятиях, обладает большими возможностями:

Поддержание

и

повышение

учебной

мотивации

к

изучению

английского

языка;

создание

благоприятных

условий

для

раскрытия

личностного

потенциала

обучающихся;

использование

возможностей

межличностной

коммуникации

обучающимися;

воспитание

толерантности

по

отношению

друг

к

другу;

развитие

умений

сотрудничать, проявлять смекалку, эрудицию, убеждать и соотносить свои действия с

действиями своих товарищей;

контроль

знаний

обучающихся

(лексико-грамматического,

страноведческого

материала);

закрепление изученного языкового и тематического материала;

углубление знаний обучающихся по теме;

раскрытие индивидуальных и творческих способностей обучающихся;

сплочение детского коллектива.

С т р у к т у р а

в и к т о р и н ы

з а в и с и т

о т

в о з р а с т а

у ч е н и ко в ,

у р о в н я

и х

языковой

подготовки,

отношений

в

учениче ском

коллективе,

н а л и ч и я

дидактического

материала,

конкретных

условий

проведения

викторины,

а

главное, от выдумки, творческого подхода учителя и учащихся. Тематику викторины, ее

цель намечает и планирует учитель. Количество участников в группе зависит от возраста и

решаемой задачи.

Но для младших школьников – это не более 5 человек, для основной – 5-6, а старшей

школы – 5-8.

Особого внимания требует подбор детей в группы. Объединять надо с учетом их личных

и интеллектуальных склонностей.

Несомненно, это так!

Но заметила, что самому

слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый, доброжелательный

партнер. У группы должна быть ориентация только на мыслительную работу.

От умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму

проведения

занятия

зависит

во

многом

эффективность

учебного

процесса.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес

обучающихся к изучаемому предмету, но и развивать творческие способности учителя.

Для проведения нетрадиционных уроков учителю необходимо:

- быть технически грамотным специалистом;

- быть в курсе всех событий в образовании;

-

сделать

процесс

обучения

более

наглядным,

доступным,

увлекательным,

информативным;

- активизировать творческую деятельность обучающихся.

Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль.

Литература.

1.Кудашова М.А. К Вопросу о мотивах изучения иностранного языка учащимися старших

классов. – Иностранные языки в школе, 1975, № 5.

2. Леонтьев А.А. Эмоционально – волевые процессы в овладении иностранным языком. –

Иностранные языки в школе, 1975, № 6.

3. Медведева О.И. Творчество учителя на уроках английского языка. – М.: Просвещение,

2012.

4. Livingstone С. «Role Play in Language Learning». – М.: Высшая школа, 2008.

5. Maley А., Duff А. Drama Techniques in Language Learning. – M.: Prosweshcheniye, 2011.



В раздел образования