Автор: Печкурова Елена Анатольевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ СОШ №17
Населённый пункт: г.о. Подольск Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Урок - викторина как одна из форм групповой учебно-познавательной деятельности обучающихся различных возрастных групп"
Раздел: полное образование
Урок - викторина как одна из форм групповой учебно-познавательной деятельности
обучающихся различных возрастных групп
(Из опыта работы)
Печкурова Елена Анатольевна, учитель английского языка
МОУ СОШ №17 Г.о. Подольск, Московская область
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я
усваиваю”.
Важнейшей задачей обучения английскому языку является развитие личности школьника,
способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации, развитие творческих
способностей.
Научить учиться и научить думать, научить ставить цели и грамотно действовать в
выбранном направлении – вот задача современной школы. Нетрадиционные формы урока
можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения
эффективности обучения возможности свести воедино и осуществить на практике все
принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.
В современной дидактике выделяют 19 типов уроков по способу реализации их идеи и
целесообразности:
1) урок ознакомления с новым материалом;
2) урок закрепления изученного;
3) урок применения знаний и умений;
4) урок обобщения и систематизации знаний;
5) урок проверки и коррекции знаний и умений;
6) комбинированный урок;
7) урок-лекция;
8) урок-семинар;
9) урок-зачёт;
10) урок-практикум;
11) урок-экскурсия;
12) урок-дискуссия;
13) урок-консультация;
14) интегрированный урок;
15) театрализованный урок;
16) урок-соревнование;
17) урок с дидактической игрой;
18) урок - деловая игра;
19) урок - ролевая игра.
Большую
роль
в
поддержании
и
сохранении
интереса
к
предмету,
развитию
познавательной
деятельности
принадлежит
таким
нестандартным
формам
урока.
В
своей
практике
использую
уроки
–
путешествия,
викторины,
праздники,
интегрированные уроки. Мне бы хотелось остановиться на уроке-соревновании. Основа
данного вида урока – это соревнование между командами при ответах на вопросы и (или)
выполнение
задания,
предложенного
учителем.
К
урокам-соревнованиям
относятся:
викторина, бой (баттл), поединок, эстафета, КВН, брейн-ринг и другие соревнования,
основанные на известных играх. Я хотела бы рассмотреть урок-викторину и его место в
образовательном процессе.
Викторина сочетает в себе элементы познавательной игровой деятельности. Наличие
элемента игры-соревнования в викторине отвечает потребностям различных возрастных
групп обучающихся: для младших школьников – в коллективных игровых сопереживаниях,
для учеников среднего школьного возраста – в самоутверждении и в самовыражении, для
старшеклассников
–
в
установлении
положительных
межличностных
отношений
и
приобретении личностно значимых знаний.
Викторина, как форма групповой работы на уроках английского языка и внеурочных
мероприятиях, обладает большими возможностями:
Поддержание
и
повышение
учебной
мотивации
к
изучению
английского
языка;
создание
благоприятных
условий
для
раскрытия
личностного
потенциала
обучающихся;
использование
возможностей
межличностной
коммуникации
обучающимися;
воспитание
толерантности
по
отношению
друг
к
другу;
развитие
умений
сотрудничать, проявлять смекалку, эрудицию, убеждать и соотносить свои действия с
действиями своих товарищей;
контроль
знаний
обучающихся
(лексико-грамматического,
страноведческого
материала);
закрепление изученного языкового и тематического материала;
углубление знаний обучающихся по теме;
раскрытие индивидуальных и творческих способностей обучающихся;
сплочение детского коллектива.
С т р у к т у р а
в и к т о р и н ы
з а в и с и т
о т
в о з р а с т а
у ч е н и ко в ,
у р о в н я
и х
языковой
подготовки,
отношений
в
учениче ском
коллективе,
н а л и ч и я
дидактического
материала,
конкретных
условий
проведения
викторины,
а
главное, от выдумки, творческого подхода учителя и учащихся. Тематику викторины, ее
цель намечает и планирует учитель. Количество участников в группе зависит от возраста и
решаемой задачи.
Но для младших школьников – это не более 5 человек, для основной – 5-6, а старшей
школы – 5-8.
Особого внимания требует подбор детей в группы. Объединять надо с учетом их личных
и интеллектуальных склонностей.
Несомненно, это так!
Но заметила, что самому
слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый, доброжелательный
партнер. У группы должна быть ориентация только на мыслительную работу.
От умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму
проведения
занятия
зависит
во
многом
эффективность
учебного
процесса.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес
обучающихся к изучаемому предмету, но и развивать творческие способности учителя.
Для проведения нетрадиционных уроков учителю необходимо:
- быть технически грамотным специалистом;
- быть в курсе всех событий в образовании;
-
сделать
процесс
обучения
более
наглядным,
доступным,
увлекательным,
информативным;
- активизировать творческую деятельность обучающихся.
Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль.
Литература.
1.Кудашова М.А. К Вопросу о мотивах изучения иностранного языка учащимися старших
классов. – Иностранные языки в школе, 1975, № 5.
2. Леонтьев А.А. Эмоционально – волевые процессы в овладении иностранным языком. –
Иностранные языки в школе, 1975, № 6.
3. Медведева О.И. Творчество учителя на уроках английского языка. – М.: Просвещение,
2012.
4. Livingstone С. «Role Play in Language Learning». – М.: Высшая школа, 2008.
5. Maley А., Duff А. Drama Techniques in Language Learning. – M.: Prosweshcheniye, 2011.