Напоминание

Учебный курс "Золотая ракетка"


Автор: Тихонова Лариса Даниловна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Алтанская СОШ"
Населённый пункт: село Елечей Республика Саха Якутия
Наименование материала: учебная программа
Тема: Учебный курс "Золотая ракетка"
Раздел: среднее образование





Назад




1. Пояснительная записка

Включение в учебные планы физической культуры общеобразовательных учреждений

настольного тенниса, как одного из средств физического развития продиктовано объективной

необходимостью

повышения

роли

физической

культуры

в

воспитании

современных

школьников,

укреплении

их

здоровья,

увеличения

объема

двигательной

активности

обучающихся,

развития

их

физических

качеств

и

совершенствования

физической

подготовленности, привития навыков здорового образа жизни.

Целью

программы

является

формирование

разносторонне

гармонически

физически

развитой

личности,

готовой

к

активной

творческой

самореализации

в

пространстве

общечеловеческой культуры; использование средств настольного тенниса для укрепления и

сохранения

собственного

здоровья,

воспитания

ответственности

и

профессионального

самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями в организации здорового

образа жизни.

В рамках реализации этой цели программа по настольному теннису для обучающихся

начальной школы будет способствовать решению следующих задач:

1.

Формирование здорового образа жизни средствами настольного тенниса.

2.

Развитие

основных

физических

качеств,

формирование

жизненно

важных

двигательных умений и навыков.

3.

Укрепление

и

сохранение

здоровья,

развитие

специальных

психофизических

качеств

(реакция,

внимание,

мышление),

воспитание

гармонично-развитой

личности,

нацеленной

на

многолетнее

сохранение

высокого

уровня

общей

работоспособности.

4.

Воспитание положительных качеств личности, коллективного взаимодействия и

сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

С этой точки зрения упражнения с мячом и ракеткой, а так же обучение основам игры в

настольный

теннис

представляет

особый

интерес,

т.к.

в

процессе

занятий

формируются

жизненно

важные

двигательные

умения

и

навыки,

приобретаются

специальные

знания,

воспитываются физические и морально- волевые качества.

Программа раскрывает методические особенности обучения игре в настольный теннис в

общеобразовательном учреждении.

Для занятий

по предлагаемой программе

не требуются специализированные залы –

подходят

любые

ровные

поверхности,

такие

как

школьный

двор,

игровая

площадка

или

спортивный зал. Можно играть пластмассовыми или деревянными ракетками. Вместо сетки

1

может использоваться веревка или лента. В качестве стола может быть использован стол любого

размера с ровной поверхностью. Можно использовать специальные детские столы настольного

тенниса

размером

1/4

и

1/3

от

стандартного

стола

настольного

тенниса,

выпускаемые

спортивной промышленностью.

Новизна данной программы заключается в том, что впервые основные этапы начального

обучения настольному теннису адаптированы для преподавания в полных классах начальной

общеобразовательной

школы.

Разработана

система

поэтапного

обучения

и

контроля,

в

результате которой дети получают расширенное представление об игре в настольный теннис,

овладевают

основными

навыками

игры,

осваивают

счет,

а

по

окончании

обучения

могут

самостоятельно играть в настольный теннис.

2. Общая характеристика внеаудиторного курса

Гармоничное развитие обучающихся, всестороннее совершенствование их двигательных

и психо-физиологических способностей, укрепление здоровья, привитие навыков, позволяющих

в

дальнейшем

заниматься

спортом

всю

жизнь,

поддерживая

тем

самым

свое

физическое

состояние – главная цель обучения детей настольному теннису в школе.

Широкая

возможность

вариативности

нагрузки

и

ее

направленности

позволяют

использовать настольный теннис как рекреационное и реабилитационное средство в группах

общей физической подготовки и на занятиях в специальной медицинской группе.

3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностные

результаты

отражаются

в

индивидуальных

качественных

свойствах

обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая

культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении

обучающихся

к

занятиям

двигательной

(физкультурной)

деятельностью,

накоплении

необходимых

знаний,

а

также

в

умении

использовать

занятия

настольным

теннисом

для

удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых

результатов в физическом совершенстве. При занятиях настольным теннисом стимулируется

работа

сердечно-сосудистой

системы,

развивается

выносливость,

скоростно-силовые

и

скоростные

способности,

укрепляются

крупные

мышц

рук,

плеч,

ног.

Настольный

теннис

развивает

такие

жизненно

важные

качества

как

реакция

на

движущийся

объект,

реакция

антиципации

(предугадывания),

быстрота

мышления

и

принятия

решений

в

неожиданно

2

меняющихся

игровых

условиях,

концентрация

внимания

и

распределение

внимания,

что

существенно сказывается на умственной деятельности и процессе обучения. Происходит общее

укрепление и оздоровление организма. Дети учатся понимать собственное тело, управлять им,

что помогает избежать травмоопасных ситуаций на переменах и при всех видах физической

активности. Соревновательный элемент в настольном теннисе способствует развитию личности

ребенка, в частности качеств лидера, воспитывает целеустремленность и бойцовские качества.

Настольный теннис позволяет выразить себя как индивидуально, так и как игрока команды.

Способствует развитию уверенности в себе, умению ставить и решать двигательные задачи.

Через усвоение теннисного этикета служит прекрасным средством коммуникативного общения,

развивает навыки сотрудничества и взаимопонимания.

Метапредметные

результаты

характеризуют

уровень

сформированно сти

качественных

универсальных

способностей

обучающихся,

проявляющихся

в

активном

применении

знаний

и

умений

в

познавательной

и

предметно-практической

деятельности.

Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с

освоением

программного

материала

других

образовательных

дисциплин,

универсальные

способности потребуются как в рамках образовательного процесса - умение учиться, так и в

реальной повседневной жизни обучающихся.

В области физической культуры:

- владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений на базе

овладения упражнений с мячом и ракеткой, активное использование настольного тенниса в

самостоятельно

организуемой

спортивно-оздоровительной

и

физкультурно-оздоровительной

деятельности;

-

владение

способами

наблюдения

за

показателями

индивидуального

здоровья,

физического

развития,

использование

этих

показателей

в

организации

и

проведении

самостоятельных форм занятий по настольному теннису.

Предметные

результаты

характеризуют

опыт

обучающихся

в

творче ской

двигательной

деятельности,

которые

приобретаются

и

закрепляются

в

процессе

освоения

учебного

предмета

«Физическая

культура».

Приобретаемый

опыт

проявляется

в

освоении

двигательных умений и навыков, умениях их применять при решении практических задач,

связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий по настольному теннису.

В области познавательной культуры:

3

- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных

возможностях

организма,

способах

профилактики

заболеваний

средствами

физической

культуры, в частности настольного тенниса;

В области нравственной культуры:

-

способность

управлять

своими

эмоциями,

проявлять

культуру

общения

и

взаимодействия

в

процессе

занятий

физической

культурой,

игровой

и

соревновательной

деятельности в настольном теннисе;

- владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий

физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и

доброжелательного отношения к окружающим, самообладанием при проигрыше и выигрыше.

В области трудовой культуры:

-

умение

содержать

в

порядке

спортивный

инвентарь

и

оборудование,

спортивную

одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.

В области эстетической культуры:

- умение длительно сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения

и передвижений;

- умение передвигаться и выполнять сложно координационные движения красиво легко и

непринужденно.

В области коммуникативной культуры:

- владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить

адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой

деятельности.

В области физической культуры:

- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег,

прыжки, и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;

- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений, технических

действий

в

настольном

теннисе,

а

также

применения

их

в

игровой

и

соревновательной

деятельности;

-

умение максимально проявлять физические способности при выполнении тестовых

заданий по настольному теннису.

4

4. Содержание учебного курса

Знания о физической культуре.

История зарождения и развития настольного тенниса, его роль в современном обществе.

Место настольного тенниса в Олимпийском движении. Главные турниры в международном

календаре. Выдающиеся зарубежные и отечественные теннисисты.

Основные

термины

и

понятия

в

настольном

теннисе.

Размеры

стола

(названия

и

назначения линий стола) и Правила игры. Классификация ударов в настольном теннисе, способы

держания (хватки) ракетки. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию

физических качеств средствами настольного тенниса. Значение занятий настольным теннисом в

формировании здорового образа жизни и профилактике вредных привычек. Физкультурно-

оздоровительные занятия настольным теннисом, как средство всестороннего и гармоничного

развития личности.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности.

Организация и проведение самостоятельных занятий по настольному теннису. Подготовка

места для занятий по настольному теннису,

размеры игровой площадки и теннисного стола,

инвентарь (выбор ракетки, мячей). Подбор упражнений, выполнение индивидуальных комплексов

утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз. Упражнения для формирования правильной

осанки, профилактики плоскостопия и их коррекции. Подводящие и подготовительные упражнения

в

настольном

теннисе,

необходимые

для

освоения

двигательных

действий.

Проведение

самостоятельных занятий по физической подготовке. Основы саморегуляции эмоционального

состояния при занятиях спортом. Последовательное выполнение частей занятия, наблюдение за

режимом нагрузки (по частоте сердечных сокращений) в течение занятия. Организация досуга

посредством игры в настольный теннис.

Оценка

эффективности

занятий

по

настольному

теннису.

Самонаблюдение

и

самоконтроль на занятиях по настольному теннису. Измерение частоты сердечных сокращений

во время занятий. Оценка эффективности занятий по результатам участия во внутришкольных

турнирах. Правила самостоятельного тестирования физических качеств в настольном теннисе.

Физическое совершенствование.

Физкультурно-оздоровительная

деятельность.

Оздоровительные

формы

занятий

в

режиме учебного дня и учебной недели. Комплексы упражнений для развития физических

качеств.

Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической

культуры. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз. Комплексы упражнений

5

для коррекции фигуры и массы тела с учетом индивидуальных особенностей физического

развития. Комплексы ЛФК для лиц с отклонением в состоянии здоровья.

Спортивно-оздоровительная

деятельность

с

соревновательной

направленностью.

Способы

держания

(хватки)

ракетки.

Стойки:

нейтральная,

правостороння,

левосторонняя.

Набивание мяча различными сторонами ракетки (ладонной и тыльной). Удары: справа и слева:

толчком, срезкой и накатом. Выполнение простейших подач ладонной и тыльной стороной

ракетки. Выполнение ударов по направлениям: линия, диагональ. Выполнение ударов по мячам

с различной траекторией полета по высоте: высокий средний, низкий.

Передвижения: вперед, назад, в сторону, зигзагом, веером; бег, прыжки, бег приставным и

скрестным шагом.

Упражнения

для

воспитания

гибкости

и

подвижности

в

суставах.

Упражнения

для

воспитания

скоростно-силовых способностей. Упражнения для воспитания

скоростных и

координационных способностей. Упражнения для воспитания выносливости. Упражнения на

расслабление.

Командные

форматы

для

соревнований

4

и

более

человек.

Личные

форматы

соревнований для 2-3-х человек. Лично-командные форматы соревнований для 4-х и более

человек. Способы ведения счета и правила зачисления очков. Смены подач и сторон.

«Охрана

труда

и

техника

безопасности

при

проведении

занятий

настольным

теннисом»

знакомит

обучающихся

с

основными

правилами

техники

безопасности

при

организации занятий физической культурой на основе настольного тенниса, формирует навыки

страховки самостраховки.

Этапы обучения и содержание курса

Класс

Основные

цели

Задачи

Средства и методы

обучения

Сроки и

формы

контроля

1-ый

Освоение

«школы мяча»,

создание

элементарных

представле-

ний о технике

настольного

тенниса.

Обучение

1.Обучение

разнообразным

действиям с

мячом и ракеткой

(«школа мяча»).

2.Обучение

осознанному

передвижению

1) обучение детей ловле,

бросанию и катанию

теннисного мяча.

2) обучение детей

контролю мяча и ракетки

(умению носить мяч на

ракетке, отбивать мяч от

пола и подбивать на

ракетке вверх).

1) обучение контролю

частей (рук, ног, плеч) и

Методы:

1. Игровой метод.

2 . М е т о д

с т р о г о

регламентированного

упражнения

(дозировано,

только

при

разучивании

нового движения).

3.Соревновательный

м е т о д

( т о л ь к о

в

командном формате).

Средства:

В конце 2-ой

четверти (или

середины 2-го

триместра) -

тест «школа

мяча».

В конце 4-ой

четверти (или в

конце 3-го

триместра) –

тест «школа

6

выполнению

базовых уда-

ров с отскока

справа и слева

с места, в

движении.

Получение

представлений

об основных

стойках и

работе ног при

ударах с

отскока, а

также системе

счета по

упрощенной

системе.

Проведение

первых

соревнований

в конце

года в

командном

формате.

в пространстве.

3.Показ и

освоение

основных

ударов с

отскока.

4.Активное

взаимодействие

с другими

детьми.

позиций тела (положение

рук в исходном

положении, при замахе,

выполнении удара и его

окончании, баланс ног и

плеч при выполнении

удара).

2) видение пространства

(движения мяча)

одновременно с

контролем передвижений.

1) разучивание имитации

ударов.

2) разучивание ударов с

отскока.

1)обучение

комбинированным

действиям в парах и

группах.

2) обучение активным

нападающим действиям,

которые усложняют

прием и контроль мяча

сопернику.

1.Упражнения

с

мячом,

в ы п ол н я е м ы е

р у ко й :

о т б и в а н и е

л а д о н ь ю ,

подбивание

на

ладони,

отбивание, катание, ловля

мяча.

2.Упражнения с ракеткой

удержание

предметов

на

ракетке, ОРУ с ракеткой.

3.Упражнения с мячом и

ракеткой: удержание мяча

на ракетке, катание и от-

бивание мяча.

4.

Игры

и

упражнения

для

удержания

зритель-

ной

концентрации

на

мяче,

развития

контроля

мяча на ракетке.

5.Имитация

ударов

в

зеркальном показе.

6.Подводящие

упражне-

ния для ударов с отскока:

(концентрация

на

мяче,

фиксация точки удара, со-

провождение

мяча,

ба-

лансировка

и

перенос

веса тела с ноги на ногу).

7.

Игры

и

упражнения

для

освоения

навыков

игры

1.Упражнения

в

парах:

(ловля, броски, выполне-

ние

одиночных

ударов,

выполнение

серии

из

2,3,4 ударов).

2. Игры и упражнения на

развитие

элементарного

чувства

мяча

и

навыков

ловли.

ударов с

отскока»

7

2-ой

Поэтапное

закрепление

полученных на-

выков игры с

отскока.

Освоение

ударов с лета.

Изучение уда-

ров над

головой –

подачи и

смэша.

Формирование

умений

управления

мячом: игра по

различным

направлениям:

линия,

диагональ.

Проведение

соревнований

три раза за год

в командном,

командно-

личном

формате.

1.Обучение

обмену ударами

на площадке.

2.Разучивание

ударов с лета,

ударов над

головой (подачи,

смэша),

обучение

приему подачи.

3.Обучение

основам тактики

одиночной

игры.

4.Воспитание

физических

качеств

1) совершенствование

одиночных ударов с

отскока справа и слева.

2) обучение

выполнению серии

ударов с отскока

отдельно справа и слева.

3) обучение

выполнению серии

ударов с отскока,

чередуя удары справа и

слева.

1) обучение ударам с

лета, подаче, смэшу,

приему подачи.

1) изучение названий

основных направлений

движения мяча (линия,

диагональ.

2) обучение выполнению

элементарного

розыгрыша очка (подача-

прием подачи - удары

справа, слева).

3)обучение ведению

счета.

1) обучение контролю

собственного тела (позы,

баланс) в статичном

положении и в

движении.

2) воспитание

скоростных и

координационных

способностей

Методы:

1. Игровой метод.

2 .

М е т о д

с т р о г о

регламентированного

упражнения

(дозировано, только при

разучивании

н о в о го

движения).

3.Соревновательный

метод

командном,

командно-личном

формате).

Средства:

1.Упражнения

в

парах,

группах по 4-6 чел.: ка-

тание мяча, выполнение

одиночных ударов в ми-

шень, выполнение серии

из 2-4 ударов.

2.Индивидуальные

упражнения:

выполне-

ние серии ударов

с от-

скока отдельно справа и

слева о стенку (сетку) в

спортзале.

3.Игры

в

командах

на

счет

1.Подводящие

упражне-

ния

для

ударов

с

лета,

подачи.

2.Наброс с руки одиноч-

ных ударов для ударов с

лета, друг другу в парах

сериями по 6-8 ударов.

1.Подводящие

упражне-

ния для ударов с различ-

ным

направлением

(ли-

ния, диагональ).

2. Обмен 2-3 ударами по

заданным направлениям:

(линия, кросс).

3.Игровые упражнения в

парах (разыграть подачу-

прием,

подачу-прием-

удар

справа

(слева)

и

т.д.).

4.Игры и

упражнения на закрепле-

ние знаний названий ли-

ний и понимания границ

площадки.

5.Элементы

В конце 2-ой

четверти (или

середины 2-го

триместра) -

тест «школа

ударов с лета»

В конце 4-ой

четверти (или

конце 3-го

триместра) –

тест «школа

ударов над

головой»

8

соревновательных

игр

(розыгрыш на очки, уда-

ры в свободный угол) в

процессе обычного заня-

тия.

1.Перемещения

со

сме-

ной направления. Прыж-

ки

с

правой

на

левую

ногу

с

остановкой

(ба-

лансом на каждой ноге).

Движение

с

остановкой

по сигналу. 2.Эстафеты с

теннисными ракетками и

мячами. Броски в цель.

Прыжки вперед, вверх, в

стороны

в

полную

и

в

половину

силы

3.По-

движные

и

спортивные

игры высокой интенсив-

ности, развивающие лов-

кость

(«Салки

мячом»,

«Ловишки», «Пустая ра-

кетка»,

«Хоккей

тен-

н и с н ы м

м я ч о м » ) .

4.Прыжки

на

скакалке

серией на двух и одной

ногах.

5.Упражнения на

коор-

динацию

(игра

«Зерка-

ло», прыжки с одновре-

менной и попеременной

работой рук).

6.Различные

виды

бега:

вперед, назад, в стороны,

с поворотом вокруг соб-

ственной

оси

в

различ-

ном

темпе

(быстрее,

медленнее).

3-ий

Методы:

1. Метод строго

В конце 2-ой

9

Поэтапное

закрепление

полученных

навыков игры

с отскока и

слета.

Освоение

ударов с

различным

направлением

полета мяча и

длиной удара.

Изучение спо-

собов вра-

щения мяча.

Знакомство с

основами

тактических

комбинаций.

Проведение

соревнований

(три раза

в год

)

в

командном,

командно-

личном

формате

1.Обучение

удержанию мяча

в игре, ведению

счета и

теннисному

этикету.

2.Воспитание

физических

качеств.

1) обучение различным

направлениям ударов

при розыгрыше очка,

начиная с подачи;

2) обучение

продолжительной

динамичной игре с

акцентом на правильных

базовых движениях;

3) совершенствование

точности ударов с

отскока и разных

траекторий полета мяча;

4) Закрепление умения

начислять очки при игре

в паре, в команде.

1)воспитание

координационных

способностей (контроль

собственного тела,

баланс, ориентация во

времени и пространстве)

регламентированного

упражнения

(дозировано, только при

разучивании нового

движения).

2. Игровой метод.

3.Соревновательный

метод (в командном,

командно-личном

формате).

Средства:

1.Упражнения

в

парах,

командах

по

3-4

чел.:

(удары

на

удержание

мяча, выполнение серии

из 2-4, 4-8 ударов в каж-

дом розыгрыше). 2.Розы-

грыш

подача-

прием,

удар

с

лета.

3.Игра

по

линии и диагонали в па-

рах, командах: на удер-

жание мяча, в различном

темпе.

Тоже

с

начисле-

нием

очков.

4.Упражне-

ния

на

переключение

внимания. 5. Подвижные

игры большой и средней

подвижности

(«Мишки

на

льдине»,

«Цепочные

салочки»,

«Хвост

дого-

няет голову»).

6.

Прыжки

на

скакалке

вперед,

назад,

со

скре-

щиванием рук, на одной

ноге.

7. Перемещения вперед,

назад

в стороны, регули-

руя

размер

и

величину

шагов.

четверти (или

середины 2-го

триместра) -

тест «школа

направления

ударов»

В конце 4

четверти (или

конце 3-го

триместра) -

тест «школа

управления

мячом»

4-ый

Закрепление

основ базовой

техники

настольного

тенниса,

повышение

стабильности

и точности

ударов,

ознакомление

с основами

закрытых,

полуоткрытых

1.Совершенство

вание

точности,

стабильности

и

эффективности

ударов.

2.Воспитание

1)совершенствование

ударов с отскока при

игре с заданным

направлением,

траекторией или

скоростью полета мяча.

2)обучение выходу к

сетке с короткого мяча с

завершающим ударом с

лета.

3) совершенствование

подачи, приема подачи и

ударов с лета

Методы:

1. Метод строго

регламентированного

упражнения

(дозировано, только при

разучивании нового

движения).

2. Игровой метод.

3.Соревновательный

Средства:

1. Упражнения в парах,

группах по 4-6 человек

на удержание мяча в

В конце 2 -ой

четверти (или

середины 2-го

триместра) -

тест «школа

закрытых

тактических

комбинаций»

В конце 4-ой

четверти (или

конце 3-го

триместра) -

тест «школа

10

и открытых и

тактических

комбинаций,

способами

активного

завершения

розыгрыша.

Проведение

соревнований

(четыре раза в

год) в

командно-

личном и

личном

формате

физических

качеств

1)совершенствование

координационных

способностей

(управление и контроль

собственного тела при

различных движениях)

игре.

2 . И г р а

с

д в у м я

ка с а н и я м и

м я ч а

н а

ракетке.

3.Упражнения

д л я

управления направления

мяча :

« В о с ь м е р к а » ,

«Треугольник».

4. Закрытый розыгрыш:

подача,

прием,

выход

к

сетке,

завершающий

удар.

5.

Открытый

розыгрыш

п о д а ч а ,

п р и е м

п о

диагонали

(линии)

свободное

завершение

комбинации.

6.Подвижные

игры

с

м я ч о м

и

р а к е т к о й

высокой

подвижности

(«Гонки

с

м я ч а м и » ,

«Курочки»,

«Пустая

ракетка»).

7.

Прыжки

на

двух

и

одной ногах, перекаты с

ноги на ногу, связки: бег,

ш а г

д л я

у д а р а ,

приставной шаг.

8

Уп р а ж н е н и я

д л я

релаксации.

открытых

тактических

комбинаций»

11

7. Планируемые результаты изучения учебного курса

К концу 1-го года обучающиеся овладевают следующими умениями и навыками:

- свободно обращаться с ракеткой и мячом, уверенно ловить мяч руками с отскока и с

лета,

катать

мячи

руками

и

ракеткой

по

различным

направлениям

(линия,

диагональ),

останавливать ракеткой катящийся мяч,

уверенно выполнять «чеканку» (отбивания мяча от

пола),

подбивать мяч на ладонной и тыльной сторонах ракетки, контролируя при движении

высоту и вертикальное направление отскока мяча;

-

выполнять

имитацию

ударов

срезкой

справа

и

слева

с

правильным

балансом,

показывать расположение точки контакта, делать окончание удара с поднятым локтем на уровне

плеч;

- выполнять серии розыгрышей ударами срезкой друг с другом в паре только справа или

только слева с акцентом на: а) технику исполнения, б) удержание мяча в игре;

- перемещаться в стороны от центра стола на 2-3 шага и играть с чередованием ударов

срезкой справа – слева;

- уверенно выполнять удары срезкой в средней точке полета мяча в правильной стойке;

- иметь представление о правилах игры и способе начисления очка при игре на счет;

- активно сотрудничать с другими детьми на занятии, проявлять положительные эмоции

при двигательной активности.

К концу 2-го года обучающиеся овладевают следующими умениями и навыками:

- демонстрировать все умения, приобретенные за 1-ый год обучения;

- выполнять удары накатом справа и слева одиночными ударами, серией ударов только

справа или только слева, чередованием справа – слева;

- вводить мяч в игру подачей с укороченным замахом и

правильным ритмическим

рисунком удара, выполнять быстрый накат;

- при розыгрыше очка выполнять прием подачи, уметь отвечать ударами с высокой,

средней и низкой траекторией полета мяча;

- свободно перемещаться при игре по площадке на 1-3 шага в сторону и 1-2 вперед-

назад; понимать процесс соревновательной деятельности, уметь бороться за очки, активно

взаимодействовать с другими детьми в позициях «соперничество» и «сотрудничество»;

- уметь самостоятельно проводить короткие соревновательные игры на счет.

12

При

правильно

организованном

педагогическом

процессе

у

детей

закрепляется

положительный настрой на занятия физической культурой вообще и настольным теннисом в

частности.

К концу 3-го года обучающиеся овладевают следующими умениями и навыками:

-

пользоваться

умениями,

полученными

за

первые

два

года

обучения,

значительно

расширив вариативность ударов за счет использования различных траекторий (высокая, низкая,

средняя), направлений (линия, диагональ) и длины (длинный, короткий) удара, а также способов

вращения мяча (крученый, резаный);

- свободно перемещаться по всей игровой площадке у стола вправо-влево на 2-4 шага,

вперед-назад

и по диагонали на 2-3 шага, выходить к короткому мячу, демонстрировать

активную игру, используя весь арсенал полученных умений.

- уметь вести счет во врем я соревнований;

- при самостоятельном судействе придерживаться теннисного этикета, доброжелательно

относиться к другим детям в группе.

К концу 4-го года обучающиеся овладевают следующими умениями и навыками:

-

демонстрировать

стабильность

выполнения

технических

действий:

подачи,

приема

подачи, ударов справа и слева срезкой, накатом и топ-спином;

- иметь представление о точке удара, выполнять удар в средней и низкой точках отскока

мяча,

- выполнять закрытые комбинации по заданной схеме выполнения ударов и открытые

комбинации с заданным способом выигрыша очка;

-

при

розыгрыше

очка

использовать

атакующий

удар,

при

игре

накатами

уметь

выигрывать очко завершающим ударом;

-

активно

двигаться

по

всей

площадке,

демонстрируя

стабильную

точку

удара,

правильное перемещение к мячу, остановку и возврат в исходное положение;

- при игре с соперником уметь переводить мяч, чтобы сыграть в свободную сторону,

понимать геометрию стола, видеть правильный момент защиты и атаки, для выигрыша очка

связывать удары между собой;

- знать порядок ведения счета в партии, встрече, командном матче;

- иметь положительный настрой на соревнования.

.

13

8. Техника безопасности на занятиях настольным теннисом

1. Общие требования безопасности на занятиях настольным теннисом.

Для

занятий

настольным

теннисом

спортивная

площадка

и

оборудование

должны

соответствовать мерам безопасности.

К занятиям допускаются учащиеся:

прошедшие инструктаж по технике безопасности;

имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую

условиям проведения занятий.

Обучающийся должен:

иметь коротко остриженные ногти;

заходить в спортзал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с

разрешения учителя;

знать и выполнять настоящую инструкцию.

2.

Требования

безопасности

перед

началом

занятий

настольным

теннисом

по

дисциплине «физическая культура»:

Учитель должен:

-

заранее продумать расстановку детей расположение инвентаря в спортивном зале,

чтобы каждый имел достаточно места для выполнения задания;

Учащийся должен:

снять

ювелирные

украшения

с

острыми

углами

на

время

урока

во

избежание

травмоопасных ситуаций (для девочек).

- под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для

проведения занятий;

3. Требования безопасности во время занятий настольным теннисом по дисциплине

«физическая культура»:

Учитель должен:

- следить за детьми во время выполнения упражнений, своевременно корректируя их

расположение на спортивной площадке;

- не давать детям излишне эмоциональных заданий, после которых они не контролируют

собственную моторику, особенно если это задания с мячом и ракеткой;

- уделить особое внимание расположению левшей в спортивном зале.

Учащийся должен:

не выполнять упражнения без предварительной разминки;

не размахивать ракеткой;

14

бить по мячу только в заданном направлении;

не подходить сзади и сбоку к играющему и подающему;

не заходить в игровую зону играющей пары;

при перемещениях к мячу – смотреть, где находятся другие учащиеся;

не стоять близко к учащимся, которые выполняют упражнения с ракетками или

другими предметами;

не выполнять удары без разрешения учителя,

во избежание травм исключать слишком резкое изменение своего движения.

при выполнении упражнений соблюдать интервал и дистанцию;

при

ухудшении

самочувствия

прекратить

занятия

и

поставить

в

известность

учителя физкультуры;

4. Требования безопасности по окончании занятий.

Учащийся должен:

под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;

организованно покинуть место проведения занятия;

переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;

тщательно вымыть лицо и руки с мылом или принять душ.

За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранён от

участия в учебном процессе.

Учебно-методические пособия

1.

Барчукова Г.В. и др. Теория и методика настольного тенниса: учебник для студ.

высш. учеб. заведений / Под. ред. проф. Барчуковой Г.В. М.: Издательский центр «Академия»,

2006.

2.

Барчукова

Г.В.Настольный

теннис

для

всех.

Изд.

2-е

перераб

и

доп.

М.:

Физкультура и Спорт, 2008.

3.

Легенды настольного тенниса // Барчукова Г.В., Команов В.В., Марков В.М. //

Федерация настольного тенниса России. М.: Из-во ООО «УП-Принт»., 2010.

4.

Настольный теннис. Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ и

специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (Методическая часть). - М

Советский спорт, 1990

5.

Настольный

теннис.

Примерная

программа

спортивной

подготовки

для

детско-

юношеских школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапа

15

спортивного совершенствования), школ высшего спортивного мастерства. // Барчукова Г.В.

,Воробьев В.А., Матыцин О.В. – М..: Советский спорт, 2009.

6.

Серова Л.К. Умей владеть ракеткой / Сост. А.М.Кондратов. – Л.: Лениздат, 1989

7.

Фримерман Э.Я. Настольный теннис (Краткая энциклопедия спорта)/ Сост. серии -

Штейнбах В.Л./- М.: Олимпия Пресс, 2005

16

17



В раздел образования