Напоминание

"Введение в медицинскую психологию"


Автор: Тимощенкова Ольга Николаевна
Должность: препадователь
Учебное заведение: ГБПОУ ДЗМ МК №5 ОБОСОБЛЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ №1
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Введение в медицинскую психологию"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТА

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ГОРОДА МОСКВЫ

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №5»

(Обособленное подразделение №1)

«Введение в медицинскую психологию»

Учебно-методический комплекс

Москва – 2018

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Цель дисциплины - сформировать у студентов знания и умения в

области медицинской психологии

2. Задачи дисциплины:

- сформировать у студентов представления о медицинской психологии

как науки, и области ее применения;

-

ознакомить

студентов

с

основными

критериями

медицинской

психологии, с методами и формами работы;

3. Место дисциплины в подготовке.

Дисциплина

базируется

на

теоретико-методологических

основах

и

историческом

опыте

науки.

Междисциплинарные

связи

данного

курса

позволяют в рамках изучения психологии по теме «Введение в медицинскую

психологию»

осуществить

интеграцию

знаний,

получаемых

по

другим

дисциплинам.

4. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины.

Обучаемый, изучивший данную дисциплину, должен

иметь представление:

- об основных принципах работы медицинской психологии;

-

об

учения

о

психо соматиче ских

и

с омато п с и х и ч е с к и х

взаимовлияниях;

-об основные закономерности психологии больного человека,

психология

врача

(медработника),

психология

общения

медработника

и

больного, психологической атмосферы в ЛПУ;

знать:

- медицинскую деонтологию, включающая вопросы врачебного долга,

этики, врачебной тайны;

- историю развития возникновения медицинской психологии, основные

направления применения;

- сущность психического процесса в медицинской психологии;

-

основные

критерии,

выделяемые

в

медицинской

психологии

как

науки;

уметь:

-

с

помощью

различных

методов

выявлять

наличие

патологии

у

человека;

-

выявлять

особенности

психических

процессов

у

психических

больных;

- определять состояние психики больных на этапах подготовки,

выполнения хирургических вмешательств и в послеоперационный период;

Введение

Медицинская психология – отрасль науки, направленная на решение теоретических и

практических задач, связанных с психопрофилактикой заболеваний, диагностикой

болезней и патологических состояний, а также вопросов, связанных с

психокоррекционными формами влияния на процессы выздоровления, влияние различных

экспертных вопросов, социальной и трудовой реабилитации больных людей.

В большинстве стран распространено понятие клинической психологии, а не

медицинской. В клиническую психологию в США включаются психотерапия,

психодиагностика, консультативная психология, психогигиена и реабилитация, некоторые

разделы дефектологии, психосоматика. В Польше медицинская психология также

понимается достаточно широко, в число ее задач включаются диагностика, клинико-

восстановительная деятельность, реабилитация инвалидов, психотерапия,

психокоррекция, контроль эффективности психокоррекции и психотерапии.

В нашей стране К. К. Платонов рассматривал клиническую психологию как часть

медицинской психологии. Клиническая психология, по его мнению, имеет прикладное

значение, отвечая потребностям клиники: психиатрической, неврологической,

соматической. В медицинскую психологию Платонов включил помимо клинической

психологии психогигиену.

В медицинской психологии выделяется ряд направлений или отраслей:

1) Патопсихология изучает структуру нарушений психической деятельности,

закономерности распада психики в их сопоставлении с нормой. При этом патопсихология

использует психологические методы, оперирует понятиями современной психологии.

Патопсихология может рассматривать задачи как общей медицинской психологии (когда

изучаются закономерности распада психики, изменения личности психических больных),

так и частной (когда исследуются нарушения психики конкретного больного для

уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной или военной экспертизы).

2) Близка к патопсихологии нейропсихология, объектом изучения которой служат

заболевания ЦНС (центральной нервной системы), преимущественно локально-очаговые

поражения головного мозга.

3) Психосоматикаизучает влияние психики на возникновение соматических проявлений.

4) Психогигиена – гигиена психической жизни,

5) Психопрофилактика – предупреждение расстройств психической деятельности,

6) Психотерапия – раздел терапии, использующий прямые методы воздействия на психику,

обеспечивающие устранение болезненных расстройств у больного.

7) Психокоррекция – психологическое воздействие на пациента, целью которого является

выработка навыков оптимальной и эффективной деятельности, способствующей

личностному росту, адаптации в обществе и душевному комфорту.

Медицинская психология сравнительно молодая дисциплина, однако в настоящее

время она, помимо хорошо известных данных, накопила много нового, значительно

обогатив и конкретизировав старое. Из дисциплины преимущественно теоретического

уровня она становится практически значимой, т. к. позволяет предупредить возможные

при многих болезнях психические нарушения. По направленности психологических

исследований (на выявление общих закономерностей либо на особенности конкретного

больного) можно выделить общую и частную медицинскую психологию.

Общая медицинская психология изучает:

1)

Основные

закономерности

психологии

больного

человека,

психология

врача

(медработника),

психология

общения

медработника

и

больного,

психологической

атмосферы в ЛПУ.

2) Учения о психосоматических и соматопсихических взаимовлияниях.

3) Учение об индивидуальности, эволюции и этапах ее постнатального онтогенеза,

аффективно-волевого процесса.

4)

Медицинская

деонтология,

включающая

вопросы

врачебного

долга,

этики,

врачебной тайны.

5)

Психогигиену

(психологию

медицинских

советов

и

консультаций,

психологию

семьи,

психогигиену

лиц

в

кризисные

периоды

их

жизни:

пубертатный,

климактерический). Психологию брака и половой жизни. Психогигиеническое обучение,

психотренинг взаимоотношений врача и больного.

6) Общую психотерапию.

Частная медицинская психология изучает перечисленные вопросы применительно к

каждой конкретной медицинской дисциплине.

Предметом внимания и изучения становится:

1) особенности психических процессов у психических больных;

2) психику больных на этапах подготовки, выполнения хирургических вмешательств и

в послеоперационный период;

3) особенности психики больных, страдающих различными заболеваниями (сердечно-

сосудистыми, инфекционными, онкологическими, гинекологическими, кожными и т.д.);

4) психику больных с дефектами органов и систем (слепота, глухота и т.п.);

5)

особенности

психики

больных

при

проведении

трудовой,

военной

и

судебной

экспертизы;

6) психику больных алкоголизмом и наркоманией;

7) частную психотерапию.

По

определению

Н.Д.

Лакосиной

и

Г.К.

Ушакова,

предметом

медицинской

психологии служат многообразные особенности психики больного и их влияние на

здоровье

и

болезнь,

а

также

обеспечение

оптимальной

системы

позитивных

психологических

воздействий

с

учетом

всех

обстоятельств,

сопутствующих

обследованию и лечению больного, в частности в системе взаимоотношений врач-

медработник-пациент. На развитие медицинской психологии оказывают существенное

влияние

следующие

медицинские

дисциплины:

психиатрия,

неврология,

нейрохирургия,

психотерапия,

терапия.

Это

влияние

взаимообратно.

Близка

медицинская психология и к ряду других психологических и педагогических наук –

экспериментальной

психологии,

трудотерапии,

ол и го ф р е н о п ед а го г и ке ,

тифлопсихологии, сурдопсихологии и др. Медицинская психология использует знания

педагогики, социологии, философии и т.д.

История развития медицинской психологии.

Медицинская психология как самостоятельное научное направление сформировалось

лишь в ХХ веке, но ее истоки восходят к глубокой древности.

В донаучную эру практиковалось магическое воздействие на человека, в том числе

и на заболевшего, словом, мимикой, пантомимикой с целью внушения. Около 2000 лет до

н.э. в Месопотамии деятельность врача ценилась очень высоко, а врачебная этика

поддерживалась не только значительными размерами вознаграждения, но и системой

наказаний, которым подвергали врачей, совершивших проступки или обнаруживших

невежество.Со времен расцвета персидской медицины (XI-XII вв. до н.э.) сохранился

перечень идеальных качеств врача, к которым должны стремиться все представители этой

профессии. Подчеркивалось, что врач должен уметь спокойно выслушивать больного,

быть на протяжении всего приема внимательным, сердечным, дружелюбным,

способствовать быстрейшему излечению больного и предупреждению рецидивов болезни.

Медицинские школы Персии выпускали врачей трех профилей: «исцелителей святостью»,

«исцелителей законом», «исцелителей ножом». Обязанностью первых было врачевание в

широком смысле этого слова с тонким мудрым использованием высших духовных качеств

врача, т.е. психотерапии, в современном понимании. Вторые занимались устранением

причин болезни. А третьи оказывали хирургическую помощь.

Греческая медицинамногое переняла у египетской и персидской медицины.

Величайшим врачом и мыслителем древней Греции был Гиппократ, который считается

отцом медицины. Знаменитая клятва Гиппократа является образцом этико-

деонтологического, истинно медико-психологического подхода к личности больного

человека, к самому врачебному искусству и к взаимоотношениям врача и пациента.

Огромное влияние на развитие медицины и медицинской психологии оказали

представители восточной медицины, которые обращали особое внимание на душевное

состояние человека, на гармонию души и тела. Это и представители древней Индии и

Китая, и исламские мыслители – Разес, Низами, Авиценна.

После средневекового невежества, XV век стал началом эпохи возрождения. Он

знаменит не только расцветом искусства, но возрождением медицины.

В эпоху Возрождения закладываются научные основы понимания болезней. Этому

способствовали труд Везалия «О строении человеческого тела», открытие

кровообращения Уильямом Гарвеем, исследования Морганьи об изменениях внутренних

органов у больных.

XVIII-XIX вв. охарактеризовались углублением знаний о патоморфологической основе

поражений внутренних органов, началом использования инструментальных методов в

распознавании болезней. Одновременно пополняется арсенал сведений о психологии

больного человека.

В отечественной клинической медицине психологии больного традиционно

отводилось большое место. Самобытность русской медицины выражалась, в частности, в

том, что уже основоположники ее, например, М.Я. Мудров, С.П. Боткин, Г.А. Захарьин,

Н.И. Пирогов, подчеркивали необходимость обязательного учета психологии больного,

убедительно обосновывая принцип лечения не болезни, а больного.

На необходимость знания основ психологической науки для врачей указывал еще И.М.

Сеченов. Его работа «Рефлексы головного мозга» (1866) оказала большое влияние на

формирование принципов и методов медицинской психологии. Все известные русские

психиатры начинали чтение курсов психиатрии с основ психологии.

Великий русский психиатр В.М. Бехтерев открыл в 1885 г. первую в России

экспериментально-психологическую лабораторию в Казанском университете. Его

последователи – сотрудники Научно-исследовательского психоневрологического

института им. В.М. Бехтерева в Санкт-Петербурге – В.Н. Мясищев, М.М. Кабанов, А.Е.

Личко, В.К .Мягер, Б.Д. Карвасарский и другие являются основоположниками

современного этапа развития клинической психологии в нашей стране.

Методы современной медицинской психологии.

Методологической основой для проведения экспериментально-психологических

исследований в соматической клинике могут служить методологические принципы,

которые относятся к наиболее фундаментальным, наиболее общим принципам

исследования – принципам, заимствованным психологической наукой на этапе ее

превращения в научную дисциплину из философии. Это принципы детерминизма,

единства сознания и деятельности, системности, развития, объективности.

К основным методам психологического исследования относятся наблюдение,

клинико-психологический метод (сбор психологического анамнеза) и экспериментально-

психологические методы, которые условно можно разделить на две группы – опросники и

проективные методики.

1. Метод наблюдения – метод, при помощи которого психолог целенаправленно и

планомерно воспринимает и фиксирует многообразные проявления психической

деятельности изучаемых им людей и условия ее протекания.

2. Клинико-психологический метод исследования заключается в

профессиональном психологическом опросе, беседе с больным, в ходе которой можно

получить интересующую информацию о психологических феноменах, имеющих значение

для понимания соматической симптоматики пациента. Целями клинического

интервьюирования в медицинской психологии являются

- выявление жалоб пациента,

- отношения пациента к болезни,

- внутренней картины болезни,

- помощь пациенту в формулировании собственных проблем и осознании скрытых

мотивов его поведения,

- психотерапевтическая помощь пациенту.

3. При использовании в ходе исследования экспериментально-диагностических

методик предполагается достаточная степень мотивированности больного, определенная

степень соматической и психической сохранности пациента, а также соблюдение ряда

внешних ситуационных условий, таких как относительная изолированность,

конфиденциальность, неразглашение результатов исследования посторонним лицам.

- Опросник представляет собой перечень вопросов об определенных позициях,

установках, мнениях больного о его соматическом и психологическом самочувствии.

- Проективные методы – это методы, основанные на склонности людей приписывать

окружающим свои собственные черты, проецировать вовне собственные проблемы,

интерпретировать любые внешние события сквозь призму собственной индивидуально-

психологической симптоматики. При проведении проективных методик испытуемым

предлагается неопределенный стимульный материал, который он должен дополнить,

развить или интерпретировать.

Психическое здоровье

Одним

из

важнейших

в

медицинской

психологии

является

понятие

о

психическом

здоровье. Согласно Уставу ВОЗ, здоровье определяют, как состояние полного физического,

душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических

дефектов.

Выделяют составляющие здоровья:

1)

физическая

(физическая

активность,

физическое

благополучие,

физические

ограничения);

2)

психическая

(психическое

благополучие,

контроль

поведения

и

эмоциональных

реакций, функционирование когнитивных процессов);

3) социальная (межличностное общение);

4) ролевая (свобода в выполнении обычных ролей дома, на работе);

5) общая самооценка здоровья.

Описаны

три

взаимосвязанные

аспекты

здоровья

-

соматический,

психический

и

духовный,

которые

основаны

на

соответствующих

уровнях

личности,

учет

которых

необходим

для

правильного

планирования

валеологических

мероприятий.

Духовный

(нравственный) аспект здоровья – это мотивация здорового образа жизни, установка на

долгую

и

полноценную

жизнь,

отсутствие

иждивенческого

отношения

к

медицине,

самостоятельная

активность

в

формировании

и

укреплении

собственного

здоровья,

бережное отношение к жизни и здоровью других.В соответствии с критериями ВОЗ, под

психическим здоровьем понимают: а) отсутствие выраженных психических расстройств;

б)

определенный

резерв

сил

человека,

благодаря

которому

он

может

преодолеть

неожиданные стрессы, затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах;

в)состояние равновесия между человеком и окружающим миром, гармонии между ним и

обществом,

сосуществование

представлений

отдельного

человека

с

представлениями

других

людей

об

"объективной

реальности".Психическое

здоровье

-

это

отсутствие

психического

заболевания,

нормальное

психическое

развитие

и

благоприятное

функциональное состояние высших отделов ЦНС. Для детей - это наличие нормальных

способностей

к

овладению

знаниями

и

умениями,

возможностей

выполнения

всех

требований

школьной

жизни,

соблюдения

норм

поведения

во

взаимоотношениях

со

сверстниками

и

педагогами.

Нормальное

развитие

-

гармоничное,

соответствующее

возрасту,

с

нормальным

функциональным

состоянием

и

нормальной

умственной

работоспособностью, с положительным эмоциональным состоянием.

Общепризнанным является выделение 5 групп здоровья:

1.

Здоровые с нормальным развитием и нормальным уровнем функций.

2.

Здоровые, но имеющие функциональные или некоторые морфологические

отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим

заболеваниям.

3.

Больные хроническими болезнями в состоянии компенсации с сохраненными

функциональными возможностями организма.

4.

Больные с хроническими болезнями в состоянии субкомпенсации, со сниженными

функциональными возможностями.

5.

Больные с хроническими болезнями в состоянии декомпенсации со значительно

сниженными функциональными возможностями организма.

Важным в медицинской психологии является понятие о психологической адаптации

человека, т.е. способности изменения структурных связей для сохранения функций и

обеспечения существования человека в изменившейся среде. Адаптация может включать

как физиологические, так и поведенческие реакции. Выделяют несколько типов

адаптационных состояний:

1.

Состояние «физиологической адаптации» - обычное существование человека в

меняющихся условиях среды при оптимальном режиме всех функциональных

систем.

2.

Состояние напряженной адаптации – при возникновении необходимости

перестройки, изменения существующих параметров деятельности, требующих

определенного напряжения в работе соответствующих функциональных систем.

3.

Состояние патологической адаптации, наступающее при превышении резервных

возможностей организма, которое может привести к полному истощению

адаптационных механизмов и развитию дезадаптации.

Блок контроля :

Контроль проводится в качестве самостоятельной работы, в котороый студенты должны

ответить на вопросы по пройденнной теме. Практическое занятие вкдючает в себя тест-

контроль, который состоит из 10 вопросов и включает в себя:

1.

Механизмы медицинской (клинической психологии)

2.

Историю медицинкой ( клинической психологии)

3.

Предмет медицинской (клинической психологии)

4.

Этическую модель клинимческой психологии.

Тест-контроль

1.Что такое клиническая психология? Из предложенных ответов выберите правильный.

1) изучает закономерности развития человека и определяет пути его развития;

2) наука о душе человека;

3) изучает психологические особенности человека страдающих различными

заболеваниями, способы дифференциации психологических феноменов и

психопатологических симптомов и синдромов.

2. Кому принадлежит термин «клиническая психология»?

1) Кречмеру;

2) Жанэ;

3) Уитмеру;

4) Фрейду.

3.Объектом клинической психологии является:

1) изучение человека с трудностями адаптации и самореализации;

2) понятие социабельности ;

3) психологическая диагностика .

4. Клиническая психология оказывает значительное влияние на развитие следующих

общетеоретических вопросов психологии, кроме:

1) анализа компонентов, входящих в состав психических процессов;

2) изучения соотношения развития и распада психики;

3) разработки философско-психологических проблем;

4) установления роли личностного компонента в структуре различных форм психической

деятельности.

5.Предметом клинической психологии является:

1) психические процессы, личностные особенности;

2) человеческая деятельность;

3) личностные установки;

6. Кто первым открыл экспериментально-психологическую лабораторию в России?

1) Бехтерев;

2) Чиж;

3) Корсаков;

4) Россолимо.

7. Какая этическая модель в клинической психологии получила наибольшее развитие в

последней четверти XX в.?

1) модель Гиппократа;

2) модель Парацельса;

3) деонтологическая модель;

4) биоэтика.

8. Кем был предложен термин «биоэтика»?

1) Доссе;

2) Хайдеггером;

3) Юдиным;

4) Поттером.

9.Кто ввел в обращение термин «деонтология»?

1) Бентам;

2) Спиноза;

3) Декарт;

4) Бубер.

10.Теоретические и практические проблемы какой специальности не могут

разрабатываться без клинической психологии:

1) фитотерапии;

2) физиотерапии;

3) психотерапии;

4) лучевой терапии.



В раздел образования