Автор: Баринова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад 30"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Птицы"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 30» г.Саратова
Методическая разработка занятия с детьми
старшей группы
на тему «Перелётные и зимующие птицы
нашего города»
Баринова Елена Николаевна
воспитатель
Муниципального дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад № 30» г. Саратова
Структура методической разработки
Аннотация
Содержание
Введение
Основная часть
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Аннотация на методическую разработку занятия на тему: «Птицы-наши
друзья»
Занятие на тему «Птицы-наши друзья» имеет экологообразовательную
направленность, так как знакомит детей старшего дошкольного возраста с
разнообразием представителей класса «Птицы». Оно направлено на развитие
представлений у детей дошкольного возраста о перелётных и зимующих
птицах, о том, как птицы приспосабливаются к изменяющимся условиям
окружающей
среды.
Занятие
включает
разные
методы
работы
с
дошкольниками (беседа, рассказ, инсценировка, игровая деятельность).
Введение
Общение
ребенка
с
живой
природой
играет
в
воспитании
подрастающего поколения немаловажную роль. Одним из самых доступных в
общении являются птицы.
Очень важно на примере птиц показать связи живых организмов с
окружающей
средой;
выяснить,
как
тот
или
иной
о р г а н и зм
приспосабливается к среде обитания, почему у него именно такой внешний
вид, поведение и другие особенности; сформировать у ребенка понимание
зависимости жизни птицы от их собственных действий.
Правильно
организованная
работа
по
общению
с
птицами
может
способствовать формированию грамотного поведения детей в природе. Чаще
всего
малыши
трудно
отрываются
от
дома
и
от
самых
близких
людей.
Отвлечь ребенка от переживаний можно не только с помощью красивой
игрушки, но и другим способом: например, общением с птицами.
Плачущего ребенка часто отвлекают, обращая внимание на птичек
находящихся рядом, например, «Посмотри воробушек, как он скачет, а там
сорока-белобока» и так далее. Пообщавшись ласково с птицей, ребенок, как
правило, забывает, пусть порой и на короткое время, свои переживания. У
него появляется интерес к объекту природы.
Очень важно, чтобы ребенок понял, что перед ним живое существо, и
нужно сопереживать ему. Скажешь ребенку: «Посмотри, какая маленькая
птичка,
а
ты
у
нас
совсем
большой!»;
предложишь
покормить
птицу,
и
ребенок забывает обо всем, с интересом смотрит, как птица ест, прыгает с
ветки на ветку.
Малышей
вначале
знакомят
с
изображение
птиц
на
картинке,
рассказываем об их внешнем облике, а затем следует перенести изучение на
живой объект. Тогда знакомят с птицей поближе. В конце наблюдений следует
применять игровой прием, предложив детям показать, как летают птички.
При повторном наблюдении обращаем внимание детей на то, как птичка
прыгает, как поет. Важно привлекать стихи, потешки, песенки о птицах.
Наблюдаем и в природе, на прогулке. После нескольких наблюдений дети
научатся узнавать птицу.
В среднем возрасте следует проводить беседы о птицах, приводить
факты из их жизни, читать рассказы, демонстрировать иллюстрации. Для
воспитания у детей бережного отношения и любви к птицам необходимо
следить за тем, чтобы они подкармливали птиц на участке. На прогулке
проводим беседы о сравнительной величине птиц – например, вороны и
воробья.
Воробей
чирикает,
а
ворона
каркает.
Знакомим
с
внешними
признаками (глаза, клюв, ноги, крылья, перья).
Во время прогулок не всегда удается хорошо рассмотреть внешний вид
птиц. Для уточнения представлений о внешнем виде рассматриваем живую
птицу на занятиях в кабинете. Широко используем аудиозаписи с голосами
птиц. Проводятся игры типа «Отгадай, чей голос прозвучал». Например, для
сравнения детям дается голос домашней птицы (петуха) и воробья. Широко
используются разнообразные народные потешки, загадки, стихи и другие
литературные произведения.
В старших группах дети учатся умению выделять и описывать словами
характерные
особенности
птиц.
Необходимо
обращать
внимание
на
их
внешний вид: какого цвета перья (на голове, груди, спине, хвосте); какие
ноги, лапки; где их историческая родина; как птица сидит (обхватывает
лапками жердочку); какой клюв; что птица делает клювом?
Каждую зиму проводится работа по изготовлению кормушек для птиц
из бросового материала (пакетов от молока, пластиковых бутылок), можно
привлекаем родителей к изготовлению кормушек.
Мы проводим беседы о декоративных птицах. Они приносят радость
людям своей красотой, воркованием. Они живут в клетке, сами добыть корм
не могут, и вся забота о них лежит на людях. Создаем с детьми все условия
для того, чтобы они хорошо себя чувствовали. Так поступают все, кто любит
природу.
Для
детей
старшей
и
подготовительной
к
школе
группе
проводим
беседы о знакомстве детей с птицами, занесенными в «Красную книгу».
Широко используем тему птиц на занятиях по аппликации, лепке, рисованию,
ручному труду. Рассказываем о том, что человек издавна мечтал летать как
птица,
поэтому
и
изобрел
много
летательных
аппаратов:
парашют,
дельтаплан, самолет, вертолет.
Широко используем в работе литературные произведения о птицах,
разные игры, пословицы, высказывания, различные сравнения о птицах.
Вашему вниманию предлагаем методическую разработку занятия для
детей
старшей
группы
«Птицы-наши
друзья».
На
данном
занятии
дети
уточняют
и
расширяют
свои
представления
о
том,
как
птицы
приспосабливаются к сезонным изменениям погоды, какие птицы относятся
к перелётным, а какие остаются зимовать в нашем городе и т.д. В процессе
занятия дети закрепляют материал по особенностям внешнего вида птиц,
изображают особенности их поведения.
Формирование у детей любви к конкретным птицам способствует
формированию нравственных и эстетических качеств юных граждан нашей
страны в целом.
Тема занятия: «Птицы-наши друзья»
Цель:
Расширить
представление
детей
о
перелётных
и
зимующих
птицах.
Задачи:
Совершенствовать
умение
детей
узнавать
птиц
по
описанию
и
внешнему виду, иллюстрациям и частям тела.
Формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживать состоянию
жизни птиц в осенне-зимний период.
Развивать воображение, творческую фантазию детей, конструктивные
способности;
инициативу
и
самостоятельность
детей
в
решении
проблемных ситуаций; умение работать в коллективе. Развивать внимание,
наблюдательность, мышление, диалогическую речь, память, основные виды
движений. Развивать умение строить причинно-следственные связи.
Закрепить
с
детьми
особенности
внешнего
вида
и
поведения,
на
сравнении двух птиц: вороны и воробья;
Активизировать в речи детей: название птиц, описание и название
частей тела птиц.
Воспитывать активный интерес к жизни пернатых, любовь к птицам и
заботливое отношение к ним зимой.
Материал к занятию:
Презентодемонстрационный
материал,
музыкальное
сопровождение,
элементы костюмов разрезные картинки с изображениями птиц, ком из ваты
для игры «Снежный ком», картинки с изображением птиц (синица, снегирь,
воробей,
ворона),
шапочки
маски:
солнышко,
снежинка,
зимующие
и
перелетные
птицы,
рисунки
с
контурами
птиц
по
количеству
детей,
магнитофон, фонограмма звука ветра и вальса, шишки, кусочки сала, ягоды
рябины, салфетки, медальоны с изображениями животных и птиц.
Организация и методика проведения занятия:
Дети сидят на стульчиках полукругом.
Воспитатель:
Тему
сегодняшнего
занятия
вам
помогут
определить
картинки. Я попрошу вас подойти и выбрать по одному фрагменту. Теперь
посмотрите на обратную сторону. Видите «рубашки» у картинок разного
цвета.
Пожалуйста,
те
ребята,
у
кого
картинки
с
белой
«рубашкой»,
подойдите к столу, отмеченному белым цветом, у кого желтые – к столу с
желтым цветом и т.д. (Дети собирают разрезные картинки). Итак, ребята,
внимательно посмотрите на получившиеся у вас картинки (Приложение 1, 2).
Как вы думаете, о ком же мы сегодня будем говорить на занятии? Правильно,
о птицах.
Воспитатель:
Назовите,
каких
птиц
вы
знаете?
(дети
перечисляют
знакомых
птиц)
Давайте
рассмотрим
и
сравним
двух
птиц,
которые
изображены на рисунках. Кто это? (Ворона и воробей).
─Какая ворона по размеру? (большая)
─ А какой по размеру воробей? (маленький).
─ Какого цвета ворона и какого цвета воробей?
─ Как кричит ворона…., как воробей…?
─ Покажите, как ходит ворона….., как прыгает воробей…?
─ Но чем-то эти птицы похожи? Чем же?
─ Сколько у всех птиц ног? (две ноги)
─ Чем покрыто тело у птиц? (Перьями)
─ Сколько крыльев у птиц? (Два крыла)
─ С помощью чего птицы клюют корм? (с помощью клюва)
Воспитатель подводит итог: У всех птиц две …(ноги), два...(крыла), у
всех птиц есть…(клюв), тело покрыто …(перьями).
Педагогу на заметку: В мире насчитывается более 9800 видов птиц и
почти все они, за исключением некоторых, могут летать. Почти все птицы
имеют крылья. Крыло птицы имеет не плоскую поверхность, а выгнутую,
природа
специально
так
устроила,
чтобы
крыло
создавало
силу,
противодействующую другой силе – силе тяжести. Это необходимо для
того, чтобы поток воздуха, окружающий крыло, должен пройти более
длинный путь по верхней части крыла, чем по нижней. Так как нижняя
часть
крыла
является
вогнутой,
воздушный
поток
над
крылом
будет
двигаться быстрее, чем под ним. Это создает разное давление над крылом и
под
ним,
тем
самым
создавая
силу,
направленную
вверх,
которая
и
противодействует силе тяжести. Следующее приспособление для полета
это крылья. Перо это роговое образование кожи, очень легкое и воздушное.
Благодаря перьям, поверхность тела птицы остается гладким и в полете
воздух легко его обтекает.
Воспитатель:
А
сейчас
я
проверю,
какие
вы
внимательные.
Прослушайте стихотворение – шутку «Птицы»
Задание: Надо хлопнуть в ладоши, если не птица, или такого не может
быть.
«Прилетели птицы
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Прилетели птицы
Голуби, вороны,
Галки, макароны!
Прилетели птицы
Голуби, куницы.
Прилетели птицы
Голуби, синицы,
Страусы, чижи.
Прилетели птицы
Голуби, синицы,
Болтики, кукушки.
Прилетели птицы
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Гаечки, стрижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди и утки
Вот спасибо шутке!
Воспитатель: Наступила осень. Птицам необходимо готовиться к холодам,
некоторые из них остаются, а некоторые улетают в тёплые края. Поговорим о
том, что птицы бывают перелетные и зимующие. Почему их так называют?
(перелетные птицы – зимой летят в теплые страны, у нас им холодно и нечего
кушать; зимующие – не боятся холода и остаются здесь). А когда прилетают
птицы обратно? (Весной)
Воспитатель: Посмотрите,
кто
относиться
к
перелетным
птицам
(Приложение 3), отгадайте загадки.
Угадайте, что за птичка
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (ласточка)
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (журавль)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это ?… (соловей)
Он прилетает каждый год
Туда, где птичий домик ждет. (скворец)
В лесу одна смешная птица
Весь день поет : «Ку – ку! Ку –ку!»
Никак не может научиться петь, как петух:
«Ку – ка – ре – ку!». (Кукушка)
К зимующим птицам относят воробья, ворону, синицу, снегиря, голубя, сову,
дятла, сороку.
Воспитатель:
Почему
улетают
птицы?
(улетающим
птицам
зимой
есть
нечего, многие перелетные птицы едят насекомых, а с наступлением холодов
все насекомые прячутся, поэтому в поиске пищи птицы улетают в теплые
края). Ребята, кто-нибудь видел, как летят перелетные птицы? (шеренгой,
фронтом или поперечным рядом летят кулики, цапли, утки; гуси, чаще всего
летят косяком; углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие
крупные птицы) (Приложение 4).
Воспитатель: А как же зимующие птицы питаются зимой (Приложение 1, 2,
5,
6).
К
нам
в
гости
прилетели
птицы,
которые
живут
у
нас
зимой.
Посмотрите, какие птицы к нам прилетели? Первая ворона. Она большая,
чёрная и кричит: «Кар-кар». Теперь снегирь. У него красная грудка. Какая
красивая птичка! Дальше маленький серенький воробей. И синичка, у неё
жёлтая грудка. А вот и голубь, давайте послушаем, что же они хотят нам
рассказать.
Голубь: Ребята, здравствуйте! Да, нам зимой приходится несладко,
мы
постоянно
находимся
в
поиске
пищи.
Я
питаюсь
семенами
растений,
особенно люблю зерновые культуры.
Воробей: Я тоже люблю семена растений.
Синица: А я выискиваю на ветках и стволах насекомых и пауков. А в зимний
период
питаюсь
семенами
и
другой
растительной
пищей.
Очень
люблю
наведываться на кормушки в городских парках.
Снегирь: Моя пища – это преимущественно семена, почки и ягоды. Кормясь
ягодами, я выедаю из них семена.
Ворона: А я всеядна, но и мне пищу не всегда легко найти.
Воспитатель: Зима – суровое время года. И чтобы поддержать температуру
тела (а она у птиц около +40°С) и выжить, птицам с самого раннего утра
нужен корм. Но бывает, что к нему не добраться – естественные места
кормления либо занесены сугробами, либо покрыты непробиваемой ледяной
коркой. П0омочь птицам выжить могут только люди.
Птицы: Основной вид зимнего корма – это несоленое свиное сало и говяжий
жир, пшено, пшеничные отруби, овсяные хлопья, семена подсолнечника и
мака, а также сушеные ягоды боярышника и шиповника, орехи, шишки,
сухофрукты, свежие мягкие фрукты и крошки белого хлеба. Нам нельзя
давать черный хлеб.
Он закисает в зобу, плохо переваривается, и вызывает
гибель! Нам так тяжело зимой, что любая болезнь для них практически
смертельна.
Поэтому
кормушки
и
места
постоянного
кормления
надо
содержать в чистоте, чтобы они не стали источником болезней.
Воспитатель:
Наступит
зима,
выпадет
снег,
укрыв
всю
землю
белым
покрывалом,
птицам
трудно
зимой
найти
корм.
Необходимо
смастерить
кормушки, повесить на деревья и насыпать в них корма. Слетятся птицы со
всех
сторон.
Красивые
птички,
все
разные.
И
большая
чёрная
ворона
прилетит, и маленький серый воробей, и желтогрудая синичка, и снегирь с
красной грудкой. «Кар-кар, «чик-чирик» - это птички говорят «спасибо». А
теперь давайте с вами превратимся в птичек.
Физкультминутка. Воспитатель читает стихотворные строки, а дети
имитируют движения птиц.
Ой, летали птички,
Птички-невелички.
Всё летали, всё летали,
Крыльями махали.
(Дети машут руками как крыльями.)
На дорожку сели,
Зёрнышки поели.
Клю, клю, клю,клю,
Клю, клю, клю,клю,
Как я зёрнышки люблю.
(Приседают на корточки; указательными пальцами постукивают по
дорожке.)
Пёрышки почистим,
Чтобы были чище.
Вот так, вот так,
Вот так, вот так,
Чтобы были чище.
Ребята, руками «чистят» предплечья, как бы обнимая себя.
Прыгаем по веткам,
Чтоб сильней стать деткам.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгаем по веткам.
(Дети прыгают на месте).
Воспитатель: Молодцы, вот какие птички из вас хорошие получились.
А теперь мы с вами поиграем в игры «Снежный ком» и «Зимующие и
перелётные птицы».
Игра «Снежный ком»
Дети стоят в кругу и предают друг другу ком из ваты, говоря слова:
«Снежный ком мы все катаем
до пяти мы все считаем
раз, два, три, четыре, пять
тебе птицу называть»
(тот, у кого в руках оказался снежный ком называет птицу).
Игра «Зимующие и перелетные птицы»
Дети
надевают
шапочки-маски
птиц,
солнышка
и
снежинки;
под
музыку изображая птиц «летают». По окончании музыки перелетные птицы
становятся вокруг «солнышка», зимующие вокруг «снежинки».
Воспитатель: Предлагаю послушать фонограмму: Ребята скажите, на
что похож этот звук? (ветер, вьюга, метель)
Вопрос: Как вы думаете, хорошо ли птицам в такую погоду живется?
(ответы детей)
- Что страшнее для птиц, голод или холод? (голод)
Да,
под
толстым
слоем
снега
нелегко
отыскать
корм.
Вот
и
рассчитывают птицы на доброту и сострадание человека.
Вопросы:
- Как мы можем помочь птицам зимой? (ответы детей)
- А из чего бы нам сделать кормушки, как вы думаете? (ответы детей)
Воспитатель: Подойдите к столу, рассмотреть все, что лежит на столе.
(ягоды рябины, кусочки сала, шишки)
- Вы догадались, для чего я вас пригласила к этому столу? (ответы
детей)
- Что же можно сделать из этого? (ответы детей)
- Подумайте, как можно быстро сделать кормушку? (начинить шишки
кусочками сала и ягодами рябины).
Самостоятельная работа детей по изготовлению кормушек.
В конце занятия подвести итог.
Заключение
Занятие на тему «Птицы-наши друзья» направлено на формирование
ценностного отношения ребёнка к окружающему миру и, в последствии,
направлено на реализацию деятельностного или практического подхода к
объектам живой природы.
Данное занятие может быть использовано в практике педагогов ДОУ
для знакомства детей дошкольного возраста с разнообразие жизни птиц.
Список использованных источников
1.
Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание.
2003. - №7.
2.
Зерщикова
Т.,
Ярошевич
Т.
Экологическое
развитие
в
процессе
ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. - 2005. - №7.
3.
Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и
экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных
учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.
4.
Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском
саду. Мир растений. - М.: Сфера, 2008. - 240 с.
5.
Кравченко И.В. Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. – М.: СФЕРА,
2008. – 208 с.
6.
Мир
природы
и
ребенок:
Методика
экологического
воспитания
дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е.
Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.:
детство-пресс, 2003. - 319 с.
7.
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду:
работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед.
сада. - М.: Просвещение, 2004. - 208 с.
8.
Узорова О. Нефёдова Е. «Большая книга загадок» М.: Планета детства,
2008. – 832 с.
Приложения
Приложение 1
Ворона серая (рисунок и описание)
Внешний вид. Серая с черной головой, крыльями и хвостом.
Голос: Хриплое “карр” и другие звуки.
Местообитания.
П р е д п оч т е н и е
о т д а е т
г о р од а м ,
н а с е л е н н ы м
п у н к т а м .
Питание. Всеядна. Эти сообразительные птицы пpeкрасно приспособились к соседству
человека.
Распространение.
Р а с п р о с т р а н е н а
п оч т и
п о в с юд у
к
з ап а д у
от
Е н и с е я .
Зимовка. Зимой частично откочевывает к югу или в города, где собирается огромными
стаями, кормясь на свалках.
Хозяйственное
значение. Вороны могут воровать яйца у домашних птиц, нападать на
цыплят и утят. Вредной птицей приходится считать ворону в охотничьих хозяйствах, где
она нападает на гнезда и птенцов тетеревов, куропаток, уток и куликов. Но в большинстве
мест она приносит пользу земледелию истреблением вредных грызунов, саранчи, жуков и
озимого червя — вредителя озимых посевов.
Приложение 2.
Воробей (рисунок и описание)
Внешний вид. Верх головы каштановый, спина сероватая, щека серая или белая с черным
пятном в виде запятой. Самцы сверху буроватые с темными пестринами, снизу серые с
черным
горлом,
на
крыле
узкая
белая
полоска.
Самки
окрашены
так
же
или
более
о д н о т о н н о .
П о
з е м л е
п е р е д в и г а ю т с я
п р ы ж к а м и .
Голос: сравнительно высокий, всем известное чириканье.
Местообитания.
Предпочитает
открытый
ландщафт:
опушки
леса,
сады
и
огороды.
Живет по окраинам городов, в деревнях и поселках, на юге — в лесах и кустарниках.
Питание. Питается
различными
семенами,
птенцов
выкармливает
насекомыми.
Распространение. Распространен почти по всей стране. Менее обычен, чем домовый
воробей.
Зимовка. Зимует в местах гнездования.
Хозяйственное значение. Полевой воробей ловит массу вредных насекомых, но осенью
стаи воробьев могут наносить довольно значительный ущерб садам и виноградникам. В
50-х годах в Китае была проведена массовая кампания по истреблению полевого воробья.
На следующий же год урожай был практически уничтожен насекомыми.
Приложение 3
Перелётные птицы
Ласточка Журавль
Соловей Скворец
Кукушка
Приложение 4
Особенности полёта птиц
Приложение 5.
Снегирь
Синица
Приложение 6
Воспитателю на заметку: Еще в глубокой древности люди обратили внимание на
ежегодные перелеты птиц. Это явление в жизни природы действительно замечательно.
Работая с литературой по данной теме (В.М. Константинов «Позвоночные животные и
наблюдения за ними в природе и др.), мы узнали, что всех птиц можно разделить на три
группы: оседлые, кочующие и перелетные.
С наступлением осенних холодов многие из птиц, живших летом в наших лесах и
на полях, исчезают. А весной исчезнувшие птицы снова появляются. Где же они были и
почему вернулись к нам? Разве они не могли остаться там, куда улетали на зиму?
На севере птиц заставляют улетать похолодание и недостаток пищи, а на юге —
смена влажных и засушливых сезонов. Там, где птицы размножаются, т.е. на севере и в
умеренном климате, они проводят меньшую часть года, а большую часть затрачивают
на перелеты и жизнь в местах зимовок. Тем не менее, ежегодно перелетные птицы
возвращаются туда, где они вывелись в прошлом году. Если весной птица не вернулась на
родину, можно считать, что она погибла.
Чем лучше птица находит свою родину, тем более вероятно, что она выживет и
выведет потомство. Это понятно: ведь любое животное, в том числе и птица, наиболее
приспособлено к тем условиям, где оно родилось. Но, когда на родине условия жизни
изменяются – наступает похолодание, исчезает пища, птица вынуждена лететь в более
теплые
и
обильные
пищей
места.
Птицы,
совершающие
такие
путешествия,
называются перелетными. Они после размножения покидают гнездовую территорию и
на
зиму
перелетают
в
другие,
удаленные
районы.
В
отличие
от
кочующих,
для
перелетных птиц характерно наличие не только определенных направлений и сроков
перелета, но и достаточно четко очерченной области зимовок, в которой птицы живут
более или менее оседло. К перелетным относится большинство птиц нашей области:
утки, гуси, зяблик, полевой жаворонок, кулики, цапли, и многие другие.
Но есть птицы, которые круглый год находят на родине подходящие условия для
существования и не совершают перелетов. Это оседлые птицы. Оседлы, например,
обитатели наших лесов: глухарь, рябчик.
Некоторые птицы при благоприятной зиме остаются на родине, а в суровые зимы
кочуют с места на место. Это кочующие птицы. Кочующими называют птиц, которые
после
размножения
покидают
гнездовую
территорию
и
до
весны
совершают
беспрерывные перемещения, удаляясь на десятки, сотни и даже тысячи километров от
своей территории. В отличие от оседлых, для кочующих птиц характерны постоянные
передвижения в поисках пищи и отсутствие в течение зимы более или менее длительной
оседлости. Если птицы и задерживаются в местах концентрации пищи, то не надолго,
так
как
естественные
запасы
кормов
у
них
зимой
бывают
не
столь
обильными
и
устойчивыми,
как
у
оседлых
птиц.
Направление
передвижений
у
кочующих
птиц
непостоянно.
Наконец,
имеются
и
такие
птицы,
которые
при
благоприятной
зимней
обстановке оседлы, но в неблагоприятные годы, например, при неурожае семян хвойных
растений, улетают далеко за пределы своей гнездовой родины. Некоторые из этих птиц
всю жизнь проводят в пределах небольшой гнездовой территории, не выходя за ее
границы даже в зимнее время. Таких птиц можно назвать строго оседлыми. В нашем
районе к ним можно отнести воробья, голубя, и некоторых других птиц. Они живут
постоянно вблизи поселений человека. Там они находят достаточно пищи в течение
круглого года.
Полуоседлыми называют птиц, которые после выведения птенцов выходят на
поиски пищи за пределы своей гнездовой территории и проводят зиму в ближайших её
окрестностях. Такие виды птиц живут всю зиму более или менее оседло, в одном или
нескольких пунктах. В пределах нашего района к ним относятся сороки, вороны и др.
Полуоседлость свойственна птицам, хорошо обеспеченным зимними кормами.
Некоторые широко распространенные виды птиц в одних местах перелетные, а в
других – оседлые. Домовый воробей в Европейской части России живет круглый год, а из
Средней Азии улетает зимовать в Индию.
Осенний отлет начинается после того, как молодняк научится летать. Перед
отлетом птицы часто образуют стаи и кочуют иногда на большие расстояния. Места с
холодным климатом птицы покидают осенью раньше, чем более теплые края; весной на
севере они появляются позже, чем на юге. Каждый вид птиц улетает и прилетает в
определенное
время,
хотя,
конечно,
погода
оказывает
влияние
на
сроки
отлета
и
прилета.
В нашей местности в осеннее-зимнее время года можно увидеть следующих птиц:
синицу, воробья, сороку, голубя, ворону.
Синица
большая: чаще других синиц поселяется рядом с человеком. Оседлая
птица. Выискивает на ветках и стволах насекомых и пауков. Зимой питается семенами и
другой растительной пищей. Кое-где к декабрю синицы уже приучаются брать корм с
протянутой ладони. Уничтожает множество вредных насекомых.
Воробей
домовой.
Птица
оседлая,
но
чувствительная
к
холоду.
Питается
семенами, в меньшей степени — насекомыми. В сельской местности домовые воробьи
могут причинять большой урон посевам сельскохозяйственных культур.
Сорока. Обитает в открытом ландшафте с отдельными деревьями или живыми
изгородями. Оседла, или совершает недалекие кочевки. Питается различными мелкими
животными, птенцами, яйцами, падалью и плодами. На полях, в лесу, в степи сорока
приносит несомненную пользу, уничтожая множество вредных насекомых и грызунов,
главным образом серую полевку.
Голубь. Обитают в населенных пунктах, рядом с человеческим жильем. Питается
семенами
растений,
зерновыми
культурами.
Благодаря
скорости
и
способности
к
ориентации
одомашненные
голуби
издавна
использовались
как
средство
связи;
уничтожают также семена сорных трав.
Ворона
серая.
Предпочтение
отдает
городам,
населенным
пунктам.
Зимой
частично откочевывает к югу или в города, где собирается огромными стаями, кормясь
на свалках. Всеядна. Вороны разоряют множество гнезд водоплавающих и даже хищных
птиц. Но в большинстве мест она приносит пользу земледелию истреблением вредных
грызунов, саранчи, жуков и озимого червя — вредителя озимых посевов.
В книге «Птицы» Т. Я. Шипуновой мы узнали, что птицам гораздо более страшен
голод, чем холод. Птицы — теплокровные существа. Средняя температура их тела
составляет 41°С. Это означает, что они могут сохранять активность в холодное время
года, но нуждаются в большем количестве пищи. Поэтому многие птицы оставляют
заснеженные родные места и отправляются на зимовку в теплые страны. Если мороз
крепчает, птицы взъерошивают свои пёрышки. Число перьев остаётся без изменения, но
зато в пустотах между ними резко увеличивается количество воздуха, который не
пропускает тепло, идущее от животного. Есть птицы, которые даже птенцов выводят
зимой - клёст, например.