Автор: Ястребцева Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 41
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Программа кружка по театрализованной деятельности "Затейники" для детей средней группы
Раздел: дошкольное образование
Программа кружка по театрализованной деятельности «Затейники» для детей
средней группы
«Из всех видов художественной деятельности именно
театрализованная ближе всего к ребенку,
поскольку в её основе лежит
игра - неиссякаемый источник творчества»
Пояснительная записка
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и
воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами ДОУ, очень важной остается задача
приобщения к театрализованной деятельности с самого раннего возраста.
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества.
Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно,
потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку
хочется воплотить в живые образы и действия. Войдя в образ, он играет свои любимые роли,
стараясь подражать тому, что видел и его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное
наслаждение. Занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности
ребенка; способствует общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию
нового,
усвоению
новой
информации
и
новых
способов
действия,
развитию
ассоциативного
мышления;
настойчивости,
целеустремленности
проявлению
общего
интеллекта,
эмоций
при
проигрывании ролей. Кроме того, занятия театрализованной деятельностью требуют от ребенка
решительности,
систематичности,
трудолюбия,
что
способствует
формированию
волевых
черт
характера.
Занятия в театрализованном кружке помогают детям развить артистические способности,
познать мир умом и сердцем, выразить своё отношение к добру и злу, познать радость, связанную с
преодолением трудностей общения, неуверенность в себе, проявлять творчество во всех видах
театрализованной деятельности.
Цель театрального кружка «Затейники» выражается в том, чтобы: дать воспитанникам
максимальный объём творческих знаний и навыков в исполнительском искусстве, осуществлять
программу
развития
творческой
интуиции
воспитанников,
обеспечить
программу
присвоения
личностью художественной культуры актера.
Задачи театрального кружка
1.
Образовательные
Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный,
театр зверей.)
Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знание детей о
театре,
его
истории,
устройстве,
театральных
профессиях,
костюмах,
театрах
города
Санкт-
Петербурга.
Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов. Формировать
умение свободно чувствовать себя на сцене. Учить импровизировать игры-драматизации на темы
знакомых сказок.
2. Развивающие
Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.
Развивать память, внимание, воображение, фантазию. Формировать умение выстраивать
линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски. Развивать речь у детей,
создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка
совместных сценок, этюдов, небольших спектаклей.
Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами
мимики, выразительных движений и интонации.
Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию,
воображение детей.
3.
Воспитательные
Создать
условия
для
развития
творческой
активности
детей,
участвующих
в
театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества.
Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала.
Воспитание аккуратности, старательности. Воспитание коммуникативных способностей детей.
Этапы работы театрального кружка «Затейники»
1
этап:
Предварительный. Накопление
художественно-речевого
опыта
детей,
создание запаса народных сказок, произведений малого фольклора, усвоение содержания образов
русской народной сказки и сказок других национальностей, дальнейшее обогащение этого опыта
новыми художественными произведениями.
2
этап:
Овладение
творческими
действиями. Дети
овладевают
творческими
действиями в процессе попыток собственного сочинения и перехода к самостоятельному развитию
повествования. Необходимо использовать сказку как возможный источник тем, образов, как пример
подражания при построении ребенком собственной сказки.
3 этап: Постановка сказок и спектаклей. Дети овладевают искусством общения друг
с другом и проявляют свои творческие способности в спектаклях
Этапы работы с дошкольниками над спектаклем:
1 этап - выбор пьесы и обсуждение с детьми.
2 этап - деление пьесы на эпизоды и пересказ их с детьми.
3 этап – работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
4 этап – поиск музыкально-пластического решения отдельных этюдов, постановка танцев.
Создание костюмов и декораций.
5
этап
–
репетиция
отдельных
картин
в
разных
составах
с
элементами
декораций.
С
музыкальным оформлением. Работа над выразительностью речи
6 этап – репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизитов и декораций.
7 этап – премьера спектакля, которая одновременно является генеральной репетицией.
8 этап – обсуждение инсценировки с педагогами, с родителями, а главное с детьми.
Условия реализации программы
В реализации программы участвуют дети средней группы, возраст 4-5 лет. Продолжительность
образовательного процесса по программе составляет 9 месяцев ( 01.09.2017г. по 31.05.2018г.)
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятий составляет не более 20 минут.
Формы и методы
Словесные (рассказ, пояснение, вопрос, художественное слово, обращение к личному опыту, чтение
художественной литературы, конкурс стихов).
Наглядные (рассматривание костюмов, декораций к различным спектаклем, просмотр спектаклей,
этюдов и постановок в ДОУ).
Практические (игры-драматизации, работа над этюдами, изготовление декораций, костюмов, масок,
элементов к костюмам).
Форма организаций занятий
Групповая
Индивидуальная
Ожидаемый результат
В результате занятий в кружке дети получают следующие навыки и умения:
Ребенок должен знать:
-назначение театра;
-деятельность работников театра;
-виды театров;
-виды и жанры театрального искусства: музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада.
-знать 5-8 артикуляционных упражнений.
Ребенок должен уметь:
-передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;
-воплощать свои замыслы собственными силами и организовывать деятельность других детей.
-контролировать внимание;
-понимать и эмоционально выражать различные состояния персонажа с помощью интонации;
-выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с
нужными интонациями;
-принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя;
-уметь составлять предложения с заданными словами;
-уметь произносить скороговорки в разных темпах и интонациях.
Ребенок должен владеть навыками:
-культурного поведения в театре;
-подбора собственных выразительных жестов;
-определения состояния персонажа по схематическим рисункам;
-произнесения небольших монологов;
-произнесения развернутых диалогов в соответствии с сюжетом инсценировки.
Содержание программы
Возраст 4-5 лет
ме
сяц
неделя
№
Тема занятия
Сентябрь
1
1
Вводное
Первое посещение детьми театрального зала в новом учебном году. Знакомство с
новыми детьми.
2
2
«Изменю себя, друзья, догадайтесь кто же я»
Беседа с детьми. Ряженье в костюмы. Имитационные этюды.
3
3
«Пойми меня»
Отгадывание загадок. Беседа Игровые упражнения.
4
4
«Язык жестов»
Игра «Где мы были, мы не скажем». Беседа с детьми. «Смелые мышки»
Октябрь
1
1
«Игры с бабушкой Забавой»
Создание игровой мотивации. Игры и упражнения: «Диктор», «Изобрази героя».
2
2
«Колобок наш удалой»
Слушание сказки В. Бианки «Колобок – колючий бок» с показом настольного театра.
Вопросы по содержанию. Рассматривание картинок к сказке с обсуждением
характерных особенностей персонажей.
3
3
«Колобок не тот, а другой»
Отгадывание загадок с изображением из героев. Показ и рассказывание сказки
педагогом (с помощью детей)
4
4
«Вот это Колобок – хитрый маленький зверек»
Создание игровой мотивации. Ведение диалога с детьми в процессе показа и
рассказывания сказки «Колобок – колючий бок».
Ноябрь
1
1
«Колобок – наш Колобок, Колобок – колючий бок».
Рассматривание костюмов и ряжения. Драматизация сказки «Колобок – колючий
бок».
2
2
«Очень жить на свете туго без подруги или друга»
Чтение стихотворения, беседа о друзьях. Рассказывание сказки «Лучшие друзья».
Беседа по содержанию. Игра «Скажи о друге ласковое слово».
3
3
«Косой хвастался, смеялся, чуть лисе не попался»
Отгадывание загадки по содержанию сказки. Этюды на выразительность передачи
образа.
4
4
«Зайца съела бы лиса, если б не его друзья»
Беседа с детьми. Рассказывание детям сказки «Лучшие друзья». Общий танец.
Декабрь
1
1
«Лучшие друзья»
Подготовка к драматизации сказки.
Драматизация сказки «Лучшие друзья»
2
2
«Вот как я умею»
Игра «Что я умею». Чтение стихотворения
Б. Заходера «Вот как я умею».
3
3
«Как лисица ни старалась, все ж ей утка не попалась»
Упражнение а выразительность движений и мимики. Чтение сказки «Как утка лису
вылечила». Упражнение на интонационную выразительность. Повторное чтение
сказки.
4
4
«Хитрая уточка»
Упражнение на выразительность движений. Мимические этюды у зеркала.
Январь
1
1
«Как утка лису вылечила»
Распределение ролей. Определение игрового пространства. Драматизация сказки
«Как утка лису вылечила»
2
2
«Игровой урок»
Этюды на выразительность движений. Этюды на выражение основных эмоций.
3
3
«Щенок спал около дивана, вдруг он услышал рядом «Мяу»!»
Рассказывание сказки В. Сутеева «Кто сказал Мяу?». Пантомимические этюды.
4
4
«Только «мяу» где сыскать?»
Рассказывание сказки «Кто сказал «мяу»? детьми с помощью воспитателя.
Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу».
Февраль
1
1
«Не вы ли «мяу-мяу» говорили?»
Упражнение в интонировании диалогов. Пантомимическая игра «Угадай, кого
встретил щенок?»
2
2
«Кто сказал «мяу»?»
Подготовка к драматизации. Драматизация сказки «Кто сказал «мяу»?»
3
3
«Невоспитанный мышонок один остался без друзей»
Чтение стихотворения «Добры е слова». Игра «Назови вежливое слово».
Рассказывание «Сказки о невоспитанном мышонке», беседа по содержанию.
Проблемная ситуация.
4
4
«Что мышонку делать и как быть, как друзей обратно возвратить?»
Загадывание загадки о сказке. Беседа по содержанию. Игра на интонирование
вежливых слов. Рассказывание сказки детьми.
Март
1
1
«Чтоб друзей возвратить, решил мышонок вежливым быть»
Чтение стихотворения. Беседа по содержанию сказки. Работа над выразительностью
исполнения (выражением эмоций грусти и радости)
2
2
«Сказка о невоспитанном мышонке»
Подготовка к драматизации. Драматизация «Сказки о невоспитанном мышонке».
3
3
«Упрямые ежата»
Сюрпризный момент. Рассказывание истории про двух ежей. Беседа. Придумывание
окончания истории детьми и показ на ширме.
4
4
«Вот так яблоко!»
Игра на выразительность мимики. Рассказывание сказки В. Сутеева «Яблоко». Беседа
по содержанию. Слушание музыкальных фрагментов. Имитационные упражнения.
Апрель
1
1
«Поссорились зверушки, не знают, как им быть, как же это яблоко на всех им
разделить»
Музыкальная загадка. Рассматривание отличительных особенностей героев В.
Сутеева «Яблоко». Разыгрывание этюдов и диалогов из сказки.
2
2
«Михайло Иванович, рассуди, нас, зверушек, помири!»
Сюрпризный момент. Рассказывание и разыгрывание сказки В. Сутеева «Яблоко» с
помощью перчаточных кукол. Пантомимическая игра «Пойми меня
3
3
« Мишка всех помирил, уму-разуму научил»
Подготовка к драматизации. Драматизация сказки В. Сутеева «Яблоко»
4
4
«Сильный дождик припустил, муравьишку измочил»
П/и «Дождь». Рассказывание сказки В. Сутеева «Под грибом». Беседа по
содержанию.
Май
1
1
«Каждый хочет спрятаться под маленьким грибком»
Сюрпризный момент – загадка. Рассказывание сказки «Под грибом» В. Сутеева. Игра
– конкурс «Попросись под грибок»
2
2
«Дождик льет, льет, а грибочек все растет!»
Загадывание загадок. Рассматривание иллюстраций к сказке В. Сутеева «Под
грибом», беседа по ним. Игра – имитация «Угадай, кто попросился под грибок»
3
3
«Вот так гриб-великан, всем хватило места там!»
Игра-имитация «Пойми меня». Драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом».
Заключительная пляска.
4
4
Итоговое
Вступительное слово педагога. Отгадывание загадок. Драматизация сказок детьми и
родителями (По желанию). Веселая пляска.
Учебно-тематический план (возраст 4-5 лет)
Месяц
Тема занятий
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Сентябрь
Знакомство
Изменю себя, друзья,
догадайтесь, кто же я
Пойми меня
Язык жестов
0,5
0,5
0,25
0,25
0,5
0,5
0,75
0,75
1
1
1
1
Октябрь
Бабушка Забава
В гостях у сказки
Колобок колючий бок
0,25
0,5
0.25
0,75
1,5
0,75
1
2
1
Ноябрь
Очень жить на свете
туго без подруги или
друга
Если с другом вышел в
путь
Все мы делим пополам
Лучшие друзья
0,5
0,5
0.25
0,25
0,5
0,5
0,75
0,75
1
1
1
1
Декабрь
Мимика
Страна воображения
Наше настроение
Играем в театр
0,25
0,25
0,25
0,10
0,75
0,75
0,75
0,90
1
1
1
1
Январь
Этюды
Щенок спал около
дивана, вдруг он
услышал радом «Мяу!»
Музыка в сказке
Пантомима
0,25
0,5
0,25
0,5
0,75
0,5
0,90
0,5
1
1
1
1
Февраль
Храбрый петух
Кто сказал «Мяу!»
Невоспитанный
мышонок один остался,
без друзей
Что мышонку делать и
как быть, как друзей
обратно возвратить
0,5
0,25
0,5
0,25
0,5
0,75
0,5
0,75
1
1
1
1
Март
Чтоб друзей
возвратить, решил
мышонок вежливым
быть
Сказка о
невоспитанном
мышонке
Упрямые ежата
Вот так яблоко!
0,25
0,5
0,5
0,5
0,75
0,5
0,5
0,5
1
1
1
1
Апрель
Поссорились
зверюшки, не знают,
как им быть, как же это
яблоко им всем
разделит
Весенний дождь
0,5
0,5
0,5
0,75
2
2
Май
Каждый хочет
спрятаться под
0,5
0,75
1
маленьким грибком
Дождик льет-льет, а
грибок все растет
Вот так гриб великан,
всем хватило места нам
По следам сказок
0,25
0,10
0,25
0,75
0,90
0,75
1
1
1
Итого часов: 36
Критерии и формы оценки знаний
занятия
открытые занятия для родителей
показ драматизаций для детей сада и родителей
Список литературы
1. Э. Г. Чурилова « Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников
и младших школьников».
2. Н. Д. Сорокина « Сценарий театральных кукольных занятий».
3. Н. Д. Сорокина, Л. Миланович « Кукольный театр для самых маленьких».
4. М. Б. Зацепина « Развитие ребенка в театральной деятельности».
5. И. Каплунова, И. Новосельцева «Музыка и чудеса. Музыкально-двигательные
фантазии».
6. Н. Д. Сорокина «Театр. Творчество. Дети».
7. Е. В. Мигунова «Театральная педагогика в детском саду».
8. Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева «Театрализованные игры в детском саду».
9. Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр».
10. М. И. Чистякова «Психогимнастика».
11. Т. А. Акулова «Театрализованные игры».