Напоминание

Программа кружка по театрализованной деятельности "Затейники" для детей средней группы


Автор: Ястребцева Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 41
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Программа кружка по театрализованной деятельности "Затейники" для детей средней группы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Программа кружка по театрализованной деятельности «Затейники» для детей

средней группы

«Из всех видов художественной деятельности именно

театрализованная ближе всего к ребенку,

поскольку в её основе лежит

игра - неиссякаемый источник творчества»

Пояснительная записка

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и

воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами ДОУ, очень важной остается задача

приобщения к театрализованной деятельности с самого раннего возраста.

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества.

Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно,

потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку

хочется воплотить в живые образы и действия. Войдя в образ, он играет свои любимые роли,

стараясь подражать тому, что видел и его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное

наслаждение. Занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности

ребенка; способствует общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию

нового,

усвоению

новой

информации

и

новых

способов

действия,

развитию

ассоциативного

мышления;

настойчивости,

целеустремленности

проявлению

общего

интеллекта,

эмоций

при

проигрывании ролей. Кроме того, занятия театрализованной деятельностью требуют от ребенка

решительности,

систематичности,

трудолюбия,

что

способствует

формированию

волевых

черт

характера.

Занятия в театрализованном кружке помогают детям развить артистические способности,

познать мир умом и сердцем, выразить своё отношение к добру и злу, познать радость, связанную с

преодолением трудностей общения, неуверенность в себе, проявлять творчество во всех видах

театрализованной деятельности.

Цель театрального кружка «Затейники» выражается в том, чтобы: дать воспитанникам

максимальный объём творческих знаний и навыков в исполнительском искусстве, осуществлять

программу

развития

творческой

интуиции

воспитанников,

обеспечить

программу

присвоения

личностью художественной культуры актера.

Задачи театрального кружка

1.

Образовательные

Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный,

театр зверей.)

Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знание детей о

театре,

его

истории,

устройстве,

театральных

профессиях,

костюмах,

театрах

города

Санкт-

Петербурга.

Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов. Формировать

умение свободно чувствовать себя на сцене. Учить импровизировать игры-драматизации на темы

знакомых сказок.

2. Развивающие

Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.

Развивать память, внимание, воображение, фантазию. Формировать умение выстраивать

линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски. Развивать речь у детей,

создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка

совместных сценок, этюдов, небольших спектаклей.

Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами

мимики, выразительных движений и интонации.

Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию,

воображение детей.

3.

Воспитательные

Создать

условия

для

развития

творческой

активности

детей,

участвующих

в

театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества.

Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала.

Воспитание аккуратности, старательности. Воспитание коммуникативных способностей детей.

Этапы работы театрального кружка «Затейники»

1

этап:

Предварительный. Накопление

художественно-речевого

опыта

детей,

создание запаса народных сказок, произведений малого фольклора, усвоение содержания образов

русской народной сказки и сказок других национальностей, дальнейшее обогащение этого опыта

новыми художественными произведениями.

2

этап:

Овладение

творческими

действиями. Дети

овладевают

творческими

действиями в процессе попыток собственного сочинения и перехода к самостоятельному развитию

повествования. Необходимо использовать сказку как возможный источник тем, образов, как пример

подражания при построении ребенком собственной сказки.

3 этап: Постановка сказок и спектаклей. Дети овладевают искусством общения друг

с другом и проявляют свои творческие способности в спектаклях

Этапы работы с дошкольниками над спектаклем:

1 этап - выбор пьесы и обсуждение с детьми.

2 этап - деление пьесы на эпизоды и пересказ их с детьми.

3 этап – работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

4 этап – поиск музыкально-пластического решения отдельных этюдов, постановка танцев.

Создание костюмов и декораций.

5

этап

репетиция

отдельных

картин

в

разных

составах

с

элементами

декораций.

С

музыкальным оформлением. Работа над выразительностью речи

6 этап – репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизитов и декораций.

7 этап – премьера спектакля, которая одновременно является генеральной репетицией.

8 этап – обсуждение инсценировки с педагогами, с родителями, а главное с детьми.

Условия реализации программы

В реализации программы участвуют дети средней группы, возраст 4-5 лет. Продолжительность

образовательного процесса по программе составляет 9 месяцев ( 01.09.2017г. по 31.05.2018г.)

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятий составляет не более 20 минут.

Формы и методы

Словесные (рассказ, пояснение, вопрос, художественное слово, обращение к личному опыту, чтение

художественной литературы, конкурс стихов).

Наглядные (рассматривание костюмов, декораций к различным спектаклем, просмотр спектаклей,

этюдов и постановок в ДОУ).

Практические (игры-драматизации, работа над этюдами, изготовление декораций, костюмов, масок,

элементов к костюмам).

Форма организаций занятий

Групповая

Индивидуальная

Ожидаемый результат

В результате занятий в кружке дети получают следующие навыки и умения:

Ребенок должен знать:

-назначение театра;

-деятельность работников театра;

-виды театров;

-виды и жанры театрального искусства: музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада.

-знать 5-8 артикуляционных упражнений.

Ребенок должен уметь:

-передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;

-воплощать свои замыслы собственными силами и организовывать деятельность других детей.

-контролировать внимание;

-понимать и эмоционально выражать различные состояния персонажа с помощью интонации;

-выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с

нужными интонациями;

-принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя;

-уметь составлять предложения с заданными словами;

-уметь произносить скороговорки в разных темпах и интонациях.

Ребенок должен владеть навыками:

-культурного поведения в театре;

-подбора собственных выразительных жестов;

-определения состояния персонажа по схематическим рисункам;

-произнесения небольших монологов;

-произнесения развернутых диалогов в соответствии с сюжетом инсценировки.

Содержание программы

Возраст 4-5 лет

ме

сяц

неделя

Тема занятия

Сентябрь

1

1

Вводное

Первое посещение детьми театрального зала в новом учебном году. Знакомство с

новыми детьми.

2

2

«Изменю себя, друзья, догадайтесь кто же я»

Беседа с детьми. Ряженье в костюмы. Имитационные этюды.

3

3

«Пойми меня»

Отгадывание загадок. Беседа Игровые упражнения.

4

4

«Язык жестов»

Игра «Где мы были, мы не скажем». Беседа с детьми. «Смелые мышки»

Октябрь

1

1

«Игры с бабушкой Забавой»

Создание игровой мотивации. Игры и упражнения: «Диктор», «Изобрази героя».

2

2

«Колобок наш удалой»

Слушание сказки В. Бианки «Колобок – колючий бок» с показом настольного театра.

Вопросы по содержанию. Рассматривание картинок к сказке с обсуждением

характерных особенностей персонажей.

3

3

«Колобок не тот, а другой»

Отгадывание загадок с изображением из героев. Показ и рассказывание сказки

педагогом (с помощью детей)

4

4

«Вот это Колобок – хитрый маленький зверек»

Создание игровой мотивации. Ведение диалога с детьми в процессе показа и

рассказывания сказки «Колобок – колючий бок».

Ноябрь

1

1

«Колобок – наш Колобок, Колобок – колючий бок».

Рассматривание костюмов и ряжения. Драматизация сказки «Колобок – колючий

бок».

2

2

«Очень жить на свете туго без подруги или друга»

Чтение стихотворения, беседа о друзьях. Рассказывание сказки «Лучшие друзья».

Беседа по содержанию. Игра «Скажи о друге ласковое слово».

3

3

«Косой хвастался, смеялся, чуть лисе не попался»

Отгадывание загадки по содержанию сказки. Этюды на выразительность передачи

образа.

4

4

«Зайца съела бы лиса, если б не его друзья»

Беседа с детьми. Рассказывание детям сказки «Лучшие друзья». Общий танец.

Декабрь

1

1

«Лучшие друзья»

Подготовка к драматизации сказки.

Драматизация сказки «Лучшие друзья»

2

2

«Вот как я умею»

Игра «Что я умею». Чтение стихотворения

Б. Заходера «Вот как я умею».

3

3

«Как лисица ни старалась, все ж ей утка не попалась»

Упражнение а выразительность движений и мимики. Чтение сказки «Как утка лису

вылечила». Упражнение на интонационную выразительность. Повторное чтение

сказки.

4

4

«Хитрая уточка»

Упражнение на выразительность движений. Мимические этюды у зеркала.

Январь

1

1

«Как утка лису вылечила»

Распределение ролей. Определение игрового пространства. Драматизация сказки

«Как утка лису вылечила»

2

2

«Игровой урок»

Этюды на выразительность движений. Этюды на выражение основных эмоций.

3

3

«Щенок спал около дивана, вдруг он услышал рядом «Мяу»!»

Рассказывание сказки В. Сутеева «Кто сказал Мяу?». Пантомимические этюды.

4

4

«Только «мяу» где сыскать?»

Рассказывание сказки «Кто сказал «мяу»? детьми с помощью воспитателя.

Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу».

Февраль

1

1

«Не вы ли «мяу-мяу» говорили?»

Упражнение в интонировании диалогов. Пантомимическая игра «Угадай, кого

встретил щенок?»

2

2

«Кто сказал «мяу»?»

Подготовка к драматизации. Драматизация сказки «Кто сказал «мяу»?»

3

3

«Невоспитанный мышонок один остался без друзей»

Чтение стихотворения «Добры е слова». Игра «Назови вежливое слово».

Рассказывание «Сказки о невоспитанном мышонке», беседа по содержанию.

Проблемная ситуация.

4

4

«Что мышонку делать и как быть, как друзей обратно возвратить?»

Загадывание загадки о сказке. Беседа по содержанию. Игра на интонирование

вежливых слов. Рассказывание сказки детьми.

Март

1

1

«Чтоб друзей возвратить, решил мышонок вежливым быть»

Чтение стихотворения. Беседа по содержанию сказки. Работа над выразительностью

исполнения (выражением эмоций грусти и радости)

2

2

«Сказка о невоспитанном мышонке»

Подготовка к драматизации. Драматизация «Сказки о невоспитанном мышонке».

3

3

«Упрямые ежата»

Сюрпризный момент. Рассказывание истории про двух ежей. Беседа. Придумывание

окончания истории детьми и показ на ширме.

4

4

«Вот так яблоко!»

Игра на выразительность мимики. Рассказывание сказки В. Сутеева «Яблоко». Беседа

по содержанию. Слушание музыкальных фрагментов. Имитационные упражнения.

Апрель

1

1

«Поссорились зверушки, не знают, как им быть, как же это яблоко на всех им

разделить»

Музыкальная загадка. Рассматривание отличительных особенностей героев В.

Сутеева «Яблоко». Разыгрывание этюдов и диалогов из сказки.

2

2

«Михайло Иванович, рассуди, нас, зверушек, помири!»

Сюрпризный момент. Рассказывание и разыгрывание сказки В. Сутеева «Яблоко» с

помощью перчаточных кукол. Пантомимическая игра «Пойми меня

3

3

« Мишка всех помирил, уму-разуму научил»

Подготовка к драматизации. Драматизация сказки В. Сутеева «Яблоко»

4

4

«Сильный дождик припустил, муравьишку измочил»

П/и «Дождь». Рассказывание сказки В. Сутеева «Под грибом». Беседа по

содержанию.

Май

1

1

«Каждый хочет спрятаться под маленьким грибком»

Сюрпризный момент – загадка. Рассказывание сказки «Под грибом» В. Сутеева. Игра

– конкурс «Попросись под грибок»

2

2

«Дождик льет, льет, а грибочек все растет!»

Загадывание загадок. Рассматривание иллюстраций к сказке В. Сутеева «Под

грибом», беседа по ним. Игра – имитация «Угадай, кто попросился под грибок»

3

3

«Вот так гриб-великан, всем хватило места там!»

Игра-имитация «Пойми меня». Драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом».

Заключительная пляска.

4

4

Итоговое

Вступительное слово педагога. Отгадывание загадок. Драматизация сказок детьми и

родителями (По желанию). Веселая пляска.

Учебно-тематический план (возраст 4-5 лет)

Месяц

Тема занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Сентябрь

Знакомство

Изменю себя, друзья,

догадайтесь, кто же я

Пойми меня

Язык жестов

0,5

0,5

0,25

0,25

0,5

0,5

0,75

0,75

1

1

1

1

Октябрь

Бабушка Забава

В гостях у сказки

Колобок колючий бок

0,25

0,5

0.25

0,75

1,5

0,75

1

2

1

Ноябрь

Очень жить на свете

туго без подруги или

друга

Если с другом вышел в

путь

Все мы делим пополам

Лучшие друзья

0,5

0,5

0.25

0,25

0,5

0,5

0,75

0,75

1

1

1

1

Декабрь

Мимика

Страна воображения

Наше настроение

Играем в театр

0,25

0,25

0,25

0,10

0,75

0,75

0,75

0,90

1

1

1

1

Январь

Этюды

Щенок спал около

дивана, вдруг он

услышал радом «Мяу!»

Музыка в сказке

Пантомима

0,25

0,5

0,25

0,5

0,75

0,5

0,90

0,5

1

1

1

1

Февраль

Храбрый петух

Кто сказал «Мяу!»

Невоспитанный

мышонок один остался,

без друзей

Что мышонку делать и

как быть, как друзей

обратно возвратить

0,5

0,25

0,5

0,25

0,5

0,75

0,5

0,75

1

1

1

1

Март

Чтоб друзей

возвратить, решил

мышонок вежливым

быть

Сказка о

невоспитанном

мышонке

Упрямые ежата

Вот так яблоко!

0,25

0,5

0,5

0,5

0,75

0,5

0,5

0,5

1

1

1

1

Апрель

Поссорились

зверюшки, не знают,

как им быть, как же это

яблоко им всем

разделит

Весенний дождь

0,5

0,5

0,5

0,75

2

2

Май

Каждый хочет

спрятаться под

0,5

0,75

1

маленьким грибком

Дождик льет-льет, а

грибок все растет

Вот так гриб великан,

всем хватило места нам

По следам сказок

0,25

0,10

0,25

0,75

0,90

0,75

1

1

1

Итого часов: 36

Критерии и формы оценки знаний

занятия

открытые занятия для родителей

показ драматизаций для детей сада и родителей

Список литературы

1. Э. Г. Чурилова « Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников

и младших школьников».

2. Н. Д. Сорокина « Сценарий театральных кукольных занятий».

3. Н. Д. Сорокина, Л. Миланович « Кукольный театр для самых маленьких».

4. М. Б. Зацепина « Развитие ребенка в театральной деятельности».

5. И. Каплунова, И. Новосельцева «Музыка и чудеса. Музыкально-двигательные

фантазии».

6. Н. Д. Сорокина «Театр. Творчество. Дети».

7. Е. В. Мигунова «Театральная педагогика в детском саду».

8. Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева «Театрализованные игры в детском саду».

9. Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр».

10. М. И. Чистякова «Психогимнастика».

11. Т. А. Акулова «Театрализованные игры».



В раздел образования