Напоминание

"Современный и традиционный урок"


Автор: Айгишева Светлана Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Силантьево
Населённый пункт: Бирского района, Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Современный и традиционный урок"
Раздел: полное образование





Назад




«Современный и традиционный урок: плюсы и минусы»

Традиционный урок решает общеобразовательную задачу - вооружить

учеников

знаниями

и

строится

в

основном

на

объяснительно-

иллюстративном методе. На таком уроке широко применяются наглядные

пособия, организуется наблюдение и описание увиденного. Современный

урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и

средств обучения решает комплекс задач. Используются как объяснительно-

иллюстративные,

так

и

частично

поисковые,

исследовательские

методы

обучения,

дискуссия,

разнообразные

источники

знаний,

программы

телевидения,

кинофрагменты,

магнитофонные

записи,

мультимедийные

курсы,

интернет-технологии,

другие

технические

средства

обучения

и

контроля.

Широко

используются

также

разнообразные

формы

работы:

групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная. На таких уроках

создается

больше

возможностей

для

решения

познавательных

задач,

высказывания

предложений

реализации

творческого

потенциала,

словом

создаются условия для полного развития личности учащегося.

Но для начала попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах

традиционного урока.

Структура традиционного урока:

1.

организационный момент;

2.

проверка домашнего задания;

3.

проверка знаний и умений учащихся;

4.

постановка цели занятия перед учащимися;

5.

организация восприятия новой информации;

6.

первичная проверка понимания;

7.

организация

усвоения

нового

материала

путем

воспроизведения

информации и выполнения упражнений по образцу;

8.

творческое применение и добывание знаний;

9.

обобщение

изучаемого

на

уроке

и

введение

его

в

систему

ранее

усвоенных знаний;

10.контроль

за

результатами

учебной

деятельности,

осуществляемый

учителем и учащимися, оценка знаний;

11.домашнее задание к следующему уроку;

12.подведение итогов урока.

Проблема данной структуры ( хотя она привычна ) заключается в том, что

педагог всегда ограничен во времени, он выполняет функцию передатчика

информации. Высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках,

не позволяет учитывать индивидуальные особенности ребёнка, поддерживать

интерес

к

проблеме

на

протяжении

всего

урока.

Учитель

работает

с

учащимися, обладающими средними способностями, не учитывая запросы

отличников и не умеет заинтересовать детей со слабой мотивацией.

Итак, традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это

целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение.

Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей,

по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме. И реально

то,

что

большая

часть

педагогов

не

собираются

ничего

менять

в

своей

деятельности: нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и не

видят в этом смысла. Так может и не стоит ничего менять?

Однако,

как

говорилось

выше,

современному

педагогу

необходимы

изменения, т.к. требования, предъявляемые к качеству образования, уроку,

выпускнику,

высоки.

Детям

интересен

педагог,

умеющий

думать,

чувствовать, понимать мир как они, постигающие его стремительно.

В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю:

во-первых, это профессионал, который

демонстрирует универсальные и предметные способы действий

инициирует действия учащихся

консультирует и корректирует их действия

находит способы включения в работу каждого ученика

создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

применяет развивающие технологии.

обладает информационной компетентностью

В современном уроке меняется сама позиция учителя. От «театра одного

актера» традиционного образования, где учитель берет на себя 90% нагрузки,

он

постепенно

начинает

разделять

ее

с

учениками,

которые

фактически

переходят

из

«объектов»

в

«субъектов».

Учитель,

таким

образом,

не

освобождается от своей основной функции – учить. Он начинает учить по-

новому. А урок остается.

Сравним основные элементы традиционного и современного уроков:

Требования

к

уроку

Традиционный урок

Современный урок

Объявление

темы урока

У ч и т е л ь

с о о б щ а е т

учащимся

У ч и т е л ь

в ы д в и г а е т

п е р е д

у ч а щ и м и с я

проблему

Сообщение

целей и задач

Учитель

формулирует

и сообщает учащимся,

ч е м у

д о л ж н ы

научиться

Совместно с учениками

четко

сформулировать

тему, цель, задачи урока

по наводящим вопросам

Планирование

У ч и т е л ь

с о о б щ а е т

у ч а щ и м с я ,

к а к у ю

работу

они

должны

в ы п о л н и т ь ,

ч т о б ы

достичь цели

Совместное

п л а н и р о в а н и е

п о

образцу/памятке

Практическая

деятельность

учащихся

П од

р у ко в о д с т в о м

учителя

учащие ся

в ы п о л н я ю т

р я д

практических

задач

(чаще

п р и м е н яе т с я

фронтальный

метод

организации

деятельности)

Дифференцированный

подход

совместно

с

групповыми

методами

подготовки

Осуществление

контроля

Учитель

осуществляет

к о н т р о л ь

з а

выполнением

учащимися

практической работы

Выработать

критерии

проверки

совместно

с

учащимися

(алгоритмы

проверки)

Осуществление

коррекции

У ч и т е л ь

в

х о д е

в ы п о л н е н и я

и

п о

итогам

выполненной

работы

у ч а щ и м и с я

осуществляет

коррекцию

П о

в ы я в л е н н ы м

затруднениям

учеников

з а п о л н я ю т с я листы

самооценки

Оценивание

учащихся

Учитель

осуществляет

оценивание

учащихся

за работу на уроке

З а п о л н е н и е

л и с т о в

с а м о о ц е н к и

п о

выбранным

критериям,

акцентируя внимание на

объективности

оценивания

Итог урока

Учитель

выясняет

у

учащихся,

что

они

запомнили

Рефлексия

(инициатива

исходит от ученика)

Домашнее

задание

Учитель

объявляет

и

комментирует (чаще –

задание одно для всех)

Д о м а ш н и е

з а д а н и я

д о л ж н ы

с о д е р ж а т ь

креативную

составляющую, которые

п о з в о л я т

п р о я в и т ь

ученику свои творческие

Современный

урокэто

предполагаемое

сотрудничество

творчески

работающего

учителя

и

активного

думающего

ученика,

где

учитель

использует

демократический

и

личностно-

ориентированный

подходы

в

обучении к своим ученикам , а задания носят мотивированный характер,

который поддерживается разумно используемыми ИКТ.

Современный урок– это не передача суммы сведений в той или иной

учебной области, а воспитание личностных компетенций учащихся. Ученик

должен самостоятельно осуществлять поиск информации под поставленную

задачу, уметь анализировать информацию, применять полученные знания для

решения проблем.

Что нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения? В

чем плюсы?

Стремление учителя самостоятельно планировать уроки.

Знание типологии урока

Использование игровой формы, когда это служит лучшему выполнению

образовательных целей урока.

Планирование воспитательной функции урока.

Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.

Опора

на

межпредметные

связи

с

целью

их

использования

для

формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.

Практическая направленность учебного процесса.

Включение в содержание урока упражнений творческого характера.

Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.

Знание

разных

технологий

развивающего

обучения

и

их

только

дифференцированное применение.

Создание условий для проявления самостоятельности учащихся

Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий,

технических средств.

Включение компьютеров в педагогические технологии.

Дифференциация домашних заданий.

Знание

и

применение

психосберегающих,

здоровьесберегающих

и

здоровьеразвивающих технологий.

Обеспечение благоприятных гигиенических условий.

Обеспечение эстетических условий

Общение

-

сочетание

требовательности

и

уважения

к

личности

учащегося.

Использование

артистических

умений,

педагогической

техники

и

исполнительского мастерства

Технологическая карта урока – что это.

Остановимся на одном из самых проблемных этапах урока: составлении

технологической карты урока по ФГОС.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования

урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем

параметрам.

Такими

параметрами

могут

быть

этапы

урока,

его

цели,

содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной

деятельности

обучающихся,

деятельность

учителя

и

деятельность

обучающихся. Обучение с использованием технологической карты позволяет

организовать

эффективный

учебный

процесс,

обеспечить

реализацию

предметных,

метапредметных

и

личностных

умений

(универсальных

учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения,

существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки

для учащихся и ощущение комфорта учителем.

От стиля преподавания учителя тоже многое зависит. Остановимся на этом

более подробно.

Демократический стиль деятельности

учителя.

Педагог

предоставляет

в о з м о ж н о с т ь

у ч е н и к а м с а м о с т оя т е л ь н о

п р и н и м ат ь решения,

прислушивается

к

их

мнению,

поощряет

самостоятельность

суждений,

учитывает

не

только

успеваемость,

но

и

личностные

качества

учеников.

Основные

методы

воздействия:

побуждение,

совет,

просьба.

У

педагога

наблюдается

удовлетворенность

своей

профессией,

гибкость,

высокая

степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении ,

доброжелательный настрой , способствующий эффективности обучения

Попустительский стиль деятельности учителя. Такой педагог уходит от

принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям.

Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы,

в

сложных

педагогических

ситуациях

проявляет

нерешительность

и

колебания, испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для

многих

из

таких

педагогов характерна

заниженная

самооценка,

чувство

тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность

своей работой.

Авторитарные тенденции в деятельности педагога. Учитель использует свои

права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией.

Главные

методы

воздействия

-

приказ,

поручение. Для

такого

учителя

характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может

иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя

неуютно,

значительная

их

часть

не

проявляет

активно сти

и

самостоятельности.

Каждый педагог должен понимать, что качество преподавания предмета,

качество

знаний

учащихся

зависят

от

многого,

в

том

числе

и

стиля

преподавания.

Так что же для нас современный урок? Это урок-познание, открытие,

деятельность,

противоречие

,

развитие,

рост,

ступенька

к

знанию,

самопознание,

самореализация,

мотивация.,

интерес,

профессионализм,

выбор, инициативность, уверенность, потребность. Каждый учитель имеет

на этот счет свое, совершенно твердое мнение.

Для

одних

успех

обеспечивается

эффектным

началом,

буквально

захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот,

гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих –

объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли

придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока

миновали.

Время

«готовых»

уроков

постепенно

отходит.

Новизна

современного

российского

образования

требует

личностного

начала

учителя,

которое

позволяет ему либо просто провести урок, наполняя учеников знаниями

умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний,

умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

Можно долго спорить о том , каким должен быть урок .Неоспоримо одно: он

должен

быть

одушевленным

личностью

учителя,

который

должен

СЛЫШАТЬ- СЛУШАТЬ-ПОНИМАТЬ.



В раздел образования