Автор: Айгишева Светлана Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Силантьево
Населённый пункт: Бирского района, Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Современный и традиционный урок"
Раздел: полное образование
«Современный и традиционный урок: плюсы и минусы»
Традиционный урок решает общеобразовательную задачу - вооружить
учеников
знаниями
и
строится
в
основном
на
объяснительно-
иллюстративном методе. На таком уроке широко применяются наглядные
пособия, организуется наблюдение и описание увиденного. Современный
урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и
средств обучения решает комплекс задач. Используются как объяснительно-
иллюстративные,
так
и
частично
поисковые,
исследовательские
методы
обучения,
дискуссия,
разнообразные
источники
знаний,
программы
телевидения,
кинофрагменты,
магнитофонные
записи,
мультимедийные
курсы,
интернет-технологии,
другие
технические
средства
обучения
и
контроля.
Широко
используются
также
разнообразные
формы
работы:
групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная. На таких уроках
создается
больше
возможностей
для
решения
познавательных
задач,
высказывания
предложений
реализации
творческого
потенциала,
словом
создаются условия для полного развития личности учащегося.
Но для начала попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах
традиционного урока.
Структура традиционного урока:
1.
организационный момент;
2.
проверка домашнего задания;
3.
проверка знаний и умений учащихся;
4.
постановка цели занятия перед учащимися;
5.
организация восприятия новой информации;
6.
первичная проверка понимания;
7.
организация
усвоения
нового
материала
путем
воспроизведения
информации и выполнения упражнений по образцу;
8.
творческое применение и добывание знаний;
9.
обобщение
изучаемого
на
уроке
и
введение
его
в
систему
ранее
усвоенных знаний;
10.контроль
за
результатами
учебной
деятельности,
осуществляемый
учителем и учащимися, оценка знаний;
11.домашнее задание к следующему уроку;
12.подведение итогов урока.
Проблема данной структуры ( хотя она привычна ) заключается в том, что
педагог всегда ограничен во времени, он выполняет функцию передатчика
информации. Высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках,
не позволяет учитывать индивидуальные особенности ребёнка, поддерживать
интерес
к
проблеме
на
протяжении
всего
урока.
Учитель
работает
с
учащимися, обладающими средними способностями, не учитывая запросы
отличников и не умеет заинтересовать детей со слабой мотивацией.
Итак, традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это
целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение.
Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей,
по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме. И реально
то,
что
большая
часть
педагогов
не
собираются
ничего
менять
в
своей
деятельности: нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и не
видят в этом смысла. Так может и не стоит ничего менять?
Однако,
как
говорилось
выше,
современному
педагогу
необходимы
изменения, т.к. требования, предъявляемые к качеству образования, уроку,
выпускнику,
высоки.
Детям
интересен
педагог,
умеющий
думать,
чувствовать, понимать мир как они, постигающие его стремительно.
В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю:
во-первых, это профессионал, который
демонстрирует универсальные и предметные способы действий
инициирует действия учащихся
консультирует и корректирует их действия
находит способы включения в работу каждого ученика
создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.
применяет развивающие технологии.
обладает информационной компетентностью
В современном уроке меняется сама позиция учителя. От «театра одного
актера» традиционного образования, где учитель берет на себя 90% нагрузки,
он
постепенно
начинает
разделять
ее
с
учениками,
которые
фактически
переходят
из
«объектов»
в
«субъектов».
Учитель,
таким
образом,
не
освобождается от своей основной функции – учить. Он начинает учить по-
новому. А урок остается.
Сравним основные элементы традиционного и современного уроков:
Требования
к
уроку
Традиционный урок
Современный урок
Объявление
темы урока
У ч и т е л ь
с о о б щ а е т
учащимся
У ч и т е л ь
в ы д в и г а е т
п е р е д
у ч а щ и м и с я
проблему
Сообщение
целей и задач
Учитель
формулирует
и сообщает учащимся,
ч е м у
д о л ж н ы
научиться
Совместно с учениками
четко
сформулировать
тему, цель, задачи урока
по наводящим вопросам
Планирование
У ч и т е л ь
с о о б щ а е т
у ч а щ и м с я ,
к а к у ю
работу
они
должны
в ы п о л н и т ь ,
ч т о б ы
достичь цели
Совместное
п л а н и р о в а н и е
п о
образцу/памятке
Практическая
деятельность
учащихся
П од
р у ко в о д с т в о м
учителя
учащие ся
в ы п о л н я ю т
р я д
практических
задач
(чаще
п р и м е н яе т с я
фронтальный
метод
организации
деятельности)
Дифференцированный
подход
совместно
с
групповыми
методами
подготовки
Осуществление
контроля
Учитель
осуществляет
к о н т р о л ь
з а
выполнением
учащимися
практической работы
Выработать
критерии
проверки
совместно
с
учащимися
(алгоритмы
проверки)
Осуществление
коррекции
У ч и т е л ь
в
х о д е
в ы п о л н е н и я
и
п о
итогам
выполненной
работы
у ч а щ и м и с я
осуществляет
коррекцию
П о
в ы я в л е н н ы м
затруднениям
учеников
з а п о л н я ю т с я листы
самооценки
Оценивание
учащихся
Учитель
осуществляет
оценивание
учащихся
за работу на уроке
З а п о л н е н и е
л и с т о в
с а м о о ц е н к и
п о
выбранным
критериям,
акцентируя внимание на
объективности
оценивания
Итог урока
Учитель
выясняет
у
учащихся,
что
они
запомнили
Рефлексия
(инициатива
исходит от ученика)
Домашнее
задание
Учитель
объявляет
и
комментирует (чаще –
задание одно для всех)
Д о м а ш н и е
з а д а н и я
д о л ж н ы
с о д е р ж а т ь
креативную
составляющую, которые
п о з в о л я т
п р о я в и т ь
ученику свои творческие
Современный
урок– это
предполагаемое
сотрудничество
творчески
работающего
учителя
и
активного
думающего
ученика,
где
учитель
использует
демократический
и
личностно-
ориентированный
подходы
в
обучении к своим ученикам , а задания носят мотивированный характер,
который поддерживается разумно используемыми ИКТ.
Современный урок– это не передача суммы сведений в той или иной
учебной области, а воспитание личностных компетенций учащихся. Ученик
должен самостоятельно осуществлять поиск информации под поставленную
задачу, уметь анализировать информацию, применять полученные знания для
решения проблем.
Что нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения? В
чем плюсы?
Стремление учителя самостоятельно планировать уроки.
Знание типологии урока
Использование игровой формы, когда это служит лучшему выполнению
образовательных целей урока.
Планирование воспитательной функции урока.
Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.
Опора
на
межпредметные
связи
с
целью
их
использования
для
формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.
Практическая направленность учебного процесса.
Включение в содержание урока упражнений творческого характера.
Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.
Знание
разных
технологий
развивающего
обучения
и
их
только
дифференцированное применение.
Создание условий для проявления самостоятельности учащихся
Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий,
технических средств.
Включение компьютеров в педагогические технологии.
Дифференциация домашних заданий.
Знание
и
применение
психосберегающих,
здоровьесберегающих
и
здоровьеразвивающих технологий.
Обеспечение благоприятных гигиенических условий.
Обеспечение эстетических условий
Общение
-
сочетание
требовательности
и
уважения
к
личности
учащегося.
Использование
артистических
умений,
педагогической
техники
и
исполнительского мастерства
Технологическая карта урока – что это.
Остановимся на одном из самых проблемных этапах урока: составлении
технологической карты урока по ФГОС.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования
урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем
параметрам.
Такими
параметрами
могут
быть
этапы
урока,
его
цели,
содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной
деятельности
обучающихся,
деятельность
учителя
и
деятельность
обучающихся. Обучение с использованием технологической карты позволяет
организовать
эффективный
учебный
процесс,
обеспечить
реализацию
предметных,
метапредметных
и
личностных
умений
(универсальных
учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения,
существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки
для учащихся и ощущение комфорта учителем.
От стиля преподавания учителя тоже многое зависит. Остановимся на этом
более подробно.
Демократический стиль деятельности
учителя.
Педагог
предоставляет
в о з м о ж н о с т ь
у ч е н и к а м с а м о с т оя т е л ь н о
п р и н и м ат ь решения,
прислушивается
к
их
мнению,
поощряет
самостоятельность
суждений,
учитывает
не
только
успеваемость,
но
и
личностные
качества
учеников.
Основные
методы
воздействия:
побуждение,
совет,
просьба.
У
педагога
наблюдается
удовлетворенность
своей
профессией,
гибкость,
высокая
степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении ,
доброжелательный настрой , способствующий эффективности обучения
Попустительский стиль деятельности учителя. Такой педагог уходит от
принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям.
Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы,
в
сложных
педагогических
ситуациях
проявляет
нерешительность
и
колебания, испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для
многих
из
таких
педагогов характерна
заниженная
самооценка,
чувство
тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность
своей работой.
Авторитарные тенденции в деятельности педагога. Учитель использует свои
права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией.
Главные
методы
воздействия
-
приказ,
поручение. Для
такого
учителя
характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может
иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя
неуютно,
значительная
их
часть
не
проявляет
активно сти
и
самостоятельности.
Каждый педагог должен понимать, что качество преподавания предмета,
качество
знаний
учащихся
зависят
от
многого,
в
том
числе
и
стиля
преподавания.
Так что же для нас современный урок? Это урок-познание, открытие,
деятельность,
противоречие
,
развитие,
рост,
ступенька
к
знанию,
самопознание,
самореализация,
мотивация.,
интерес,
профессионализм,
выбор, инициативность, уверенность, потребность. Каждый учитель имеет
на этот счет свое, совершенно твердое мнение.
Для
одних
успех
обеспечивается
эффектным
началом,
буквально
захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот,
гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих –
объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли
придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока
миновали.
Время
«готовых»
уроков
постепенно
отходит.
Новизна
современного
российского
образования
требует
личностного
начала
учителя,
которое
позволяет ему либо просто провести урок, наполняя учеников знаниями
умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний,
умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
Можно долго спорить о том , каким должен быть урок .Неоспоримо одно: он
должен
быть
одушевленным
личностью
учителя,
который
должен
СЛЫШАТЬ- СЛУШАТЬ-ПОНИМАТЬ.