Напоминание

Физическое развитие и двигательная подготовленность старших школьников, занимающихся тяжелой атлетикой


Автор: Хабирова Светлана Асхатовна
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: ГАУ "Цоп", ГУ
Населённый пункт: Ямало-Ненецкий АО, г.Новый Уренгой
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: Физическое развитие и двигательная подготовленность старших школьников, занимающихся тяжелой атлетикой
Раздел: дополнительное образование





Назад




Физическое развитие и двигательная подготовленность старших школьников, занимающихся тяжелой атлетикой
ВВЕДЕНИЕ
1

Актуальность

исследования.
На современном этапе социально экономического развития Российского общества, когда активизации человеческого фактора уделяется большое внимание, все возрастающее значение приобретают вопросы эффективной массовой физической подготовки молодежи. Актуальным становится вопрос о том, какая общая физическая подготовка должна обеспечить разностороннее физическое развитие молодежи. В процессе гармоничного развития особое место занимает силовая подготовка. Известно, что мышечная сила является первоосновой физического развития человека и имеет исключительно важное прикладное значение. Благодаря мышечной силе человек способен преодолевать трудности, связанные с проявлением максимальных силовых напряжений. Между тем известно, что упражнения с интенсивными, дозированными отягощениями, позволяют максимально мобилизовать способности нервно-мышечного аппарата и его волевые качества. Такие способности отчетливо проявляются в занятиях тяжелой атлетикой, так как подъем штанги осуществляется при выраженной концентрации нервных центров двигательного аппарата, регулируемых ЦНС; это сознательное и управляемое условие двигательных действий человека. Однако долгое время бытовало научно не доказанное мнение о вредности для здоровья и физического развития подростков занятий тяжелой атлетикой. Были доводы о том, что занятия тяжелой атлетикой в подростковом возрасте приводят к задержке роста и ухудшению деятельно сти сердечнососудистой системы. Вследствие этого в России до 90-ых годов в системе физического воспитания широко не применялись средства тяжелоатлетического спорта. Вместе с тем занятия этим видом спорта с раннего возраста успешно апробировались 30 лет, как в России, так и за рубежом. Мировые достижения тяжелоатлетов 16-18 лет, особенно в последние годы, не уступающих взрослым спортсменам убедительно говорят об исключительно большой эффективности применения интенсивных методов тяжелоатлетической подготовки для развития силы и скоростно-силовых качеств в молодом возрасте. 2
Успехи молодых тяжелоатлетов сделали популярным этот вид спорта и вызвали большой интерес к тяжелой атлетике у десятков тысяч подростков и юношей. В этой работе мы попытаемся, с использованием известных знаний в области теории тяжелоатлетического спорта, доказать эффективность влияния занятий тяжелой атлетикой на уровень прироста физической подготовки юношей, при условии соблюдения всех необходимых требований.
Целью исследования
в нашей работе было определение влияния занятий тяжелой атлетикой на физическое развитие и двигательную подготовленность старших школьников.
Объект

исследования
- учебно-тренировочный процесс у старших школьников, занимающихся тяжелой атлетикой.
Предмет

исследования
- физическое развитие и формирование двигательных навыков старших школьников средствами тяжелой атлетики.
Ги п о т е з а

и с с л е д о в а н и я .
Предполагалось, что вн едр е н и е экспериментальной методики формирования двигательных навыков средствами тяжелой атлетики будет обеспечивать рост силовых способностей, повышение уровня физического развития и здоровья старших школьников, занимающихся в учреждениях дополнительного образования - секциях тяжелой атлетики.
Практическое значение
полученных результатов работы определяется внедрением методики, которая повышает качество обучения технике тяжелоатлетических упражнений старших школьников, учебно-методические рекомендации по использованию средств тяжелой атлетике в процессе физического воспитания способствуют проявлению максимальных силовых усилий человека, повышению работоспособности, укреплению здоровья, построении красивого телосложения. Результаты исследования могут быть использованы: - При составлении программных документов для организации работы по физическому воспитанию в общеобразовательных школах, 3
учреждениях дополнительного образования и высших учебных заведениях; - При организации спортивно-тренировочного процесса в ДЮСШ, ШВСМ и секций по тяжелой атлетике.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ДВИГАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
4

1.1. Методологические основы оценки физического развития
Ф. Энгельс в работе «Диалектика природы» дал философское обобщение основного принципа развития всего красивого: «Вся органическая природа является одним сплошным доказательством тождества или неразрывности формы и содержания. Морфологические и физиологические явления, формы и функции обуславливают взаимно друг друга». Диалектическая взаимосвязь формы и функции растущего организма особенно заметно в подростковом и юношеском возрасте, когда происходят выраженные морфологические и функциональные преобразования, что в свою очередь, стимулирует формирование всего организма.
Физическое развитие
- это процесс становления, формирования и по с л е д у ю щ е го и з м е н е н и я н а п р о т я ж е н и и ж и з н и и н д и в и д у у м а морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и физических способностей. Физическое развитие характеризуется следующими показателями: антропометрические -показатели телосложения (длина, масса тела, окружности, обхваты, диаметры и т.п.); показатели здоровья (функционирование сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем и различных органов).
Физическая

подготовка
- процесс воспитания физических качеств и овладения жизненно важными движениями. Различают: 1. Общую физическую подготовку - процесс совершенствования физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловко сти, выносливости), направленный на всестороннее физическое развитие человека; 2. Специальную физическую подготовку - процесс воспитания физических качеств, обеспечивающих преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для данной спортивной дисциплины. Известно, что развитие организма происходит при постоянной адаптации его к воздействию внешней среды, выработке в связи с этим необходимых 5
приспо собительных механизмов, обе спечивающих эф ф е кт и в н о е функционирование и совершенствование всех органов и систем человека. Выполнение упражнений со значительными отягощениями является тем внешним фактором, который в значительной степени оказывает воздействие на морфофункциональное состояние организма занимающегося, особенно в молодом возрасте. В целом ряде работ достаточно глубоко рассматриваются вопросы морфофункциональных изменений организма, в связи с занятиями различными видами спорта (Никитюк Б.А., Чтецов В.П., 1990). Имеются исследования по этой проблеме и в тяжелой атлетике (Черняк А.В.,1978). Однако они не дают полной картины происходящих с возрастом изменений физического развития и функциональных возможностей организма молодых тяжелоатлетов начиная с первых их шагов в спорте. Это связано с тем, что данные исследования проводились, как правило, в отдельных возрастных группах и были ограничены во времени.
1.2. Возрастные особенности физического развития
Целенаправленная спортивная подготовка в молодом возрасте находится в тесной зависимости от уровня физического развития. Имеются многочисленные данные, указывающие на высокую степень корреляции между морфологическими показателями развития организма и выбором того или иного вида спорт, а также спортивными достижениями. Практически во всех олимпийских видах спорта проводится тщательное изучение морфологических показателей юных спортсменов с целью отбора наиболее способных. При этом остро стоит вопрос о соотношении паспортного и биологического возраста, поскольку в одном и том же возрасте (особенно в период полового созревания) часть детей развиваются ускоренно, а другая часть, наоборот, с задержкой биологического созревания и роста организма, поэтому повышается роль научного подхода к отбору детей и подростков для занятий тем или иным видом спорта с учетом биологических особенностей их развития. 6
При оценке спортивных результатов необходимо принимать в расчет степень физического развития. Представителей раннего типа развития, которые благодаря временному физическому превосходству показывают относительно высокие результаты, часто догоняют и обгоняют подростки позднего типа развития, не привлекающие раньше внимания. Практическое значение в спорте приобрела также проблема прогнозирования роста спортивных результатов и физического развития до достижения окончательных размеров тела. В получении высоких результатов в том или ином виде спорта определенную роль играет такой фактор, как оптимальные величины тотальных размеров, типы пропорций и конституции тела спортсмена. Данная концепция подтверждается в работах (Тимакова Т.С., 1976), разработавшей модельные характеристики пловцов экстра класса. Значительное место в этой модели автор уделяет антропометрическим показателям спортсменов-пловцов: их росту, весу, соотношению рычагов и пропорций тела. Исследования ряда авторов показали, что занятия тяжелой атлетикой в 15-16 лет не приводят к какому-либо существенному отличию в изменения длины тела по сравнению со сверстниками, не занимающимися спортом. Однако вес тела и окружность грудной клетки у спортсменов данного возраста были заметно выше. Специфическое влияние занятий спортом наиболее отчетливо появляется после многолетних тренировок у взрослых спортсменов. Однако этот фактор может быть прослежен уже в юношеском возрасте. Анализ показателей физического развития спортсменов в ряде видов спорта, например, в тяжелой атлетике, беге на средние и короткие дистанции, дает основание сделать вывод о том, что при отборе тип телосложения не является важнейшим фактором. Ряд авторов убедительно доказали, что если для многих видов спорта антропометрические показатели являются существенным фактором при определении перспективности спортсмена в достижении результатов высокого класса, то в тяжелой атлетике достоверность этих показателей для характеристики перспективности является спорной (Никитюк Б.А., Чтецов В.П.,1990). Так согласно (Скрябин В.В., 1997) межгрупповых резких различий в пропорциях тела тяжелоатлетов почти не отмечается. Во всех весовых категориях у них могут быть разные типы строения тела. 7
В то же время, представители разных видов спорта различаются не только тотальными размерами и пропорциями тела, но и некоторыми конституциональными особенностями, соотношением фракционных значений веса тела (мышц, подкожного и общего жира, скелета). Низкий рост тяжелоатлетов (главным образом, легких весовых категорий) обусловлен не влиянием занятий данным видом спорта, а как бы естественным отбором. Лучших результатов в тяжелой атлетике, быстрее добиваются, как правило, спортсмены относительно низким ростом (Ипполитов Н.С.,1975; Мотылянская Р.Е.1986; Черняк А.В.1997). Проблемой роста тяжелоатлетов занимались многие исследователи. Большинство из них пришли к выводу, что весоростовые показатели тяжелоатлетов высокого класса за последние 10-15 лет практически не меняются во всех весовых категориях. Однако среди выдающихся атлетов в каждой весовой категории есть спортсмены со значительной разницей в длине тела. Кроме того, во всех весовых категориях встречаются разные типы строения тела - долихоморфный, мезоморфный и брахоморфный. Отсюда ряд авторов делают вывод, что определить преимущество того или иного типа строения тела тяжелоатлета практически невозможно (Филин В.П., Фомин Н.А.,1980). Это значительно затрудняет процесс отбора юных спортсменов и, тем не менее, расширяет возможности поиска талантов по другим параметрам. Общеизвестно, что в подростковом возрасте наблюдается резкий скачок в тотальных размерах тела. Современные подростки и юноши имеют более высокий рост, чем их сверстники даже 20-25 лет назад. Целый ряд исследований юных спортсменов показал. Что физические упражнения исключительно благоприятно действуют на морфологические изменения. Однако о зависимости такого показателя физического развития, как длина тела, от занятий тем или иным видом спорта убедительных данных нет. Различия между спортсменами и не занимающимися спортом связано в основном с естественным и искусственным отбором. Например, в баскетбол идут люди более высокого роста, а в видах единоборства отбор осуществляется с учетом весовой категории. 8
В целом имеющиеся исследования физического развития взрослых и юных тяжелоатлетов согласуются с результатами изучения представителей других видов спорта. Однако остается спорным вопрос о воздействии занятий тяжелой атлетикой на физическое развитие детей, подростков и юношей. Поэтому, по нашему мнению, представляет определенный научный и практический интерес изучение изменений физического развития современных тяжелоатлетов с периода их начальной подготовки и до достижения результатов высокого класса. Это позволяет объективнее оценивать физические возможности современных атлетов и вести поиск закономерностей в динамике распределения по весовым категориям спортсменов в период их роста.
1.3. Содержание и анализ физического развития
При анализе физического развития особое внимание обращается на рост, вес и окружность грудной клетки. Для этого перед началом контрольных испытаний проводится измерение данных показателей у поступающих. Наибольший разброс данных наблюдается при измерении роста, а наименьший - при измерении окружности грудной клетки. Антропометрические обследования позволяют определить насколько начинающие спортсмены, и спортсмены, которые переходят на следующий этап обучения соответствуют тому морфотипу, который характерен для данного вида спорта. В практике большинства видов спорта выработаны определенные представления о морфотипах спортсменов. В силовых видах спорта этот вопрос наиболее рассмотрен в тяжелой атлетике (Медведев А.С., 1986). Длина тела интегрально отражает процесс продольного роста человека. Длина тела зависит от возраста, пола, национальности, места проживания, генетических особенностей, социально-экономических условий жизни, рода деятельности. Известно, что период интенсивного роста, по некоторым данным продолжается до 17-19 лет у девушек и до 19-22 лет у юношей. При этом периоды ускоренного роста перемеживаются с периодами относительного замедления. 9
Средняя величина роста для юношей, занимающихся спортом, составляет 173,4 сантиметра, а средняя величина роста для этой группы- 176 сантиметров (Синяков А.Ф., 1987). Исследование показателей длины тела тяжелоатлетов говорит о том, что занятия тяжелой атлетикой начиная с подросткового возраста (12-14 лет) не приводит к задержке роста (Медведев А.С., 1986). Масса тела состоит из различных структурных компонентов, таких как костная, мышечная, жировая ткань. Особое место отводится жировой ткани, которая является весьма лабильной частью массы тела. Она быстро реагирует на различного рода стрессовые ситуации, изменения в характере питания, физическую активность, заболевания. На долю жировой ткани приходится 10-20% общей массы тела. Она является важнейшим энергетическим депо организма. Костная и мышечная ткань составляет основу опорно-двигательного аппарата. Они выполняют защитную, рессорную и двигательную функцию. Костная ткань в свою очередь принимает участие в обмене веществ и кроветворении. Форма костей разнообразна и зависит от выполняемых функций. В процессе эволюции человека кости приобрели большую прочность. При занятиях тяжелой атлетикой наблюдается специфическое изменение скелета, которое проявляется в гипертрофии костей, увеличении места соединения костей и сухожилий (Медведев А.С, 1986). Рост костей продолжается до 18-20 лет. Мышцы подразделяются на скелетные, гладкие и сердечную мышцу. Скелетные мышцы составляют активную часть двигательного аппарата, являясь преобразователями химической энергии непосредственно в механическую работу и тепло. Мышцы обладают способностью увеличиваться в объеме (под действием физической работы). Чем толще мышца, тем большую силу она развивает, то есть сила пропорциональна диаметру мышцы. 10
Мышечная деятельность человека оказывает существенное влияние на вегетативные функции (кровообращение, дыхание и др.) В свою очередь, деятельность внутренних органов рефлекторно влияет на функциональное состояние скелетной мускулатуры. Исследования массы тела, проводимые специалистами по тяжелой атлетике (Медведев А.С., 1986) показали, что с возрастом наблюдается увеличение веса тела во всех исследуемых группах (тяжелоатлеты, легкоатлеты, не занимающиеся) подростков и юношей. Вес тела штангистов от 12 до 22 лет превосходит показатель веса тела легкоатлетов и нетренированных ровесников. Динамика прироста веса тела в целом у всех испытуемых имела много общего. Увеличение показателей длины и веса тела, а также компонентов состава тела обусловлено возрастным развитием организма. Однако, принимая во внимание объём двигательного режима спортсменов, можно утверждать, что систематическая тренировка способствует изменению соотношения безжировой массы и количества жира в общем весе тела. Исследование (Казарян Ф.Г., 1966) влияния различных методов силовой тренировки на динамику компонентов состава тела свидетельствует об эффективности скоростно-силовых упражнений. При такой тренировке безжировая масса тела увеличивается за счёт уменьшения жировых отложений (даже если общий вес тела стал больше). Скоростно-силовые тренировки способствуют приросту веса тела за счёт увеличения мышечной массы. Это, видимо, объясняется не специфическим воздействием регулярных физических нагрузок на метаболизм скелетных мышц (Мисюлин С.С, Геселевич В.А., Константинова С.А., 1994). Можно предположить, что скоростно-силовые упражнения, а также упражнения с отягощениями "взрывного" характера способствуют увеличению безжировой массы тела и уменьшению жировой ткани, что отражается в развитии относительной мышечной силы (Казарян Ф.Г., 1966). Результаты эксперимента Селуянова В.Н., Мякинченко Е.Б., Сарсания С.К. (1994) подтверждают теоретические положения: статико-динамические упражнения стимулируют рост мышечной массы, активизируют жировой обмен 11
(очевидно, что не во время тренировок, а после неё - во время отдыха), изменение этих показателей косвенно говорит о снижении вероятности заболевания атеросклерозом и активизации анаболических и катаболических процессов (судя по изменению массы мышц и жира). Спорт оказывает большое влияние на телосложение человека. Так Иссурин В.Б., Давыдов В.Ю. работая с элитой гребцов выявили, что у них доминирует телосложение (сравнивая их с менее результативными), тенденцией к увеличению мышечной массы, что объясняется действием специальной силовой подготовки на суше и на воде (1994). Окружность грудной клетки (ОГК) - один из тотальных размеров тела, характеризующих величину грудной клетки человека, а также в определенной степени и поперечный размер его туловища. Динамика изменения ОГК у тяжелоатлетов значительно выше, чем у представителей двух других сопоставляемых групп (легкоатлеты, нетренированные) (Медведев А.С., 1987). Говоря о влиянии пропорций тела на способности подростков к занятиям тяжелой атлетикой следует отметить, что среди сильнейших штангистов мира встречаются представители различных типов строения тела (Г.С. Туманян, Э.Г. Мартиросов, 1988). При анализе физического развития важно учитывать степень полового созревания подростков, которая определяется на основании развития вторичных половых признаков по так называемой «половой формуле». Таким образом, первый этап спортивных тренировок направлен на ознакомление с физическим развитием и состоянием здоровья. Однако этого еще далеко недостаточно, чтобы сделать окончательный отбор лучших подростков данного возраста. Поэтому необходимы дополнительные педагогические наблюдения непосредственно в условиях тренировки и соревнований.
1.4.Оздоровительное воздействие силовых упражнений
Развитие цивилизации тесно связано с повышением физических нагрузок в жизни человека, что повышает значение мышечной деятельности 12
для организма. В то же время удельный вес мышечной работы как генератора энергии, используемой человеком, сократилась за последние 100 - 120 лет почти в двести раз [17]. Основное содержание работы в современных профессиях является управление машинами, контроль сложных систем. 80% всех видов труда приходится на небольшие и умеренные физические нагрузки. Непрерывно растет доля умственного труда в общем балансе рабочего времени. Например, при работе на строгальном станке умственная деятельность, связанная с концентрацией внимания, составляет 15%, на токарном - 52%, при управлении автотранспортом в пределах города - 59% [20]. Ограничение мышечных усилий входит не только в сферы производства, но и в быт современного человека. Только примерно у 19% здоровых мужчин трудоспособного возраста энергозатраты оцениваются как значительные, у 37% и 43% - как умеренные и очень низкие соответственно [21]. Несмотря на это, возникает серьезная и масштабная проблема развития гипокинезии и целого ряда ее последствий. Экспериментальные и клинические исследования сегодня позволяют составить достаточно полное представление об изменениях, вызванных ограничением двигательной активности. Недостаточность движений приводит к появлению целого комплекса функциональных и органических изменений и симптомов заболеваний, наблюдающиеся во всех органах и системах, которые предложено объединить под термином "гипокинетическая болезнь". При этом происходит нарушение взаимодействия как отдельных систем между собой, так и организма в целом с внешней средой. Ведущими патогенетическими звеньями являются нарушения энергетического и пластического обмена, затрагивающие, в первую очередь, мышечную систему. При уменьшении функциональной нагрузки в мышцах происходит атрофия, что усиливается структурными и функциональными изменениями, которые приводят к прогрессирующей мышечной слабости. Из-за ослабления мышц, связочного и костного аппаратов туловища, нижних конечностей развиваются различные нарушения осанки, деформация позвоночного столба, 13
что приводит к дальнейшему нарушению здоровья, ухудшение работоспособности [26]. Уровень физической активности рассматривается как один из основных факторов, способствующих развитию целого ряда так называемых «болезней цивилизации» [20]. К ним относятся гипертоническая болезнь, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца и инфаркт миокарда, вегетососудистая дистония, ожирение и тому подобное. Статистика показывает, что эти заболевания являются первостепенными причинами нетрудоспособности, заболеваемости и смертности. В связи с этим оздоровительное силовая тренировка, по мнению многих ученых, - один из мощнейших средств укрепления здоровья, улучшения физического здоровья, снижение заболеваемости и улучшение качества жизни населения. За последние годы неблагоприятные изменения в состоянии здоровья людей связывают с: - Загрязнением окружающей среды; - Кризисными явлениями в экономике; - Ростом нервно-психического напряжения; - Неудовлетворительными условиями труда и отдыха; - Нерациональным питанием, вредными привычками; - Низким уровнем санитарной культуры; - Низкой двигательной активностью [17, 22, 26]. Для нивелирования негативных факторов существует обоснованная система медицинской реабилитации, включая ежегодный диспансерный контроль, на основании которого проводятся или профилактические меры (оздоровление в санаториях в период отпусков), или медикаментозное и восстановительное лечение. В то же время, таким показателям, как здоровый образ жизни и, прежде всего, двигательная активность в формировании здоровья принадлежит от 25% до 50%, согласно клинико-физиологических и педагогических исследований. Экспериментальные разведки последних лет 14
показали возможность управления индивидуальным уровнем здоровья человека в процессе занятий физическими упражнениями. Кроме этого, разработаны рекомендации по оценке индивидуального уровня физического здоровья и подбора оптимальных средств оздоровления в соответствии индивидуального уровня здоровья [2, 31, 42, 52]. Таким образом, предупреждение изменений в состоянии здоровья населения может базироваться на мощной неспецифической системе общеукрепляющих мероприятий: рациональное питание, закаливание, комплекс рационально сбалансированных по содержанию, объему и интенсивности физических нагрузок, позволяющие корректировать уровень здоровья и поддерживать функционирование иммунной системы организма на должном уровне. В то же время комплекс тренирующих нагрузок должен быть индивидуальным, ориентированным не только на отдельные заболевания, но и на развитие конкретных двигательных качеств, в частности силы как одного из факторов, который формирует уровень физического состояния. В этом, по нашему мнению, заключается стратегия и тактика коррекции уровня здоровья средствами оздоровительных занятий комплексной направленности. Одним из средств оздоровительной тренировки являются силовые упражнения. Направление физического воспитания, основанное на использовании системы силовых упражнений с различными отягощениями называют атлетизмом. Существует много работ, исследующих и доказывающих эффективность влияния атлетических упражнений на уровень здоровья молодежи, устранении недостатков в их физическом развитии, повышении работоспособности и формировании гармоничной мускулатуры тела [18, 38]. По нашему мнению, в многообразии оздоровительных средств силовой тренировки недостаточно внимания уделяется тяжелоатлетическим упражнениям и не используется их потенциал. Регулярные занятия тяжелой атлетикой способствуют формированию определенных морфологических и морфофункциональных особенностей организма. 15
Упражнения со штангой - это собственно-силовые движения, в которых мышцы должны развивать напряжение в соответствии с их массой. Однако выполнение классического толчка и рывка требует не только очень сильных, но и быстрых движений. В деятельности штангистов важную роль играют проприоцептивная чувственность и вестибулярный аппарат, обеспечивающих управление движениями. Как всякая силовая работа, упражнения со штангой вызывают гипертрофию мышц. Они являются эффективным средством развития силы мышц и используются с этой целью в других видах спорта. Наряду с гипертрофией скелетных мышц в процессе занятий происходит развитие костно-связочного аппарата, в результате чего увеличивается вес тела. Выполнение рывковых и толчковых движений штанги повышает возбудимость мышц. Рост результата в тяжелоатлетических упражнениях в значительной степени определяется координацией работы мышц. По энергозатратам в единицу времени тяжелая атлетика занимает одно из первых мест среди других видов спорта. Расход энергии при пересчете на одну минуту составляет при этом около 30 - 40 ккал. Суммарные затраты энергии за один час тренировки и работы достигает 300 - 500 ккал [53]. Тяжелоатлетические упражнения сложные в техническом отношении. Их отличают сложная координация мышечного напряжения; выполнения классических упражнений атлета связано с предельным напряжением мышц и быстрыми изменениями режима их работы, напряжения и расслабления; спортсмен к тому же должен сохранять равновесие во всех опорных фазах движения. Наибольшие изменения происходят в опорно-двигательном аппарате: увеличивается диаметр диафизов трубчатых костей, утолщаются компактный слой кости и место прикрепления к ней сухожилия - эти изменения обеспечивают большую прочность кости; скелетная мускулатура гипертрофируется (увеличивается ее масса), и возрастает сила мышц. 16
У тяжелоатлетов наблюдается своеобразие в формировании полидинамометричных показателей, преимущественное развитие получают мышцы-сгибатели ног, туловища и рук. В координационном отношении тяжелоатлетические упражнения сложны. При подъеме максимального веса мышцы атлета сокращаются с огромным напряжением, включаться в работу и расслабляться они должны точно в необходимое и очень короткое время. В результате тренировки совершенствуется функция нервно-мышечного аппарата. Без глубокого знания анатомо-физиологических и психологических особенностей организма невозможно правильно проводить учебно- тренировочную и воспитательную работу, решать задачи тренировки и достичь желаемой цели - подготовить всесторонне развитого школьника, который имеет крепкое здоровье и спортивное долголетие. Некоторые исследования показывают, что оптимальный возраст занятий тяжелой атлетикой при правильном построении тренировочного процесса - это 13 - 14 лет. Хорошие адаптационные возможности молодого организма позволяют быстро и эффективно освоить классические упражнения со штангой и подготовить основу для дальнейшего совершенствования [18]. Для данного возрастного периода характерна значительная перестройка организма. Физическое развитие ребенка выражается в быстром росте тела и усиленным развитием опорно-двигательного аппарата, изменениях в сердечно-сосудистой и нервной системах, созревании половых желез и в ряде других биологических процессов. Одновременно с этими изменениями и под их влиянием протекает и психическое развитие. Тренеру необходимо постоянно помнить, что перед ним подросток. Даже если он по росту и телосложением похож на взрослого, это не значит, что он может выполнить такую же работу, как взрослый. Половое созревание ведет к ускоренному физического развития. Чрезмерные по объему и интенсивности тренировки в таком возрасте могут привести к преждевременной остановке роста и развития. 17
Опорно-двигательный аппарат на протяжении жизни непрерывно меняется. Формирование отдельных костей и их составных частей протекает неравномерно. Опора тела - скелет - в своем развитии проходит ряд периодов, длительность которых меняется в зависимости от воздействия различных факторов внешней и внутренней среды. Двигательная активность подростков существенно влияет на развитие скелета. Позвоночник, таз, нижние конечности принимают на себя вес тела. Упражнения со штангой (в основном при вертикальном положении тела) влияют на них и на кости рук в значительной степени. В костной ткани подростков происходят большие морфологические сдвиги, так как рост костей и суставов еще не кончился. Поэтому кости податливы и легко деформируются при непомерных физических нагрузках (особенно статических). Процесс окостенения протекает неравномерно. Формирование костной ткани заканчивается в 20 - 25 лет. Этому способствует рациональное питание, правильно дозированная двигательная деятельность и другие факторы. Процессы роста и развития костной ткани могут ускоряться или задерживаться в связи с гормональным воздействием, который определяет весь процесс формирования костной ткани. Существенную роль в процессе роста и формирования костей играют физические упражнения. Большие нагрузки, непомерные мышечные усилия отражаются на развитии костей, изменяя их форму и структуру в большей степени, чем у взрослого. Поэтому разносторонность занятий, соблюдение принципа адекватности упражнений, чередование различных по характеру движений, использование в составе занятий упражнений, способствующих разгрузке позвоночника, таза и нижних конечностей, правильное распределение различных по величине тренировочных нагрузок предупреждают опасность неблагоприятных отклонений в развитии ребенка или молодого человека, стимулирующее влияние на рост и нормальное развитие его костной ткани. Мышечная система у подростков усиленно формируется как в морфологическом, так и в функциональном отношении и отличается по своим 18
качественным и количественным составом от мышечной системы взрослых. Для подросткового возраста характерен интенсивный рост мускулатуры и мышечной силы. Быстрое развитие силы нередко приводит к тому, что подростки переоценивают свои реальные возможности. Прирост силы по мере того как человек взрослеет, связан не только с увеличением массы мышц, но и с изменением их структуры, химизма, с улучшением нервной регуляции. Развитие мускулатуры у подростков происходит неравномерно, и это отражается на выполнении многих упражнений. Занятия с отягощениями способствуют развитию всех групп мышц тела человека. Но в тяжелой атлетике, в отличие от других силовых видов спорта, необходимо проявлять взрывную силу. Таким образом, в этом виде спорта необходимо развивать не только силу мышц, а такую силовую способность, которая позволит за наименьшее время проявлять максимальную силу. Вот почему тяжелую атлетику относят к скоростно-силовым видам спорта. Подъем штанги в рывке и толчке требует проявления высокой техники исполнения этих упражнений, без чего даже самый сильный атлет не сможет успешно взять максимальный для себя вес. Учитывая, выше сказанное, тяжелую атлетику можно отнести к видам спорта, в котором ведущими являются координационные способности, ловкость, скорость, внутреннее ощущение движения. Но всех этих способностей будет недостаточно, если человеку не присущи волевые качества, решительность и смелость. Упражнения с отягощениями способствуют развитию способности к концентрации волевых усилий, сосредоточенность, уверенность в собственных силах. Затраты энергии в состоянии общего обмена у штангистов составляет 85-95% стандартных величин, и указывает на экономизации окислительных процессов. Суммарные затраты энергии на тренировках составляет от 3700 до 6000 ккал в зависимости от весовой категории. Максимальное употребление кислорода составляет 56 мл / мин / кг. Легочная вентиляция и употребление кислорода при подъеме штанги невелики. Работа мышц при подъеме штанги происходит в основном в анаэробных условиях, в связи с чем кислородный долг может составлять 80 - 90% кислородного запаса. 19
ЧСС зависит от веса штанги, повторение подходов и тренированности школьника и может достигать 160 - 185 уд / мин, увеличение ЧСС происходит обычно после опускания штанги. В покое у штангистов пульс составляет 60 - 70 уд / мин. Артериальное давление у штангистов имеет тенденцию к повешению, это связано с задержкой дыхания и натуживание во время тренировок. После тренировки наблюдается тенденция к снижению как систолического, так и диастолического давления [54].
1.5. Структура физической подготовленности в тяжелой атлетике
С т р у к т у р а ф и з и ч е с ко й п од го т о в л е н н о с т и т я ж е л о а т л е т а многокомпонентная, как и структура физической подготовленности любого спортсмена, организована по иерархическому принципу, и в ней в качестве основных составляющих следует различать ведущие, детерминантные и элементарные компоненты [27, 29]. Понятие структуры физической подготовленности спортсменов, касается таких вопросов, как взаимосвязь физических качеств в процессе их развития, их соотношение, взаимовлияние, «перенос» этих качеств с одного вида деятельности на другой [54]. Следует подчеркнуть, что специфическая двигательная деятельность тяжелоатлетов обеспечивается комплексом двигательных способностей, которые конкретны по своим качественным характеристикам и относительно независимы как в своем проявлении, так и в своем развитии и могут быть названы детерминантными. При этом представляется целесообразным выделить в их составе специфические, неспецифические и нивелирующие качества. Последние в своей совокупности обеспечивают так называемую ведущую двигательную способность, которая со всеми своими связями адекватна в своем моторном выражении требованиям, исходящим из условий и двигательного режима конкретной спортивной деятельности. Отталкиваясь от литературных данных, можно отметить, что для тяжелой атлетики характерна структура физической подготовленности, в которой проявляется доминирование силы (максимальной, относительной, 20
взрывной), быстроты (таких ее форм, как латентный период и быстрота выполнения одиночного движения), невысокая выносливость (общая, скоростная), соотношения и взаимосвязи различных двигательных качеств [25,28]. Но поскольку структура физической подготовленности тяжелоатлетов в исследованиях различных авторов освещалась преимущественно с аналитических позиций, вопросы ее формирования, выявление компонентов этой структуры, их удельный вес, иерархия, соотношения и взаимосвязи у тяжелоатлетов различных весовых категорий в процессе р о с т а тренированности, повышения квалификации недостаточно изучены. Недостаточно освещен «перенос» этих качеств с одного вида деятельности на другой. Недостаточно изучены взаимосвязи компонентов структуры физической подготовленности тяжелоатлетов со скоростно-силовыми и временными параметрами специфических двигательных действий и соревновательных упражнений.
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Задачи исследования
1. Анализ научной и научно-методической литературы по проблеме исследования. 2. Оценить уровень физического развития старших школьников, занимающихся тяжелой атлетикой. 21
3. Определить особенности моторики и двигательной подготовленности старших школьников, занимающихся тяжёлой атлетикой. 4. Разработать и экспериментально проверить методику формирования двигательных навыков старших школьников в процессе физического воспитания средствами тяжелой атлетике.
2.2. Методы исследования
Для решения поставленных задач были использованы следующие
методы
исследования: 1. Изучение и анализ литературных источников; 2. Опросы тренеров и спортсменов; 3. Педагогическое наблюдение; 4. Оценка уровня здоровья; 5. Методы оценки физического развития и физической подготовленности спортсменов; 6. Методы математической статистики. 2.2.1. Анализ литературных источников Для подготовки данной работы было изучено более 54 источников. Анализ научно-педагогической и специальной литературы, посвященной влиянию занятий тяжелой атлетики на физическое развитие юных спортсменов позволил определить состояние изучаемой проблемы, выявить и обосновать сущность изучаемого вопроса; подтвердить отбор тестов для исследования и сделать выводы на основании полученных результатов. 2.2.2. Опрос тренеров и спортсменов Для полной реализации поставленных задач мы беседовали с юношами, участвующими в эксперименте, до и после тестирования, что позволило выяснить их отношения к тестовым испытаниям, а также с тренерским составом – с целью ознакомления с организацией тренировочного процесса. 2.2.3. Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение является одним из методов изучения процесса обучения и воспитания занимающихся тяжелой атлетикой. В процессе 22
проведения тестирования мы наблюдали за поведением юных тяжелоатлетов, их реакцией на показанные результаты, их поведение во время выполнения тестов. 2.2.4. Оценка уровня здоровья Для определения уровня здоровья старших школьников использовался метод расчетов по пяти индексам . Оценка индексов осуществлялась на основании предельных значений [ 2 ] . Каждый показатель имеет пять степеней ( уровней ) : низкий , ниже среднего , средний , выше среднего , высокий . По общей сумме баллов ( за каждый показатель ) оценивался уровень соматического здоровья каждого школьника . Программа тестирования включала : 1 . Определение веса . Взвешивания проводилось на медицинских весах , в спортивной одежде . 2 . Измерение роста . Измерение проводилось без обуви по колиброванной линейке . 3 . С и л а ( кисти сильной руки ) . Тестирование проводилось с помощью кистевого динамометра . 4 . Артериальное давление ( систолическое ) . Определялся с помощью электронного манометра . 5 . Жизненная емкость легких определялась портативным сухим спирометром . 6 . Прыжок в длину с места проводился в спортивном зале ; результат измерялся рулеткой . Индексы рассчитывались по следующим формулам : Жизненный индекс определялся отношением жизненной емкости легких к массе тела . 23
Силовой индекс - отношение силы более сильной руки к массе тела . Оценка уровня состояния сердечно - сосудистой системы определялась по формуле : ЧСС за 1 мин . умножить на систолическое артериальное давление и разделить на 100 ( тест Робинсона ). Физическая работоспособность определялась с помощью пробы Руффье . Скоростно - силовой индекс является отношением силы сильной руки к массе тела , умноженной на 100. Данные , полученные в ходе исследовании , были обработаны методами математической статистики . 2.2.5. Методы оценки физического развития и физической подготовленности спортсменов Современный уровень спортивных достижений, актуальные задачи физического воспитания и спорта требуют дальнейшего изучения различных показателей физического развития и физической подготовленности спортсменов, которые существенно влияют на специфику решения двигательных задач. Проводилось комплексное тестирование развития силовых способностей. Тестирование позволило оценить уровень развития взрывной, динамической, статической силы и силовой выносливости. Комплекс состоял из восьми тестов: Прыжок в длину с места. Метание набивного мяча из-за головы. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Подъем туловища из положения лежа. Кистевой динамометрии. Становая динамометрия. Вис на согнутых руках. 24
Удержание ног в положении лежа. Технология выполнения тестов: Прыжок в длину с места. Тестирование проводится с использованием общепринятой методики. Исследуемым предлагали три попытки. Фиксировался лучший результат с точностью до сантиметра. Метание мяча назад через голову. В тесте используется мяч весом 4 кг. Из исходного положения пяти перед линией, ноги расставлены на ширине плеч выполняется бросок мяча назад через голову. Из трех попыток фиксируется лучший результат. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Школьник принимает положение упора лежа, руки выпрямлены и разведены на ширину плеч пальцами вперед, туловище и ноги формируют прямую линию. По команде школьник ритмично с полной амплитудой сгибает руки (касаясь грудью пола) и разгибает руки. Выполняется одна попытка, до "отказа". Подъем туловища из положения лежа за 30 секунд. За 30 секунд надо сделать максимальное количество повторений. Силу мышц кисти измеряли ручным динамометром. Динамометр с предельным усилием, но без рывка и каких-либо дополнительных движений сжимали рукой, отведенной в сторону. Измерение повторяли дважды; записывали лучший результат с точностью до 2 кг. Силу мышц спины измеряли становым динамометром. Становая динамометрия – измерение силы мышечных групп, выпрямляющих туловище или мышц спины. Нижняя планка станового динамометра должна быть зафиксирована под ступнями испытуемого. Исследуемый обхватывает верхнюю планку кистями рук и тянет вверх. При этом он пытается выпрямиться при разогнутых в коленях нижних конечностях. Вис на согнутых руках. Школьник выполняет вис на согнутых руках (руки на ширине плеч, подбородок над перекладиной) до отказа, результат фиксируется в секундах. Выполняется одна попытка. 25
Удержание ног в положении лежа. В положении лежа на спине поднять ноги под углом 45 градусов, держать угол до отказа. В первых двух тестах измерялась взрывная мышечная сила, следующие два теста позволяли определить динамическую силу, в пятом и шестом тестах определялась статическая сила, а последние два теста давали возможность оценить уровень развития силовой выносливости. 2.2.6. Педагогический эксперимент В ходе педагогического эксперимента проведено измерение антропометрических показателей старшеклассников, занимающихся тяжелой атлетикой, для определения особенностей телосложения; проводилось сравнение полученных данных с показателями школьников, не занимающихся тяжелой атлетикой (школьники 10-11 классов 16-17 лет общеобразовательной школы №4, г. Клин). В исследовании приняли участие 18 старшеклассников 16- 17 лет (юноши), набранные в секцию для занятий тяжелой атлетикой и 18 старшеклассников (юноши) того же возраста – физически здоровых учеников 10-11-х классов общеобразовательной школы №4, г. Клин. Проведено комплексное тестирование развития силовых способностей юношей, разработаны модельные характеристики силовых способностей старших школьников, занимающихся тяжелой атлетикой. На основе полученных данных была разработана экспериментальная методика формирования двигательных навыков средствами тяжелой атлетики, которая была внедрена в учебно-тренировочный процесс старшеклассников, занимающихся тяжелой атлетикой в секции, доказана эффективность ее применения. Общая продолжительность педагогического эксперимента - 9 месяцев - с сентября 2013г. по май 2014 г. 2.2.7. Методы математической статистики Полученные результаты выполненных исследований обрабатывались с помощью общепринятых методов математической статистики [44]. Математическая обработка проводилась на IBM РС с использованием программного обеспечения «Windows XP - Microsoft Office 2007». 26
Методы математической статистики, которые применялись в работе, были направлены на объективизацию анализа полученных результатов. Их выбор был обусловлен целью и задачами проводимых исследований и характером запланированных экспериментов. При этом определялись следующие характеристики: - Среднее арифметическое -Х ср; - Среднее квадратичное отклонение - S, - Коэффициент вариации - V; - T-критерий Стьюдента - t;
2.3. Организация исследования
Исследование проводилось в ДЮСШ по тяжелой атлетике г. Клин Московской области, с сентября 2013г. по май 2014г. в три этапа каждый из которых имел свои четко обозначенные задачи. На первом этапе анализировалось состояние изучаемого вопроса по данным научно-методической литературы, на основе анализа формулировались цель, гипотеза и задачи исследования определялись методики исследования. На втором этапе определялись физическая подготовленность с использованием тестов, морфологические и физиологические показатели тяжелоатлетов и не занимающихся спортом. На третьем этапе сравнивалась физическая подготовленность контрольной и экспериментальной групп. Проводилось оформление выпускной квалификационной работы.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1.
Изменение уровня физического развития и двигательной подготовленности старших школьников
,
занимающихся тяжелой атлетикой В экспериментальных исследованиях с помощью методов антропометрии нами были определены показатели тела школьников 16- 27
17 л е т , занимающихся тяжелой атлетикой до и после эксперимента ( таблица 1). Т а б л и ц а
1

.
Оценка уровня физического развития до и после эксперимента
, n=18
№ з / п Показатели Ед . изм . До эксперимен та ± σ После эксперимента ± σ Прирост , % р 1 длина тела см 171,27 ± 5,11 176,78 ± 5,52 3,12 >0,05 2 масса тела кг 57,10 ± 5,73 70,67 ± 9,73 19,2 <0,05 3 ОГК ( на вдохе ) см 93,77 ± 5,61 98,33 ± 4,74 4,6 <0,05 4 ОГК ( на выдохе ) см 86,53 ± 4,13 91,61 ± 4,72 5,54 <0,05 5 Динамометри я ( правая рука ) кг 30,55 ± 3,37 52,83 ± 3,52 42,17 <0,01 6 Динамометри я ( левая рука ) кг 29,48 ± 3,36 48,67 ± 3,01 39,43 <0,01 7 Становая сила ( спина ) кг 115,73 ± 6,10 162,17 ± 20,09 28,53 <0,01 8 Становая сила ( ноги ) кг 98,25 ± 4,32 129,44 ± 17,98 24,1 <0,01 9 обхват плеча см 25,85 ± 2,50 29,17 ± 2,31 11,38 <0,05 10 обхват предплечья см 21,56 ± 2,37 26,19 ± 2,07 17,68 <0,05 11 обхват бедра см 48,73 ± 4,61 49,78 ± 6,90 2,11 >0,05 12 обхват голени см 36,10 ± 3,46 38,94 ± 3,56 7,29 <0,05 13 ЖЕЛ л 3,15 ± 0,19 4,08 ± 0,50 22,79 <0,01 28
14 ЧСС ( в состоянии покоя ) уд / м ин 72,57 ± 4,33 65 ± 3,50 11,65 <0,05 Длина тела является интегральным показателем , который изменяется в течение жизни и зависит от темпа роста и развития отдельных костей . Исследование показателей длины тела указывают на то , что занятия физическими упражнениями силового направления не приводят к задержке роста . Проведенные исследования позволили определить изменение средних показателей длины тела школьников 16- 1 7 лет , занимающихся тяжелой атлетикой в течение учебного года , которая увеличилась на 5 , 5 1 с м (3,12%), однако , данное изменение недостоверно и соответствует возрастным нормам (>0,05). Средние показатели массы тела до эксперимента : 57,10 ± 5,73, после - 70,67 ± 9,73 кг - изменения достоверны (<0,05), прирост составил 19,2%. ОГК - один из показателей , используемых при оценке физического развития человека . Средние показатели ОГК у юношей до эксперимента составили : на вдохе - 93,77 ± 5,61 см и 86,53 ± 4,13 см на выдохе . После эксперимента соответственно - 98,33 ± 4,74 и 91,61 ± 4,72 (<0,05), прирост 4,6 и 5,54 соответственно . Наибольший прирост под воздействие силовых тренировок в тяжелой атлетике выявлен для следующих показателей : динамометрии правой и левой рук - 42,17% и 39,43% соответственно (<0,01); становой силы спины - 28,53% (<0,01) и становой сила ног - 24,1 % (<0,01); ЖЕЛ - 22,79 % (<0,01); массы тела - 19,2% (<0,05) и обхвата предплечья - 17,68 % (<0,05). Очень важной является необходимость учета морфологических 29
признаков человека , которые при ориентации и отборе определяются двумя компонентами : морфологические особенности влияют на результаты ( как прямо , то есть через веса - ростовые данные , - в тяжелой атлетике , баскетболе , волейболе , спортивной гимнастике , так и через проявление двигательных качеств , то есть косвенно ); морфологические особенности генетически обусловленные , то есть являются устойчивыми признаками человеческой конституции . Правда , некоторые морфологические показатели можно изменить в процессе тренировки соблюдением определенного режима п и т ан и я , использованием гидропроцедур ( бани ) и д р . Однако изменение поперечных размеров тела практически не касается вертикальных ( длина тела и конечностей ) и ряда других морфологических особенностей костного аппарата . Поэтому в целом оправдана ориентация тренеров и педагогов на особенности телосложения . Обобщая все вышеизложенное , можно предположить , что исследования особенностей телосложения конкретного лица или группы лиц позволит с определенной степенью объективности прогнозировать их двигательные возможности , а , следовательно , и соответствующие способности для достижения успехов в избранном виде спорта . То есть , зная характерные специфические особенности телосложения того или иного спортсмена , можно не только объективно судить его двигательные возможности , но и рекомендовать ему тот или иной вид физических упражнений , который соответствует режиму двигательной деятельности и тренировки , для достижения высоких спортивных результатов . В противном случае , игнорирование данных об особенностях телосложения человека может привести не только к тому , что она не 30
достигнет высоких спортивных показателей , но и , что особенно нежелательно , привести к излишним затратам времени на долгие и бесплодные тренировки , а также , что является еще более негативным фактом - к нарушению состояния здоровья . В таблице 2 приведены результаты исследования двигательной подготовленности школьников 1 6 - 1 7 лет , занимающихся тяжелой атлетикой . Т а б л и ц а
2

.
Изменение двигательной подготовленности школьников в процессе эксперимента
, n=18
Виды силовых способностей Ед . изм . До эксперимен та После эксперимента Прирост р Взрывная сила Прыжок в длину с места см 203,75 ± 11,11 227,4 ± 12,13 10,4 <0,05 Метание мяча см 1124,53 ± 18,6 1311 ± 17,1 14,26 <0,05 Динамиче ская сила Сгибание разгибание рук в упоре лежа кол - во раз 29,73 ± 5,35 46,41 ± 3,31 35,94 <0,01 Подъем туловища из положения лежа кол - во раз 23,65 ± 4,33 34,44 ± 4,56 31,33 <0,01 31
Статичес кая сила Кистевая динамометрии правой руки кг 30,55 ± 3,37 52,83 ± 3,52 42,17 <0,01 Кистевая динамометрии левой руки кг 29,48 ± 3,36 48,67 ± 3,01 39,43 <0,01 Становая динамометрия кг 115,73 ± 6,10 132,56 ± 5,77 28,53 <0,01 Силовая вынослив ость Вис на согнутых руках с 33,43 ± 4,43 54,6 ± 4,83 38,77 <0,01 Удержание ног в положении лежа с 39,81 ± 4,5 51,77 ± 4,92 23,1 <0,05 Согласно данным таблицы 2 , достоверный прирост показателей наблюдался по всем тестам (<0,05-0,01), однако , по ряду показателей , характеризующих силовые способности , выявлен более выраженный прирост (<0,01): динамическая сила - сгибание разгибание рук в упоре лежа и подъем туловища из положения лежа - н а 35,94% и 31,3 соответственно ; как уже отмечалось выше , при анализе данных таблицы 1 , статическая сила по результатам динамометрии , силовая выносливость - н а 38,77% и 23,1% соответственно в тестах вис на согнутых руках и удержание ног в положении лежа . Менее выраженный прирост отмечался по показателям , характеризующим взрывную силу . Следует также подчеркнуть , что по большинству показателей в начале эксперимента уровень двигательной подготовленности старших школьников находился на уровне ниже среднего , а динамическая и статическая сила - на низком уровне . В связи с чем именно по этим двум видам силовых способностей наблюдался максимальный прирост . После 32
проведения педагогического эксперимента , значения исследуемых показателей соответствовали уровням выше нормы и высоким в сравнении со среднестатистическими для данной возрастной группы . Не смотря на то , что данный возрастной период является сенситивным для развития силовых способностей , как известно , естественный прирост имеет определенное ограничение . Так , темп естественного прироста в течение учебного года , который имеет незначительное отклонение в большую сторону от прироста , составляет 8 % . В нашем случае прирост по всем исследуемым показателям превышал 8%. Также нами оценивался уровень соматического здоровья , как интегральный показатель , по результатам расчета индексов Робинсона , жизненного индекса , индекса Кетле , индекса Руффье , индекса Скибинского и индекса мощности В . А . Шаповалова , суммирования полученных результатов и перевода их в балльную систему ( экспресс - оценка соматического здоровья ) , на основе которой выделялись уровни физического здоровья от низкого до высокого . На рисунке 1 приведены результаты исследования уровня соматического здоровья старших школьников 16-17 лет , занимающихся в секции тяжелой атлетики до и после эксперимента . Выявление уровня соматического здоровья в начале эксперимента показало , ч т о 16,7% школьников имели низкий уровень соматического здоровья , 38,9% - ниже среднего , 33,4 % - средний уровень и только по 5,5% - выше среднего и высокий . После эксперимента не обнаружено старших школьников с низким и ниже среднего уровнем здоровья , процент школьников со средним уровнем здоровья 33
уменьшился (27,8%) за счет увеличения группы с выше среднего и высоким уровнем здоровья - 38,9% и 33,5% соответственно . Таким образом , можно сделать вывод о том , что использование средств тяжелой атлетики для физического воспитания старших школьников в условиях дополнительного образования , эффективно для развития их силовых качеств , а также не оказывает негативного воздействия , а наоборот , повышает уровень соматического здоровья и физического развития . Рис
.

1 .
Оценка соматического здоровья школьников
1 6 - 1 7
лет занимающихся тяжелой атлетикой
,
до и после эксперимента 34
до эксперимента после эксперимента 0 10 20 30 40 50 17 0 39 0 33 28 6 39 6 34 низкий ниже среднего средниий выше среднего высокий % школьников ВЫВОДЫ 1. Анализ исследуемой проблемы в педагогической теории и практической деятельности специалистов в области физической культуры и спорта школьников показал , что для формирования двигательных навыков используются различные средства . Однако , остается актуальным поиск новых путей и средств формирования двигательных навыков в процессе физического воспитания . Многие ученые указывают на ведущее влияние силовых способностей при формировании двигательного навыка . Очень хорошо исследованы в современной литературе техника обучения и усовершенствования технического мастерства тяжелоатлетов в ДЮСШ , СДЮСШОР , на 35
этапе высшего спортивного мастерства , но почти отсутствуют исследования оздоровительного воздействия средств тяжелой атлетики на организм старших школьников , дополнительно занимающихся видом спорта тяжелая атлетика в секции . 2. Разработана экспериментальная методика формирования дв и га т е л ь н ы х н а в ы к о в с р е дс т в а ми т я же л о й а т л е т и к и оздоровительной направленности для секционных занятий школьников старших классов . 3. В ходе исследования установлено , что занятие тяжелой атлетикой по предложенной нами экспериментальной методики не только не снижает уровень физического развития и соматического здоровья , но повышает их . Так после эксперимента наблюдался достоверный прирост показателей , характеризующих уровень развития статической силы конечностей и спины - н а 42,7% по сильнейшей руке , на 28,53% - становая сила спины , зафиксировано увеличение ЖЕЛ на 22,1% (<0,01). Также наблюдался несколько меньший , но достоверный на уровне значимости 0 , 0 5 прирост показателей , характеризующих обхватные размеры тела . Длина тела изменялась в пределах возрастной нормы для юношей 16-17 лет . 3 . Результаты тестирования силовых способностей в начале и в конце эксперимента доказывают эффективность предложенной экспериментальной методики формирования двигательных навыков в процессе физического воспитания старших школьников средствами тяжелой атлетике . Для определения эффективности предложенной методики проведен сравнительный анализ результатов школьников до и после 36
эксперимента . Установлен высокий прирост п о к а з а т е л е й , характеризующих статическую и динамическую силу , силовую выносливость - о т 23,1 д о 42,17% (<0,05-0,01), несколько ниже прирост показателей , характеризующих взрывную силу - 10,4 - 14,26% (<0,05). Уровень силовой подготовленности старших школьников , занимающихся тяжелой атлетикой выше среднего и высокий . 4 . Оценка уровня соматического здоровья после эксперимента показала , ч т о з а 9 месяцев занятий по разработанной методике существенно повысился уровень здоровья старших школьников : если до начала регулярных занятий тяжелой атлетикой по предлагаемой методике только 5 , 5 % имели уровень соматического здоровья выше среднего и высокий , а 38,9% школьников были ниже среднего уровнем здоровья и 16,7% - с низким , то в конце эксперимента 38,9% и 33,5% школьников имели соответственно выше среднего и высокий уровни здоровья , старших школьников с низким и ниже среднего уровнями соматического здоровья после эксперимента не выявлено . 37
ПРИЛОЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Таблица
1

-
Уровни двигательной подготовленности старше классников
16-17
лет
(
по данным литературы
)
Виды силовых способностей Ед . изм . Низкий Ниже среднего Средн ий Выше среднег о Высоки й Взрывна я сила Прыжок в длину с места см < 193 194-204 205- 215 216-226 227 > Метание мяча см < 1094 1095-1134 1135- 1274 1275- 1314 1315 > Динами ческая сила Сгибание разгибание рук в упоре лежа кол - во раз < 37 38-42 43-48 49-54 55 > Подъем туловища из положения кол - во раз < 20 21-22 23-24 25-26 27 > 38
лежа Статиче ская сила Кистевой динамометри и правой руки кг < 39 40-43 44-47 48-51 52 > Кистевой динамометри и левой руки кг < 37 38-40 41-43 44-47 48 > Становая динамометри я кг < 99 100-109 110- 119 120-129 130 > Силовая выносли вость Вис на согнутых руках с < 29 30-36 37-43 44-50 51 > Удержание ног в положении лежа с < 38 39-43 44-46 47-49 50 > 39


В раздел образования