Автор: Егорова Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 "Березка"
Населённый пункт: Чувашская Республика, Урмарский район, пос. Урмары
Наименование материала: статья
Тема: "Развитии творческого мышления у старших дошкольников посредством бумажной пластики"
Раздел: дошкольное образование
Развитии творческого мышления
у старших дошкольников посредством бумажной пластики
Реалии
современного
общества
таковы,
что
в
настоящее
время
востребована
личность
творческая,
которая
способна
эффективно
и
нестандартно
выполнять
поставленные
задачи,
решать
возникающие
жизненные проблемы. Особую важность решение этой задачи приобретает на
этапе дошкольного детства, который имеет большое значение в становлении
личности человека (Л.С. Выготский [2], С. Г. Королева [6], В.С. Мухина [7] и
др.) Актуальность проблемы развития творческого мышления отражена и в
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
дошкольного
образования (ФГОС ДО), который направлен на «создание благоприятных
условий
развития
детей
в
соответствии
с
их
возрастными
и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и
творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим
собой, другими детьми, взрослыми и миром» [1].
Отечественные ученые Л. С. Выготский, Г. Д. Кириллова, С. Л.
Рубинштейн
и
другие
рассматривают
вопрос
о
роли
творчества
в
умственном развитии ребенка, формировании его личности [2; 4].
Значительные
возможности
для
развития
творческого
мышления
представляет
изобразительная
деятельность
детей.
Исследованием
изобразительной деятельности в различных его проявлениях как средства
развития воображения, творчества детей занимались В. С. Мухина [5], Т. С.
Комарова [7] и др.
Данная
позиция
находит
подтверждение
в
теории
амплификации,
согласно
которой
роль
в
формировании
творческого
мышления
играют
специфические
виды
детской
деятельности,
к
которым
относится
и
бумажная пластика.
Мы
согласны
с
тем,
что
бумажная
пластика
в
силу
своей
созидательной
природы,
соответствия
интересам
и
потребностям
дошкольников при определенной организации может быть эффективным
средством развития у них творческого мышления.
Несмотря
на
значительную
изученность
проблемы
развития
творческого мышления у детей 5-6 лет, в практической работе дошкольного
образовательного
учреждения
решение
данной
проблемы
реализуется
стихийно, чаще всего посредством отдельных занятий и мероприятий, тогда
как
данный
процесс
должен
быть
организованным.
Необходимы
специальные системы работ, которые способствуют развитию творческого
мышления.
Для
того,
чтобы
выявить
специальные
психолого-педагогические
условия,
способствующие
развитию
творческого
мышления
у
старших
дошкольников, необходимо решить ряд задач:
– изучить состояние проблемы развития творческого мышления.
–
выявить
особенности
развития
творческого
мышления
у
детей
старшего дошкольного возраста.
–
определить
возможности
бумажной
пластики
как
средства
активизации творческого мышления у старших дошкольников
– составить и апробировать систему работы по развитию творческого
мышления посредством бумажной пластики у детей старшего дошкольного
возраста и выявить степень ее эффективности.
Необходимо
отметить,
что
представленный
в
отечественных
и
зарубежных
исследованиях
спектр
взглядов
на
сущность
понятий
«творчество» и «творческое мышление» показывает, что в науке пока нет
однозначного
их
толкования.
Такая
ситуация,
по
нашему
мнению,
в
значительной мере определяется не только глобальностью и сложностью
проблемы, но и разнонаправленностью подходов к её исследованию.
Анализ
источниковой
базы
позволяет
сказать,
что
развитие
творческого мышления у детей дошкольного возраста будет эффективнее
лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный
процесс,
в
ходе
которого
решается
ряд
частных
педагогических
задач,
направленных на достижение конечных целей.
Подчеркнем, что во время занятий бумагопластикой решаются как
практические, так и воспитательно-образовательные задачи, что в целом
позволяет
всесторонне
развивать
личность
ребенка,
его
творческие
способности,
умение
общаться
с
другими
людьми.
Бумагопластика
развивает:
конструктивное
мышление,
творческое
воображение,
художественный вкус; стимулирует развитие памяти; при этом виде занятий
происходит обогащение словаря специальными терминами, закрепляются
основные
геометрические
понятия;
активизируются
мыслительные
процессы.
Последняя из представленных задач невозможна без предварительной
диагностики уровня развития творческого мышления и степени развития
конструктивных умений.
С этой целью нами на базе МБДОУ Детский сад №1 «Березка» п.
Урмары Чувашской Республики был проведен первичный срез данных. В
эксперименте
приняли
участие
20
детей
старшей
группы
«Семицветик»(экспериментальная группа) и 18 детей параллельной группы
«Калинка»(контрольная группа).
Для
определения
уровня
и
особенностей
сформированности
творческого мышления и конструктивных умений у старших дошкольников
нами использовались следующие методики:
1) «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко.
2) «Что произойдёт» А. В. Запорожца [3].
3) Методика экспресс-анализа О. А. Сафоновой [].
Каждая из использованных нами диагностических методик позволяет
фиксировать
значимые
проявления
творческого
мышления
и
реальные
уровни
его
сформированности
у
ребенка.
Проведя
диагностику,
мы
получили следующие результаты:
высокий уровень творческого мышления
зафиксирован у 3 % детей экспериментальной и у
8% детей контрольной
группы; средний уровень показали 30 % дошкольников экспериментальной
и 28 % контрольной группы; низкий уровень творческого мышления имеют
67
% детей экспериментальной и
64
% детей контрольной группы
( см.
рисунок 1).
Рисунок
1.
Сравнение
уровня
творческого
мышления
у
детей
экспериментальной
и
контрольной
групп
на
этапе
констатирующего
эксперимента.
Данные, полученные нами в ходе исследования по методике О. А.
Сафоновой,
показали,
что
распределение
по
уровню
овладения
конструктивной
деятельностью
примерно
одинаково.
10%
детей
эксперимент альной
и
11%
испытумых
конт рольной
г ру п п ы
продемонстрировали
оптимальный
уровень
развития
конструктвных
умений;
25%
и
28%
респондентов
показали
высокий
уровень
конструктивной деятельности. Доля детей с вы-соким уровнем развития
исследуемого
параметра
составила
40%
в
экспериментальной
и
33%
в
контрольной
группе;
низкий
уровень
овладения
конструктивной
деятельностью
выявлен
у
25%
исследуемых
экспериментальной
группы
против 28% в контрольной группе.
На основании полученных данных мы вывели средний показатель,
который составил 2,2 балла, что соответствует среднему уровню овладения
конструктивной деятельностью.
Анализ
результатов
диагностического
исследования
показал,
что
конструктивной деятельностью испытуемые владеют в средней степени; у
большей
части
детей
обеих
групп
творческое
мышление
находится
на
среднем и низком уровнях развития.
Это свидетельствует о необходимости
проведения
работы
по
развитию
творческого
мышления
у
детей
посредством бумажной пластики.
Литература:
1.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования. – М. : Центр педагогического образования, 2014.
– 32 с.
2.
Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте /
Л. С. Выготский. – М. : Просвещение,1991. – 93 с.
3.
Диагностика в детском саду /под ред. Е. А. Ничипорюк, Г. Д.
Посевиной. – Ростов н/Д. : Феникс , 2004.
4.
Кириллова, Г. Д. Начальные формы творческого воображения у
детей / Г. Д. Кириллова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 2. – С. 6–9.
5.
Комарова,
Т.
С.
Дошкольный
возраст:
проблемы
развития
художественно–творческих способностей / Т. С. Комарова // Дошкольное
воспитание. – 2008. – № 10. – С. 65–68.
6.
Королёва, С. Г. Развитие творческих способностей детей 5-7
лет : Пособие для педагогов-психологов ДОУ / С. Г. Королёва. – М. :
Учитель, 2009. – 114 с.
7.
Мухина,
В.
С.
Психическое
развитие
и
обучение
/
Детская
психология / В. С. Мухина. – М : Эксмо, 2002. – 352 с.
8.
Сафонова,
О.
А.
Педагогические
условия
формирования
самостоятельного конструирования из бумаги у детей дошкольного возраста
: автореф. дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / О. А. Сафонова. – Москва. :
НИИ дошкольного воспитания, 1991. – 19 с.