Напоминание

"Развитии творческого мышления у старших дошкольников посредством бумажной пластики"


Автор: Егорова Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 "Березка"
Населённый пункт: Чувашская Республика, Урмарский район, пос. Урмары
Наименование материала: статья
Тема: "Развитии творческого мышления у старших дошкольников посредством бумажной пластики"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитии творческого мышления

у старших дошкольников посредством бумажной пластики

Реалии

современного

общества

таковы,

что

в

настоящее

время

востребована

личность

творческая,

которая

способна

эффективно

и

нестандартно

выполнять

поставленные

задачи,

решать

возникающие

жизненные проблемы. Особую важность решение этой задачи приобретает на

этапе дошкольного детства, который имеет большое значение в становлении

личности человека (Л.С. Выготский [2], С. Г. Королева [6], В.С. Мухина [7] и

др.) Актуальность проблемы развития творческого мышления отражена и в

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

дошкольного

образования (ФГОС ДО), который направлен на «создание благоприятных

условий

развития

детей

в

соответствии

с

их

возрастными

и

индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и

творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим

собой, другими детьми, взрослыми и миром» [1].

Отечественные ученые Л. С. Выготский, Г. Д. Кириллова, С. Л.

Рубинштейн

и

другие

рассматривают

вопрос

о

роли

творчества

в

умственном развитии ребенка, формировании его личности [2; 4].

Значительные

возможности

для

развития

творческого

мышления

представляет

изобразительная

деятельность

детей.

Исследованием

изобразительной деятельности в различных его проявлениях как средства

развития воображения, творчества детей занимались В. С. Мухина [5], Т. С.

Комарова [7] и др.

Данная

позиция

находит

подтверждение

в

теории

амплификации,

согласно

которой

роль

в

формировании

творческого

мышления

играют

специфические

виды

детской

деятельности,

к

которым

относится

и

бумажная пластика.

Мы

согласны

с

тем,

что

бумажная

пластика

в

силу

своей

созидательной

природы,

соответствия

интересам

и

потребностям

дошкольников при определенной организации может быть эффективным

средством развития у них творческого мышления.

Несмотря

на

значительную

изученность

проблемы

развития

творческого мышления у детей 5-6 лет, в практической работе дошкольного

образовательного

учреждения

решение

данной

проблемы

реализуется

стихийно, чаще всего посредством отдельных занятий и мероприятий, тогда

как

данный

процесс

должен

быть

организованным.

Необходимы

специальные системы работ, которые способствуют развитию творческого

мышления.

Для

того,

чтобы

выявить

специальные

психолого-педагогические

условия,

способствующие

развитию

творческого

мышления

у

старших

дошкольников, необходимо решить ряд задач:

– изучить состояние проблемы развития творческого мышления.

выявить

особенности

развития

творческого

мышления

у

детей

старшего дошкольного возраста.

определить

возможности

бумажной

пластики

как

средства

активизации творческого мышления у старших дошкольников

– составить и апробировать систему работы по развитию творческого

мышления посредством бумажной пластики у детей старшего дошкольного

возраста и выявить степень ее эффективности.

Необходимо

отметить,

что

представленный

в

отечественных

и

зарубежных

исследованиях

спектр

взглядов

на

сущность

понятий

«творчество» и «творческое мышление» показывает, что в науке пока нет

однозначного

их

толкования.

Такая

ситуация,

по

нашему

мнению,

в

значительной мере определяется не только глобальностью и сложностью

проблемы, но и разнонаправленностью подходов к её исследованию.

Анализ

источниковой

базы

позволяет

сказать,

что

развитие

творческого мышления у детей дошкольного возраста будет эффективнее

лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный

процесс,

в

ходе

которого

решается

ряд

частных

педагогических

задач,

направленных на достижение конечных целей.

Подчеркнем, что во время занятий бумагопластикой решаются как

практические, так и воспитательно-образовательные задачи, что в целом

позволяет

всесторонне

развивать

личность

ребенка,

его

творческие

способности,

умение

общаться

с

другими

людьми.

Бумагопластика

развивает:

конструктивное

мышление,

творческое

воображение,

художественный вкус; стимулирует развитие памяти; при этом виде занятий

происходит обогащение словаря специальными терминами, закрепляются

основные

геометрические

понятия;

активизируются

мыслительные

процессы.

Последняя из представленных задач невозможна без предварительной

диагностики уровня развития творческого мышления и степени развития

конструктивных умений.

С этой целью нами на базе МБДОУ Детский сад №1 «Березка» п.

Урмары Чувашской Республики был проведен первичный срез данных. В

эксперименте

приняли

участие

20

детей

старшей

группы

«Семицветик»(экспериментальная группа) и 18 детей параллельной группы

«Калинка»(контрольная группа).

Для

определения

уровня

и

особенностей

сформированности

творческого мышления и конструктивных умений у старших дошкольников

нами использовались следующие методики:

1) «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко.

2) «Что произойдёт» А. В. Запорожца [3].

3) Методика экспресс-анализа О. А. Сафоновой [].

Каждая из использованных нами диагностических мето‬дик по‬зво‬ляет

фиксиро‬вать

значимые

про‬явления

тво‬рческо‬го‬

мышления

и

реальные

уро‬вни

его‬

сфо‬рмиро‬ванно‬сти

у

ребенка.

Про‬ведя

диагно‬стику,

мы

по‬лучили следующие результаты:

высокий уровень творческого мышления

зафиксирован у 3 % детей экспериментальной и у

8% детей контрольной

группы; средний уровень показали 30 % дошкольников экспериментальной

и 28 % контрольной группы; низкий уро‬вень тво‬рческо‬го‬ мышления имеют

67

% детей экспериментальной и

64

% детей контрольной группы

( см.

рисунок 1).‬

Рисунок

1.

Сравнение

уровня

творческого

мышления

у

детей

экспериментальной

и

контрольной

групп

на

этапе

констатирующего

эксперимента.

Данные, полученные нами в ходе исследования по методике О. А.

Сафоновой,

показали,

что

распределение

по

уровню

овладения

конструктивной

деятельностью

примерно

одинаково.

10%

детей

эксперимент альной

и

11%

испытумых

конт рольной

г ру п п ы

продемонстрировали

оптимальный

уровень

развития

конструктвных

умений;

25%

и

28%

респондентов

показали

высокий

уровень

конструктивной деятельности. Доля детей с вы-соким уровнем развития

исследуемого

параметра

составила

40%

в

экспериментальной

и

33%

в

контрольной

группе;

низкий

уровень

овладения

конструктивной

деятельностью

выявлен

у

25%

исследуемых

экспериментальной

группы

против 28% в контрольной группе.

На основании полученных данных мы вывели средний показатель,

который составил 2,2 балла, что соответствует среднему уровню овладения

конструктивной деятельностью.

Анализ

результато‬в

диагностического

исследования

по‬казал,

что‬

конструктивной деятельностью испытуемые владеют в средней степени; у

бо‬льшей

части

детей

о‬беих

групп

тво‬рческо‬е

мышление

нахо‬дится

на

среднем и низко‬м уро‬внях развития.

Это свидетельствует о необходимости

проведения

работы

по

развитию

творческого

мышления

у

детей

посредством бумажной пластики.‬

Литература:

1.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного образования. – М. : Центр педагогического образования, 2014.

– 32 с.

2.

Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте /

Л. С. Выготский. – М. : Просвещение,1991. – 93 с.

3.

Диагностика в детском саду /под ред. Е. А. Ничипорюк, Г. Д.

Посевиной. – Ростов н/Д. : Феникс , 2004.

4.

Кириллова, Г. Д. Начальные формы творческого воображения у

детей / Г. Д. Кириллова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 2. – С. 6–9.

5.

Комарова,

Т.

С.

Дошкольный

возраст:

проблемы

развития

художественно–творческих способностей / Т. С. Комарова // Дошкольное

воспитание. – 2008. – № 10. – С. 65–68.

6.

Королёва, С. Г. Развитие творческих способностей детей 5-7

лет : Пособие для педагогов-психологов ДОУ / С. Г. Королёва. – М. :

Учитель, 2009. – 114 с.

7.

Мухина,

В.

С.

Психическое

развитие

и

обучение

/

Детская

психология / В. С. Мухина. – М : Эксмо, 2002. – 352 с.

8.

Сафонова,

О.

А.

Педагогические

условия

формирования

самостоятельного конструирования из бумаги у детей дошкольного возраста

: автореф. дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / О. А. Сафонова. – Москва. :

НИИ дошкольного воспитания, 1991. – 19 с.



В раздел образования