Напоминание

"Формирование основы для саморазвития младших школьников посредством логопедических занятий"


Автор: Чернова Наталья Николавна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКОУ "Троицкая СОШ № 5"
Населённый пункт: пос.Троицкий, Талицкий район, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование основы для саморазвития младших школьников посредством логопедических занятий"
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование основы для саморазвития младших школьников

посредством логопедических занятий.

Чернова Наталья Николаевна

МКОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа № 5»

Речь в жизни современного человека имеет очень большое значение.

Она

является

и

средством

общения,

и

орудием

осуществления

многих

психических

функций,

и

каналом

связи

людей

с

сокровищницей

общечеловеческого социально-исторического опыта.

Человек, обладающий способностью хорошо говорить, достигает

больших успехов в учебе, на работе, он конкурентноспособнее остальных.

Однако грамотная, четкая и ритмичная речь – это не дар, она приобретается

благодаря усилиям. Говоря о детях, мы имеем в виду усилия родителей,

педагогов и самого ребенка. К сожалению, в настоящее время среди младших

школьников

часто

встречаются

дети

с

речевыми

нарушениями.

У

70%

имеются те или иные дефекты звукопроизношения, редко можно встретить

ребенка с богатым словарным запасом и правильно построенной речью. А

ведь

именно

правильная

речь

открывает

перед

школьниками

большие

возможности: легче усваивая учебный материал, они могут углублять знания

по

предметам

и

делиться

этими

знаниями

и

своими

открытиями

с

окружающими, обладая четкой и понятной речью, ребенок может читать

стихи,

выступать

в

роли

ведущего

или

играть

в

сценках

на

детских

праздниках.

А вот речь с нарушениями очень часто является причиной школьных

неудач. На этом фоне у первоклассника быстро формируется отрицательное

отношение к школе, страх перед учителем, нежелание учиться, узнавать что-

то

новое,

совершенствоваться.

Ребенка,

неправильно

проговаривающего

звуки,

в детском коллективе часто передразнивают.

Да и сам ребенок,

взрослея, начинает осознавать свою неполноценность. В конечном итоге, он

замыкается

в

себе,

перестаёт

испытывать

желание

проявлять

себя,

развиваться

как

в

учебной,

так

и

во

внеучебной

деятельности.

Нужно

приложить немало усилий, чтобы заставить его выступать публично. Став

взрослым,

такой

человек,

возможно,

будет

всю

жизнь

сожалеть

о

своих

нереализованных способностях.

Чтобы не допустить этого, именно педагоги должны «разглядеть»

школьника

с

проблемами

в

развитии

и

вовремя

помочь

ему.

Я

не

оговорилась, именно педагоги, так как родители, много времени проводя с

ребенком, не замечают, а порой даже не догадываются о его недостатках.

Логопедические занятия являются одними из первых ступенек на

пути к правильной и красивой речи, а значит, к саморазвитию. Проводя

обследование, логопед выявляет учащихся, имеющих речевые нарушения. В

первую

очередь

в

логопедическую

группу

принимаются

дети,

имеющие

значительные дефекты произношения и несформированные фонематические

процессы.

Работая над исправлением произношения, логопед применяет

массаж,

который

способствует

расслаблению

речевой

мускулатуры.

Артикуляционная

гимнастика

позволяет

совершенствовать

работу

подвижных

частей

речевого

аппарата.

Отработав

отдельные

движения,

логопед

учит

детей

соединять

их

в

комплексы,

необходимые

для

проговаривания нарушенных звуков. Поставленный звук автоматизируется в

различных речевых единицах: слогах, словах, предложениях, стихотворных и

прозаических текстах. Проговаривая речевой материал, школьник знакомится

с

творчеством

различных

поэтов

и

писателей.

Важно

дать

на

занятии

наиболее

интересный

отрывок,

немного

познакомить

с

сюжетом

произведения, чтобы у ребенка возникло желание прочитать его целиком.

Это ли не основа для саморазвития?

Однако, чтобы речь стала красивой, четкой и понятной, мало одной

работы

над

звукопроизношением.

Развивая

фонематические

процессы,

логопед формирует способность детей проговаривать слова без искажения их

слоговой структуры. Огромное значение также имеют занятия по развитию

просодических компонентов речи, мимики, жестов. Логопед, раскрывая детям

красоту

русского

слова,

учит

их

произносить

слова,

используя

самые

разнообразные средства выразительности: интонацию, силу, высоту, тембр

голоса, мелодику и интенсивность.

Добиваясь определенных успехов в преодолении своего дефекта,

дети становятся более уверенными в себе. Многие учащиеся

начинают

посещать

кружки,

связанные

с

активной

речевой

деятельностью:

театральные, вокальные и т.д. Дети стремятся выступать, ведь теперь они

получают удовольствие от своей речи. Руководители кружков, продолжая

работу логопеда, учат детей свободно пользоваться словом, непроизвольно

использовать богатство интонаций, мимики и жестов в различных ролевых

играх и сценках.

На занятиях логопед обращает внимание и на развитие мелкой

моторики своих учащихся,

что способствует совершенствованию их речи.

Дети

учатся

делать

пальчиковую

гимнастику,

массаж

кистей

рук,

изготавливают поделки, рисуют иллюстрации к стихотворениям, сказкам,

рассказам. Эта деятельность тоже может стать стимулом к саморазвитию,

ведь если ребенку понравиться рисовать или лепить, он будет этим серьёзно

заниматься,

а,

возможно,

свяжет

с

этим

свою

профессиональную

деятельность.

Обобщая вышесказанное, хочется вспомнить слова Л.С. Выготского:

«Есть все практические и теоретические основания утверждать, что не только

интеллектуальное

развитие

ребенка,

но

и

формирование

его

характера,

эмоции и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от

речи»(1, с.5). Поэтому, если мы хотим вырастить из ребенка полноценную,

активную,

способную

к

саморазвитию

личность,

необходимо

уделять

внимание его речи.

1.

Курдюкова С.В. Развиваем речь: как слышать и понимать слова,

учимся рассказывать, игры со словами. – М., 2010

2.

Полякова

М.

Самоучитель

по

логопедии.

Универсальное

руководство. – М., 2008

3.

Яговкина

Е.Н.

Моя

педагогическая

философия:

«Я

не

могу

иначе…» // Логопед. 2010. №1.



В раздел образования