Автор: Голосова Елена Александровна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МБОУ СШ №1 Населённый пункт: г.Котово Наименование материала: технологическая карта урока по теме "Генетика человека" 10 класс Тема: "Построение уроков в соответствие с ФГОС" Раздел: полное образование
Цель урока : объяснение сущности хромосомного определения пола и наследования, сцепленного с полом.
Оборудование: интерактивная доска, медиа-проектор, компьютер, рисунки учебника, рабочие тетради, дидактические
материалы.
Этап урока
Действия учителя
Действия
учащихся
Время
Оснащение
I.Организационный
момент
Учитель приветствует учащихся, напоминает о правильной посадке за партой.
20 сек
II.Мотивация.
Вступительное слово
1. Сегодня у нас очень интересная
тема. Мы сможем ответить на вопрос, почему
рождаются мальчики или девочки, узнаем, какие болезни наследуются вместе с полом.
Поработаем в роли генетиков, дающих обоснованные ответы на трудные вопросы.
До начала ХХ века у людей были самые смутные представления о том, каким образом
определяется пол будущего ребёнка. Например, древние греки верили, что девочка
рождается при оплодотворении семенной жидкостью из левого яичка, а мальчики из
правого. Аристотель совершенно серьёзно считал, что овца зачинает плод мужского
пола, если стоит головой к северу, и женского - если к югу. Долгое время врачи
древности полагали, что в женской матке существует три камеры: одна для мальчиков,
другая для девочек, а третья - для гермафродитов. Развеять эту морфологическую
несуразицу удалось только в эпоху Возрождения Леонардо да Винчи и великому
анатому Андреасу Везалию. Однако по - настоящему разобраться с яйцеклетками
млекопитающих удалось лишь два века спустя великому Карлу фон Бэру, эстонцу
немецкого происхождения. 1 мая 1872г. Бэр провозгласил великий биологический
закон, в переводе с латыни он звучал так: "Всё живое из яйца", при этом он имел в виду
не яйцо, а яйцеклетку. Бэру повезло – его выдающиеся научные заслуги были признаны
ещё при жизни. Российская Академия наук выбила в его честь медаль с латинской
надписью «Orsys ab ovo haminem homin ostendit» – «Начавши с яйца, он показал
человеку его самого». Наблюдения и открытия Бэра были верны, хотя информация
2м
40 сек
Плакат
с
надписью
“Orsys ab
ovo
haminem
homin
ostendit”
("Начавши с
яйца,он
показал
человеку
его самого")
Портреты
Леонардо
ла
Винчи,Андр
аса
Везалия,Кар
ла Бэра.
только о внешнем строении яйцеклетки и сперматозоидов млекопитающих никак не
помогала разгадать загадку определения пола зародышей у человека. Для того чтобы
ответить на вопрос, чем именно определяется развитие зародышей по женскому или
мужскому пути, исследователям пришлось пройти долгий путь, полный удивительных
открытий. В частности, они обнаружили в ядрах делящихся клеток хромосомы, и
выяснили, что они являются хранилищами наследственных задатков. Найти ответ на
вопрос: «Чем определяется пол ребёнка, и от
кого, мамы или папы, он зависит»,
проблема нашего урока. Но прежде давайте вспомним некоторые понятия генетики.
III. Актуализация
знаний.
Беседа по вопросам:
•
Что такое пол? Кариотип?
Вспомним основные понятия генетики, для этого сыграем в «Блеф – игру» (устно) .
Верите ли вы, что…
1.ГЕН - определённый участок ДНК, отвечающий за синтез одного белка. (Да)
2.ГЕНОТИП - совокупность свойств и признаков организма. (Нет)
3.ФЕНОТИП - это совокупность всех генов данного организма. (Нет)
4.ГАМЕТА - половая клетка. (Да)
5.ЗИГОТА - диплоидная клетка, образующаяся при слиянии двух гамет. (Да)
6.КАРИОТИП - совокупность всех хромосом данного организма. (Нет)
7. ГЕНОФОНД - совокупность генов популяции или вида. (Да)
8.МОНОГИБРИДНОЕ
СКРЕЩИВАНИЕ
-
скрещивание
особей,
различающихся
по
2
признакам. (Нет)
9.АНАЛИЗИРУЮЩЕЕ СКРЕЩИВАНИЕ - скрещивание исследуемой особи с рецессивной
исходной формой. (Да)
10.ГЕНОМ - совокупность генов в гаплоидном наборе. (Да)
Письменная тестовая работа (Инструкция перед выполнением работы)
Вариант 1.
1.Основные закономерности наследственности и изменчивости впервые установил в 1865г:
А)Г. Мендель; В)Т. Морган;
Б)В.Иогансен; Г)Г.де Фриз.
2.Гены, определяющие альтернативное развитие одного и того же признака и расположенные в
идентичных участках гомологичных хромосом:
А) доминантные; В) аллельные;
Б) рецессивные; Г) неаллельные.
3.Количество
альтернативных
признаков,
исследуемых
при
моногибридном
скрещивании,
равно:
Предполагаемый
ответ
–
пол
зто
совокупность
признаков
и
свойств
организма,
обеспечивающих
воспроизводство.
Ка р и от и п
э т о
совокупность
признаков
(число,
размеры,
форма
и
т.
д.)
полного
набора
хромосом,
присущая
клеткам
данного
биологического
вида.
Самостоятель
но отвечают
на вопросы
(письменно)
1мин
2 мин
Слайд №1 на
ИКД с
вопросами
«Блеф-игры»
Листочки
зеленого
цвета с
тестовыми
заданиями
на 2 варианта
А)1; Б)2; В)3; Г)4.
4.Особи, в потомстве которых не обнаруживается расщепления признака:
А) гибридные; В) гетерозиготные
Б) гомозиготные; Г) гемизиготные
5.Соотношение фенотипов, характерное для расщепления при полном доминировании в случае
моногибридного скрещивания, составляет:
А)1; Б)1:2:1; В)3:1 Г) 2:1
Ответы:
1А; 2В; 3А; 4Б; 5В.
Вариант 2 .
1.Основной
метод
исследования
закономерностей
наследственности
и
изменчивости,
применённый Г.Менделем:
А) цитогенетический; В) статистический;
Б) генеалогический; Г) гибридологический.
2.Совокупность всех наследственных задатков клетки или организма:
А) гены; В) генотип;
Б) геном; Г) генофонд.
3.Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление признака:
А) гибридные; В) гетерозиготные;
Б) гомозиготные; Г) гемизиготные.
4. Гаметы, образуемые гомозиготными особями при моногибридном скрещивании:
А) А, а; Б) АА, Аа; В) Аа,Аа; Г) АА, аа.
5. Соотношение генотипов, характерное для расщепления при моногибридном скрещивании,
составляет:
А)1:1; Б) 1:2:1; В) 3:1; Г) 2:1
Ответы:
1Г; 2В; 3В; 4А; 5Б.
IV.Динамическая
пауза.
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
И на месте мы шагаем,
1 мин
Ноги выше поднимаем.
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд.
(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт.
V. Первичное
восприятие и
усвоение знаний.
1.Откройте учебники на стр.158,§ 3.15 (закладки!). Бегло просмотрите текст и назовите
основные понятия урока. Сформулируйте цели.
2.Рассказ учителя.
Хромосомное определение пола
Большинство животных являются раздельнополыми организмами. Пол можно рассматривать
как совокупность признаков и структур, обеспечивающих способ воспроизводства потомства и
передачу наследственной информации. Кариотип каждого организма содержит хромосомы,
одинаковые у обоих полов, — аутосомы, и хромосомы, по которым женский и мужской пол
отличаются
друг
от
друга,
—
половые
хромосомы.
У
человека
«женскими»
половыми
хромосомами являются две Х-хромосомы. При образовании гамет каждая яйцеклетка получает
одну из Х-хромосом. Пол, у которого образуются гаметы одного типа, несущие Х-хромосому,
называется
гомогаметным.
У
человека
женский
пол
является
гомогаметным.
«Мужские»
половые хромосомы у человека — Х-хромосома и Y-хромосома. При образовании гамет
половина сперматозоидов получает Х-хромосому, другая половина — Y-хромосому. Пол, у
которого образуются гаметы разного типа, называется гетерогаметным. У человека мужской
пол — гетерогаметный. Если образуется зигота, несущая две Х-хромосомы, то из нее будет
формироваться женский организм, если Х-хромосому и Y-хромосому — мужской.
животных можно выделить следующие четыре типа хромосомного определения пола.
Женский
пол
—
гомогаметен
(ХХ),
мужской
—
гетерогаметен
(ХY)
(млекопитающие,
в
частности, человек, дрозофила).
Генетическая схема хромосомного определения пола у человека:
Аутосомы,
половые
хромосомы,
гетерогамет
ный пол,
гомогаметны
й пол,
наследовани
е,
сцепленное
с полом.
1 мин
20 мин
Плакаты с
основными
понятиями
урока.
Слайд №2
Р
♀46, XX
×
♂46, XY
Типы гамет
23, X
23, X 23, Y
F
46, XX женские особи, 50%
46, XY мужские особи, 50%
Генетическая схема хромосомного определения пола у дрозофилы:
Р
♀8, XX×
♂8, XY
Типы гамет
4, X
4, X 4, Y
F
8, XXженские особи, 50%
8, XYмужские особи, 50%
Женский пол — гомогаметен (ХХ), мужской — гетерогаметен (Х0) (прямокрылые).
Генетическая схема хромосомного определения пола у пустынной саранчи:
Р
♀24, XX
×
♂23, X0
Типы гамет
12, X
12, X 11, 0
F
24, XX женские особи, 50%
23, X0 мужские особи, 50%
Женский пол — гетерогаметен (ХY), мужской — гомогаметен (ХХ) (птицы, пресмыкающиеся).
Генетическая схема хромосомного определения пола у голубя:
Р
♀80, XY
×
♂80, XX
Типы гамет
40, X 40, Y
40, X
F
80, XY женские особи, 50%
80, XX мужские особи, 50%
3.Рассказ учителя. Наследование признаков, сцепленных с полом
Установлено, что в половых хромосомах находятся гены, отвечающие не только за развитие
половых,
но
и
за
формирование
неполовых
признаков.
Существуют
признаки,
которые
определяются генами, лежащими в половых хромосомах.
Вот некоторые из них.
1.Гипертрихоз. Чрезмерное развитие волосяного покрова. Вырастание волос на краю ушной
раковины. Проявляется к 17 годам и позже. Ген локализуется в Y – хромосоме.
2.Рахит.
Происходит
нарушение
многих
видов
обмена,
что
приводит
к
нарушению
костеобразования и изменению функций различных органов и систем. Искривление длинных
трубчатых
костей,
голеностопные
и
коленные
суставы
деформированы.
Возникновению
болезни
способствует
нарушение
режима
и
нерациональное
питание
матери
в
период
беременности.
3.Гипоплазия эмали. Резкое истончение эмали, сопровождающееся изменением цвета зубов.
Слайд №3
Слайд №4
VI.Применение
теоретических
Пятна и дефекты различной формы появляются на зубах симметрично.
4. Синдактилия или перепончатость. Полное или частичное сращивание пальцев на руках и
ногах. Например, мизинца с безымянным. У животных рассматривается как норма, у человека
– как уродство.
5.Ихтиоз.
Нарушение
ороговения
кожи.
Роговые
чешуйки
на
коже
подобны
чешуе
рыб.
Разрастание рогового слоя и сосочков кожи с прекращением на поражённых участках пото - и
салоотделения.
6. Дальтонизм - частичная цветовая слепота, один из видов нарушения цветового зрения. Д.
впервые описан в 1794 Дж. Далътоном, который сам страдал этим недостатком. Д. встречается
у 8% мужчин и у 0,5% женщин.
Наследование неполовых признаков, гены которых локализованы в Х- или Y-хромосомах,
называют наследованием, сцепленным с полом.
Изучением наследования генов, локализованных в половых хромосомах, занимался Т. Морган.
У людей мужчина получает Х-хромосому от матери, Y-хромосому — от отца. Женщина
получает одну Х-хромосому от матери, другую Х-хромосому от отца. Х-хромосома — средняя
субметацентрическая, Y-хромосома — мелкая акроцентрическая; Х-хромосома и Y-хромосома
имеют не только разные размеры, строение, но и по большей части несут разные наборы генов.
В
зависимости
от
генного
состава
в
половых
хромосомах
человека
можно
выделить
следующие участки: 1) негомологичный участок Х-хромосомы (с генами, имеющимися только
в
Х-хромосоме);
2)
гомологичный
участок
Х-хромосомы
и
Y-хромосомы
(с
генами,
имеющимися
как
в
Х-хромосоме,
так
и
в
Y-хромосоме);
3)
негомологичный
участок
Y-
хромосомы (с генами, имеющимися только в Y-хромосоме). В зависимости от локализации
гена в свою очередь выделяют следующие типы наследования.
Большинство генов, сцепленных с Х-хромосомой, отсутствуют в Y-хромосоме, поэтому эти
гены (даже рецессивные) будут проявляться фенотипически, так как они представлены в
генотипе в единственном числе. Такие гены получили название гемизиготных. Х-хромосома
человека содержит ряд генов, рецессивные аллели которых определяют развитие тяжелых
аномалий (гемофилия, дальтонизм и пр.). Эти аномалии чаще встречаются у мужчин (так как
они
гемизиготны),
хотя
носителем
генов,
обусловливающих
эти
аномалии,
чаще
бывает
женщина. Например, если ХА — нормальная свертываемость крови, Ха — гемофилия и если
женщина является носительницей гена гемофилии, то у фенотипически здоровых родителей
может родиться сын-гемофилик.
1. Изучение наследования дальтонизма (Инструкция перед выполнением работы)
Самостоятель
ная работа с
учебником на
стр.163-164,
2 мин
Рис79
учебника.
положений в
условиях
выполнения
упражнений и
решения задач .
2.Решение задачи. (Алгоритм, решение, ответ)
Женщина – дальтоник вышла замуж за мужчину с волосатыми ушами. Какие дети могут
родиться, если рецессивный ген дальтонизма локализован в X – хромосоме, а ген волосатых
ушей в Y – хромосоме.
3.Установить соответствие «понятие-определение».
Аутосомы
Хромосомы, по которым женский пол отличается от
мужского
Половые хромосомы
Одинаковые хромосомы у особей разного пола
Гетерогаметный пол
Пол,у которого образуются гаметы разных типов по
половой хромосоме
Гомогаметный пол
Пол,у которого
образуются одинаковые гаметы по
половой хромосоме
рис.79
Учащиеся
проговаривают
алгоритм
решения и
решают.
Работа на
ИКД
2 мин
Листочки
желтого
цвета с
текстом
задачи
Слайд №5
VII.Обобщение.
Возвращаемся к вопросу: «Чем определяется пол ребёнка, и от
кого, мамы или папы, он
зависит?»
*В природе существуют и другие типы определения пола:
Прогамное определение пола обусловлено различиями яйцеклеток из-за неодинакового
количества цитоплазмы, питательных веществ. У коловраток, тлей, морских червей из
крупных яйцеклеток развиваются самки, из мелких - самцы.
Примером эпигамного определения пола после оплодотворения является его развитие у
червя
бонеллиа.
Его
свободноплавающая
личинка
превращается
в
самку,
а
паразитирующая на взрослой самке под влиянием ее гормонов превращается в самца.
Сингамное - в момент оплодотворения.
Предполагаем
ый ответ: пол
ребенка
определяется в
момент
оплодотворения,
хромосомным
набором.зависит
от хромосомы
отца.
2 мин
Слайд №6
VIII.Рефлексия.
Телеграмма
родителям «Что я
сегодня узнал?»
30 сек
IX. Домашнее
задание.
Изучить §3.15, выписать в тетрадь основные понятия урока с определениями.
30 сек