Автор: Биянова Ольга Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №7"
Населённый пункт: Красноярский край г. Боготол
Наименование материала: Статья
Тема: "Открытое образовательное пространство как условие развития личности ребенка дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование
Проектирование открытого образовательного пространства.
В настоящее время в нашем детском саду идет активная работа по
реализации проекта «Открытое образовательное пространство как условие
развития личности ребенка дошкольного возраста».
Основная
идея
проекта
состоит
в
том,
чтобы
сделать
дошкольное
учреждение открытой системой, сообществом детей и взрослых, совместно
проживающих
разнообразные
события.
Эти
события
становятся
пространством для развития интересов и склонностей детей дошкольного
возраста.
Для обеспечения открытости образовательного пространства в детском
саду реализован ряд идей:
-Проект «Детский сад - открытое коммуникативное пространство» и
проект
«Давайте ходить друг к другу в гости» позволили нам расширить границы
образовательного пространства.
Во-первых, это физическое пространство: проводя большую часть
времени в одном помещении, дети лишены свободы передвижения, их мир
ограничен стенами одной комнаты, в которой они пребывают изо дня в день
в течение многих месяцев.
Во-вторых,
коммуникативное
пространство.
Круг
общения
детей
ограничен членами определённой одновозрастной группы (15-20 человек).
Ребёнку очень трудно выразить избирательные предпочтения или установить
прочные контакты с ровесниками из других групп и, особенно, с детьми
других возрастом (как старших, так и младших). В одновозрастной группе
также усилена ситуация конкуренции и соперничества среди ровесников.
Кратковременные встречи на прогулках (где также каждой группе отведено
своё место) или на праздниках, где участники разных групп демонстрируют
свои
достижения,
не
компенсирует
дефицита
общения
с
детьми
других
групп. Это же относится и к общению с взрослым. Оставаясь членом одной и
той же группы в течение нескольких лет, ребёнок вынужден общаться с двумя
воспитателями и практически не общается с педагогами других групп. Эти
соображения
побудили
внедрить
в
практику
новую
организацию
жизнедеятельности детей. В режиме дня сада мы выделили время для
встреч
с
ребятами
из
других
групп. Дети,
как
правило,
в
процессе
общения
самостоятельно выбирают вид занятия или тему игры. Задача воспитателей -
подключение к этому процессу, помощь в создании игрового пространства.
Возможность выбора занятий и партнёров предоставляется ребёнку уже с 3-х
лет.
На каждый период времени педагогический коллектив планирует
определённый
проект
для
детского
сада,
тема
которого
связана
либо
с
сезонными
событиями,
либо
с
национальными
праздниками,
либо
с
замыслом педагогов.
В рамках такого общего проекта выделяются отдельные
задачи, которые выполняют разные группы детей – по их собственному
желанию
(
н-р
одна
группа
детей
готовит
костюмы,
другая
оформляет
помещение,
третья
репетирует
танцы,
четвёртая
готовит
представление).
Дети сами предлагают или выбирают форму и степень своего участия в
проекте.
В ходе реализации проекта дети получили возможность расширить
границы повседневного общения, навыки коллективного взаимодействия и
сотрудничества в совместных играх, творческой и трудовой деятельности,
стали более раскрепощёнными, контактными и заинтересованными.
Еще
одной
интересной
идеей
реализуемой
в
настоящее
время
в
детском
саду
стал
проект
«Время
выбора»,
который
дает
возможность
ребенку в утренние и вечерние часы, свободные от режимных моментов,
заниматься, чем он хочет. Каждый день в нашем детском саду на сюжетную
игру
отводится
40-60
минут.
Содержание игры полностью
определяется
самими
детьми
и
может
быть
иногда
совершенно
неожиданным.
Задача
воспитателя - заготовить всё, что может потребоваться детям в их игре или
пробудить
фантазию. Все
это
формирует
у
детей
самостоятельность
в
принятии решений.
Открытость
ДОУ
предполагает
расширение
права
и
полномочий
участников образовательного процесса. Педагогам нашего детского сада мы
стараемся
предоставить больше
свободы
при
планировании
обучения,
выборе места, времени и темпа. Родители включены в структуры управления
ДОУ и привлекаются к совместным проектам. Отличительной чертой таких
мероприятий становится активное участие родителей в роли организаторов и
непосредственных исполнителей.
Особой формой сотрудничества с родителей является день ежегодный
самоуправления и день открытых дверей. К ним весь коллектив готовится с
особой тщательностью. Выбираются наиболее интересные формы, методы и
приемы работы с детьми, с тем, чтобы родители смогли увидеть, насколько
разносторонен образовательный процесс детского сада.
Для
обеспечения
открытости
образовательного
пространства
обеспечивается
информирование
всех
участников
воспитательно-
образовательного
процесса,
привлечение
к
совместной
деятельности
социальных
партнеров.
Нельзя
сказать,
что
наш
детский
сад
ранее
не
сотрудничал с другими социальными институтами. Однако такое партнерство
не
являлось
постоянным.
Это
обусловило необходимость
перехода
от
закрытого
дошкольного
образования
к
образованию
открытого
типа,
изменению
традиционной
образовательной
практики.
В
настоящее
время
ведется
активная
работа
по
установлению
устойчивого
сотрудничества
с
социумом. Можно с уверенностью сказать, что социальными партнерами в
воспитании
и
развитии
детей
нашего
ДОУ
уже
являются:
семья,
Центральная детская библиотека, ДДТ, ДЮСШ, музыкальная школа детская
поликлиника и др.
Создана
система
информирования,
обеспечивающая
ознакомление
заинтересованных лиц со всеми значимыми документами, услугами. В нашем
ДОУ вся информация о деятельности дошкольного учреждения открыта и
доступна
родителям.
Этому
способствует
своевременное
оповещение
о
проводимых мероприятиях через рекламу, объявления, групповые стенды,
буклеты.
Информационные
стенды
в
коридорах
детского
сада
привлекают
внимание
родителей
к
жизни
в
ДОУ.
Доступно,
кратко,
иллюстративно,
освещаются
основные
особенности
учреждения,
линии
развития,
рассказывается
о
специалистах,
достижениях
коллектива.
Имеется
информация о реализуемой основной образовательной программе. В детском
саду
издается
газета
«Сибирячок». Газета
дает
возможность
донести
до
родителей информацию о жизни детского сада, о происходящих событиях.
Конечно
же,
нельзя
обойти
вниманием
такой
важный
современный
источник информации, как официальный сайт ДОУ, который делает жизнь
дошкольного учреждения открытой, обеспечивает быструю обратную связь.
Информация на сайте обновляется еженедельно и позволяет быть в курсе
всех событий происходящих в ДОУ, знакомиться со всеми документами,
нормативно - правовой базой дошкольного учреждения.
Открытость учреждения проявляется также в том, что на базе нашего
МБДОУ
проводятся
практические
семинары
для
педагогического
сообщества:
«Современный
воспитатель-
личность
и
профессионал»,
«Комплексный
подход
как
необходимое
условие
обновления
системы
оценивания качества дошкольного образования» и мероприятия для детей
подготовительных
групп
детских
садов
нашего
города
(интеллектуальная
игра
в
форме
бреин
–ринга
«Всезнайка»,
конкурс
чтецов
«Защитники
Отечества и др. )
Перспективным
направлением
работе
детского
сада
является
предоставление
вариативных
дополнительных
образовательных
услуг
в
соответствии
с
запросами
социума;
построения
индивидуальных
образовательных
маршрутов;
организация
эффективной
системы
стимулирования и мотивации педагогов.
Эти
качественные
изменения,
определили
стратегию
дальнейшего
развития
нашего
детского
сада,
определяют
образ
открытого
образовательного пространства ДОУ.