Автор: Ломакина Раиса Альбертовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №23
Населённый пункт: ПГТ Могзон Забайкальский край
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование классного коллектива"
Раздел: среднее образование
ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ.
В 2014- 2015 учебном году я взяла классное руководство в5А классе. Так как
длительное время (в течение 10 лет) не имела классного руководства, очень
волновалась. Как сложится наша школьная семья, будет ли у нас понимание,
сотрудничество?
Поэтому я поставила перед собой цель: формирование классного коллектива,
дружного, сплоченного, творческого.
Еще Аристотель говорил, что «коль человек- существо общественное, то
только в обществе он может развить свою природу».
Далее я направила свою деятельность на знакомство с работами
исследователей А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, В.Н.
Сороки- Росинского, Л. И. Новиковой, Н. Я. Скороходовой по особенностям
формирования классного коллектива.
При этом я постаралась определить , какие же мои пятиклассники, каждый
отдельно: проанализировала документацию , имеющуюся на каждого
обучающегося ( личное дело, характеристику), побеседовала с родителями,
учителями начальных классов, совместно с психологом школы провели
несколько тестирований детей по рисункам, вопросам, анкетам. В результате
был составлен психологический портрет на каждого обучающегося и на весь
класс. Также диагностика показала, что коллектива пока нет, так как из трех
четвертых классов были сформированы два пятых класса.
Коллектив как специально организованное объединение обучающихся
формируется не сразу. Процесс формирования коллектива длительный и
проходит через ряд этапов. На
первом организационном этапе у пятиклассников с вхождением в новый
коллектив проходит еще социально- психологическая адаптация к учебному
процессу, усвоение новых требований. Поэтому руководящие функции
принадлежат классному руководителю. На данном этапе моя основная
задача состояла в создании благоприятных условий для формирования
личности каждого обучающегося.
При планировании работы классных и общешкольных мероприятий
старалась привлекать родителей. От взаимоотношений классного
руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми. В
содружестве с семьей формируются навыки и привычки поведения ребенка,
определяется характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и
создаются предпосылки развития коллективизма как качества личности.
Отношения с родителями строю на взаимоуважении, помощи и терпимости
по отношению друг к другу. Ведь чтобы расположить ребенка к себе я
должна понимать и уважать его родителей!
Поэтому вторая задача была определена так: создание в классе единого
коллектива детей и родителей. Где я выступаю связующим звеном,
координатором, который должен сплотить этот коллектив. При проведении
родительских собраний готовили с ребятами отчет за прошедший год в
форме художественной самодеятельности.
На первом классном часе выработали законы класса, их у нас получилось
восемь.
Первый- Закон Правды. Правда
нужна не только тебе, но и окружающим. Будь правдив.
Второй- Закон Уважения.
Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай других.
Третий- Закон Заботы.
Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим.
Четвертый- Закон Добра.
Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
Пятый – Закон Смелости.
Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе: будь смел.
Шестой – закон Чести.
Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей
духовной силе, долге, достоинстве.
Седьмой – Закон Милосердия. Тебе
сегодня хорошо, а другим , может быть, плохо- не забывай о них.
Восьмой- Закон Свободы.
Будь свободным и отстаивай свою свободу, не забывая о свободе других.
А также разработали следующие заповеди класса:
НУЖНО: учиться, не лениться. Быть чутким, терпеливым. Учиться у других,
если они сделали это лучше.
МОЖНО: делать добро, обращаться за помощью, если не справляешься сам,
защищать слабого.
ПОМНИ: наша школа самая лучшая потому, что она наша. Лучше отдать свое,
чем взять чужое. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Думаю, что подобные мероприятия способствовали сплочению коллектива,
ребята чувствовали защищенность. А.
С. Макаренко считал, что ни один ребенок не должен чувствовать себя в
коллективе обособленно и беззащитно. Так
как ребята только что пришли из начальной школы и первая учительница для
них – кумир. Я спланировала такое мероприятие : по итогам первого
полугодия отчет перед первой учительницей, по итогам успеваемости,
пропускам уроков, участию в общешкольных и классных мероприятиях.
Ребята ответственно готовились к этому мероприятию, считали сколько в
классе получили «5», «4», «3», «2», кто из учеников получил больше»5»,
готовили шуточные инсценировки, организовали выставку дневников и
тетрадей обучающихся.
На следующем этапе формирования классного коллектива- провела работу
по организации классного самоуправления. Ребята высказали свое мнение о
том, какое поручение они хотели бы иметь, какое поручение рекомендовали
бы своему однокласснику. Поручения были распределены на классном
собрании, путем общего голосования. Так был выбран актив класса и
сформировано классное самоуправление. Все ребята класса имеют
поручения с учетом их интересов.
В. А. Сухомлинский (с.200) писал « Правильно организовать воспитание в
подростковом возрасте- это значит добиться того, чтобы каждый подросток
раскрывал себя именно в той деятельности, которая в наибольшей мере
соответствует его задаткам... Нет ничего хуже при воспитании школьников
этого возраста, как заставлять весь коллектив подростков делать одно и то
же. Какой бы привлекательной ни была коллективная деятельность, но
интересной для всех и интересной всегда она быть не может».
Большая часть ребят занимается в системе дополнительного образования, из
27 обучающихся два ученика посещают художественную школу, семь
учеников железнодорожный кружок, пятнадцать ребят секции по волейболу
и ОФП, пять учеников занимаются в центре «Досуг». Это способствует
развитию их творческих, художественных и физических способностей.
Взаимовлияние классного коллектива на ребенка и ребенка на класс
многогранно и зависит как от характеристики класса, так и от
индивидуальных особенностей обучающихся.
На данном этапе важно проводить работу по воспитанию актива, по
развитию организаторских способностей и устранению негативных явлений:
зазнайства, «командного тона», «звездной болезни», тщеславия.
Укреплению и развитию коллектива на данном этапе способствуют
интересные, разнообразные виды совместной деятельности. На третьем
этапе развития коллектив достиг высокого уровня сплоченности,
организованности, ответственности членов коллектива и это позволяет
коллективу самостоятельно решать разнообразные задачи.
Наш классный коллектив находится на третьем этапе своего развития, в
классе благоприятный психологический микроклимат, каждый обучающийся
нашел свое место в классном коллективе и реализовывает себя в различных
внеклассных мероприятиях. Ученики моего класса активные участники РДШ,
школьной конференции «Шаг в науку», интеллектуальных и творческих
конкурсов: «Туристическая песня», «Песня из кинофильма», « Праздник
песни и строя», предметных декад и недель, туристических слетов, КВН,
аукциона талантов.
Сегодня для меня 8А класс любимый, неповторимый и самый лучший. У нас
много планов и задумок на будущее.
Ломакина Р.А.