Напоминание

"Программа внеурочной деятельности "Детский психологический театр "Кукольный театр дядюшки Римуса"


Автор: Жебо Ирина Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 12
Населённый пункт: город Хабаровск, Хабаровский край
Наименование материала: авторская учебная программа
Тема: "Программа внеурочной деятельности "Детский психологический театр "Кукольный театр дядюшки Римуса"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Авторская программа

внеурочной деятельности

по художественно-эстетическому

направлению:

Детский психологический театр

«Кукольный театр

дядюшки Римуса»
для учащихся 1-4 классов
Составитель: Жебо И.В.
Педагог дополнительного образования МБОУ СОШ № 12 г. Хабаровска zhiv07@yandex

Рабочая

программа

внеурочной деятельности

по художественно-эстетическому направлению:

Детский психологический театр

«Кукольный театр дядюшки Римуса»

для учащихся 1-4 классов
Составитель:
Жебо И.В. (на основе программы внеурочной деятельности Художественное творчество. Социальное творчество. Д.В. Григорьева, Б.В. Куприянова.)
Пояснительная записка

“Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира

детей…”

(Б. М. Теплов)

Кукольный театр
- одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все возможно. Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д. Для осуществлений этих целей кукольный театр располагает большими возможностями. Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взято в силу образно - конкретного мышления младшего школьника помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению в ы р а ж а т ь с в о и ч у в с т в а . Самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, кукольный театр позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием памяти, воображения,
фантазии, инициативности, закрепощенности. Огромная сила воздействия театральной игры развивает, воспитывает многие положительные качества личности и дает реальную возможность адаптироваться ребенку в социальной среде.
Новизна программы
: Рабочая программа «Кукольный театр дядюшки Римуса»» для учащихся 1-4 классов по художественно-эстетическому направлению составлена на основе федерального государственного стандарта начального общего образования (2010г.), на основе программы внеурочной деятельности «Художественное творчество. Социальное творчество», Д.В. Григорьева, Б.В. Куприянова, и ориентирована на развитие коммуникативной и эмоциональной сферы личности ребёнка, содействие его социализации, выявление и развитие задатков и творческих способностей младших школьников. По целевой направленности программа является развивающей (направлена на решение первостепенных задач, ведущих к самораскрытию детей, к осознанию ими собственной духовной индивидуальности) и социально-адаптивной (развивает: отношение к себе - реабилитация «Я» в собственных глазах, достижение уверенности в себе; объективная самооценка, отношение к другим – способность к доброжелательному критическому восприятию достоинств и недостатков окружающих, формирование навыков адекватного общения).
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом
начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются: 1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного курса. 2. В основу реализации программы положены
ценностные ориентиры и воспитательные

результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают
уровневую оценк
у в достижении планируемых результатов. 4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом К концу обучения в кукольном театре учащиеся получат возможность:
Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать
– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом - знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа. - иметь нравственно- этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими -необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами разных систем; -о способах кукловождения кукол разных систем;
творческом процессе. - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. -о сценической речи; -о декорациях к спектаклю; -о подборе музыкального сопровождения к спектаклю.
Уметь
- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. -соблюдать правила игры и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - выбирать вид чтения в зависимости от цели; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - формулировать собственное мнение и позицию - работать с куклами изученных систем при показе спектакля; -импровизировать; -работать в группе, в коллективе. -выступать перед публикой, зрителями.
Применят

ь
- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и - полученные сведения о многообразии театрального искусства - самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект -иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах
систематизировать полученные умения и навыки. творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания.
Актуальность программы:
Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Игры, проводимые на внеурочных занятиях, являются для ребенка действительно игрой, а не заорганизованной деятельностью, где каждый участник проявляет свою инициативу, свои желания и представления, учится согласовывать свои действия с действиями других участников, с определенными правилами. Занятия с детьми сценической речью служат своего рода эталоном правильной речи и одновременно упражняют и развивают слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой. Следовательно, занимаясь в процессе обучения сценической речи дыхательной гимнастикой, ребёнок одновременно укрепляет своё здоровье; тренирует артикуляционный аппарат. Последнее обстоятельство исключительно важно, потому что без навыков активной работы артикуляционного аппарата, заложенных в детстве, речь взрослого человека часто становится нечёткой, неразборчивой, не доносит до слушающего главный компонент речи – её содержание. Всё это может в дальнейшем негативно отражаться на его профессиональной деятельности.
Цель программы:
Главной целью программы является развитие творческого потенциала каждого ребенка, овладение учащимися навыками коллективного взаимодействия и общения. Доминантной формой учения является игровая деятельность (специальные театральные игры, этюды, упражнения по ритмопластике и культуре речи). Предлагаемая программа соответствует: - Современным целям общего образования. - Основным положениям Концепции модернизации Российского образования. - Перспективным целям начального образования в школе.
Задачи:

1. Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.); 2. Развивать у детей речевой слух, внимание и память; 3. Помогать в овладении литературным произношением, согласно современным нормам русского языка; 4. Развивать речевые и творческие способности; 5. Организовать художественно-речевую и театрализованную деятельность; 6. Содействовать развитию выразительности речи детей в процессе работы над техникой, интонацией, исполнением чтецких номеров; 7. Содействовать развитию сценических способностей детей (в плане соотнесения интонационной и пластической выразительности образа, взаимодействия с партнёром, контакта со зрителем и т.д.); 8. Предоставить детям опыт эмоционально-творческих переживаний в процессе постановки и показа инсценировки; организации театрализовано - досуговой деятельности.
Режим и формы занятий:
Занятия проводятся 1 час в неделю (по подгруппам) в игровой комнате, специально предназначенной для внеурочной деятельности .Также используется актовый зал и сцена для репетиций и прогонов контрольных уроков, самих уроков, репетиций, прогонов инсценированных представлений и самих представлений. Занятия проводятся с учащимися общеобразовательных классов. Планируемое количество обучающихся 14-16 человек(в группе). Такое количество позволяет педагогу реализовывать на практике принцип индивидуально-личностного подхода к обучающимся, что очень важно. Постигать данное искусство обучающиеся будут постепенно: познакомятся с историей и видами кукольного театра, овладеют навыком работы с куклой, умением самостоятельно изготавливать куклы и бутафорию, а потом приступят к работе над выбранной пьесой. При организации работы педагогу нужно помнить и выполнять одно из самых основных требований к занятиям - необходимо учитывать влияние кукольного театра на детей и с большой требовательностью относиться к идейному содержанию спектаклей, их художественному оформлению и проведению. Все, что показывается детям, должно быть высокоидейным и методически правильным. При распределении занятий учесть уровень подготовки и возраст обучающихся. Шире использовать индивидуальные формы работы. Виды занятий – практические: игровые упражнения, театральные игры, работа над выразительностью речи при чтении стихов, инсценировки сказок и др. Игра, игровые упражнения, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Занятия строятся на принципе добровольного вовлечения в игру. Используются различные виды игр: эмоционально-сенсорные, интеллектуальные, подвижные. На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы, так и игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины.
Также используется актерские тренинги и специальный цикл упражнений, нужных для общего и специального (профессионального) развития учеников. Программа является вариативной. Могут вноситься изменения в содержания тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения
Требования к уровню подготовки:
К концу обучения дети приобретут следующие умения и навыки: - свободно и раскрепощенно держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками; - импровизировать средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонации (при передаче характерных особенностей различных персонажей и т. д.); - самостоятельно слышать неправильное произношение и свои речевые недостатки; - работать в коллективе и подчиняться общим правилам; - применять на практике полученные знания;
Ожидаемые результаты:
1. Развитие творческого потенциала детей, проявление их способностей и талантов 2. Создание прочной развивающей среды, способствующей развитию таланта ребенка. 3. Создание информационного банка методического обеспечения работы с детьми первого года обучения. 4. Создание системы психологического и педагогического сопровождения детей- первоклассников. 5. Система мониторинга, которая содержит педагогическую диагностику, психодиагностику и социодиагностику. 6. Участие в общешкольных и классных праздниках.
Способы проверки результатов обучения:
В качестве промежуточных результатов освоения первоклассниками программы могут рассматриваться: выразительность исполнения разученных стихов; актерская работа в инсценировках сказок; театрализованных представлений умения при помощи кукол передавать эмоциональное состояние. Методы и формы диагностики могут варьироваться (беседа, игра, театрализация, досуг и т.д.). В качестве параметра определения достигнутых результатов служит уровень овладения художественными умениями и творческие достижения каждого обучающегося. Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы: - театральные постановки - игры; - открытые занятия; - концерты; - анкеты; - тесты. Диагностика:

Фамилия, имя

Организация театрализованной деятельности
Техника и выразительность речи Умение работать с куклой Импровизация Участие в инсценировке сказок
1 КЛАСС

Учебно-тематический план



Содержание программы

Всего часов

Теория

Практика
1. Вводное занятие 1 1 2. Изготовление кукол. Куклы из подручных материалов. (пластиковые ложки и китайские палочки для еды) 2 0.5 1.5 3 Навыки работы с куклами из подручных материалов. Первые навыки работы над ширмой (настольной) 3 0.5 2.5 4 Театральная игра 2 2 5 Культура и техника речи 2 0.5 1.5 6 Театрализация 6 6 7 Итоговое занятие 1 1
Итого:

17

1.5

15.5

1. Вводное занятие
Знакомство с педагогом. Игры на знакомство, способствующие возникновению дружеских взаимоотношений. Знакомство с историей кукольного театра, его видами. Показ различных кукол и рассказ о них.
2. Изготовление кукол. Куклы из подручных материалов.
Рассказать, из каких материалов можно изготовить кукол, о способах их изготовления. Изготовление кукол из пластиковых ложек и китайских палочек для еды. Изготовление кукол для спектакля.
3. Навыки работы с куклами из пластиковых ложек. Первые навыки работы над ширмой
Способы управления куклами. Передача с помощью кукол настроения, эмоций, речи. Первые навыки работы над ширмой (настольной). Парные игры-импровизации. Сюжетные сценки.
4. Театральная игра
Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций.
5. Культура и техника речи

Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Работа над стихотворением и басней.
6. Театрализация.
Инсценировка сказок, литературных произведений.
7. Итоговое занятие:
В конце курса проводится итоговое занятие. Каждое занятие интегрировано и включает в себя элементы всех изложенных выше видов деятельности.
Результаты 1 года обучения

1 уровень результатов –
приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, о правилах групповой работы и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать
– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе. - знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа. - о способах взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. - необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами -картинками, куклами, изготовленными из подручного материала; - о способах кукловождения кукол этих систем; - о сценической речи;
Уметь
-Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). -В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, - Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. - Проговаривать последовательность действий . - высказывать своё предположение (версию) - работать по предложенному учителем плану. - отличать верно выполненное задание от неверного. - совместно с учителем и - работать с куклами изученных систем при показе спектакля; - импровизировать; - работать в группе, в коллективе. - выступать перед публикой, зрителями.
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. -соблюдать правила игры и дисциплину; другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других.
-
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
2 КЛАСС

Учебно-тематический план
№ Содержание программы Всего часов Теория Практика 1. Вводное занятие. Повторение материала 1 класса. 1 1 2 Конусный театр. Изготовление кукол для конусного театра. 2 0.5 1.5 3 Навыки работы с конусными куклами. 2 0.5 1.5 4 Театральная игра 2 2 5 Культура и техника речи 2 2 6 Театрализация 7 7 7 Итоговое занятие 1 1
Итого:

17

1

16

Содержание программы

1. Вводное занятие
Повторение материала 1 класса. Игры «Снежный ком», «Верим -не верим», «Покажи жестами»
2. Конусный театр. Изготовление кукол для конусного театра.

Показ различных кукол для конусного театра. Рассказ о способах их изготовления. Изготовление конусных кукол для спектакля.
3. Навыки работы с конусными куклами.
Способы управления конусными куклами. Передача с помощью кукол настроения, эмоций, речи. Парные игры-импровизации. Сюжетные сценки.
4. Театральная игра
Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций.
5. Культура и техника речи
Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Работа над стихотворением и басней.
6. Театрализация.
Инсценировка сказок, литературных произведений.
7. Итоговое занятие:
В конце курса проводится итоговое занятие. Каждое занятие интегрировано и включает в себя элементы всех изложенных выше видов деятельности.


Результаты 2 года обучения

2 уровень результатов –
получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать
– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе. - правила игрового общения, о правильном - знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа. - иметь нравственно- этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, - необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с конусными куклами; - о способах кукловождения изученных кукол ; - о сценической речи;
отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. - о декорациях к спектаклю; - технологию изготовления конусной куклы;
Уметь
- Определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). - В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить. - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. -соблюдать правила игры и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. - Определять и формулировать цель деятельности . - Проговаривать последовательность действий . - высказывать своё предположение (версию) - совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста). - Слушать и понимать речь других.
-
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей - контролировать и оценивать процесс и - работать с куклами изученных систем при показе спектакля; - импровизировать; - работать в группе, в коллективе. - выступать перед публикой, зрителями.
результат деятельности ( под руководством учителя); - выбирать вид чтения в зависимости от цели; - формулировать собственное мнение и позицию под руководством учителя
Применять
- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. - полученные сведения о многообразии театрального искусства -иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, - в игре использовать накопленные знания.
3 КЛАСС

Учебно-тематический план
№ Содержание программы Всего часов Теория Практика 1. Вводное занятие. Повторение материала 2 кл. Ролевая игра «Репортаж «Как я провел лето»» 1 1 2 Театр предметных кукол. Виды предметных кукол. Выбор и изготовление кукол для спектакля. 2 0.5 1.5 3 Навыки работы с предметными куклами. 2 0.5 1.5 4 Театральная игра 2 2 5 Культура и техника речи 2 2 6 Театрализация 7 7 7 Итоговое занятие 1 1
Итого:

17

1

16

Содержание программы

1. Вводное занятие

Повторение материала 2 класса . Ролевая игра «Репортаж «Как я провел лето»
2. Театр предметных кукол.
Знакомство с театром предметных кукол, его разнообразие. Показ кукол. Выбор кукол для спектакля. Изготовление кукол.
3. Навыки работы с предметными куклами.
Способы управления предметными куклами. Передача с помощью кукол настроения, эмоций, речи. Парные игры-импровизации. Сюжетные сценки.
4. Театральная игра
Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций.
5. Культура и техника речи
Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Работа над стихотворением и басней.
6. Театрализация.
Инсценировка сказок, литературных произведений.
7. Итоговое занятие:
В конце курса проводится итоговое занятие. Каждое занятие интегрировано и включает в себя элементы всех изложенных выше видов деятельности.
Результаты 3 года обучения

3 уровень результатов
– активное, деятельное отношение к окружающей действительности, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, умение работать в команде, полностью отвечая как за результаты своей собственной деятельности, так и за качество процесса в целом.
Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать
– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе. - правила игрового общения, о правильном - знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа. - иметь нравственно- этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, - необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с предметными куклами; - о способах кукловождения ; - о сценической речи; - о декорациях к
отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. спектаклю; - технологию изготовления предметной куклы;
Уметь
- Следовать общим для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). - В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить. - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. -соблюдать правила игры и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. - Определять и формулировать цель деятельности . - Проговаривать последовательность действий . - высказывать своё предположение (версию) - совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - аргументированно отстаивать свое мнение перед товарищами. -осуществлять сотрудничество в малых группах; - работать с куклами изученных систем при показе спектакля; - импровизировать; - договариваться о распределении обязанностей в совместной деятельности; - выступать перед публикой, зрителями;
Применять
- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в - полученные сведения о многообразии театрального -иметь первоначальный опыт самореализации в
процессе взаимодействия ; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. искусства различных видах творческой деятельности, - в игре использовать накопленные знания.
4 КЛАСС

Учебно-тематический план
№ Содержание программы Всего часов Теория Практика 1. Вводное занятие. Повторение материала 3 кл. Ролевая игра «Репортаж «Как я провел лето»» 1 1 2 Театр скульптурных(чулочных) кукол. Виды скульптурных (чулочных) кукол. Выбор и изготовление кукол для спектакля. 2 0.5 1.5 3 Навыки работы со скульптурными (чулочными) куклами. 2 0.5 1.5 4 Театральная игра 2 2 5 Культура и техника речи 2 2 6 Театрализация 7 7 7 Итоговое занятие 1 1
Итого:

17

1

16

Содержание программы

1. Вводное занятие
Повторение материала 3 класса . Ролевая игра «Репортаж «Как я провел лето»
2. Театр скульптурных (чулочных) кукол.
Знакомство с театром скульптурных (чулочных) кукол, его разнообразие. Показ кукол. Выбор кукол для спектакля. Изготовление кукол.
3. Навыки работы со скульптурными (чулочными) куклами.
Способы управления скульптурными (чулочными) куклами. Передача с помощью кукол настроения, эмоций, речи. Парные игры-импровизации. Сюжетные сценки.

4. Театральная игра
Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций.
5. Культура и техника речи
Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Работа над стихотворением и басней.
6. Театрализация.
Инсценировка сказок, литературных произведений.
7. Итоговое занятие:
В конце курса проводится итоговое занятие. Каждое занятие интегрировано и включает в себя элементы всех изложенных выше видов деятельности.
Результаты 4 года обучения

4 уровень результатов
– творческое и духовное развитие участников процесса; воспитание социально- адаптированного человека, способного применять на практике знания, полученные в кукольном театре.
Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать
– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе. - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. - знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа. - иметь нравственно- этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. - необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы со скульптурными (чулочными) куклами; - о способах кукловождения ; - о сценической речи; - о декорациях к спектаклю; - о бутафории к спектаклю; - технологию изготовления скульптурной
(чулочной) куклы; -умения научить других делать скульптурные (чулочные) куклы;
Уметь
- Следовать общим для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). - В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить. - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. -соблюдать правила игры и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. - Определять и формулировать цель деятельности . - Проговаривать последовательность действий . - высказывать своё предположение (версию) - совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - аргументированно отстаивать свое мнение перед товарищами; - адекватно оценивать свою работу и работу товарищей; - анализировать свою работу (причины успеха\неуспеха) - работать с куклами изученных систем при показе спектакля; - импровизировать; - работать в группе, в коллективе. - выступать перед публикой, зрителями.
Применять
- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в - полученные сведения о многообразии театрального -иметь первоначальный опыт самореализации в
процессе взаимодействия ; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. искусства различных видах творческой деятельности, - в игре использовать накопленные знания.
Методическое обеспечение
Методическое обеспечение реализации программы включает, прежде всего, разнообразие форм проведения занятий. В образовательном процессе объединения используются различные
виды игр:

● эмоционально-сенсорные игр
ы, основанные на развитии чувственной и эмоциональной сферы личности ребёнка (игры-знакомства, игры на внимание, эмоционально-разогревающие игры, пальчиковые игры); ●
интеллектуальные игры,
ориентированные на развитие нестандартного самостоятельного мышления, логики, интуиции, чувства юмора, интеллектуальной реакции (словесные, наглядно- предметные, соревновательные и интерактивные); ●
креативные игры,
способствующие развитию ассоциативного, нестандартного, конструктивно- моделирующего взгляда на мир, воображения и фантазии, стремления к творчеству в процессе жизнедеятельности (словесные, пластические и драматические, изобразительные); ●
подвижные игры
, которые носят полифункциональный характер, развивая чувство ритма, мысль, навыки общения, фантазию, волю, внимание и т.д. Одна из важнейших их особенностей – вариативность и возможность усложнения (сюжетные, соревновательные, эстафеты, аттракционы, народные хороводные игры). Особое место в методическом обеспечении деятельности объединения играет
тренинг
– специальная систематическая тренировка, обучение по заранее отработанной методике, сконцентрированное на формировании и совершенствовании определенных умений, навыков и их комбинаций. Тренинг используется для решения преимущественно обучающих и технических задач; кроме того, в работе объединения возможно и целесообразно использование психологического тренинга как метода активного социально-психологического развития и обучения.
Расходы по реализации программы:
Бюджетные и внебюджетные средства.

Технические средства для реализации программы:
Компьютер, ноутбук, интерактивная доска, телевизор, микрофоны, студия звукозаписи, колонки, наушники.
Используемая литература
1.Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 1990. 2.Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии.-С-П., 2001. 3.Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001. 4.Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999. 5.Лаптева Г. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Тетральные занятия с детьми 5-9 лет.- М: Речь, 2011.- 160с. 6.Петров И.Ф. Театр предметных кукол.- М,: ВЛАДОС, 2004.-54 с. 7.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М., 2000. 8.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997. 9.Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997. 10.Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996. 11. Флинг Х. Куклы-марионетки. С-П., 2000. 12. Наш школьный кукольный театр. — М., 1978.
Интернет ресурсы:
Воспитание сценой. Журнал.2009-2011гг. teatrbaby Все о театре. История театра. theatre.dagistinfo
Приложение к программе:

Упражнения:
- обращенные на развитие внимания и эмоциональной сферы ребенка. 1. Картинки из спичек. 2. Роботы 3. Рисунки на заборе
Упражнения на развитие сообразительности.
4.Мозаика
5. Театральная афиша 6. Скороговорки 7. Зеркало 8.“Вредные советы” 9. Цирк 10. Пантомима. 11. Театр жестов 12. С миру по строчке…
Примерные сценарии :
1. «Ручное эхо» сказка-сценка на навыки коллективного показа (1 класс) 2. «Спор овощей» сказка (1 класс) 3. «Повстречали мы в лесу…» (экологическая сказка) (1 класс) 4. «Город вежливых слов» сказка ( 2 класс) 5. «Басни И.Крылова» театрализация (2 класс) 6. «Дело мастера боится» (3 класс)
Театральные игры:
1.«Верю- не верю» 2. «Снежный ком» 3. «Это Я» 4. «Поговорим жестами» 5. «Говорим как…» 6. «Покажи своего любимца» 7. «Мы рисуем сказку» 8. «Сочиняем сказку» 9. «Путешествие в сказку»
Примерный перечень литературы для занятий
1. Заходер Б. «Кит и кот», «Бочонок-собачонок» и др. стихи 2. Маршак С. д«Кошкин ом», «Дом, который построил Джек», «Сказка о глупом мышонке», «Двенадцать месяцев» и др. стихи. 3. Михалков С. «А что у вас?», «Одна рифма». 4. Остер Г. «Вредные советы» и др. стихи. 5. Самойлов Д. «Жил-был слонёнок», «Слонёнок идет учиться». 6. Успенский Э. «Память» и др. стихи. 7. Русские народные пословицы и скороговоки. 8. Чуковский К. «Муха-цокотуха», «Бармалей», «Айболит» «Котауси и мауси», «Телефон»; др. стихи и загадки.
9. «Волк и семеро козлят» – по мотивам народной сказки и сказки Ю. Энтина. 10 Бианки В. «Приключения мышонка Пика» и др. рассказы о животных. 11. Барто А. Стихотворения. 12. Крылов И.С Басни.
Структура и наполнение разминки

Часть разминки

Упражнения
Моторная · Для головы и шеи: наклоны, вращение, вытягивание · Плечи и руки: пожимание, вращение, торсии, вытяжки · Корпус: вращение, вытягивание, торсии с руками, вес · Ноги: вращение, прыжки, приседания. · Ритмические упражнения (эхо, пулеметная очередь…) · Упражнения на внимание (ловля хлопка, мяу-пшшш…) Артикуляционная · Разминка для губ и челюстей: вращение, растягивание · Для языка: уколы, вытягивание, болтушки · Вибрации с постукиванием кончиками пальцев и кулаками. Дикционная · А-о-у-и-ы + слоги · Контрастные гласные + скороговорки · Чистоговорки с напрашивающимися рифмами · Скороговорки с ритмическими рисунками Интонационная · Скороговорки с заданной интонацией · «Лепка фразы» с заданными интонациями – 2 команды · Одна интонация (на имя, на счет) · Пулеметная очередь интонаций Пластическая · Разделение на группы · Этюды по темам · Этюды по картинам · Игры (ниточка, шар, канат, зеркало, тень, кошки, лепка) По программе « Детский психологический театр «Кукольный театр дядюшки Римуса» я работаю четыре года. Главной целью образовательной программы является – развитие творческого потенциала каждого ребенка, овладение учащимися навыками коллективного взаимодействия и общения. Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
1. Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.); 2. Развивать у детей речевой слух, внимание и память; 3. Содействовать развитию выразительности речи детей в процессе работы над техникой, интонацией, исполнением чтецких номеров; 4. Содействовать развитию сценических способностей детей (в плане соотнесения интонационной и пластической выразительности образа, взаимодействия с партнёром, контакта со зрителем и т.д.); 5. Предоставить детям опыт эмоционально-творческих переживаний в процессе постановки и показа инсценировки; организации театрализовано - досуговой деятельности. Анализируя цели и задачи Программы можно с уверенностью сказать, что все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо. Но все они, такие разные, любят кукольный театр. Дети всегда с нетерпением ждут встречи с театром кукол, ведь куклы могут всё или почти всё, куклы творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности детей, корректируют их поведение. Вот почему ребята так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, исполняют кукольные роли. Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Цельюзанятий в театре кукол: развитие творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства. Данную цель я реализовывала через решение следующих задач:  реализация творческого потенциала личности младшего школьника;  знакомство учащихся с основами кукольной театрализации (театральная игра и актёрское мастерство, приёмы кукловождения, сценическое движение, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации, история кукольного театра);  систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, фантазии, речи детей;  развитие художественного и ассоциативного мышления младших школьников;  обогащение эмоционально-образной сферы школьников;  формирование художественных предпочтений, этических, эстетических оценок искусства, природы, окружающего мира;  формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;  развитие коммуникативной культуры детей. Программа внеурочной деятельности «Детский психологический театр «Кукольный театр дядюшки Римуса» предназначена для детей младшего школьного возраста и рассчитана на 4 года обучения: первый год обучения – учащиеся первого класса; второй год обучения – учащиеся второго класса; третий год обучения - учащиеся третьего класса; четвёртый год обучения – учащиеся четвёртого класса. Участниками группы являются ученики одного класса. На сегодняшний день по данной программе занимаются 24 группы ( 12 групп первое полугодие, 12 групп – второе полугодие). В группе 15-17 учащихся. У каждой параллели (1-4 кл.) свой вид театра. Изучение театрального искусства идет от простого к более сложному. Это касается как и кукол, так и сценариев сказок.

1 год обучения
В первых классах у нас кукольный театр из подручных средств. Это самый простой вид кукольного театра. Кукол для своих представлений мы изготавливаем из пластиковых ложек и китайских палочек . А оформлением служат цветной картон, пуговицы, обертки от цветочных букетов и т.п. Сценарий сказки тоже достаточно простой (сказка «Спор овощей). Работая над ним, мы знакомимся с азами сценического мастерства (движения кукол, особенности речи, характера героя).
2 год обучения
Во втором классе у нас театр конусных кукол. Представления для такого театра можно устраивать как за ширмой, так и просто на столе. Кукол для конусного театра мы изготавливали из старых мягких игрушек и пластиковых бутылок. Причем, если в первом классе многим детям куклы помогали делать родители, то кукол для конусного театра ребята сделали уже сами на занятиях. Мы поставили музыкальную сказку-путешествие «Город вежливых слов». В ней много песен, частушек, движения. По содержанию и объему эта сказка сложнее, чем «Спор овощей», но ребята прекрасно справились.
3 год обучения
В третьем классе мы изучаем театр предметных кукол. Почти любой предмет может выступить в качестве куклы. Вот что говорит об этом Евгений Сперанский: «Все, на что устремляется человеческая фантазия, предполагая в нем живое, становится куклой». И мы решили доказать это! Так, обыкновенные пластиковые бутылки в руках ребят превратились в героев сказки О.Емельяновой «Дело мастера боится» -в архитектора, портниху, пожарного.Более того, ребята сами придумывали для своих героев необходимую бутафорию, чтобы подчеркнуть характер того или иного персонажа. В этом спектакле много героев и, при работе над спектаклем мы решали такие задачи, как научиться театральному диалогу, четкому взаимодействию большого количества персонажей.
4 год обучения
Четвертый класс – самый сложный, как по виду кукол (техника скульптурного текстиля), так и по работе над спектаклем. Основой для кукол так же являются пластиковые бутылки. Только изготовление кукол намного сложнее, чем в предыдущих классах и занимает больше времени. (см. Мастер –класс 4 кл.). Что касается самого представления, то это спектакль – проект. Учащиеся подбирают материал на заданную тему. Моя задача – помочь сделать из выбранного материала зрелищный спектакль. Так получилось фольклорное представление «Русский хоровод». В основу каждого года обучения мною положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Одним из важных принципов успешной реализации любой программы дополнительного образования является то, что ребенок должен видеть конечный результат своей деятельности, иметь возможность сравнивать свои достижения с достижениями товарищей по команде. В театральной деятельности конечным продуктом является показ спектакля, выступление перед зрителями. Подготовка каждого нашего спектакля обязательно заканчивается премьерой на которую мы приглашаем учащихся , родителей наших маленьких друзей из детского сада. Так учащиеся получают первый опыт выступления перед зрителями. Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:  игра  беседа  изучение основ сценического мастерства  мастерская образа  постановка спектакля  посещение спектакля  актёрский тренинг
 выступление Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость. На своих занятиях я использую как специальные театрализированные игры ( «Покажи своего любимца», «Я вас угощаю», «Поговорим жестами»), так и применяю элементы игры на различных этапах занятия. Поясню на примере. Одной из основ любой театральной деятельности является умение правильно говорить. Для обучения ребят основам риторики я использую скороговорки, так как именно с их помощью можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов, неправильного ударения и пр. Как всякая игра, скороговорки очень хорошо воспринимаются детьми. Весёлая и лёгкая форма обучения правильной речи – вот главное назначение скороговорок. Но в своей работе я расширила и упорядочила по возрастным группам принцип работы со скороговорками. В первом классе мы учимся не только говорить скороговорки, но и показывать их. Что это нам дает? Во-первых, ребята учатся говорить в движении. Причем, как не странно, они быстрее запоминают слова скороговорки, правильность произношения. Во-вторых, дети больше двигаются на занятиях, что плодотворно отражается на их здоровье. Во втором классе мы учимся говорить скороговорки на заданные интонации, эмоции (возмущение, жалоба, ликование, злость и т.д.). При рассказе скороговорки ребята дополняют ее движениями рук, головы. Подобные упражнения развивают эмоциональный настрой детей, улучшают его, что так же хорошо для здоровья. В третьем классе учащиеся говорят скороговорки на определенную ситуацию.
Скороговорка:
«Снега лавина сползла с половины, сползла с половины пологой горы, Еще половина снежной лавины лежит на пологой горе до поры». Вопрос учителя: «Если бы мы услышали эту информацию по телевизору, в какой передаче ее бы передали?» Ответы учеников: новости, ЧП, природные катаклизмы,( т.е ребята понимают, что подобная новость- это чрезвычайное происшествие, нечто, выходящее за рамки обыденности.) Задание ученикам- произнести эту скороговорку так, чтобы люди, которые живут у подножия горы, поняли всю серьезность положения и уехали. ( На наших занятиях эта роль обычно отводится мне. Это меня ребята «спасают от снежного завала»! Причем, у меня есть право вернуться обратно, если кто- нибудь из ребят произнесет скороговорку с неправильной интонацией). Скороговорка считается сданной, когда я «уезжаю от горы». Получается поучительная и веселая игра, в которой участвуют, как и дети, так и я! Следующий момент наших занятий, на котором я бы хотела остановиться, это театральная игра «Рисуем и сочиняем сказку» или сказкотерапия. Такие занятия я провожу в каждом классе в конце четверти. Обычно я называю героев, которых ребята должны представить, нарисовать и придумать про них сказку, соблюдая главный принцип нашего театра – у нас в сказках никто никого не есть, не обманывает, не убивает! Мы только спасаем, дружим и помогаем! Иногда для таких историй я придумываю абсолютно противоположных героев, например, Лев и Мышь. То есть, ребята должны придумать такую историю в которой Лев и Мышь могут подружиться. В начале занятия мы вместе разбираем ситуации, при которых возможна дружба таких противоположных персонажей: Мышка освободила Льва из сетки. Или показала, где можно найти воду …То есть, дети понимают, что дружба между героями может возникнуть только после совершения доброго поступка. Такие истории учат детей неконфликтному решению проблем. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что раннее формирование навыков театрального творчества у школьников способствует их гармоничному художественному
развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности. Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. В конце каждого года на последнем занятии я провожу с учащимися рефлексию: я прошу детей самим оценить наши занятия, выстроив ассоциативную цепочку к словосочетанию «
Наш кукольный

театр
». «Познавательный, веселый, добрый, красивый, смешной, увлекательный» - вот такие прилагательные ребята подобрали к нашим занятиям театром. И для меня это высший критерий оценки моей работы


В раздел образования